РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации работы по привлечению иностранной рабочей силы и проведению информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации положений законодательства в сфере внешней трудовой миграции
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» указанная квота установлена в объеме 6 млн. разрешений на работу.
В связи с тем, что численность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в безвизовом порядке, которые в 2007 году обратятся в территориальные органы ФМС России в субъектах Российской Федерации может существенно возрасти, а также принимая во внимание поставленную Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации задачу содействия легализации трудящихся-мигрантов, региональным органам исполнительной власти следует принять активное участие в организации привлечения иностранных работников.
В соответствии со статьей 131 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдается территориальным органом ФМС России на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.
При этом указанный иностранный гражданин вправе подать заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 71 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по оказанию государственных услуг, в том числе содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и информирование о положении на рынке труда.
Руководствуясь указанными положениями, органы исполнительной власти субъектов Российский Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области занятости населения, могут организовать центрах занятости населения работу по содействию иностранным гражданам в получении разрешения на работу и трудоустройстве на рабочие места, которые не могут быть замещены за счет региональных трудовых ресурсов.
Целесообразно организовать работу по следующим направлениям:
1) организация взаимодействия между органами исполнительной власти труду и занятости субъектов Российской Федерации и территориальными органами ФМС России;
2) организация взаимодействия между органами исполнительной власти по труду и занятости, органами исполнительной власти по здравоохранению субъектов Российской Федерации и территориальными органами Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации;
3) организация содействия работодателям в подборе необходимых иностранных работников;
4) организация информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации положений законодательства в сфере внешней трудовой миграции.
1. Организация взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов ФМС России
Целесообразно заключение на региональном уровне соглашений о взаимодействии между органами исполнительной власти по труду и занятости субъектов Российской Федерации и территориальными органами ФМС России, регулирующими порядок оказания содействия иностранным гражданам в получении разрешения на работу.
Типовая форма доверенности на представление интересов иностранного гражданина при получении разрешения на работу прилагается.
На основании указанной доверенности представитель центра занятости населения вправе подать в территориальный орган ФМС Росси документы, необходимые для получения разрешения на работу.
Иностранный гражданин представляет в центр занятости населения для получения разрешения на работу:
- заявление о выдаче разрешения по установленной форме;
- документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
- миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
- квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу.
Территориальный орган ФМС России рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот
на выдачу таких разрешений и не позднее десяти рабочих дней со дня принятия заявления обязан выдать разрешение на работу иностранному гражданину или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения.
Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.
2. Организация взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов ФОМС
В целях организации медицинской помощи иностранным гражданам, а также обеспечения соблюдения иностранными гражданами, занятыми в сфере розничной торговли, законодательства в области здравоохранения целесообразно заключение соглашений о взаимодействии между органами исполнительной власти по труду и занятости, органами исполнительной власти по здравоохранению субъектов Российской Федерации и территориальными органами Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Указанные соглашения могут определять порядок:
- выдачи полисов медицинского страхования иностранных граждан;
- обеспечения медицинской помощью иностранных граждан, получивших разрешение на работу;
- диспансеризации иностранных работников, для которых необходимо медицинское освидетельствование.
3. Организация содействия работодателям в подборе необходимых иностранных работников
В ходе подготовки предложений по квотам на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами определение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется на основании предложений работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Потребность в привлечении иностранных работников определяется по видам экономической деятельности, профессиям и специальностям, квалификации иностранных работников, а также странам происхождения (государствам гражданской принадлежности) иностранных работников.
При проведении указанной работы в центрах занятости населения целесообразно формировать банки данных по рабочим местам, на которые может привлекаться иностранная рабочая сила.
4. Организация информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации положений законодательства в сфере внешней трудовой миграции
В соответствии с п. 4.6 Плана работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию регулирования внешней трудовой миграции, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым (п. 2 раздела II протокола от 19 декабря 2006 г. № МФ-П12-13пр) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации положений законодательства в сфере внешней трудовой миграции.
Указанная деятельность может осуществляться по следующим направлениям:
- информирование и консультирование хозяйствующих субъектов, использующих иностранную рабочую силу, по вопросам применения Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации»;
- информирование и консультирование хозяйствующих субъектов, предполагающих привлечение иностранных работников в 2008 году, о порядке определения потребности субъектов Российской Федерации в иностранной рабочей силе;
- информирование и консультирование хозяйствующих субъектов, использующих иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, по вопросам привлечения указанных иностранных работников в соответствии с новыми положениями миграционного законодательства;
- информирование и консультирование хозяйствующих субъектов, использующих иностранных работников, и иностранных работников о требованиях миграционного законодательства, трудового законодательства и законодательства об охране здоровья населения при осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации.
Органами, осуществляющими информационно-разъяснительную работу, являются:
- органы исполнительной власти по труду и занятости субъектов Российской Федерации;
- государственные учреждения - центры занятости населения;
- органы местного самоуправления.
Минздравсоцразвития России подготовлены разъяснения по порядку применения Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации», которые направлены в субъекты Российской Федерации (письма от 13.12.2006 №№ 6637-ЛГ, 6638-ЛГ).
Приложение 1
Приложение 2
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ
информационных материалов для иностранного работника
1. Перечень и извлечения из нормативных правовых актов, регламентирующих получение иностранным гражданином разрешения на работу;
2. Перечень и формы документов, которые представляются в территориальные органы ФМС России для получения разрешения на работу;
3. Информация о размерах государственной пошлины и порядке ее уплаты;
4. Информация о месте нахождения территориальных органов ФМС России, времени работы и приема документов;
5. Информация о возможности получения разрешения на работу через центры занятости населения (при наличии соответствующего соглашения с территориальным органом ФМС России);
6. Типовые формы трудовых договоров, которые должны быть заключены между иностранным работником и работодателем;
7. Информация о порядке получения иностранными гражданами медицинской помощи;
8. Информация о месте нахождения медицинских учреждений, времени их работы.
Приложение 3
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ
информационных материалов для работодателей,привлекающихиностранных работников
1. Перечень и извлечения из нормативных правовых актов, регламентирующих привлечение и использование иностранной рабочей силы;
2. Перечень видов экономической деятельности, в которых в соответствии с действующим законодательством ограничивается использование иностранных работников;
3. Разъяснения по порядку применения Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами осуществляющими деятельность сфере розничной торговли на территории Российской Федерации».
4. Перечень и формы документов, которые представляются в территориальные органы ФМС России для получения разрешения на привлечение иностранных работников и разрешений на работу для иностранных работников;
5. Информация о размерах государственной пошлины за выдачу разрешения на привлечение иностранных работников и разрешений на работу для иностранных работников, порядке ее уплаты;
6. Информация о месте нахождения территориальных органов ФМС России, времени работы и приема документов.
Приложение 4
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов, регламентирующих привлечение и использование иностранной рабочей силы
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ);
2. Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 года № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 № 425);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданами лицам гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 665 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»;
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»;
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации».
31 января 2007 г. // Пресс-служба администрации области