Ржаной, пышуший жаром, свежевыпеченный хлеб, пышные булки, сдобы и батоны – все эти продукты мы покупаем каждый день. И пусть новомодные диеты запрещают употребление хлеба из-за его высокой калорийности, горожане и селяне не представляют себе жизнь без хлеба. В последнее время на брянском рынке появились новые сорта - в упаковке, нарезные, специально для бутербродов. Появились и новые производители. Белорусские, московские, курские, из ближнего и дальнего зарубежья. А что же наши хлебопекарные предприятия? Как им живется сегодня, во времена конкуренции и свободного рынка? Экспресс-опрос руководителей хлебопекарных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в государственной (областной) собственности, показал, что практически все заводы нуждаются в быстрейшем техническом переоснащении. Впрочем, как и многие заводы и фабрики, дороги и мосты, построенные в советское время.
Генеральный директор ОАО "Дятьково-хлеб" Владимир Иванович Орлов , анализируя финансовое состояние предприятия за шесть месяцев этого года, отмечает уменьшение оборотных средств, привлечение кредитных ресурсов, что неизбежно вызывает рост затрат. Предприятие не может провести техническое перевооружение из-за нехватки собственных средств. Орлов считает, что искусственное сдерживание в течение двух лет цены на хлеб в пределах 6 рублей 60 копеек за буханку привело к убыткам многие предприятия отрасли.
Генеральный директор ОАО "Клинцовский хлебокомбинат" Александр Алексеевич Данилов солидарен с дятьковским коллегой в том, что большинство видов изделий, которые вырабатывает завод, стало убыточным. Выросли тарифы на топливо, тепло, электроэнергию, цены на сахар и соль. С этого года значительно выросли расходы на услуги по охране объекта и торговых точек, услуги санэпидемнадзора и организаций жилищно-коммунального хозяйства, возросла аренда земли. Предприятие почти полностью израсходовало оборотные средства. Как же прикажете жить и развиваться предприятию в условиях жесткой конкуренции? Как идти в ногу со временем и привередливыми покупателями?
Генеральный директор ОАО "Бежицкий хлебокомбинат" Валентина Николаевна Ерошенко говорит, что износ оборудования составляет 87%. А приобрести современное малоэнергопотребляемое и мобильное оборудование, в том числе и для упаковки, она не может из-за нехватки средств. Цены на хлеб не повышались с 2004 года, а за это время стоимость электроэнергии возросла на 35%, газа – на 36%, воды – на 54%, бензина – на 77%. Основное и вспомогательное сырье подорожало на 32%. Выпекая продукцию по всем стандартам качества, хлебокомбинат проигрывает в ценовой политике производителям, не особо следящим за этим качеством. Ерошенко считает, что если и дальше продавать хлеб по устоявшейся цене, предприятия подойдут к банкротству.
Еще более эмоционален председатель совета облпотребсоюза Василий Алексеевич Кожемяко: "Хлебопекарные предприятия пришли в упадок и необходимо немедленно остановить их развал". Повышение цены даже на 20 копеек, по мнению Кожемяко, положение не спасет.
Так ли это? Прислушаемся к мнению одного из самых опытных экспертов, более 35 лет отдавшего отрасли хлебопечения, начальника отдела по переработке Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Валерия Петровича Смолина. Что он думает о хлебе, который с древних времен на Руси "всему голова"?
Смолин считает, что в условиях рынка хлеб является таким же товаром, как все остальное, и на него действуют те же законы, что и на другие товары. Поэтому цены на хлеб подвержены изменению в зависимости от затрат на его производство. Стоимость хлеба складывается из стоимости сырья, энергоносителей, амортизационных и трудовых затрат, затрат на доставку и реализацию продукции и прочих расходов.
Вместе с тем, учитывая социальную значимость хлеба, работники хлебопекарных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в государственной (областной) собственности, совместно с руководством области в течении последнего времени стараются снизить затраты на производство хлеба и не допустить роста цен.
Однако увеличение стоимости сырья, повышение тарифов на электроэнергию, газ, воду, ГСМ привело к значительному росту затрат на производство и доставку готовой продукции в магазины. В результате производство хлебобулочных изделий стало убыточным.
Такое положение дел, - убежден Смолин. – для производителей недопустимо, так как это приведет к остановке предприятий и их банкротству, или может повториться ситуация, которая сложилась в жилищно-коммунальном хозяйстве, когда цены на услуги ЖКХ выросли в несколько раз". Поэтому хлебопекарные предприятия рассматривают вопрос незначительного поднятия цены - на 20 копеек на одну буханку хлеба и на 20 копеек на один батон.
На недавнем совещании у вице-губернатора Александра Касацкого руководители хлебопекарных предприятий были единодушны – хотя бы на 20 копеек, но цену надо поднять! В противном случае хлебопеки обанкротятся. Но не только угроза банкротства беспокоит администрацию области. Главное – надо помнить о населении.
Анализ цен показал, что с учетом незначительного повышения на 20 копеек средняя розничная цена одного килограмма ржано-пшеничного хлеба в Брянске и Брянской области не превысит порога цен, установленных в соседних областях: Орловской - 9 руб. 40 коп., Калужской -13 руб. 21 коп., Смоленской - 13 руб. 27 коп. и Тульской - 15 руб. 34 коп.
Наша цена на хлеб будет ниже. Цена одного килограмма в Брянской области сложится в пределах 9 рублей 35 копеек – 9 рублей 40 копеек.
14 июля 2006 г. // ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ