Полностью Только текст
Сегодня
четверг, 4 июля 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Малооблачно, без осадков, +18 +20 oC
Ветер cеверо-восточный, 0-2 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Новости / 2003 / Январь / 21 

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

Тезисы выступления заместителя Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе В.Н. Кичеджина Совете Центрального федерального округа 21 января 2003 г. в г.Брянске

Почти 16 лет прошло с того страшного дня, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС. По официальным (видимо заниженным) данным, в атмосферу было выброшено порядка 50 млн. Кюри. Масштабы последствий, которые мы не оценили в полной мере и по сей день, оказались таковы, что ныне в характеристике тех событий употребляется слово "катастрофа". Радиоактивность загрязнения цезием - 137 плотностью 1 Кюри/кв.км и более подверглось 15 субъектов Российской Федерации, 11 из которых входят в Центральный федеральный округ. Наиболее сильно в этом отношении пострадали Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области.
16 лет - срок немалый. И в общественном сознании, и в политике, и в существующей системе государственных интересов и приоритетов чернобыльская тема отошла на второй план. Правомерно ли? Всем известно, что в целом чернобыльская катастрофа обусловила комплекс серьезных экологических, медицинских, демографических и социально-экономических последствий. Приведу некоторые данные (представленные ФАПСИ). В Брянской области радиоактивно загрязненной оказалось 1/3 территории. Особенно пострадали экономически развитые и густонаселенные юго-западные районы. Загрязнено 228,5 тысяч гектаров лесного фонда. 65% детей Российской Федерации с заболеваниями щитовидной железы приходится на Брянщину. В Калужской области общая площадь "загрязненной" территории составляет более 16% всей территории региона. Здесь проживает 87 674 человека, в том числе около 20 тысяч детей. В Орловской области радиоактивному загрязнению подверглось 38% всей территории. В настоящее время на загрязненной территории проживают около 140 тыс.человек, в том числе 30,1 тыс.детей. 885 населенных пункта относятся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и 15
населенных пунктов - к зоне с правом на отселение, в которой проживает 512 человек, в том числе 91 ребенок. В Тульской области в зоне радиоактивного загрязнения находится 1299 населенных пунктов, в 17 из 23 районов области, в которых проживает более 30% населения области. В Смоленской области проживет 11,3 тыс. человек, пострадавших в результате радиационной катастрофы.
Даже 16 лет спустя мы имеем дело с долговременной разноаспектной проблемой, которая требует адекватной системы управления. Во-первых, необходимо априори исходить из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия этой катастрофы, затронувшей судьбы сотен тысяч людей. И здесь нельзя не отметить, что не смотря на все просчеты, экономические трудности за прошедшие годы был проделан беспрецедентно большой объем работ по минимизации последствий аварии. Важно подчеркнуть, что вопросы решались программно-целевыми методами, реализовывался ряд государственных целевых программ, включавших такие важные направления, как контроль за радиационной обстановкой, охрану здоровья и снижение доз облучения населения, реабилитацию территорий, социальную и психологическую реабилитацию населения и др. Весьма значителен был объем капитальных вложений по инвестиционным чернобыльским проектам, которые оказали в целом позитивное влияние на социально-экономическое развитие загрязненных территорий. С 1992 по 2001 год можно привести следующие цифры по вводу мощностей по чернобыльским объектам: жилые дома -1331,65 тыс.кв.м, дошкольные учреждения - 3465 мест, больницы - 1287 коек, поликлиники - 4995 пос./смену, газовые сети - 322,57 км. Наиболее пострадавшая Брянская область газифицирована полностью. Я понимаю, что сегодня мы услышим много критики по поводу реализации чернобыльских программ, недофинансирования программных мероприятий, по поводу выполнения статей Федерального закона "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и т.д. Вместе с тем, согласитесь, накоплен как негативный, так и положительный опыт реализации различных программных мероприятий, имеется значительная научно обоснованная информация о среднесрочных и долгосрочных последствиях катастрофы. Все это нуждается в осмыслении.
Во-вторых, страна живет в иных экономических условиях, когда действуют отличные от советских времен экономические законы. Весь комплекс чернобыльских проблем оказался вплетенным в тугой узел общеэкономического трансформационного кризиса: падение производства, снижение уровня жизни населения, сужение государственных инвестиций, обусловленное вовсе не злым умыслом чиновников или скаредностью Минфина, структурные диспропорции, неурегулированность межбюджетных отношений, инфляционные процессы - все это сделало недостаточно эффективными или вовсе неэффективными те механизмы, которые закладывались в реализацию социально-экономических мер по минимизации последствий чернобыльской катастрофы. Вывод очевиден. Вся система управления чернобыльской проблемой нуждается в оптимизации: речь идет прежде всего о поиске эффективных экономических механизмов как оказания комплексной социальной помощи населению загрязненных территорий, так и инвестирования мероприятий федеральных и региональных программ преодоления последствий радиационных аварий; настало время определения реально реализуемых приоритетов по минимизации последствий чернобыльской катастрофы; нуждается в улучшении межведомственная и межрегиональная координация в данной сфере.
Сегодняшний Совет Центрального федерального округа собрал представителей регионов, всех заинтересованных органов федеральной власти, общественной организации Союз "Чернобыль", ученых. Каждый из выступающих, владеющий тем или иным аспектом чернобыльской проблемы, я надеюсь, внесет свои конструктивные предложения. Я со своей стороны, остановлюсь на ряде насущных вопросов обсуждаемой на совете проблемы.
За прошедший период в стране, округе создана система мониторинга радиационной обстановки на радиоактивно загрязненных территориях. Изданы карты загрязнения Европейской части России цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239. К числу проблем, с одной стороны, формально решенных, а с другой стороны, требующей постоянного совершенствования относится система оценки доз облучения населения от чернобыльской аварии. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.01 г., в прошедшем году были проведены дополнительные обследования населенных пунктов с целью получения данных среднегодовых эффективных доз облучения жителей населенных пунктов в зонах радиоактивного загрязнения за 2001 год, а также накопленных доз облучения за 1986-2001 годы. Среднегодовые эффективные дозы облучения учитывают, как правило, вклад изотопов стронция или цезия. Однако радиоактивные выпадения, произошедшие в апреле-мае 1986 г. привели к формированию высоких доз облучения радиоизотопами йода-131, который накапливался в щитовидной железе. Карты поражения этим видом радиоактивных изотопов не составлялись. Расчеты накопленных доз у населения, включающие помимо цезия и стронция и "йодовые" дозы в щитовидной железе, существенно увеличивают количество населенных пунктов с повышенным показателем накопленных у населения доз облучения. Таким образом, решение вопроса выработки критерия перехода загрязненной территории к статусу территорий с нормальной радиационной обстановкой требует тщательной научно-методической, правовой проработки, а также учета социальных последствий. Думается, этот аспект должен быть учтен при принятии изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Остановлюсь на вопросе социальных льгот для населения пострадавших территорий и ликвидаторов. Здесь нужно откровенно признать, что некоторые принятые на законодательном уровне еще в докризисный советский период решения в области социальной защиты, не были или перестали быть обоснованными. Критерии адресности предоставления льгот были изначально размыты. В условиях значительного снижения уровня жизни и роста безработицы вследствие экономического кризиса 90-х годов "чернобыльские" льготы и компенсации стали для людей
возможностью пополнения семейных бюджетов. Если можно так выразиться, многие привыкли к такой поддержке. Случается это порождает иждивенческие настроения, утрату активной жизненной позиции. Известно немало случаев, когда после выведения населенных пунктов из числа территорий со льготным социально-экономическим статусом, люди обращались в суд. Мы понимаем, что право на льготы предоставлено Законом, защищается Конституцией страны. Правительству как органу государственной исполнительной власти не пристало нарушать эти Законы, свои обязательства перед населением необходимо выполнять. Однако назрела необходимость определенного смещения акцентов в государственной политике в сфере управления чернобыльской проблемой с мер социального вспомоществования к созданию условий для экономического развития пострадавших территорий.
Многие сегодняшние болевые точки чернобыльской проблемы обусловлены не столько недостатком финансирования, сколько непродуманностью предпринимаемых ранее мер. Ярким примером сказанному может служить реализация программы переселения из зон отчуждения и отселения. Известны случаи, когда для переселенцев, что называется в "чистом поле" "лепились" дома, а об инфраструктуре,
обеспечении людей работой просто забывалось. В итоге граждане были вынуждены возвращаться обратно. В Брянской области до сих пор имеется зона отчуждения (аналог 30-километровой зоны рядом с ЧАЭС), на которой проживает около 160 человек, а также зоны отселения, в которые более половины населения приехали уже после катастрофы! Людям просто некуда деваться! В целом по округу с 1986 по 2001 г. из населенных пунктов обязательного отселения переселено лишь 52,7% от проживающих в них граждан. Полностью отселено только 40 населенных пунктов из 67, подлежащих обязательному отселению. Проблема обеспечения жильем переселенцев осталась нерешенной. На 1 января 2002 г. в органах региональной исполнительной власти состояло на учете для получения жилой площади в Брянской области около 1000 семей, в Калужской - 238, в Смоленской - 98, в Белгородской и Воронежской - по 50, в Липецкой - 43 семьи.
Неясен правовой статус зон с правом на отселение. Здесь гражданам, с одной стороны, предоставлено право на жилье на чистых территориях, а, с другой стороны, государство не обеспечивает их жильем, заставляя решать жилищные проблемы за счет собственных средств.
Остается острой проблема обеспечения жильем ликвидаторов. Интересный факт: за 1995-2001 годы благоустроенное жилье общей площадью 622,1 тыс. кв.м получили 15 тыс. семей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Вместе с тем, в связи с увеличением численности семей и ростом количества инвалидов среди данной категории граждан, общее количество нуждающихся в улучшении жилищных условий значительно возросло. За прошедшие 16 лет очередь не уменьшилась, а выросла! При этом кто-то не столько в соответствии с законом, сколько благодаря личным связям сумел улучшить свои жилищные условия по 2-3 раза, а кто-то из ликвидаторов-инвалидов по-прежнему имеет неблагоустроенное жилье. В некоторых областях для ликвидаторов в год выделяется лишь по 2-3 квартиры. По подсчетам, если темпы выделения жилья останутся прежними, то понадобится 30-40 лет чтобы удовлетворить потребность в жилье для ликвидаторов, причем, подчеркну, потребность, гарантированную Законом. Как разорвать замкнутый круг ограниченности бюджетных средств для строительства жилья? В Брянской области, например, для снятия остроты данного вопроса, используют механизм долевого участия в строительстве жилья. Не залезая ни в Федеральный, ни в областной бюджет Брянское отделение общества "Чернобыль" за счет привлеченных средств, коммерческой деятельности реализует собственную строительную программу. Возможно, кто-то скажет, что не дело общественной организации инвалидов заниматься бизнесом. Однако, я думаю, к этому опыту надо присмотреться и подвести под него необходимую правовую базу. В округе реализуется, в соответствии с соглашениями между правительством Москвы и администрациями ряда областей, достаточно масштабная Программа строительства жилья. Давайте рассмотрим вопрос выделения определенной доли вводимого жилищного фонда для обеспечения жильем ликвидаторов.
Безусловно, вышесказанные меры не снимают необходимость финансирования строительства жилья и других объектов из федерального бюджета в соответствии с принятыми федеральными целевыми программами. Всем известны ежегодные трудности с формированием федерального бюджета. Вместе с тем, федеральный центр не должен перекладывать на пострадавшие регионы все бремя решения чернобыльской проблемы, которая носит общегосударственный характер.
На Советах Центрального федерального округа мы не раз говорили о необходимости развития единого экономического пространства, об интенсификации межрегиональных связей. В ряде областей имеются территории, которые местные жители называют резервациями. Дело в том, что в этих загрязненных зонах продукция сельского хозяйства не соответствует санитарным правилам и нормам и, вследствие этого, не реализуема, не является товаром. Фактически люди здесь ведут натуральное хозяйство, получая еще большие дозы радиации вместе с нечистыми продуктами. В целом ежегодно в Центральном федеральном округе производится около 3 тыс. тонн мяса, более 10 тыс. тонн молока с недопустимым содержания радионуклидов. Хозяйства и через 16 лет после катастрофы несут значительный экономический ущерб.
Еще хуже обстоит дело в лесном хозяйстве. Радиоактивное загрязнение нарушило сложившийся режим ведения лесной отрасли, привело к изменению экономической и экологической роли леса. В зонах отчуждения и отселения пользование лесом было приостановлено. Здесь ежегодно усыхают на корню десятки тысяч кубометров древостоя. Зараженные леса срочно нуждаются в проведении противопожарных и лесозащитных мероприятий. Все мы помним пожары в подмосковных лесах. Пожар в загрязненном лесе по своим последствиям сравним с чернобыльским взрывом.
Всем известно, что разработаны технологии по реабилитации зараженных сельхозугодий. Соответствующие работы проводились, но не в достаточных объемах. Сохраняется даже возможность переработки древесины зараженных лесов в "чистую продукцию". Все проблемы - в отсутствии финансирования. Конечно, можно сложить руки и объявить такие территории зоной экологического бедствия, ждать денег из федерального бюджета. Но лучше поискать рыночные механизмы привлечения частных инвестиций. Почему бы не проработать и воплотить в жизнь идею создания на загрязненных территориях особых, я бы сказал, свободных, экономических зон со льготным налоговым режимом, с программой развития бизнес-инкубаторов. Федеральным центром совместно с региональными властями мог бы быть определен правовой статус таких зон.
Необходимо также искать пути привлечения частных инвесторов для решения проблемы незавершенного строительства Правительство чернобыльским объектам.
Среди мер по минимизации чернобыльской катастрофы проблеме охраны здоровья населения, пострадавших территорий и здоровья ликвидаторов изначально уделялось повышенное внимание. Около половины программных ассигнований выделялось по данному направлению. Вместе с тем, объемы финансирования из федерального и региональных бюджетов значительно отставали не только от потребностей, но и от запланированных показателей.
Медицинские последствия чернобыльской аварии не исчерпываются чисто радиологическими. Они разнообразны. Недооценен риск отдаленных эффектов облучения, в том числе генетических нарушений. А ведь население пострадавших областей центральной России - генофонд русской нации! Все эти проблемы усугубляются ухудшением демографической обстановки кризисного и посткризисного периодов. Развитие специализированной системы профилактического здравоохранения на территории пострадавших областей остается, с моей точки зрения, одним из самых приоритетных направлений минимизации последствий чернобыльской катастрофы.
"Российскому Чернобылю" необходимо придать весомое
общественное и политическое значение. Для Центрального федерального округа эта сфера должна стать одним из долговременных межрегиональных приоритетов. Скоординированными усилиями органов федеральной и региональной исполнительной власти с привлечением представителей науки и бизнес-сообщества необходимо выработать более эффективные подходы к решению комплекса проблем по минимизации последствий чернобыльской катастрофы.
21 января 2003 г. // ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Другие новости этого дня

Архив за
прошлыйследующий
Пн 6132027
Вт 7142128
Ср 18152229
Чт 29162330
Пт 310172431
Сб 4111825
Вс 5121926
Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100