Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.
Отчет об эффективности деятельности администрации Брянской области в 2010 году
I. Экономическое развитие
II. Здравоохранение и здоровье населения
III. Общее образование
IV. Начальное и среднее профессиональное образование
V. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем
VI. Жилищно-коммунальное хозяйство
VII. Дорожное хозяйство
VIII. Обеспечение безопасности граждан
IX. Организация государственного и муниципального управления
X. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
XI. Охрана окружающей среды
I. Экономическое развитие
2010 год характеризовался стабилизацией ситуации в основных секторах экономики. В результате продолжения реализации на территории области антикризисных мер удалось сохранить социальную стабильность, снизить напряженность на рынке труда, обеспечить государственную поддержку малого и среднего бизнеса, разработать и утвердить комплексные инвестиционные планы моногородов, создать условия для развития инновационной инфраструктуры.
Объем валового регионального продукта в 2010 году оценивается в объеме 150,2 млрд. рублей или 107 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2009 года (2009 год — 92 процента к уровню 2008 года).
Промышленными предприятиями области отгружено товаров собственного производства в действующих ценах на 82,9 млрд. рублей. Индекс промышленного производства составил 120,9 процента. По группе обрабатывающих производств объем отгруженных товаров составил 69,9 млрд. рублей, индекс промышленного производства — 117,2 процента.
В агропромышленном комплексе Брянской области в 2010 году работали 445 сельскохозяйственных предприятий, более 243 тыс. личных подсобных хозяйств, более 300 крестьянских (фермерских) хозяйств. Доля прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем количестве в 2010 году составляла 78,9 процента, что на 3 процентных пункта больше, чем в 2009 году. В 2011 — 2013 годах этот показатель достигнет 80 процентов.
В агропромышленном комплексе Брянской области реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы.
В результате реализации программных мероприятий объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах в 2010 году составил 26,4 млрд. рублей или 94,4 процента к сопоставимой оценке к уровню 2009 года. Расходы консолидированного бюджета Брянской области на сельское хозяйство в расчете на 1 рубль произведенной сельскохозяйственной продукции в 2010 году составляли 0,018 рублей, что меньше, чем в 2009 году на 0,016 рублей. В 2011 — 2013 годах ожидается снижение расходов консолидированного бюджета на 1 рубль произведенной продукции до 0,011 рублей.
В 2010 году во всех категориях хозяйств была увеличена посевная площадь сельскохозяйственных культур на 13 тыс. га, были значительно расширены посевы кукурузы на зерно, гречихи, подсолнечника на зерно, сои, горчицы, рапса, площади под картофелем. Традиционная для Брянщины отрасль картофелеводства имеет устойчивые темпы развития. По урожайности картофеля в 2010 году регион занял 1 место среди областей ЦФО. Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 0,9 процентных пункта и составила 61,7 процента. На протяжении периода 2011–2013 годов планируется рост вышеуказанного показателя с 62,5 до 63,1 процента.
В отрасли растениеводства делается ставка на объекты для хранения и переработки продукции с целью приближения ее к потребителям. В области строятся высокотехнологичные картофеле- и зернохранилища.
Интенсивно развивается отрасль птицеводства. В отрасли мясного скотоводства Агропромышленный холдинг «Мираторг» с 2009 года реализует проект «Создание комплекса по производству высокопродуктивного мясного поголовья крупного рогатого скота и комплекса по убою и первичной переработке КРС». В рамках проекта построен крупный объект кормопроизводства на 76 тыс. тонн зерна.
Ежегодно возрастают объемы кредитов, привлекаемых в агропромышленный комплекс. За 2010 год сельскохозяйственными организациями Брянской области получено кредитов в сумме 4,67 млрд. рублей, тогда как в 2009 году этот показатель составлял 4,49 млрд. рублей.
Уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста в 2010 году составил 66,7 процента, что на 3,5 процентных пункта больше, чем в 2009 году. В 2011–2013 годах этот показатель увеличится до 70 процентов.
В 2010 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве Брянской области, составляла 7756,9 рубля, что на 12 процентов больше, чем в 2009 году. В 2011 году планируется увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы до 8749,8 рубля, в 2012 году — до 9896,9 рубля, в 2013 году — до 11283 рубля.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в целом по области в 2010 году составил 40,1 млрд. рублей (141,8 процента к 2009 году). Рост инвестиций в основной капитал поддержан реализацией инвестиционных проектов предприятиями области и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Основным источником инвестиционной деятельности были привлеченные средства (около 70 процентов). Доля централизованных бюджетных средств составила 23,6 процента от общего объема инвестиций. За счет этих средств на территории области осуществлялась реализация мероприятий 15 федеральных, 39 долгосрочных, 17 ведомственных и 6 аналитических целевых программ.
Для поддержания стабильной обстановки на рынке труда области в 2010 году была реализована Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области, общий объем финансирования которой составил 331,4 млн. рублей.
В мероприятиях Программы приняли участие более 800 предприятий и организаций различных форм собственности, участниками мероприятий стали 23656 граждан. В результате принятых мер уровень регистрируемой безработицы в целом по области снизился за 2010 год на 30 процентов и по состоянию на 1 января 2011 года составил 1,8 процента к численности экономически активного населения. Численность безработных граждан за 2010 год снизилась на 4715 человек и составила 11,7 тыс. человек.
Принята аналогичная Программа на 2011 год. Объем её финансирования составит 145,8 млн. рублей. 80 процентов этих средств будет направлено на содействие самозанятости безработных граждан.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций и предприятий за 2010 год возросла на 11,1 процента и составила 12479 рублей, при этом реальная заработная плата увеличилась на 1,9 процента.
Уровень оплаты труда работников бюджетной сферы отстает от среднеобластных значений данного показателя: по итогам 2010 года отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждениях в процентах к заработной плате в экономике (без бюджетной сферы) колеблется от 46,1 процента — в учреждениях культуры и искусства до 72,8 процента — в учреждениях физической культуры и спорта.
В результате последовательной работы администрации области по совершенствованию системы оказания адресной социальной помощи и поддержке социально незащищенных слоев населения снизилась доля населения с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения области с 15,3 процента в 2009 году до 13,7 процента в 2010 году.
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Брянской области на 1 января 2011 года на территории области хозяйственную деятельность осуществляли 7507 малых и средних предприятий. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составила 85,7 тысяч человек, кроме того индивидуальной предпринимательской деятельностью было занято более 55 тысяч человек. Оборот малых предприятий по всем видам деятельности составил 94,3 млрд. рублей, что на 26,7 процента больше чем в 2009 году. По специальным налоговым режимам субъектами малого и среднего предпринимательства за 2010 год уплачено налогов в консолидированный бюджет области на сумму 1100 млн. рублей (в 2009 году — 918,8 млн. рублей).
В 2010 году на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» было направлено средств областного бюджета в сумме 56,9 млн. рублей и федерального бюджета — 289 млн. рублей.
Реализация мероприятий программы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса позволила в 2008 году открыть первый в регионе Брянский областной бизнес-инкубатор. В 2009 году был создан Брянский Гарантийный Фонд, предоставляющий поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, Евро Инфо Корреспондентский Центр — Брянская область, оказывающий информационно-консультационные услуги предприятиям, заинтересованным в установлении и развитии взаимовыгодного делового сотрудничества с предприятиями России и стран Европейского Союза.
За 2009–2010 годы адресная финансовая поддержка была предоставлена 634 субъектам малого и среднего бизнеса, что позволило сохранить 5 200 рабочих мест, создать 2 600 новых рабочих мест.
II. Здравоохранение и здоровье населения
Администрация Брянской области последовательно реализует меры, способствующие стимулированию рождаемости, поддержке материнства и детства, улучшению положения семей с детьми, укреплению здоровья населения.
В 2010 году на территории области реализовывались мероприятия целевых программ на сумму 246,4 млн. рублей, что позволило стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по инфекционным заболеваниям, снизить заболеваемость и смертность населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; сохранить здоровье населения Брянской области, подвергшегося радиационному воздействию в результате катастрофы на ЧАЭС.
За счет средств федерального бюджета получены сахароснижающие, противотуберкулезные и иммунобиологические препараты, реактивы для определения патологии новорожденных и оборудование на общую сумму 111,7 млн. рублей.
В совокупности с программно-целевым подходом к решению проблем материнства и детства в снижении заболеваемости, инвалидности, перинатальной, материнской и младенческой смертности в Брянской области большое значение приобрели мероприятия по реализации национального проекта «Здоровье».
С 2007 года в рамках проекта «Здоровье» реализуется программа «Родовой сертификат» в части обеспечения диспансерными осмотрами детей первого года жизни.
С целью предупреждения заболеваний проводится ранняя диагностика врожденных и наследственных заболеваний. В 2010 году продолжалось массовое обследование новорожденных Брянской области на фенилкетонурию и врожденный гипотериоз, а также в полном объеме проводился скрининг новорожденных на галактоземию, муковисцидоз, адрогенитальный синдром.
За 2010 год показатель материнской смертности снизился на 30,3 процента, показатель младенческой смертности увеличился до 7,7 на 1000 родившихся живыми (2009 год — 7,4).
В рамках национального проекта «Здоровье» проводилась дополнительная диспансеризация работающего населения, углубленная диспансеризация детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации, что позволило повысить выявляемость патологии на ранней стадии и своевременное оздоровление.
В результате реализации НП «Здоровье», областных целевых программ значительно укрепилась материально-техническая база лечебных учреждений, повысилась квалификация врачей и их материальная заинтересованность в результатах работы, увеличилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи.
В 2010 году введены в эксплуатацию следующие объекты здравоохранения:
— пищеблок Гордеевской ЦРБ;
— лечебный корпус ГАУ «Медицинский центр г. Жуковка».
Открыт офис врача общей (семейной) практики в п. Большое Полпино ГУЗ «Брянская городская больница № 2».
Выполнен капитальный ремонт ГУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер», ГУЗ «Брянский клинико-диагностический центр», Сещинской врачебной амбулатории МУЗ «Дубровская ЦРБ», Ивотской участковой больницы МУЗ «Дятьковская ЦРБ», МУЗ «Фокинская ГБ», МУЗ «Жирятинская ЦРБ», МУЗ «Клинцовская ОГДБ» (для организации Центра здоровья для детей), поликлинического отделения МУЗ «Стародубская ЦРБ», педиатрического поликлинического отделения МУЗ «Трубчевская ЦРБ», столовой МУЗ «Юдиновская участковая больница», детской поликлиники и патологоанатомического корпуса МУЗ «Погарская ЦРБ», пищеблока МУЗ «Злынковская ЦРБ».
В области внедрены высокотехнологичные виды медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях (коронарография и стентирование коронарных сосудов), заболеваниях опорно-двигательной системы (эндопротезирование тазобедренного и коленного суставов), нейрохирургических заболеваниях (сосудистая патология головного мозга). Вышеперечисленные и другие мероприятия позволили снизить показатели смертности населения, в т. ч. населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения и от внешних причин.
За истекший год произошло снижение смертности населения в трудоспособном возрасте в расчете на 100 тыс. человек соответствующего возраста с 740,5 в 2009 году до 706,3 в 2010 году.
В структуре причин смертности трудоспособного населения на первом месте травмы, отравления и воздействия внешних причин — 40 процентов, на втором месте болезни системы кровообращения — 30,1 процента, на третьем месте новообразования — 14,3 процента.
Достигнуто снижение смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения с 234,5 на 100 тыс. человек соответствующего возраста в 2009 году до 212,4 в 2010 году.
Существенному снижению смертности трудоспособного населения в дальнейшем будет способствовать включение в 2011 году Брянского региона в национальную программу совершенствования оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Снизилась смертность населения трудоспособного возраста от внешних причин с 221,6 на 100 тыс. человек соответствующего возраста в 2009 году до 218,6 в 2010 году.
Возросли показатели смертности населения трудоспособного возраста от новообразований до 101 (2009 год — 100,6), смертности в результате дорожно-транспортных происшествий до 18,3 (2009 год — 17,3) на 100 тыс. человек соответствующего возраста.
Немаловажными факторами снижения смертности трудоспособного населения на территории области стало повышение доступности населению первичной медико-санитарной помощи (в области открыто 26 кабинетов врачей общей практики), оказание высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных и областных учреждениях здравоохранения, работа «Школ больного артериальной гипертонией», реализация мероприятий по формированию у работающих граждан навыков здорового образа жизни. Продолжили работу 4 центра здоровья для взрослых, открытые в 2009 году. В 2010 году открыто 2 детских центра здоровья.
На территории Брянской области функционирует 94 государственных и муниципальных учреждения здравоохранения, 22 государственных и муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждения, 60 государственных и муниципальных больничных учреждений.
Численность врачей (физических лиц) в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения в расчете на 10 тыс. человек населения в 2010 году составила 30,7 (2009 год — 31,5); численность среднего медицинского персонала на 10 тыс. человек населения — 98,7 (2009 год — 99,8).
Коэффициент совместительства у врачей составил 1,4. В 2010 году укомплектованность врачами-специалистами составила 97,1 процента.
За период реализации национального проекта «Здоровье» серьезно укреплено кадрами первичное звено здравоохранения: процент укомплектованности врачебными кадрами участков первичного звена здравоохранения возрос с 77,5 в 2005 году до 96,5 в 2010 году. Снизился коэффициент совместительства с 1,6 в 2005 году до 1,1 в 2010 году. Процент укомплектованности участковыми медицинскими сестрами в 2010 году составил 99,4.
Большое внимание уделялось работе по приведению объемов круглосуточной медицинской помощи в соответствие с федеральными нормативами. По итогам работы за 2010 год сокращено 529 круглосуточных коек (4,4 процента). На 1января 2011 года в области развернуты 11492 койки. Количество коек на 10 тыс. человек городского населения сократилось со 127 в 2009 году до 122,6 в 2010 году. Количество коек на 10 тыс. человек сельского населения сократилось с 17,2 в 2009 году до 15 в 2010 году.
Средняя продолжительность пребывания пациента на койке в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения снизилась с 12,5 дня в 2009 году до 12,3 дня в 2010 году.
В результате проведенных мероприятий по оптимизации коечного фонда объем стационарной медицинской помощи на 1 жителя уменьшился с 2,946 койко-дня в 2009 году до 2,879 койко-дня в 2010 году.
На 2011 год утвержден территориальный норматив стационарной медицинской помощи в размере 2,780 койко-дня на 1 жителя, что соответствует федеральному нормативу.
Объемы скорой медицинской помощи сократились с 0,352 вызова на 1 жителя в 2009 году до 0,320 в 2010 году. В 2011 году планируется привести объемы по скорой медицинской помощи в соответствие с федеральным нормативом (0,318 вызова на 1 жителя в год) в целях исключения неэффективных расходов по этому виду медицинской помощи.
Объем амбулаторно-поликлинической помощи на 1 жителя снизился с 8,798 в 2009 году до 8,752 в 2010 году. В 2011 году планируется привести объемы амбулаторной медицинской помощи в соответствие с федеральным нормативом (9,7).
В учреждениях здравоохранения активно развивается стационарозамещающая помощь. В 2010 году объем стационарозамещающей помощи на 1 жителя составил 0,696 пациенто-дня, что на 15,2 процента выше федерального норматива (0,590). Учитывая экономичность и востребованность пациентами данного вида медицинской помощи, он продолжит свое развитие. На 2011 год утвержден территориальный норматив стационарозамещающей медицинской помощи в размере 0,781 койко/дня на 1 жителя.
В целях оптимизации и сокращения неэффективных расходов перераспределяются объемы медицинской помощи из круглосуточного стационара, скорой медицинской помощи в амбулаторный сектор, открываются офисы врачей общей практики на базе участковых больниц, организовываются стационары на дому, развивается неотложная медицинская помощь.
III. Общее образование
Основу системы общего образования составляют муниципальные общеобразовательные учреждения, численность которых на начало 2010–2011 учебного года составила 681 (в 2009 году — 731). Из них школ, расположенных в городской местности — 169 (2009 год — 172), сельской — 512 (2009 год — 559).
Численность школ по уровням реализуемых образовательных программ распределяется следующим образом: средних школ — 432, основных — 192, начальных -57. Из числа средних школ: 10 — средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, 12 — гимназии, 4 — лицеи. Кроме того, в Брянской области функционирует 8 муниципальных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В целях организации и проведения в учреждениях образования работы по оптимизации сети и штатов, более экономного и эффективного использования бюджетных средств распоряжением администрации Брянской области от 28 июля 2010 года № 576-р создана рабочая группа по проведению оптимизации сети и штатов учреждений образования Брянской области.
В 2010 году в целях оптимизации бюджетных расходов было закрыто 10 начальных общеобразовательных школ, 11 основных общеобразовательных школ, 1средняя общеобразовательная школа, 3 учебных комбината;21 средняя общеобразовательная школа реорганизована в основную общеобразовательную школу; 7 основных общеобразовательных школ реорганизованы в начальные; 9 школ присоединены к более крупным; 2 школы перешли в статус детских садов.
В результате проведенных мероприятий к 1 сентября 2010 года было сокращено 2776,3 штатных единиц работников, экономический эффект в расчете на год составил 230,5 млн. рублей, в т. ч. по муниципальным учреждениям — 209,9 млн. руб., по государственным учреждениям — 20,6 млн. рублей (в 2009 году — 77,6 млн. рублей, в т. ч. по муниципальным учреждениям — 67,5 млн. рублей, по государственным учреждениям — 10,1 млн. рублей).
Кроме того, в 2010 году экспериментальное государственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дружная семейка» передано в муниципальную собственность г. Брянска (расходы на содержание в год составляют 5 545,3 тыс. рублей) и ликвидирована Брянская областная станция детского и юношеского туризма и экскурсий (расходы на содержание в год — 3 537,7 тыс. рублей). Функции по организации образовательного процесса туристско-экскурсионной направленности переданы Брянскому областному дворцу детского и юношеского творчества им. Ю. А. Гагарина.
Оптимизация сети учреждений общего образования будет продолжена и в 2011 году, но изменится её характер. Одной из важных задач станет подготовка нормативно-правовых актов по переходу образовательных учреждений в иные организационно-правовые формы (автономные, бюджетные, казенные). В связи с этим структура сети учреждений общего образования будет меняться не только количественно, но и переход к новым организационно-правовым формам позволит расширить самостоятельность школ по многим вопросам их деятельности.
В 2010 году численность учащихся составила 111297 человек в городских и сельских общеобразовательных учреждениях (в 2009 году — 108999 человек).
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств с 1 января 2009 года на нормативное подушевое финансирование переведены все общеобразовательные учреждения области.
В соответствии с Законом Брянской области от 15 декабря 2008 года № 112-З с 1 января 2010 года на новую (отраслевую) систему оплаты труда переведены все муниципальные и государственные общеобразовательные учреждения области.
С 2004 года Брянская область принимает участие в эксперименте по внедрению новой формы итоговой аттестации и приема в ВУЗы (ССУЗы) — проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ).
В 2010 году возрос удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене, по русскому языку до 99,6 процента (в 2009 году — 98,8 процента), по математике — до 99,4 процента (в 2009 году — 98,5 процента).
В 2010 году численность выпускников государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждений, участвовавших в единых государственных экзаменах по русскому языку и математике, снизилась относительно 2009 года.
Расходы консолидированного бюджета на общее образование в 2010 году составили 5069762,53 тыс. рублей и возросли на 3,5 процента к 2009 году, в 2011 году они составят 5430171,5 (рост на 7,1 процента к 2010 году.
IV. Начальное и среднее профессиональное образование
На территории Брянской области функционирует 31 государственное образовательное учреждение начального профессионального образования (2009 год — 34) и 10 (2009 год — 11) государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования.
В соответствии с решением коллегии при Губернаторе Брянской области от 18.12.2008 г. в системе начального профессионального образования Брянской области проводится оптимизация и к 2012 году система начального профессионального образования будет представлена 30 учреждениями.
В 2010 проведена реорганизация сети учреждений начального профессионального образования Брянской области:
— к ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 20» присоединено ГОУ НПО «Профессиональное училище № 40 (экономический эффект в пересчете на год составил 4093,7 тыс. рублей);
— к ГОУ НПО «Профессиональное училище № 16» присоединено ГОУ НПО «Профессиональное училище № 21 (2889,7 тыс. рублей);
— к ГОУ НПО «Профессиональное училище № 37» присоединено ГОУ НПО «Профессиональное училище № 30 (1684,7 тыс. рублей);
— к ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 24» присоединено ГОУ НПО «Профессиональное училище № 4 (1790,4 тыс. рублей);
— к ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 9» присоединено ГОУ НПО «Профессиональное училище № 2 (3281,6 тыс. рублей).
Экономический эффект от реорганизации учреждений начального профессионального образования в расчете на год составил 13740,1 тыс. рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 2030-р ФГУ НПО «Профессиональный лицей № 1» г. Трубчевска и ФГОУ НПО «Профессиональный лицей № 22» г. Суража были переданы в ведение Брянской области.
В связи с демографическим спадом контингент студентов (обучающихся) в учреждениях среднего и начального профессионального образования снизился.
В системе начального и среднего профессионального образования имеется положительный опыт взаимодействия с промышленными предприятиями и организациями. В целях налаживания устойчивых связей с социальными партнерами в каждом образовательном учреждении создан совет по содействию в трудоустройстве выпускников.
В последние пять лет отмечается тенденция к уменьшению количества выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства.
Решение проблемы содействия в трудоустройстве выпускников осуществляется через проведение ярмарок рабочих вакансий, обеспечение учета требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; организацию краткосрочной стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения на рабочих местах для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами.
В соответствии с Планом действий по дополнительному обучению нетрудоустроенных выпускников образовательных учреждений производится их переподготовка по ускоренным курсам по востребованным на рынке труда профессиям.
Численность выпускников, завершивших обучение по образовательным программам начального профессионального образования за счет средств субъекта РФ, состоящих на регистрационном учете в качестве безработных, составила в 2010 году 97 человек или 81,5 процента к аналогичному показателю за 2009 год.
Численность выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств субъекта РФ, состоящих на регистрационном учете в качестве безработных, составила в 2010 году 114 человек или 82 процента к аналогичному показателю за 2009 год.
Расходы консолидированного бюджета на начальное профессиональное образование в 2010 году составили 542451,65 тыс. рублей и возросли на 9,1 процента к 2009 году, в 2011 году расходы снизятся на 11,2 процента к 2010 году и составят 481473,6 тыс. рублей.
Расходы консолидированного бюджета на среднее профессиональное образование в 2010 году составили 220387,91 тыс. рублей и снизились на 3,2 процента к 2009 году, расходы в 2011 году уменьшатся на 0,5 процента к 2010 году и составят 219398,7 тыс. рублей.
V. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем
В 2010 году введено в эксплуатацию 390 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений, что на 10,5 процента больше, чем в 2009 году.
В 2010 году на душу населения в Брянской области приходилось 0,25 кв.метра земельных участков, предоставленных для строительства (в 2009 году — 0,21 кв. метра).
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Брянской области, ежегодно увеличивается за счет ввода в действие новых жилых помещений. В 2010 году данный показатель составил 25,2 кв. метра (в 2009 году — 24,7 кв. метра). К 2013 году общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя области, увеличится до 26,3 кв. метров.
Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном рынке жилья к среднедушевым доходам населения области в 2010 году составляло 0,19 единицы, на вторичном — 0,2 единицы (в 2009 году — 0,23 и 0,24 единицы соответственно).
VI. Жилищно-коммунальное хозяйство
В 2010 году в полном объёме удовлетворены все заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Центра» — «Брянскэнерго».
Доля потерь тепловой энергии в суммарном объёме отпуска тепловой энергии по Брянской области в 2010 году составила 12,8 процента, доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть — 12,6 процента. В дальнейшем, за счет проводимых работ по устранению ветхих сетей и замене их на новые трубопроводы, а также проведения ремонтных работ планируется сокращение данных показателей соответственно до 12 и 10 процентов к 2013 году.
Необходимость определения способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме установлена нормами Жилищного кодекса РФ. Управление должно обеспечивать благоприятные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление иных жилищных и коммунальных услуг гражданам. В связи с этим, в дальнейшем планируется ликвидация муниципальных предприятий, которые ограничивают возможность развития бизнеса в данной сфере.
Доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали и реализуют способ управления посредством управляющей компании частной формы собственности, в целом по субъекту за 2010 год составила 31,94 процента. В дальнейшем данный показатель будет возрастать и к 2013 должен достигнуть 45 процентов.
Также следует отметить рост такого показателя, как доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали способом управления товарищество собственников жилья. Этот способ является наиболее прогрессивной формой объединения собственников жилья и характеризуется повышением активности собственников и ответственности за содержание общего имущества. В 2010 году этот показатель составил 8,55 процента, к 2013 году он должен достигнуть 10 процентов.
Отдельной группой многоквартирных домов являются двухквартирные дома, управление которыми посредством управляющей организации или создания товариществ собственников жилья заведомо нецелесообразно. Оптимальной формой управления для двухквартирных домов является непосредственное управление собственниками, в связи с чем наблюдается увеличение доли многоквартирных домов, собственники помещений в которых выбрали подобный способ управления. В 2010 годы этот показатель составил 40,28 процента, к 2013 году он увеличится до 42 процентов.
Проблемы, связанные с функционированием сферы ЖКХ, указывают на необходимость реформирования современной организационной структуры ЖКХ с целью ее адаптации к рыночным условиям с учетом основных положений социальной политики государства.
В качестве экономических мер, методов и способов воздействия на функционирование и развитие объектов рынка жилищно-коммунальных услуг предусматривается демонополизация жилищно-коммунального комплекса с увеличением доли организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов и (или) муниципальных образований не более чем 25 процентов.
Увеличение доли объема отпуска холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета, планируется за счет реализации в области региональной и муниципальных программ энергосбережения, а также в рамках реализации региональной адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Брянской области». Таким образом, реализуется один из основных принципов региональной политики энергосбережения по учету юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также по учету физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов.
Принятие Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ стало одним из факторов, позволивших значительно увеличить темпы ликвидации аварийного жилья в области. В 2008–2010 годах в региональные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда был включен аварийный жилищный фонд общей площадью более 39,4 тысяч квадратных метров, благодаря чему свои жилищные условия улучшили 2,7 тысяч человек. Размер финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2008–2010 годы составил 1,1 млрд. рублей. Однако объем аварийного фонда остается значительным и требует применения программного подхода с привлечением средств федерального, областного и местных бюджетов для его ликвидации.
В рамках реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Брянской области в течение 2008–2010 годов отремонтировано 780 многоквартирных домов общей площадью 1359,6 тыс.кв.м. Общий объем финансирования мероприятий капитального ремонта за эти годы составил 1,9 млрд. рублей.
Расходы консолидированного бюджета Брянской области на финансирование жилищно-коммунального хозяйства в 2010 году составили 3601550,89 тыс. рублей или 101,9 процента к 2009 году. Расходы на плановый период намечены в объемах, соответствующих фактической потребности.
VII. Дорожное хозяйство
Доля региональных автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, от общей протяженности региональных автомобильных дорог (ГОСТ Р 50597–93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»), в 2010 году составила 65,8 процента (в 2009 году — 64,6 процента), доля муниципальных автодорог местного значения — 65,8 процента (в 2009 году — 45,6 процента).
В 2013 году доля региональных автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, от общей протяженности автомобильных дорог, составит 64,5 процента, дорог местного значения — 62 процента (по причине систематического недофинансирования).
VIII. Обеспечение безопасности граждан
Количество зарегистрированных преступлений в 2010 году составило 23474 единицы (снижение по сравнению с 2009 годом на 2097 единиц).
Доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, в 2010 году составила 30,4 процента (2009 год — 31,7 процента).
Расходы консолидированного бюджета на правоохранительную деятельность в 2010 году составили 859200,12 тыс. рублей (94,7 процента к 2009 году). Расходы на финансирование правоохранительной деятельности на 2012–2013 годы не запланированы в связи с передачей полномочий по финансовому обеспечению милиции общественной безопасности на федеральный уровень с 1 января 2012 года.
IX. Организация государственного и муниципального управления
В 2010 году объем незавершенного строительства, осуществляемого за счет средств консолидированного бюджета области, с учетом всех объектов составил 3822060 тыс. рублей (в 2009 году — 3649400 тыс. рублей). В 2011–2013 годах проблему по уменьшению объема незавершенного строительства предполагается решать за счет привлечения средств инвесторов и приостановки строительства новых объектов.
Объем просроченной кредиторской задолженности государственных и муниципальных учреждений в 2010 году снизился в 2 раза по сравнению с 2009 годом. Реализация жестких мер в отношении кредиторской задолженности позволила в течение 2010 года сдерживать ее объем на достаточно низком уровне. Ежегодно проводится инвентаризация кредиторской задолженности в разрезе государственных учреждений, анализ факторов ее возникновения, реализуются меры по реструктуризации и снижению уровня просроченной кредиторской задолженности. Проводится работа по анализу и принимаются меры по снижению кредиторской задолженности муниципалитетов. По итогам 2010 года просроченная кредиторская задолженность государственных учреждений Брянской области отсутствовала.
Основную долю доходов консолидированного бюджета Брянкой области (56,2 процента в 2010 году) составляют налоговые и неналоговые доходы. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджетов всех уровней (за исключением субвенций) увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Данное увеличение обусловлено как непосредственным увеличением налоговых и неналоговых доходов бюджетов, так и сокращением объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета. На 2011–2013 годы прогнозируется дальнейшее увеличение доли собственных (налоговых и неналоговых) доходов бюджетной системы Брянской области.
Доля расходов консолидированного бюджета на увеличение стоимости основных средств в 2010 году составила 8,1 процента (2009 год — 10,3 процента). Снижение расходов на увеличение стоимости основных средств связано с ограниченными возможностями бюджетной системы Брянской области и необходимостью обеспечения в первоочередном порядке социальных обязательств перед гражданами.
Размер среднемесячной начисленной заработной платы гражданских служащих органов исполнительной власти Брянской области в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 5,3 процента в связи с проведенной в конце 2010 года индексацией заработной платы гражданских служащих и работников бюджетной сферы.
Общий объем расходов консолидированного бюджета на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2010 году сократился на 4,7 процента в связи с проводимой на региональном и муниципальном уровнях оптимизацией численности гражданских служащих.
Доля расходов консолидированного бюджета, формируемых в рамках бюджетных целевых программ (долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ, аналитических программ ведомств), в 2010 году составила 46,1 процента (рост на 3 процента к уровню 2009 года). На 2011 год запланирован рост доли расходов, формируемых в рамках бюджетных целевых программ, до уровня 50 процентов от общего объема расходов. В связи с планируемым переходом с 1 января 2012 года на формирование областного бюджета, а с 1 января 2013 года местных бюджетов на основе программно-целевого принципа (формирование «программного» бюджета), доля расходов консолидированного бюджета, формируемых в рамках программ, в 2013 году составит около 95 процентов.
В 2010 году осталось незначительным участие автономных учреждений и негосударственных (немуниципальных) организаций в оказании государственных (муниципальных) услуг населению. Доля расходов консолидированного бюджета на оказание государственных услуг в социальных отраслях, оказываемых негосударственными (немуниципальными) организациями, сохраняется на минимальном уровне — 0,1 процента. На 2011 год запланирован существенный (в 3,1 раза) рост доли расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг, оказываемых автономными учреждениями в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения.
На протяжении 2009–2010 годов на региональном уровне осуществляется политика сокращения объема государственного внутреннего долга. По состоянию на конец 2009 года объем государственного внутреннего долга Брянской области составлял 6 229,7 млн. рублей (58,8 процента от общего годового объема доходов областного бюджета за исключением субвенций), по состоянию на конец 2010 года — 6 052,7 млн. рублей (49,5 процента от общего годового объема доходов областного бюджета за исключением субвенций). В соответствии с утвержденными Законом Брянской области об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов параметрами областного бюджета планируется снижение уровня государственного внутреннего долга за три года (к концу 2013 года) в 1,7 раза. Достижение постановленной задачи требует применения реструктивных мер реализации долговой политики. На 2011–2013 годы на региональном уровне запланированы мероприятия, нацеленные на оптимизацию структуры и объема долга областного бюджета, т. е. поддержание отношения государственного долга к доходам областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений на уровне не более 50 процентов и отношения расходов на обслуживание долга к расходам бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в пределах 1,5 процента.
X. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Постановлением администрации Брянской области от 09.12.2010 № 1270 утверждена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Брянской области на 2010–2020 годы и целевые показатели на период до 2020 года». Объем финансирования программы в 2010 году составлял 29,9 млн. рублей. За счет бюджетных средств в целом по области было установлено 52 прибора учета энергоресурсов, в том числе приборов учета тепловой энергии — 35, ГВС — 17.
На 2011 год финансирование программы составит 42,6 млн. рублей. Будут реализованы следующие мероприятия:
в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
по модернизации оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, а также замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий;
по внедрению энергосберегающих технологий;
направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии — модернизация теплоисточников и систем теплоснабжения промышленных предприятий;
по расширению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии, в том числе анализ климатических условий территории Брянской области и выработка рекомендаций по применению источников солнечной и ветровой энергии;
по сокращению потерь электрической энергии, тепловой энергии при их передаче и др.
XI. Охрана окружающей среды
Объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2010 году составил 35 тыс. тонн. Предприятия, сделавшие наибольшее количество выбросов в атмосферу: ЗАО «Мальцовский портландцемент», ООО «Промышленная компания «Бежицкий сталелитейный завод», ОАО «Сантехлит», Брянское ОП (ТС) ОАО «Брянские коммунальные системы». По прогнозам в 2011–2013 годах объем выбросов останется уровне 2010 года.
Объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта в 2010 году составил 115 тыс. тонн. Данный показатель имеет тенденцию роста и в 2013 году ставит 120 тыс. тонн.
Расходы консолидированного бюджета Брянской области на охрану окружающей среды в 2010 году составили 30,6 млн. рублей, в 2013 году увеличатся до 103 млн. рублей.
В 2011–2013 годах приоритетным направлением инвестирования в сфере охраны окружающей среды будет строительство на территории области полигонов твердо-бытовых отходов, а также водоохранных сооружений. Капитальные вложения, направляемые на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, определены долгосрочной целевой программой «Охрана окружающей природной среды Брянской области» (2011 — 2015 годы).