Губернатор Брянской области Ю.Е. Лодкин на протяжении нескольких лет использует все возможности, чтобы противостоять принятию в Государственной Думе нового чернобыльского закона, основанного на дозовой концепции.
Зная о том, что рассмотрение данного закона Госдумой запланировано в ближайшие сроки, Ю.Е. Лодкин обратился к новому Председателю Правительства России М.Е.Фрадкову с просьбой отозвать из Федерального Собрания Российской Федерации указанный законопроект. Публикуем полный текст этого обращения.
Уважаемый Михаил Ефимович!
В государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Твердо убежден, что в данной редакции этот закон не должен быть принят.
Не выступая в принципе против того, что основным критерием для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда, может быть доза облучения населения, я категорически не согласен с подходами к ее определению.
В предложенном законопроекте критерием оценки нанесенного вреда населению в результате катастрофы на ЧАЭС является величина среднегодовой эффективной дозы облучения и не учитывается индивидуальная накопленная с момента катастрофы доза облучения жителей пострадавших территорий, в том числе - ее йодная составляющая. Между тем сегодня в Брянской области жители 260 населенных пунктов уже получили накопленную дозу в 70 мЗв, которая по требованиям действующего федерального закона "О радиационной безопасности" является предельно допустимой. Причем в силу различных причин, прежде всего из-за незавершенности мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС, число получивших такую высокую дозу с каждым годом будет возрастать. Однако авторы законопроекта меры социальной защиты этих граждан в нем не предусмотрели.
Но еще более важным обстоятельством, по которому новый чернобыльский закон принимать нельзя, является то, что он не учитывает дозу облучения щитовидной железы радионуклидами йода, полученную в первые дни после катастрофы жителями области, прежде всего детьми.
По официальным данным Минздрава России дети в 928 населенных пунктах Брянской области (это практически все детское население загрязненных территорий) получили среднюю дозу облучения щитовидной железы от 200 мГр и выше. О степени риска заболеть после такого облучения раком щитовидной железы говорит тот факт, что в соответствии с "Концепцией радиационной, медицинской и социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению" дети, имеющие такую дозу облучения, должны включаться в Национальный радиационно-эпидемиологический регистр для динамического наблюдения и своевременного выявления заболевания.
Мало того, что сегодняшний уровень специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему в результате катастрофы на ЧАЭС, не отвечает требованиям действующего закона, новый чернобыльский закон, основанный на дозовой концепции, не учитывающий йодной составляющей, в случае его принятия вообще лишит жителей населенных пунктов, исключенных из зон радиоактивного загрязнения, права на качественную диагностику и лечение этого тяжелого заболевания.
Так уже случилось в 1997 году после принятия Правительством Российской Федерации постановления № 1582, когда из зон радиоактивного загрязнения было исключено 356 населенных пунктов, в которых проживало 92,4 тыс. человек, в том числе 19 больных раком щитовидной железы для которых были отменены льготы. гарантированные ранее законом.
За период с 1986 по 2003 годы на территории области было выявлено 2318 случаев рака щитовидной железы. Причем показатель заболеваемости прогрессивно увеличивался с 3,3 случаев на 100 тыс. населения в 1986 году до 18, 2 в 2003 году
Разработчиками законопроекта полностью игнорируется тот факт, что йодному удару в первые дни после катастрофы подверглась практически вся территория Брянской области. Доказательством этого служит статистика заболеваемости раком щитовидной железы у детей.
До 1986 года случаев данного заболевания практически не было. Пик пришелся на 1992-1999 годы, когда показатели заболеваемости раком щитовидной железы детей Брянской области были в 20-30 раз выше, чем в целом по России. Причем случаев заболеваний у детей, проживавших на условно "чистых" территориях было не меньше, чем на загрязненных радионуклидами.
Так, за послеаварийный период было зарегистрировано 265 случаев заболеваний раком щитовидной железы у лиц, которые на момент аварии были детьми и подростками. При этом 161 человек или 61 процент заболевших проживали на условно "чистых" территориях, в том числе в городе Брянске – 67 человек. Однако ни действующим чернобыльским законом, ни тем более предложенным законопроектом меры их социальной защиты не предусмотрены.
Я настаиваю на том, чтобы прежде, чем вносить изменения в чернобыльский закон необходимо произвести оценку доз излучения йода-131 в щитовидной железе жителей так называемых "чистых" территорий Брянской области.
Новый чернобыльский закон нельзя принимать и потому, что до настоящего времени нет утвержденной государственной методики расчета индивидуальных накопленных эффективных доз облучения с 1986 года, которая бы учитывала весь спектр облучения населения, проживающего на территориях, загрязненных в результате катастрофы на ЧАЭС.
Наконец, перевод чернобыльского закона на дозовую концепцию противоречат статьям 42 и 55 (ч.2) Конституции Российской Федерации, которые гласят, что не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека, в том числе на возмещение вреда, причиненному его здоровью. Принятие предложенного закона приведет к лишению ранее установленных льгот и компенсаций около 200 тыс.человек, а для остальных пострадавших они сократятся наполовину. Это повлечет за собой значительное ухудшение экономического положения граждан, подорвет авторитет Президента и Правительства России, вызовет массовые обращения жителей пострадавших районов за защитой своих прав в судебные органы.
В связи с этим, прошу Вас, уважаемый Михаил Ефимович, отозвать из Государственной Думы Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и дать поручение соответствующим федеральным органам доработать его с учетом вышеназванных обстоятельств.
С уважением,
Губернатор Брянской области | Ю.Е. Лодкин |
Письма аналогичного содержания направлены руководителям всех фракций Государственной Думы.
Краткая справка.
В случае принятия чернобыльского закона, основанного на дозовой концепции, кстати, за который ратуют нынешние депутаты Госдумы В. Семеньков и Н. Денин, пострадают следующие категории граждан:
Зона отселения. На сегодняшний момент здесь проживает 78,2 тыс. человек. После принятия вышеуказанного закона количество населенных пунктов сократится с 194 до 55 с населением 4,4 тыс. человек. Граждане, проживающие в этой местности, лишатся льгот и компенсаций:
- ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания снизится с 60 до 40 рублей;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск сократится с 21 до 14 календарных дней;
- ежемесячная денежная компенсация трудоустроенному населению уменьшится с 400 до 200 рублей;
- ежемесячная доплата к пенсии уменьшится с 556 до 278 рублей;
Зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Таких населенных пунктов в Брянской области насчитывается 539. На их территории проживает 166,4 тыс. человек. После вступления в силу нового закона, понятие "зона проживания с льготным социально-экономическим статусом" будет ликвидировано.
В Стародубском районе из 127 загрязненных населенных пунктов останется только 7. Кроме того, "чистыми" будут 14 районов: Дятьковский, Навлинский, Трубчевский, Погарский, Комаричский, Брасовский, Рогнединский, Суражский, Унечский, Севский, Карачевский, Мглинский, Суземский, Выгоничский.
Население этих районов полностью потеряют право на:
- ежемесячную денежную компенсация в зависимости от времени проживания в размере 20 рублей;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск на 7 суток;
- ежемесячную денежную компенсацию трудоустроенных граждан в размере 80 рублей;
- 100- процентное увеличение пособия на детей из малообеспеченных семей;
- бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей.
В Трубчевском районе в зоне радиоактивного загрязнения находятся 33 населенных пункта, в которых проживает 11,5 тыс. человек. В случае принятия нового чернобыльского закона все населенные пункты будут выведены из радиоактивной зоны, а их жители полностью потеряют льготы и компенсации.
В Стародубском районе в зонах радиоактивного загрязнения находятся 127 населенных пунктов, в которых проживает 39,3 тыс. человек. После принятия нового чернобыльского закона в радиоактивной зоне останется только 7 населенных пунктов с населением 1049 человек. Для остальных выплата компенсаций и предоставление льгот будут прекращены.
В Погарском районе в настоящее время в 69 пунктах, относящихся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, проживает 11,1 тыс. человек. В случае принятия нового чернобыльского закона они будут выведены из зоны радиоактивного загрязнения, и население будет полностью лишено льгот и компенсаций.
В Новозыбковском районе в зонах радиоактивного загрязнения находится 101 населенный пункт. После принятия нового чернобыльского закона 4 из них будут считаться "чистыми", в их числе Старый Кривец.
Из 68 населенных пунктов, которые сейчас находятся в зоне отселения, останется 22, где проживает 2,3 тыс. человек. Для 10,1 тыс. человек предоставление льгот и выплата компенсаций сократится наполовину (Верещаки, Внуковичи, Деменка, Катичи, Старые Бобовичи, Халеевичи, Тростань, Шеломы и др.).
Город Новозыбков при принятии нового чернобыльского закона будет переведен в зону с правом на отселения и, соответственно, льготы и компенсации его жителей сократятся наполовину.
В Навлинском районе в зоне радиоактивного загрязнения находятся 12 населенных пунктов, где проживает 17,6 тыс. человек. В случае принятия нового чернобыльского закона все эти населенные пункты будут выведены из зоны радиоактивного загрязнения, а жители полностью потеряют льготы и компенсации.
В Красногорском районе из зон радиоактивного загрязнения будут исключены 30 населенных пунктов, где проживает 3,7 тыс. человек. Среди них Любовшо, Ларневск, Кургановка, Колюды, Кибирщина и др. Жители этих населенных пунктов будут полностью лишены льгот и компенсаций.
Из зоны отселения в зону проживания с правом на отселение будут переведены 20 населенных пунктов, где сейчас проживает 632 человека (Батуровка, Дубенец, Городечня, Великоудебное, Рубаны и др.
Полностью "чистыми" станут Колюдовский сельский совет, Кибирщинский, Лотаковский, Любовшовский.
В Комаричском районе в зоне радиоактивного загрязнения находятся 19 населенных пунктов, в которых проживает 9,2 тыс. человек. В случае принятия нового чернобыльского закона все эти населенные пункты станут "чистыми", а их жители полностью потеряют льготы и компенсации.
В Клинцовском районе из зон радиоактивного загрязнения будет выведено 52 населенных пункта, где проживает 14,1 тыс. человек (Великая Топаль, Гулевка, Душкино, Бутовск, Коржово-Голубовка, Малая Топаль, Мартьяновка, Павличи, Чемерна, Смолевичи, Смотрова Буда, Затишье, Туросна, Ардонь и др.). Жители этих населенных пунктов полностью потеряют льготы и компенсации.
Жители 24 населенных пунктов (2,6 тыс. человек), находящихся в зоне отселения, будут лишены льгот и компенсаций наполовину в связи с тем, что эти населенные пункты будут переведены в зону проживания с правом на отселение. (Гута Корецкая, Унеча, Рожны, Ущерпье и др.)
Полностью "чистыми" станут Душкинский сельский совет, Мартьяновский, Павличский, Смолевичский, Сосновский.
Жители 47 населенных пунктов Климовского района (7820 человек), которые будут выведены из зон радиоактивного загрязнения, полностью потеряют льготы и компенсации (Брахлов, Гетманская Буда, Кирилловка, Соловьевка, Лобановка, Могилевцы, Новый Ропск, Рубежное, Чернооково и др.). Полностью "чистыми" станут Гетманобудский сельский совет, Лобановский, Могилеветский, Новоропский, Староюрковичский, Черноокский.
В Злынковском районе из зон радиактивного загрязнения будут исключены 3 населенных пункта, где проживает 382 человека. Они будут лишены льгот и компенсаций полностью (Азаричи, Кожановка, Азаричи).
Из зоны отселения в зону проживания с правом на отселение будут переведены 17 населенных пунктов, в которых проживает 9486 человек. Среди них Злынка, Вышков, Денисковичи, Софиевка и др. Льготы и компенсации для жителей этих населенных пунктовсократятся наполовину.
В Дятьковском районе в настоящее время 33 населенных пункта находятся в зоне проживания с льготным социально-экономическиим статусом. В них проживает 24,9 тыс. человек.
В случае принятии нового чернобыльского закона все они будут исключены из зоны радиоактивного загрязнения, а население полнотью потеряет льготы и компенсации.
В Гордеевском районе будут лишены льгот и компенсаций жители 19 населенных пунктов, где проживают 2,2 тыс. человек (с. Глинное, Черный Ручей, с. Стругова Буда, с. Кузнецы, с. Ямное и др.).
Жителям 33 населенных пунктов, проживающим сейчас в зоне отселения (8,4 тыс. человек), льготы и компенсации будут уменьшены наполовину, в связи с переводом этих населенных пунктов в зону с правом на отселения (с. Гордеевка, с. Кожаны, пос. Мирный, с Петрова Буда, с. Смяльч, д. Рудня – Воробьевка и др.).
Полностью "чистыми" станут Глинновский и Казаричский сельские советы.
Таковы последствия принятия закона, основанного на дозовой концепции, для жителей Брянщины.
23 марта 2004 г. // ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ