Полностью Только текст
Сегодня
четверг, 7 ноября 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Пасмурно, без осадков, +4 +6 oC
Ветер западный, 1-3 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Новости / 2005 / Май / 3 

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

Уважаемые коллеги!

Мы уже привыкли к тому, что раз в году Президент России выступает с посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. Теперь подобная форма общения между исполнительной и законодательной властями переходит и в регионы. В этом есть глубокий смысл: ведь у многих общероссийских проблем происхождение региональное. Иногда, чтобы осознать всю глубину и все значение того или иного общенационального явления или даже события, необходимо "опуститься" на отдельно взятую территорию нашей огромной страны, где и находится ключ к пониманию происходящего.
Наша область — со своей историей и спецификой. Многие процессы, имеющие место на Брянщине, свойственны всей России, а многое у нас, как говорится, на особинку. Вряд ли уместно сейчас делать обширный экскурс в далекое прошлое нашего края. Скажу лишь, что в нем было все: и славные достижения, серьезные исторические прорывы, и роковые ошибки, тяжкие испытания, одно из которых нам уготовило окончание минувшего века, когда Брянская область вместе со всей Россией угодила в пучину реформ и потрясений, сопровождавшихся ломкой многих прежних основ — экономических, политических, социальных. Путь к рыночной экономике и демократическим преобразованиям принес безмерно много мучительных издержек, в том числе и на Брянщине.
Как могло произойти, что высокотехнологичное производство, достаточно развитое сельское хозяйство, система социальных гарантий – словом, все лучшее, что составляло актив нашего региона, стало приходить в упадок? Да, этот разрушительный процесс нанес серьезный урон всем субъектам федерации, но ведь уже отчетливо видно, как во многих из них налаживается жизнь, как наряду с новыми формами общественного развития воссоздаются и прежние, испытанные временем, но угодившие под сокрушительный реформаторский замах. Наша же область пока не может похвалиться такой обнадеживающей динамикой. Нельзя сказать, что все последние годы здесь сидели, сложа руки, проедая остатки былого изобилия. Но факты – упрямая вещь, а они говорят о том, что сегодня Брянская область – одна из самых неблагополучных в России.
По уровню доходов населения, да и по другим ключевым социальным показателям, мы серьезно отстаем как от других российских территорий, так, что особенно обидно, и от соседних с нами областей. Надо признать: наши соседи – орловчане, смоляне, калужане – ведут хозяйство лучше, работают эффективнее. Мы выживаем в очень значительной степени за счет поступлений из федерального центра – в прошлом году они составляли более половины доходной части бюджета. В промышленности по-прежнему велико число убыточных предприятий, но самое печальное, что мы никак не можем положить конец их росту. Под бременем убытков и других неурядиц, рухнули и перестали существовать многие предприятия, которые еще вчера были на хорошем, а то и образцовом счету. Ситуация на селе складывается еще более плачевно. Его падение продолжается до сих пор, и как следствие – область, ранее поставлявшая сельхозпродукцию на внешние рынки, теперь во многом зависит от ее поставок из других регионов. Утрачена слава главного производителя картофеля в России, практически вдвое сократилось производство мяса, молока, зерна, сотни тысяч гектаров пахотных земель заросли бурьяном, мелколесьем, добрая половина ферм и тракторных станов превращены в руины.
***

Провалы в экономике больно бьют по социальному самочувствию наших земляков, а следом — и по демографическому положению на Брянщине. По уровню зарплат наша область занимает место в середине восьмого десятка российских регионов, а в Центральном Федеральном округе беднее брянцев живут лишь ивановцы. Уже стало печальной традицией констатировать из года в год двукратное, а то и больше, превышение смертности над рождаемостью, разводов над браками, у нас один из самых высоких уровней младенческой смертности. К тому же в прошлом году увеличился миграционный отток населения.
Не буду больше посыпать раны солью, скажу лишь, что эти раны столь глубоки и тяжелы, что требуют серьезных и решительных действий. У нас нет нефти и газа, как в Сибири, нет запасов золота и алмазов, как в Якутии. Но у нас немало других возможностей для того, чтобы достаточно быстро перевести область в самодостаточную и процветающую территорию. Прежде всего надо знать, что матушка-природа не совсем уж обделила и нас. На Брянщине солидная минерально-сырьевая база, оцененная едва ли не в миллиард долларов. Но используется она крайне слабо. Взять хотя бы одно из главных наших богатств – лес. От его продажи в виде кругляка в бюджет в прошлом году поступило 32 миллиона рублей — сумма крайне недостаточная, говорящая о том, что мы не хозяева, а транжиры.
Для укрепления позиций Брянщины у нас есть многое — и природные богатства, и промышленный потенциал, и трудолюбивый народ, и высокопрофессиональные специалисты, и, наконец, выгодное геополитическое положение. Не хватает только умения распорядиться нашими возможностями. Эта нехватка упирается в коренной вопрос, в первопричину всех наших промахов и упущений. Речь о качестве региональной власти. О том, насколько она компетентна и ответственна. Без наведения порядка во власти, без оптимизации чиновничьего корпуса, без очищения его от лени и коррупции, нам не изменить ситуацию к лучшему в экономике и социальной сфере региона. И неспроста Президент России несколько дней назад в своем Послании Федеральному Собранию уделил особое внимание замкнутой и надменной "касте" бюрократов, которая "понимает государственную службу как разновидность бизнеса".
В конце прошлого года на Брянщине произошла смена властной команды. В областную администрацию, областную Думу, в органы местного самоуправления пришло много новых людей, и хотелось бы, чтобы мы оправдали надежды жителей Брянщины. Чтобы хорошо помнили: задача номер один для нас – повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение законности, предоставление населению качественных услуг.
Уже давно доказано, что сама власть самосовершенствованию, самоисправлению поддается очень трудно. Ей нужна постоянная помощь извне. Для этого нам необходимо быть открытыми, для этого нужно постоянно укреплять обратную связь с нашими людьми. Не обижаться на их справедливую и конструктивную критику и тем более не подавлять стремление что-то подсказать нам. Выражу эту мысль еще короче: нам важно знать правду о нас! Следовательно нам нужно выстроить качественно иные отношения на информационном поле и уйти от устаревшего и порочного принципа: кто платит – тот и заказывает музыку. Только те, кто слабо ориентируются в современных реалиях, а также преследующие корыстные цели, могут расценивать попытки отделения, освобождения прессы от чрезмерной опеки власти, в том числе и финансовой, как покушение на свободу слова. Мы слишком быстро забываем времена, когда на нее покушались по-настоящему.

***

Уважаемые депутаты! Другим рычагом, с помощью которого решается главная задача – повышение уровня и качества жизни – является быстрый подъем экономики региона. Кто-то может спросить: а что, разве Брянщина не растет экономически? Да, в статистическом смысле все выглядит довольно благостно: объем промышленного производства в прошлом году вырос на 6 процентов. Но не секрет, что валовые показатели нашей региональной экономики обязаны успехам в отдельных отраслях, слабо влияющих на уровень и качество жизни людей. Скажем, вряд ли небольшая прибавка продукции в прошлом году на предприятиях машиностроения и металлообработки или в черной металлургии компенсирует более чем 40-процентное (!) сокращение выпуска продукции на предприятиях легкой и текстильной промышленности.
Казалось бы у нашего экономического организма есть все для того, чтобы он развивался полноценно и стремительно. Взять хотя бы наше удобнейшее расположение. Брянщина, занимая видное место в историческом центре России, граничит с Украиной и с Белоруссией. Но превратить такое выгодное геополитическое положение в мощный экономический ресурс мы не можем. По торговому сальдо мы остаемся сырьевым придатком более развитых регионов. Наш региональный экономический курс никак не гармонирует с тем, который проводит страна. Если в целом по России экспорт превышает импорт, а это один из показателей здоровой экономики, то у нас за 1999-2001 годы на внутриобластной рынок ввезено продукции в два с половиной раза больше, чем вывезено, а в 2003 году ввезено уже почти в пять раз больше, чем вывезено. Мы по-прежнему почти 80 процентов продовольствия завозим со стороны, теряя рынки сбыта, оплачивая труд рабочих и создавая доходную базу для других регионов.
***

О том, что мы продолжаем скатываться на периферию российской экономической системы, говорят наши более чем скромные успехи и на инвестиционном направлении. Наш регион многие инвесторы обходят стороной. Вроде и областное законодательство поощряет их деятельность, и на декларативном уровне мы преуспели в клятвах приверженности курсу на защиту интересов инвесторов, а они весьма сдержанны в своих деловых планах относительно нашей области. Причины известны. С одной стороны весь наш бизнес буквально придавлен административным прессом, с другой свирепствует коррупция. Сколько мы уже будем говорить о необходимости создания службы "Одного окна"? Пора провести инвентаризацию всех структур, которые паразитируют на всевозможных поборах, глушат частную инициативу как местного бизнеса, так и готового прийти и работать на нашей территории со стороны. Я снова возвращаю Вас к Посланию Президента России, который, говоря об инвестициях, заявил, что "деньги придут туда, где есть стабильность". Мы бы могли добавить: и где есть порядок.
Мы, конечно, будет работать с деловыми людьми, которые поверили нам, будем искать новых инвесторов, но, не изменив общественный климат, не обуздав коррупцию, серьезно не продвинемся на этом направлении. Здесь нам всем предстоит поработать очень много. И в этих трудах не обойтись без действенной поддержки правоохранительных органов. Я знаю, что их руководство само не удовлетворено коэффициентом полезного действия своих подчиненных, из которого складывается авторитет этих ведомств.
Сегодня вывести на чистую воду крупного чиновника-взяточника, пойти поперек недоброй воли отдельных властных персон, "ущучить" потерявшую меру "акулу бизнеса" труднее, чем расследовать серьезное преступление общеуголовного характера. Но без смещения акцента в сторону освобождения экономики от коррупционной составляющей нам не добиться доверия у инвесторов, не создать для их деятельности комфортных условий. Поэтому ни одна операция с муниципальным имуществом, земельными участками, переходом собственности из одних рук в другие не должна иметь место без серьезной правовой экспертизы. Возьмите банкротства предприятий. Нелегко отыскать среди них такие, где бы после этой процедуры, наступило подлинное оздоровление, где бы взялись за создание рабочих мест, где бы начали исправно платить налоги. Как правило, за банкротством скрывается перераспределение и продажа собственности.
Нам не хватает бюджетных средств расплатиться по первоочередным, неотложным обязательствам. И в то же время продолжается рост задолженности перед бюджетами всех уровней, сокращаются объемы налоговых платежей. Например, нас не может не беспокоить ситуация на предприятии "РОСТЭК". В 2003 году оно в бюджеты всех уровней заплатило около 12 млн. рублей, в том числе в областной бюджет – около 3 миллионов. В прошлом году это предприятие разделилось на два – ГУП и ЗАО "РОСТЭК", обе фирмы заплатили в бюджеты всех уровней в два раза меньше, чем за предшествующий год. Что, в два раза сократились таможенные обороты? Нет. Тогда правомерен вопрос: "Куда увели деньги, и кто это сделал?"
Тоже самое произошло и с другим недавно еще преуспевающим предприятием "Брянскхолод". При активной поддержке бывшей областной власти "Брянскхолод" оказался в руках людей, которые фактически разорили его ради собственной выгоды. Через несколько структур, зарегистрированных на Алтае, реализовывалась продукция по низким ценам, финансовые потоки были отделены от производства, в забугорные фирмы выводилось имущество единого технологического комплекса. "Хладокомбинат" лишился даже котельной и проходной. Сейчас этим предприятием в рамках уголовного дела занимается следствие, и мы надеемся, что "архитекторам" разорения "Хладокомбината" будет дана точная правовая оценка.
***

Наиболее плачевны сегодня дела в сельскохозяйственном секторе. Удельный вес убыточных сельхозпредприятий превысил 80 процентов, ежегодно с карты области исчезает полтора-два десятка населенных пунктов. Тому способствовал помимо всего прочего и негативный имидж "загрязненных" территорий. С одной стороны он призван был вызвать сочувствие, чтобы глубоко дотационной Брянщине легче было просить "на бедность", а с другой отпугивал людей от наших территорий, от нашей продукции. Путь этот, как видим, может привести только в тупик. Прежней политике на селе мы должны противопоставить поддержку агрохолдингов, ориентированных на переработку, возрождение традиционных сельскохозяйственных отраслей, формирование системы сбыта продукции, привлечение на село молодых сил. Сейчас много разговоров идет вокруг предложения принять программу ускоренного развития пятидесяти сельхозпредприятий. Многие спрашивают: почему пятидесяти, а не ста или ста пятидесяти? Кто-то опасается, что это может оказаться очередным провальным проектом, очередной "черной дырой", в которой сгинут многомиллионные суммы.
Суть наших намерений конечно же не в том, чтобы финансово поддержать определенное, фиксированное количество сельхозпредприятий, а в поиске иных форм влияния на ситуацию в аграрном комплексе. Нынешняя множественность программ поддержки сельских товаропроизводителей привела к размазыванию бюджетных крох, в принципе не способному остановить на селе разрушительные тенденции. При таких подходах потихоньку гибнут все, а на "похоронах", как вы знаете, одни расходы.
Конечно, хотелось бы в короткие сроки и кардинально изменить ситуацию в сельскохозяйственном производстве области, направив на оздоровление АПК требуемое количество средств. Но, как говорится, надо реально оценивать наши финансовые возможности. В бюджете этого года не хватает более полутора миллиардов рублей только на увеличение зарплаты работникам бюджетной сферы, на оказание поддержки региональным льготникам, на дотирование предприятий ЖКХ. Вот почему перед нами стоит цель, не исключая поддержку всех сельских товаропроизводителей разных форм собственности, сконцентрировать имеющийся региональный финансовый потенциал на середняках, на тех, кто еще способен вести производство эффективно, располагает для этого технической оснащенностью, кадрами. Укрепив положение середняков, с их помощью подтащим и более слабых. Ведь многие из вас помнят, что и в прежние времена поступали именно так.
Для подъема села мы намерены активно привлекать инвесторов. В этом плане уже кое-что делается. На минувшей неделе в Трубчевском районе состоялась презентация двух комплексов американского производства "Джон-Дир" стоимостью около 400 тыс. долларов каждый. По оценке специалистов производительность трактора "Джон-Дир" составляет 130-150 гектаров в сутки. Этот инвестиционный проект мы реализуем совместно с фирмой "Мосинжстрой" и надеемся расширить границы нашего сотрудничества. Реализуются или на подходе к реализации и другие очень привлекательные инвестиционные проекты.
Уважаемые депутаты! В коротком обращении невозможно охватить все сферы общественной жизни нашего региона. Но особо отмечу, что все наши планы, все наши действия в экономике важны и нужны не сами по себе. Надо постоянно держать в уме, что подавляющее большинство жителей области находится либо за чертой бедности, либо возле этой черты. Пенсионеры, работники бюджетной сферы, молодежь – это по ним больнее всего ударили издержки затянувшегося переходного периода. И помочь им – наша первейшая задача. Президентом в минувший понедельник поставлена задача: зарплаты в бюджетной сфере должны увеличиться как минимум в полтора раза.
Анализ показывает, что в самой социальной политике есть немало прорех, через которые утекают деньги, а с ними и вера в то, что можно положение изменить к лучшему. Жесткий контроль за целевым расходованием финансовых средств, выделяемых области в рамках реализации федеральных социальных программ, следование принципам открытости и публичности, постоянное информирование населения о ходе выполнения федеральных программ – все это поможет нам переломить негативные тенденции в социальной сфере.
И еще. Есть хороший принцип многоукладного социального обеспечения, когда открываются "народные магазины", "народные аптеки", в которых малоимущие могут приобрести товары по сниженным ценам. У нас прежде тоже открывались магазины низких цен, но очень скоро они превращались в магазины с заоблачными ценами. И становилось ясно, что их хозяевам внешне привлекательная идея социальной поддержки помогла лишь задаром получить помещения. Получив же их, хитрецы быстро приводили обещанные низкие цены к обычному уровню, а то и взвинчивали их. И кстати, такие хитрецы, вздумавшие нагреть руки на социальной поддержке, до сих пор не перевелись. Скажу им твердо: так дело не пойдет!
***

В послании, с которым обращаюсь сегодня к вам, уважаемые депутаты, невозможно охватить все сферы общественной жизни нашего региона. Каждая из затронутых мной сфер общественной жизни достойна отдельной развернутой дискуссии. Но сегодня я говорю о главном, о том, что во многом определяет нашу сегодняшнюю ситуацию. В которой, увы, места победам и радостям немного. К числу приоритетов, которых я коснулся в сегодняшнем выступлении, я бы отнес и вопросы безопасности общества и личности. Скажите, можете ли даже вы, лучше других защищенные законодательством, чувствовать себя сегодня в безопасности? На улице, в общественных местах. Можете ли вы быть уверенными, что спокойствие ваше и ваших родных, близких под надежной охраной? Область имеет стабильно высокий уровень преступности, который, к сожалению, не снижается, а растет. Факторов, влияющих на преступность, множество. Известен и комплекс мер, с помощью которого это зло можно держать в узде. К сожалению, эта система мероприятий, призванных координировать силовые ведомства различных уровней, региональных и муниципальных властей, общественных структур остается без законодательного оформления. Надеюсь, мы вместе сможем изменить ситуацию и в этом направлении.
Хотя надо понять, что наши усилия не дадут должного эффекта, если в самих правоохранительных органах не начнется борьба с их внутренними пороками.
***

Я заканчиваю тем, с чего начал – с качества власти, с нашей деятельности, которая имеет во многом определяющий характер для всего, что происходит на территории Брянской области. Мы с вами, пройдя жаркий выборный период, только начинаем выстраивать наши отношения. Наверное, они будут небезоблачными, да и не должны быть таковыми в системе разделения властей, когда мы призваны не только взаимодействовать, но и контролировать друг друга. Однако при этом важно не переходить грань, а такой гранью является твердое понимание того, что власть дается лишь на какое-то время, и дается она людьми, ожидающими, что этими мощными рычагами мы распорядимся по-умному и по-доброму. Так будем же достойны этих ожиданий!
***
Уважаемые товарищи! Мы с вами находимся в преддверии великого праздника – 60-й годовщины Победы советского народа над фашизмом.
Четыре года страна героически противостояла фашизму, отстаивая свою независимость. Четыре года мужества и отваги на фронте и в тылу. Люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети встали на защиту своей Родины, объединились ради достижения единой цели - остановить и уничтожить врага. Великая Отечественная война была поистине Великой. Беззаветно сражались и умирали наши отцы и деды за Отечество, за Россию, за мирное будущее. Будем же чтить память о тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной, уважать и ценить тех, кто живет рядом с нами.
С наступающим праздником!
3 мая 2005 г. // ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Другие новости этого дня

Награждения
За активную помощь в подготовке Всероссийской филателистической выставки, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., Губернатор Брянской области объявил благодарность:
полковнику Лемешко Владимиру Ивановичу – генеральному директору ФГУП "192 Центральный завод железнодорожной техники";
полковнику Старикову Игорю Ивановичу – руководителю ФГУП "85 ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации;
летчику-космонавту Горбатко Виктору Васильевичу – президенту Союза филателистов России.
За образцовое исполнение служебных обязанностей губернатор Брянской области объявил благодарность сотрудникам государственной противопожарной службы области:
старшему прапорщику внутренней службы Федорову Олегу Николаевичу - водителю пожарного автомобиля пожарной части № 4 по охране Володарского района г.Брянска;
прапорщику внутренней службы Бычкову Сергею Михайловичу - командиру отделения пожарной части № 13 по охране Бежицкого района г.Брянска;
прапорщику внутренней службы Саутину Павлу Аникеевичу - командиру отделения пожарной части № 3 по охране Фокинского района г.Брянска.
Торги становятся все выгоднее…
По информации комитета по экономической политике администрации области, касающейся итогов организации и проведения закупок продукции для государственных нужд области на конкурсной основе за 1 квартал нынешнего года, следует, что работа в части проведения торгов (конкурсов) из года в год совершенствуется. За это время они проходили 3824 раза, в том числе 141 открытый торг, один - закрытый и 3682 закупки - простым способом, методом запроса котировок цен. Расходы бюджетных средств на закупки продукции для областных государственных нужд, от первоначально заявленной стоимости, сократились на 5 миллионов 87 тысяч рублей, в том числе по департаменту здравоохранения – на 2 миллиона 845 тысяч рублей.
Организация и проведение закупок продукции на конкурсной основе требует глубоких специальных знаний. В первом квартале нынешнего года 79 специалистов повысили квалификацию по курсу "Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд" и получили свидетельства с занесением в государственный реестр Российской Федерации.
Архив за
прошлыйследующий
Пн 29162330
Вт 310172431
Ср 4111825
Чт 5121926
Пт 6132027
Сб 7142128
Вс 18152229
Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100