21 июля в Доме культуры п. Климово состоялось первое выездное заседание президиума коллегии при Губернаторе области на тему «О социально-экономическом развитии Климовского муниципального района». В заседании приняли участие вице-губернатор А.Касацкий, заместители Губернатора, руководители областных департаментов и управлений, главы сельских поселений района. Открывая заседание, Губернатор Николай Денин сказал, что первое выездное заседание президиума коллегии по вопросам социально-экономического развития муниципальных образований области решено провести в Климовском районе не потому, что в этом году Климово отмечает своё трехсотлетие.
Сегодня у Брянской области стратегическая цель — достичь среднероссийского уровня развития и, соответственно, среднероссийского уровня качества жизни. Задача Климовского района скромнее — достичь хотя бы среднеобластного уровня. Это означает, что Климовский район должен стать экономически самодостаточным. Путей достижения этой цели немало. Это и чёткое планирование, и открытие новых производств, и привлечение инвесторов.
«Накануне коллегии экономические службы внимательно изучили ситуацию в районе, его особенности. Сегодня мы услышим результаты этого исследования. Одновременно были выработаны рекомендации, которые можно назвать рецептами лечения ваших социально-экономических болячек, -обратился Губернатор к руководству района и предоставил слово главе района Анатолию Владимировичу Рылькову.
Глава достаточно подробно остановился на социально-экономическом положении района. В частности, он сказал, что развитие Климовского района осуществляется в соответствии с утвержденной программой «Социально-экономического развития района на 2006—2008 годы».
В 2007 году на территории района реализовывалось 3 федеральных («Социальное развитие села до 2010 года», «Жилище» на 2002—2010 годы, «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»), 9 областных и 5 ведомственных целевых программ. Согласно постановлению администрации Брянской области от 29.11.2007 району выделена субсидия (2005,1 тыс. рублей) на разработку схемы территориального планирования.
Рыльков отметил проблемы: снижение поголовья КРС, отсутствие потенциальных инвесторов, маломощную АТС, отсутствие освещения в нескольких населенных пунктах, радиационный фактор… Николай Денин обратил внимание главы района, что в этом году из 727 выпускников всего лишь 5 направлены по целевой контрактной подготовке учиться в брянские вузы. Это безответственно, заявил Губернатор, так как в районе большая проблема с кадрами. Целевая подготовка предполагает бесплатное за счет бюджета обучение. Неужели нет в районе родителей, готовых направить детей учиться бесплатно? Скорее, налицо неорганизованность и нежелание заниматься проблемой обучения и закрепления молодых специалистов на селе.
Также Николай Васильевич обратил внимание на суровую статистику отравлений суррогатным алкогольными напитками. Она устрашает. В то же время на заседании было озвучено, что в бюджете нет средств на Дом культуры и библиотеку. Губернатор еще раз напомнил, что сейчас все работы ведутся по принципу софинансирования. Федеральный и региональный бюджеты помогут только в том случае, если в местном бюджете заложены какие-то средства на реализацию того или иного проекта.
Также возмущение Губернатора вызвала цифра о надое — 1529 килограммов. «Такой надой можно получить, только если раз в неделю корову кормить, раз в две недели доить», — высказался Денин.
Критику Губернатора вызвало число муниципальных чиновников и их зарплата, по сравнению со среднерайонной достаточно высокая. «Думаю, что главе района надо серьезно задуматься над поиском путей выхода из критической ситуации. Необходимо сокращение чиновников, составление грамотной инвестиционной программы района», -подчеркнул Денин.
Эту же точку зрения озвучил и врио заместителя Губернатора Брянской области -председателя комитета по экономической политике Брянской области В.В. Ковалевский. Он отметил, что согласно Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года целью является повышение уровня жизни до среднего уровня жизни в ЦФО и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного и транзитного потенциала за счет реализации «оптимального» сценария развития региона. Достижение основной цели возможно через привлечение инвестиций; развитие инфраструктуры; повышение доходов населения.
В рамках Стратегии должны быть ликвидированы диспропорции в социально-экономическом развитии муниципальных образований. Проведя территориальное зонирование по уровню экономического развития было условно выделено 6 экономических районов.
Климовский район относится к отдельной группе экономических районов — районы, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС.
Данные муниципальные районы характеризуются слабой экономической деятельностью, что в большей степени относится к сельскому хозяйству. Производство сельхозпродукции возможно на некоторых малозагрязненных радионуклидами землях при соблюдении специальных (дорогостоящих) технологий производства. Возможные перспективные направления экономической деятельности в данных районах — создание в крупных населенных пунктах небольших быстроокупаемых производственных предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью; создание лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий, занимающихся дезактивацией и переработкой частично пораженной радионуклидами древесины.
Для конкретизации существующих стратегических приоритетов региона и привязке стратегических проектов к территориям области необходимо активное участие муниципальных образований в разработке программных документов стратегического планирования районов, которое предусматривает разработку Программ или долгосрочных концепций социально-экономического развития муниципальных образований Брянской области. Необходим переход на уровень стратегического управления регионом «нижнего уровня».
В совокупности это позволит согласовать направления развития самих муниципальных образований в соответствии со стратегическими приоритетами Брянской области. Успешное развитие, как муниципальных образований, так и региона в целом возможно только в том случае, когда его приоритеты и установки согласованы с тем, что происходит у соседей, на областном уровне управления, в смежных регионах, на уровне Федерации.
В конечном счете, разработка муниципальными образованиями Программы развития позволяет определить цели, задачи развития, описывает конкретные мероприятия для достижения целей, решения поставленных задач развития муниципального образования. Программа развития, как ключевой элемент системы стратегического управления территориями, позволяет ответить на вопрос о ключевых точках, куда необходимо направлять доступные ресурсы для того, чтобы обеспечить нормальное воспроизводство и развитие системы жизнедеятельности муниципального образования.
Важной особенностью системы стратегического управления на региональном уровне является то, что источником действий, влияющих на развитие региона, являются очень разные субъекты, которые принимают решения самостоятельно, исходя из своих собственных целей и интересов. Важнейшие из этих субъектов — органы государственной власти, население региона, представленное общественными организациями, и бизнес-структуры. Данная схема также применима и к системе стратегического управления муниципального уровня. Органы местного управления для достижения поставленных целей обязаны учитывать интересы всех этих субъектов. При этом задачи развития муниципального образования предполагают консолидацию усилий всех основных «сил» региона. Таким образом, Программа развития муниципального образования, также как Стратегия и Программа развития региона в целом, предполагают активное участие всех заинтересованных участников в процессе решения единой задачи успешного развития всего муниципального района. В большей степени требуется налаживание взаимодействия и координация усилий между органами местного самоуправления и бизнесом, работающим на территории данного района.
Таким образом, разработка документов стратегического управления регионом требует включения приоритетов развития крупнейших корпоративных игроков и регионального, и муниципального уровня. Особенно необходима координация целевых установок органов государственного управления и бизнеса в деле привлечения инвестиций на территорию регионов. Задача органов государственной власти в этом случае — обеспечить благоприятные условия для инвестора, способствовать успешной реализации инвестиционного проекта.
В совокупности объединение интересов основных «сил», заинтересованных в реализации Программы развития муниципального образования, составляет основное содержание данного документа.
Заключая заседание президиума коллегии, Губернатор Николай Денин сказал, что в районе множество серьёзных проблем. Это — и отсутствие четкой инвестиционной политики, и недостатки в жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной сфере, и дефицит собственных доходов.
Сегодня остро необходимы конкретные управленческие решения, направленные на рост экономического потенциала и повышение уровня жизни климовчан. Уже в текущем году администрация района должна разработать Программу социально-экономического развития Климовского района на 2009—2013 годы и Концепцию стратегии развития до 2025 года. Следующим шагом должна стать разработка схемы территориального планирования.
Район имеет выгодное месторасположение и просто обязан использовать это преимущество. Развитие любой территории возможно только путем привлечения инвестиций в промышленность, сельское хозяйство, дорожную отрасль. Администрация района совместно с администрацией Климово должны готовить инвестиционные площадки для привлечения инвесторов. Только с приходом инвестора на крахмальный завод восстановлена работа предприятия, увеличены посевные площади картофеля. Теперь нужно расширять такую практику. Руководству района необходимо заняться всерьёз вопросом развития малой энергетики. Высокая стоимость оборудования при создании электросетевых мощностей требует концентрации ресурсов и высокой эффективности их вложения.
Далее — сфера жилищно-коммунального хозяйства. Муниципальное образование должно разработать инвестиционную программу для создания условий по содержанию коммунального хозяйства, ресурсо- и энергосбережению. Уже сейчас необходимо думать о строительстве объездной дороги для транзитного транспорта.
Следующая задача — оптимизация структуры органов местного самоуправления, необходимость эффективного использования бюджетных средств, в том числе в учреждениях здравоохранения, образования, культуры. Все это задачи, определенные Указом Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления».
В администрации области уже утвержден план мероприятий по снижению неэффективных бюджетных расходов. Аналогичные планы должны быть в каждом муниципальном образовании. Напомню, по итогам 2008 года деятельность органов местного самоуправления будет оцениваться на основании показателей результативности, утвержденных Президентом России.
Денин подчеркнул, что прозвучавшая конструктивная критика поможет администрации Климовского района добиться успеха в деятельности, направленной на социально-экономическое развитие района.
Ниже кратко приведены данные по основным отраслям района.
В течение последних лет в районе по отдельным экономическим показателям наблюдается положительная динамика.
В 2007 году по группе обрабатывающих производств объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами увеличился к уровню 2005 года в 2,2 раза и составил 69,8 млн. рублей. В январе-мае 2008 года отгружено промышленной продукции на сумму 61,1 млн. рублей или 134,5 процента к уровню соответствующего периода 2007 года.
Объем инвестиций в основной капитал в 2007 году (в сопоставимых ценах) вырос к уровню 2004 года в 2,9 раза и составил 196,6 млн. рублей. За первый квартал 2008 года инвестиции освоены в объеме 41,2 млн. рублей, что в 4,6 раза больше, чем в соответствующем периоде 2007 года.
Объем работ по виду деятельности «Строительство» увеличился к уровню 2004 года в 2,3 раза и составил в 2007 году 5,8 млн. рублей, за январь — июнь 2008 года — в 1,4 раза и составил 4,1 млн. рублей.
Темп роста среднемесячной заработной платы в Климовском районе за 2007 год составил 131,4 процента к уровню 2006 года (по области — 125,9 процента).
Уровень безработицы в районе ниже среднеобластного показателя и имеет тенденцию к снижению: на 1 января 2005 года — 1,3 процента, на 1 января 2008 года — 1,1 процента к экономически активному населению.
Вместе с тем, в среднеобластном измерении по основным показателям доля Климовского района незначительна. Так, в общем объеме отгруженной промышленной продукции район занимает менее 0,1 процента, в объеме сельхозпродукции — 3,6 процента, в объеме инвестиций в основной капитал — 1,3 процента. По величине среднемесячной заработной платы район находится на 28 месте среди городов и районов области.
За 2005—2007 годы объем производимого зерна снизился на 39 процентов, овощей — на 6,7 процента. Производство мяса в хозяйствах всех категорий уменьшилось на 24 процента, в том числе в сельхозпредприятиях — на 47 процентов, молока — соответственно на 18 и 11 процентов. За пять месяцев 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года производство мяса уменьшилось на 12 процентов, молока — на 19 процентов.
Проблемным остается вопрос софинансирования из областного бюджета объектов, строящихся в рамках федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года».
Уровень газификации района природным газом на 1 января 2008 года составил 53,4 процента (по области — 80 процентов). По уровню газификации район находится на 21 месте. Требуется модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, развитие сетей электро- и водоснабжения.
Сложной остается демографическая ситуация. Уровень смертности в районе по итогам 2007 года составил 20,1 человек на 1000 населения (по области — 17,9 процента), коэффициент естественной убыли — 10,3 человек на 1000 населения (по области — 7,8 процента).
Численность населения Климовского района снизилась за 3 года на 4,6 процента (по области — на 2,8 процента).
В ресурсах бюджета района с учетом пгт Климово финансовая помощь из областного бюджета в 2007 году составили 85,5 процента (в 2005 году — 89,4 процента).
22 июля 2008 г. // Пресс-служба администрации области