Полностью Только текст
Сегодня
четверг, 4 июля 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Малооблачно, без осадков, +18 +20 oC
Ветер cеверо-восточный, 0-2 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Новости / 2003 / Январь / 21 

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

В ЗАЩИТУ ПРАВ ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ

Ю.Е.Лодкин, Е.С.Строев и Г.С.Полтавченко обсуждают "дозовый" закон.
Ю.Е.Лодкин, Е.С.Строев и Г.С.Полтавченко обсуждают "дозовый" закон.
Заседание Совета ЦФО открыл полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Г.С.Полтавченко.
Заседание Совета ЦФО открыл полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Г.С.Полтавченко.
Еще фото
21 января в администрации области состоялся Совет Центрального федерального округа по вопросу "О дополнительных мерах по минимизации воздействия последствий чернобыльской катастрофы на социально-экономическое положение регионов Центрального федерального округа".
Впервые за 17 лет вопрос последствий катастрофы на чернобыльской АЭС обсуждался так широко с участием Администрации Президента Российской Федерации, глав 18 субъектов ЦФО, руководителей областных Дум регионов Центральной России, главных федеральных инспекторов регионов округа, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ, ученых и медиков.
Открыл заседание полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Г.С.Полтавченко. Председательствовал глава администрации Орловской области, председатель совета руководителей ЦФО Е.С.Строев.
С основным докладом выступил заместитель полномочного представителя Президента в ЦФО В.Н.Кичеджи. Он назвал пять пострадавших областей ЦФО, среди которых Орловская, Калужская, Тульская, Смоленская и Брянская. На Брянщине загрязнению подверглось треть территорий. Особенно пострадали экономически развитые и густонаселенные юго-западные районы. Чернобыльская катастрофа обусловила комплекс серьезных экологических, медицинских, демографических и социально-экономических последствий. В докладе В.Н.Кичеджи прозвучало, что государство несет ответственность перед населением за последствия катастрофы и должно обеспечивать выполнение чернобыльских программ и законодательства. Он подчеркнул, что Чернобылю необходимо придать политическое значение и предложил создать в загрязненных районах свободные экономические зоны, где финансирование будет осуществляться за счет инвесторов. За 16 лет, по его мнению, мы имеем дело с долговременной разноаспектной проблемой, которая требует адекватной системы управления. Вопросы должны решаться программными методами через реализацию государственных целевых программ. В.Н.Кичеджи согласился, что требует постоянного совершенствования система оценки доз облучения населения, а вопрос перехода загрязненной территории к статусу территорий с нормальной радиационной обстановкой требует тщательной научно-методической, правовой проработки, а также учета социальных последствий. Говорилось о необходимости разработки критериев адресности в предоставлении льгот.
В своей речи Василий Кичеджи наметил еще один приоритет – это развитие специализированной системы профилактического здравоохранения на территории пострадавших областей. В конце доклада он добавил: "И сегодня, когда мы будем формировать нашу резолюцию, я думаю, что мы предварительно с федеральными органами власти (с региональными мы об этом уже говорили) обсудим эту проблему для того, чтобы вышло соответствующее постановление Правительства РФ с указанием конкретных сроков выполнения каждого поручения и обязательным контролем за исполнением всего, что будет принято".
Затем на заседании Совета выступил губернатор Брянской области Ю.Е.Лодкин. В докладе прозвучали цифры и данные статистики, боль за судьбы населения юго-западных районов, всей области и пострадавших регионов России. Информация сопровождалась графиками, схемами и картами загрязнений. Все свои доводы он предложил включить в проект обращения Совета ЦФО к Правительству, Госдуме и Совету Федерации.
С1986 года Юрий Евгеньевич занимается изучением данного вопроса, он первый предал его гласности и открытости. В сентябре прошлого года с этим вопросом он был на приеме у Президента Российской Федерации В.В.Путина. Еще тогда Ю.Е.Лодкин настаивал на несвоевременности принятия дозового закона. На Совете он раскритиковал проект дозовой концепции, указав на то, что его принятие повлечет резкое уменьшение и без того сократившегося финансирования федеральных программ, лишит материальной компенсации чернобыльцев, а облучение йодом вообще не будет учитываться. Ю.Е. Лодкина поддержали главы пострадавших регионов России.

Доклад губернатора Брянской области на заседании Совета ЦФО 21 января 2003 года:
"Семнадцать лет мы собираем горький урожай чернобыльского радиоактивного посева. В Брянской области оказалась радиационно загрязненной треть ее территории, на которой располагаются 22 административных района и два города областного подчинения с числом жителей около полумиллиона человек.
Плотность загрязнения радионуклидами была такова, что 17 населенных пунктов оказались в зоне отчуждения. Если на Украине в зоне жесткого радиационного контроля (а это плотность — свыше 15 кюри на кв. км) проживало 50 тысяч человек, во всей Белоруссии - 110 тысяч, то в одной только Брянщине - 112 тысяч человек. Из них 53 тысячи пришлось эвакуировать или же переселить.
Первый съезд народных депутатов РСФСР в 1990 году объявил радиоактивно загрязненные территории РСФСР зоной национального бедствия. Об этом определении давно забыли во властных структурах. Потому что куда проще решать проблемы радиационной аварии, нежели гуманитарной катастрофы.
Именно так - гуманитарной катастрофой - назвали происшедшее на нашей земле эксперты Организации Объединенных Наций, неоднократно побывавшие в радиационных зонах. При этом в их отчете Генеральному Секретарю ООН была подчеркнута необходимость новых подходов к решению обострившихся чернобыльских проблем, потому что прежние завели в тупик.
Как же прислушиваются к мнению международного сообщества у нас в стране?
С одной стороны, мы получили интересные предложения от ООН по преодолению последствий катастрофы в плане устойчивого экономического развития, реабилитации загрязненных территорий.
С другой — обсуждаем разработанный в МЧС России проект нового чернобыльского закона, основанный на дозовой концепции, искусственно ликвидирующий радиационные зоны, лишающий сотни тысяч пострадавших от катастрофы перспективы иметь достойную жизнь.
В пояснительной записке МЧС по данному законопроекту отмечено: "По предварительным оценкам количество населения, получающего льготы и компенсации, будет сокращено с 1,7 млн. человек в 14 субъектах Российской Федерации до 200 тыс. человек (в Брянской и Калужской областях). Нет даже Тульской и Орловской областей. Экономия средств федерального бюджета при этом составит ориентировочно 1,7 млрд. рублей". По 1 тысяче экономии на каждом чернобыльце.
Эти цифры и факты назывались и на недавнем заседании Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, где рассматривался проект чернобыльского закона, основанного на дозовой концепции. Ни один из депутатов не проголосовал за него.
Дозовая концепция не учитывает того, что многие регионы центра России оказались буквально накрытыми изотопами радиоактивного йода, многие дети получили на щитовидную железу до 4000 миллигрей! А население - до 85 процентов пожизненной расчетной дозы облучения.
В прошлом году Минздрав России выпустил справочник доз, полученных на щитовидную железу жителями радиационных зон, проживавшими там в 1986 году. В нем 80 процентов доз реконструированы не по йодным, а по цезиевым выпадениям. Но даже выведенные Минздравом явно заниженные итоги йодного удара вызывают тревогу за судьбу тех, кто родился за два года до катастрофы и сразу после нее. Но рекомендаций, что делать нам с новым, вступающим в зрелую жизнь больным поколением, ученые не дали.
Кстати, то же самое и со взрослыми. У нас в 260 населенных пунктах люди получили пожизненную дозу в 70 миллизиверт и выше. Это тоже группа риска.
Нам нужны не только рекомендации - нам нужна полноценная программа "Дети Чернобыля", действие которой, увы, закончилось по воле Правительства в прошлом году.
21 октября 2002 года у вице-премьера Валентины Ивановны Матвиенко состоялось совещание по вопросу продления этой программы в виде дополнительных мероприятий, включенных в основную программу преодоления последствий катастрофы на период до 2010 года. Но реализацию этих мероприятий предложено начать только с 2004 года.
У нас в Центральном федеральном округе в радиационных зонах проживает 100 тысяч детишек, а мы в текущем году полностью лишаем их государственной защиты, а в последующие годы будем защищать лишь частично.
Наша просьба сохранить в 2003 году на уровне прошлого года объемы финансирования на оздоровление детей из малообеспеченных семей, проживающих - в загрязненных районах, пока не находит положительного решения в федеральных органах исполнительной власти.
В Брянской области больше половины раков щитовидной железы приходится на так называемые "чистые" районы. Однако под защитой закона находятся только те, кто проживает в зоне загрязнения с плотностью не ниже 5 Ки/кв.км по цезию, а в Белоруссии все заболевшие дети, независимо от района проживания, считаются пострадавшими от воздействия радиации. Это глубоко гуманная мера государства, забота о будущих поколениях.
Формальное объявление чистыми загрязненных территорий Российской Федерации путем введения дозовой концепции позволяет прекратить там реабилитационные работы в агропромышленном комплексе, не финансировать необходимые меры по диагностике, профилактике и лечению заболеваний, вызванных последствиями ядерной катастрофы, превратившейся в гуманитарную.
Как быть в этой ситуации, куда девать получаемые ежегодно 10 тысяч тонн молока и 2 с половиной тысячи тонн мяса, загрязненных радионуклидами выше санпиновских норм.
Нам фактически предлагают единственный выход - питаться мясом, молоком, овощами, начиненными цезием, стронцием, плутонием. Это, согласитесь, законы резервации.
И при таких горьких выводах, обращаю на это особое внимание, мы считаем, что государство по отношению к нам не должно быть вечным собесом, что жить на иждивении общества бесконечно нельзя. Нужно как можно быстрее создать должные экологические и социально-экономические условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей, и тогда они сами себе заработают на жизнь. Именно на эту цель должен быть ориентирован чернобыльский закон, именно ей должны служить дополнительные меры по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
То есть, я абсолютно согласен с экспертами ООН: к решению обострившихся проблем чернобыльской катастрофы нужны новые подходы.
Необходимо:
ПЕРВОЕ: зонирование территорий проводить по нескольким критериям: с учетом индивидуально накопленных доз; доз, полученных на щитовидную железу, и по плотности загрязнения почвы;
ВТОРОЕ: до 2010 года безусловно выполнить все, что намечено чернобыльскими программами;
ТРЕТЬЕ; обеспечить устойчивое экономическое развитие пострадавших территорий, а именно: в соответствии с действующим чернобыльским законом "создать хозяйственно-экологическую структуру, обеспечивающую в перспективе за счет самофинансирования улучшение качества жизни населения выше среднего уровня";
ЧЕТВЕРТОЕ: если мы не хотим получить вторичный Чернобыль, следует принять неотложные меры для переработки 800 тысяч кубометров сухостойных лесов, погибших от воздействия радиации и сохраняющих пожароопасную ситуацию;
ПЯТОЕ: восстановить систему агротехнических приемов, обеспечивающих получение чистой сельхозпродукции, а до этого внедрить "очищающие" технологии переработки "грязной" продукции;
ШЕСТОЕ: провести массовую спецдиспансеризацию всего населения на уровне скрининга и сделать объективную оценку медицинских последствий чернобыльской катастрофы;
СЕДЬМОЕ: обследовать населенные пункты, неправомерно выведенные из радиационных зон в 1997 году постановлением Правительства № 1582;
ВОСЬМОЕ; разработать эффективный низкозатратный механизм введения в хозяйственный оборот недостроенных чернобыльских объектов,
находящихся в федеральной собственности, к которым нас и близко не подпускают.
Между прочим, еще 11 сентября 2001 года Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству разработать механизм реализации этого недостроя.
В апреле 2002 года Минимущество России подготовило Порядок вовлечения в хозяйственный оборот названных объектов. Руководствуясь этим порядком, мы попытались вовлечь в оборот первые шесть небольших объектов.
А теперь оцените, что из этого вышло. Оказывается, по предложенному Миннмуществом порядку, только обоснование целесообразности списания объектов обойдется в 50 тысяч рублей, а оценка состояния - в 100 тысяч. У нас почти 1200 таких объектов недостроя. Сколько средств потребуется на обоснование и оценку их состояния. У нас таких средств нет. Вопрос зашел в тупик, нужно разработать новый более простой и приемлемый порядок.
Надеюсь, что в итоговых документах сегодняшнего заседания Совета ЦФО все указанные проблемы и пути их решения найдут должное отражение.
Потому что лишь после всех этих мер можно приступить к рассмотрению проекта чернобыльского закона, основанного на дозовой концепции. Ведь мы озабочены не только сегодняшней, но и будущей судьбой сотен тысяч людей, оказавшихся 17 лет назад под ядерными облаками Чернобыля, но до сих пор не имеющих нормальных условий для жизни, рискующих своим здоровьем.
Мы обязаны им помочь".
Заместитель министра МЧС Н.В. Герамисова выступила в защиту принятия дозового закона, так как, по ее мнению, он не противоречит действующему законодательству, но сроки его реализации должны быть установлены после проведения всех расчетов. На это потребуется от трех до пяти лет. Замминистра МЧС напомнила присутствующим, что в Российской Федерации с 1992 года действует закон "О социальной защите граждан", в соответствии с которым государство должно нести финансовые затраты и ответственность за возмещение вреда, причиненного здоровью населения этой трагедией. Она пояснила, что дозовая концепция обсуждается в связи с принятием Закона РФ "О радиационной безопасности населения", вступившего в силу 1 января 2002 года. Этим документом установлены допустимые пределы доз облучения на территории Российской Федерации. Для населения это доза равная 1 милисиммеру. В соответствии с этим федеральным законом рассматриваются медицинские меры защиты населения, которые получают дозу облучения выше установленной. Надежда Герасимова согласилась с тем, что сложно решается на федеральном уровне вопрос обеспечения жильем инвалидов-ликвидаторов. В докладе прозвучали цифры, что из 9 тысяч инвалидов-ликвидаторов до 2010 года получат квартиры 3 тысячи 400 человек. Н.В. Герасимова заверила, что до 2010 года продолжится программа ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которая предусматривает завершение строительства всех ранее начатых объектов. "Я рада, что сегодня все мы возмущены дозовой концепцией и обсуждаем ее. Никогда за эти 16 лет не было проведено расчетов: ни дозы, которое получило население в момент аварии, ни накопленной дозы, ни дозы, которая попала на щитовидную железу". В конце своего выступления она добавила: "Лично я принимала бы этот закон, но его действие должно быть разумным. Мы должны дать объективную информацию всему населению, а там, где требуются очень большие вложения, связанные с лечением и обследованием, мы должны принимать абсолютно другие решения, чтобы обеспечить развитие этих регионов не переселением, а созданием рабочих мест и использовать те продукты, которые там производятся".
От социального комитета Государственной Думы выступил П.П. Рогонов. Он объявил, что в комитет попали документы Правительства с указанием, что целью принятия дозовой концепции является экономия средств. Он потребовал от Правительства отменить принятие "Дозового закона" как несвоевременного документа, в противном случае, его редакция должна быть тщательно проработана. Необходимо определить нормативно-правовую базу загрязненных территорий, обеспечить в полном объеме проведение медицинского обследования. Депутат Госдумы настаивал на том, чтобы учитывать полученную дозу за весь период жизни, а не ту, которая получена на текущий момент, как указано в дозовой концепции: "В силу огромных масштабов чернобыльской аварии в течение 1991-1992 годов был разработан и принят специальный закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В течение десяти лет он неоднократно изменялся и дополнялся, но при этом сохранялась его концепция, его основополагающие принципы. В частности, правовое основание возмещения ущерба, объема льгот и компенсаций гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания на загрязненных территориях определялось двумя критериями:
уровнем дозы облучения населения;
плотностью загрязнения почвы цезием-137.
В июне 2001 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект № 98808-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В данном законодательном акте предусматривается при отнесении населенных пунктов к хонам радиоактивного загрязнения использовать только один критерий – величину дозы облучения населения загрязненных районов.
Кроме того, упраздняется статья 11, устанавливающая зону проживания с льготным социально-экономическим статусом. Вносятся и другие изменения существенного характера.
Таким образом, принципиально меняется концепция закона, а вместе с ней и методика зонирования загрязненных территорий, объемы работ по их реабилитации, отменяется право жителей на получение льгот и компенсаций.
Учитывая, что законопроект имеет огромную социальную значимость – он затрагивает интересы 1 млн. 735 тысяч жителей 14 субъектов РФ – мы в Комитете Госдумы по труду и социальной политике создали рабочую группу, которую я возглавляю, провели парламентские слушания, осуществили выезд депутатов и других лиц в Брянскую и Тульскую область с целью ознакомления с ситуацией на месте, изучения общественного мнения. И только после этого вынесли законопроект для обсуждения на заседание Комитета. Пользуясь случаем, хочу выразить нашу признательность за большую помощь в подготовке вопроса губернаторам Ю.Е. Лодкину, В.А. Стародубцеву, Е.С. Строеву, депутатам Госдумы Н.И. Рыжкову, А.А. Лабейкину, С.П. Горячевой, В.П. Алтухову, заместителю Министра Н.В. Герасимовой, администрациям всех субъектов Центрального Федерального Округа, а также "Парламентской газете" и редакциям областных и районных газет. Ваша поддержка и ваши предложения помогли более четко определить позицию многих депутатов Государственной Думы и Комитета по труду и социальной политике.
19 декабря 2002 года комитет по труду и социальной политике Государственной Думы рассматривал данный законопроект и принял решение:
Предложить Правительству РФ, как субъекту права законодательной инициативы, изменить редакцию законопроекта до рассмотрения его на заседании Госдумы в первом чтении. Учесть замечания и предложения, поступившие от субъектов Российской Федерации и депутатов Госдумы.
В случае несогласия Правительства с предложением комитета вынести законопроект для рассмотрения на Пленарное заседание Госдумы с рекомендацией отклонить и снять его с рассмотрения, как противоречащего Конституции РФ и ущемляющего права граждан.
Почему было принято именно такое решение? В силу нескольких причин.
Во-первых, законопроект не соответствует цели его принятия, которая изложена в пояснительной записке. В частности, в ней отмечается, что целью принятия законопроекта является "повышение эффективности использования средств федерального бюджета на проведение мероприятий по реабилитации загрязненных территорий, улучшение медицинской и социальной защиты населения". В действительности, принятие данного законопроекта в представленной редакции означало бы колоссальное – в десять раз – сокращение финансирования пораженных радиацией территорий. По расчетам Правительства, экономия средств федерального бюджета на чернобыльцах составила бы до 1 млрд. 700 млн. рублей ежегодно (см. п.15 Постановления Правительства от 17.06.1998 г. № 600 "Об утверждении Программы экономии государственных расходов" и др. документы).
Во-вторых, в законопроекте отсутствует нормативно-правовая база, определяющая статус выводимых в чистую зону населенных пунктов и статус проживающих в них граждан. По этой причине сотни тысяч людей останутся без поддержки государства, лишатся права на установление льгот. А между тем, у проживающего в этих зонах населения, особенно у детей, еще долгое время могут возникать заболевания, являющиеся следствием радиационного воздействия, в том числе приводящие к инвалидности. Поэтому граждане, находящиеся в этих зонах, будут нуждаться в регулярном медицинском обследовании, качественном лечении, обеспечении лекарствами и санитарными путевками. Потребуются средства для завершения строительства объектов производственного и социально-культурного назначения, больниц, родильных домов и поликлиник.
В-третьих, законопроектом не учтено, что кроме средней годовой эффективной дозы облучения мерой риска возникновения отдаленных последствий облучения является также эффективная доза, полученная за весь период жизни (ст.9 ФЗ "О радиационной безопасности населения"). Существующие методики, насколько нам известно, не позволяют спустя почти семнадцать лет после катастрофы достоверно установить суммарную дозу внешнего и внутреннего облучения населения от воздействия всего спектра радионуклидов: йода-131, плутония, стронция и других радиоактивных веществ.
Четвертое. Неприемлемым является срок введения в действие данного законодательного акта – 1 января 2003 года. Время вступления в силу закона не должно быть произвольным. Оно должно быть тесно увязано с ходом реализации государственных Программ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС, созданию необходимых условий для нормальной жизнедеятельности граждан, обеспечению надежной социальной защиты населения.
Решить эту проблему без серьезной поддержки государства, силами только одних субъектов Российской Федерации невозможно. Поэтому нужны инвестиции, серьезные вложения средств в экономику загрязненных территорий, для развития социальной инфраструктуры – строительства больниц, физкультурно-оздоровительных центров, жилья, станций водоснабжения, оказания качественной медицинской помощи, обеспечения лекарствами, санитарными путевками и экологически чистыми продуктами.
Исходя из этого, в законопроекте должно быть четко записано, что все высвобождающиеся при переходе к дозовому критерию зонирования территорий средства направляются на завершение ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Пятое. Принятие предложенного Правительством поправок к Чернобыльскому закону повлечет за собой значительной ухудшение и без того тяжелого материального положения более полутора миллионов человек. Они потеряют право на получение льгот и компенсаций, что неизбежно приведет к росту социальной напряженности, массовым обращениям людей в суды различных инстанций, в том числе в Конституционный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека.
Мы не должны несколько раз наступать на одни и те же грабли. Уже дважды, в 1997 и 2002 годах, Конституционный Суд принимал Постановления о несоответствии Конституции РФ ряда положений дополненного чернобыльского закона. Правительственный законопроект противоречит части 2 статьи 55 и статье 53 Конституции России, дает все основания, в случае его принятия, гражданам и организациям обращаться в суд.
Позиция абсолютного большинства субъектов РФ однозначна– принятие законодательного акта по Чернобылю в редакции Правительства преждевременно и требуется серьезная доработка концептуальных положений законопроекта до его рассмотрения в первом чтении.
Точка зрения комитета по труду и социальной политике Государственной Думы аналогична. Нашу позицию мы изложили в письме главе Правительства РФ М.М. Касьянову.
В ответе, подписанном вице-премьером В. Матвиенко 31.12.2002 г., предлагается МЧС, Минздраву, Минтруду, Минфину и Росгидромету подготовить предложения по изменению редакции законопроекта с учетом замечаний Комитета Госдумы по труду и социальной политике принять меры, необходимые для обеспечения рассмотрения его в Госдуме в период весенней сессии 2003 года.
Посмотрим, какие поступят предложения от названных министерств и ведомств, проведем заседание рабочей группы Комитета, где внимательно их рассмотрим. Надеемся, что Совет Центрального Федерального Округа скажет свое веское слово, и мы вместе примем такой закон, который бы сочетал интересы государства, субъектов РФ и всех граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС".

"Войной против детей" назвал дозовый закон губернатор Орловской области Е.С.Строев. Он поддержал предложения губернатора Брянской области Ю.Е.Лодкина. Совместно с полномочным представителем Президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко на Совете принято решение еще раз проработать все предложения. По итогам работы Совета была проведена пресс-конференции, на которой Г.С. Полтавченко заверил: "Все конкретные предложения, прозвучавшие сегодня, будут учтены и доведены до сведения Президента Российской Федерации В.В.Путина и Правительства России. Когда выйдет соответствующее распоряжение, наша задача проконтролировать его исполнение". 24 января 2003 года Г.С.Полтавченко встретится с Президентом РФ и отчитается ему по первым результатам заседания Совета ЦФО.
По окончании заседания Совета было принято Обращение Совета Центрального Федерального округа к Правительству Российской Федерации, Государственной Думе, Совету Федерации в связи с ситуацией, сложившейся в ходе выполнения федеральных целевых программ и дальнейшего совершенствования чернобыльского законодательства:
"Прошло почти 17 лет с момента аварии на Чернобыльской АЭС, ставшей крупнейшей экологической и гуманитарной катастрофой двадцатого века. Ее последствия не только сказываются до сих пор, но в отдельных случаях переросли в острейшие проблемы.
Десятки тысяч людей продолжают проживать в районах, где плотность радиоактивного загрязнения чрезвычайно высока. В нескольких особенно пострадавших областях, входящих в состав Центрального Федерального округа, смертность значительно превышает рождаемость. Показатель заболеваемости раком щитовидной железы за последние 10 лет превышает здесь среднероссийский в два раза, а среди детей - в шесть раз.
Перенесенные стрессы в первые годы после катастрофы, не проходящая тревога за здоровье детей, их судьбу порождают психосоматические заболевания, в том числе с поражением сердечно сосудистой системы.
Несмотря на то, что проблема преодоления последствий такой крупномасштабной катастрофы носит долговременный характер, в последние годы наблюдается тенденция к резкому сокращению сзинансирования и сворачиванию объемов работ по преодолению ее последствий, В целом по всем пострадавшим от катастрофы субъектам Российской Федерации финансирование программ осуществляется на уровне 9 процентов, все они ни разу не выполнялись в полном объеме. А программа "Дети Чернобыля" в 2003 году прекратила свое существование.
В этих условиях особую тревогу вызывает направленный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу новый проект чернобыльского закона, основанный на дозовой концепции, которая имеет исключительно медицинское значение. Однако, в случае его принятия, 1 млн.700 тыс. граждан России в одночасье лишаются всех чернобыльских льгот, что противоречит Конституции Российской Федерации, нарушает права человека у нас в стране. Эксперты Организации Объединенных Наций считают, что "отмена существующих пособий без эффективного содействия повышению занятости населения и мер по увеличению доходов на местном и региональном уровнях имела бы негативное социальное воздействие".
Совет Центрального Федерального округа убедительно просит вас:
не допустить принятия выше названого проекта закона без пакета документов, обеспечивающих социальную защиту жителей населенных пунктов, искусственно выводимых из зон радиоактивного воздействия, которые в первые годы после катастрофы получили до 80 процентов пожизненной дозы облучения и сегодня составляют группу риска;
обратить внимание на необходимость выделения в полном объеме и в установленные сроки утвержденных законом сумм финансовых средств на реализацию федеральных целевых программ по преодолению последствий катастрофы на период до 2010 года;
в соответствии с чернобыльским законодательством создать в шести юго-западных районах области, наиболее пострадавших от катастрофы, "хозяйственно-экологическую структуру, обеспечивающую улучшение качества жизни населения выше среднего уровня" в виде особой экономической зоны;
принять дополнительные меры по обеспечению жильем переселенцев из зон отселения, оставшихся без крова и ликвидаторов;
выполнить поручение Президента Российской Федерации по обеспечению всеми подзаконными актами чернобыльского закона N 5-ФЗ от 15 февраля 2001 года, создав механизм его действия;
ликвидировать чернобыльский недострой в том числе путем и передачи его в хозяйственное ведение субъектов Российской Федерации;
в необходимом объеме оснастить лечебно-профилактические учреждения здравоохранения в загрязненных зонах лечебно-диагностической аппаратурой, особенно низкодозовыми рентгену-установками;
обеспечить должный уровень радиационного мониторинга окружающей среды, спецдиспансеризации населения для получения достоверных оценок экологической ситуации и медицинских последствий катастрофы;
в соответствии со справочниками полученных доз, изданными Минздравом России сделать оценку медицинских последствий катастрофы, в том числе и на "чистых" территориях, подвергшихся йодному загрязнению, вызвавшему заболевания щитовидной железы. Принять меры к охране здоровья
граждан, накопивших пожизненную дозу 70 мЗв, независимо от места их проживания;
изменить текст законопроекта, основанного на дозовой концепции до его принятия в первом чтении с учетом замечаний и предложений, поступивших от субъектов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы".
21 января 2003 г. // ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Другие новости этого дня

Архив за
прошлыйследующий
Пн 6132027
Вт 7142128
Ср 18152229
Чт 29162330
Пт 310172431
Сб 4111825
Вс 5121926
Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100