Полностью Только текст
Сегодня
четверг, 28 марта 2024 г.

Погода в Брянске вечером
Пасмурно, без осадков, +8 +10 oC
Ветер юго-восточный, 1-3 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Государственная власть / Комиссии / Антинаркотическая комиссия 

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

Проект стратегии

Версия для обсуждения

Проект

13.11.2009

(с учетом обсуждения на заседании МРГ)

СТРАТЕГИЯ

государственной антинаркотической политики

Российской Федерации

Введение

Необходимость разработки Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации (далее – Стратегия) обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, воздействием таких негативных тенденций, как устойчивое сокращение численности населения России, ухудшение качественного состава генофонда нации вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотических средств, а также активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, сепаратизма и ростом преступности.

Эти тенденции оказывают деструктивное воздействие на главные ресурсы национальной экономики – интеллектуальное развитие и физическое здоровье населения страны. Требования национальной безопасности диктуют необходимость формирования основополагающих направлений антинаркотической политики страны в интересах обеспечения ее безопасности и стабильного развития, направленных на организацию практической деятельности государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г., одним из источников угроз национальной безопасности признана деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Продолжается структурная перестройка наркорынка в направлении распространения высококонцентрированных наркотических веществ, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, способствующих быстрому развитию физической и психической зависимостей, деградации личности.

Решающее воздействие на негативное развитие наркоситуации в России оказывает рост незаконного производства и распространения героина  и гашиша с территории Афганистана.

Все большее распространение получают ввозимые из Латинской Америки кокаин, из европейских стран и Китая – синтетические наркотики, из Афганистана и Марокко – каннабиноиды, а также внутри страны отмечается рост наркотических средств, изготовленных из местного растительного сырья и лекарственных препаратов, находящихся в свободной продаже.

Под видом «курительных смесей» распространяются новые виды психоактивных веществ, появляются технические средства моделирования сознания («бинауральные ритмы»), способствующие формированию зависимых форм поведения.

Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется, в том числе и расширением масштабов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

На эффективности государственной антинаркотической политики отрицательно сказывается отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации.

Недостаточно эффективно организована профилактическая деятельность, лечебная помощь и медико-социальная реабилитация больных наркоманией.

Проблема распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации рассматривается как угроза, направленная на все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, которая требует системного подхода в ее решении.

Необходимо принятие таких мер, которые не только исключили бы распространение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, но и способствовали разрушению их финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей.

1. Общие положения

Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и с учетом отечественного и зарубежного опыта. Стратегией определяются цель, принципы, основные направления и задачи  государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

Стратегия развивает и конкретизирует применительно к сфере антинаркотической деятельности соответствующие положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности личности, общества и государства, повышение уровня здоровья общества.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, основываются на принципах законности, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, открытости, конкретности, системности, комплексности, упреждающего воздействия, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности, опоры на поддержку общества.

Достижение цели Стратегии осуществляется по следующим направлениям:

  • сокращение спроса на наркотики путем организации системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, формирования в обществе иммунитета и нетерпимости к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
  • сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия внешней наркоагрессии.
  • развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

Основные стратегические задачи:

  • разработка и внедрение государственной системы мониторинга и оценки состояния наркоситуации в Российской Федерации и регионах;
  • создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
  • совершенствование системы лечения и реабилитации больных наркоманией;
  • создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотических средств,  психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации;
  • выработка мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;
  • обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • совершенствование организационного и нормативно-правового обеспечения антинаркотической деятельности.

Стратегия является основополагающим документом по разработке, совершенствованию и корректировке государственной антинаркотической политики и направлена на координацию деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

Государственная антинаркотическая политика – это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований  и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, общественных организаций и религиозных объединений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

Антинаркотическая деятельность – деятельность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, общественных организаций и религиозных объединений по реализации государственной антинаркотической политики.

Руководство антинаркотической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации.

Субъектами антинаркотической деятельности являются:

Государственный антинаркотический комитет – осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации по реализации государственной антинаркотической политики;

Антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях – обеспечивают координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и противодействию незаконному обороту наркотиков в рамках своих полномочий;

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков – осуществляет функции по реализации государственной антинаркотической политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации – осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения по вопросам оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, учета и лечения больных наркоманией;

Другие федеральные органы исполнительной власти – осуществляют функции противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в пределах предоставленных им Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации полномочий;

Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации – осуществляют в рамках своих полномочий руководство антинаркотической деятельностью на территории субъектов Российской Федерации;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – осуществляют реализацию государственной антинаркотической политики в субъектах Российской Федерации;

Общественные организации и религиозные объединения традиционных для территории Российской Федерации религиозных конфессий  – осуществляют профилактику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и реабилитацию наркозависимых лиц в пределах своих полномочий.

Генеральная прокуратура Российской Федерации  – осуществляет надзор исполнения законодательства в сфере антинаркотической деятельности.

Объектами антинаркотической деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований  и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, общественных организаций и религиозных объединений, средств массовой информации являются население, в первую очередь дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие в группы повышенного риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков, а также лица, злоупотребляющие наркотиками без признаков зависимости, и их семьи; больные наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, и их семьи; лица, чья профессиональная и другая деятельность связана с оборотом наркотиков; лица, вовлеченные в незаконный оборот наркотиков; организации и учреждения, участвующие в обороте наркотиков.

2. Формирование и развитие государственной системы мониторинга и оценки состояния наркоситуации в Российской Федерации

2.1. Основные положения о государственном мониторинге наркоситуации в Российской Федерации

Мониторинг наркоситуации – система государственного наблюдения в сфере незаконного распространения и потребления наркотиков, а также их последствий.

Основной стратегической целью осуществления государственного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации является получение информации, позволяющей производить:

  • определение масштабов распространения незаконного потребления наркотиков в стране с учетом латентных характеристик, выявление и прогнозирование связанных с этим негативных последствий;
  • выявление, прогнозирование и оценку уровня угроз национальной безопасности в сфере незаконного оборота наркотиков;
  • принятие необходимых управленческих решений по снижению уровня незаконного употребления наркотиков населением на федеральном,  региональном и местном уровнях;
  • оценку эффективности проводимой в Российской Федерации антинаркотической политики и формирование предложений по ее повышению.

В качестве объекта мониторинга рассматривается наркоситуация в Российской Федерации.

Субъектами государственного мониторинга наркоситуации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, различные организации, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения.

Основные функции мониторинга наркоситуации в Российской Федерации заключаются в:

  • определении состояния наркоситуации в стране с учетом латентных характеристик, выявлении тенденций ее развития для выработки конкретных мер по оздоровлению обстановки;
  • выявлении причин и условий, влияющих на развитие наркоситуации в стране, и определении мер воздействия на них;
  • установлении обратной связи с объектами наблюдения для оценки эффективности принимаемых мер.

Проведение государственного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации осуществляется для информационного обеспечения решения основных задач:

  • снижение уровня распространения незаконного употребления наркотиков, иных психоактивных веществ и наркопреступности в стране;
  • совершенствование системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
  • выявление и ликвидация социально-экономических предпосылок распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и наркопреступности;
  • выработка предложений по совершенствованию действующего национального антинаркотического законодательства и существующей договорно-правовой базы международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками;
  • повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

2.2. Формирование и развитие государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации

Формирование и развитие государственной системы мониторинга наркоситуации предполагает создание в стране условий, позволяющих  обеспечивать комплексный анализ динамики многокомпонентных показателей, выявлять и прогнозировать негативные последствия злоупотребления наркотиками, а также осуществлять динамическое наблюдение за распространенностью незаконного оборота и потребления наркотиков с целью выработки управленческих решений на федеральном, региональном и местном уровнях, обеспечивающих проведение эффективной антинаркотической политики.

Основу формирования государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации составляют:

  • организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие государственной системы мониторинга наркоситуации, в частности, поиск, сбор, обработку, хранение, анализ и распространение информации;
  • информационные ресурсы, содержащие данные и сведения о наркоситуации в стране;
  • средства информационного обмена субъектов мониторинга, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Для обеспечения формирования государственной системы мониторинга предусматривается разработка комплекса мероприятий, направленных на:

  • создание методического аппарата проведения исследований наркоситуации;
  • подготовку и повышение квалификации кадров для проведения исследований;
  • определение системы критериев, показателей и целевых индикаторов медико-социологического и криминологического характера, обеспечивающих единый подход к оценке результатов исследования наркоситуации;
  • совершенствование системы учета лиц, потребляющих наркотики, в том числе больных наркоманией, смертности населения от интоксикации наркотиками и последствий их потребления;
  • внедрение межведомственных и международных информационных ресурсов;
  • выделение из федерального, региональных и местных бюджетов ассигнований для обеспечения проведения исследований.

Механизм функционирования системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации базируется на создании организационных структур, представляющих собой центры мониторинга с единой системой сбора, обработки и обобщения информации.

Дальнейшее развитие системы мониторинга заключается в расширении источников получения информации за счет расширения круга организаций, участвующих в мероприятиях, связанных с мониторингом наркоситуации в стране и ее отдельных регионах, включая компетентные органы зарубежных государств, международные неправительственные организации,  общественные и религиозные организации, а также в совершенствовании методического аппарата проведения исследований, в том числе по определению латентной составляющей наркопотребления.

2.3. Источники информации и основные направления изучения наркоситуации в Российской Федерации

Источниками информации, используемой при мониторинге наркоситуации, являются информационные ресурсы органов государственной и муниципальной власти, результаты социологических исследований государственных научно-исследовательских учреждений, неправительственных и общественных организаций, информационно-аналитические, статистические, медико-социологические данные компетентных органов зарубежных государств, международных организаций.

Изучение наркоситуации в Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

  • определение масштабов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в субъектах Российской Федерации, федеральных округах и в стране в целом, с учетом  латентной составляющей  наркоситуации;
  • анализ динамики объективно учтенной смертности, напрямую или косвенно связанной с потреблением наркотиков;
  • анализ факторов социальной среды, способствующих распространению немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ и наркопреступности;
  • анализ спроса и предложения на рынке наркотиков;
  • анализ эффективности деятельности по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечению и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
  • анализ криминологических аспектов распространения и незаконного потребления наркотиков, включая определение основных тенденций и закономерностей развития преступности в сфере незаконного оборота наркотиков;
  • анализ эффективности деятельности по профилактике наркопреступности.

На всех уровнях государственной системы мониторинга предусматривается анализ результатов исследования различных аспектов незаконного оборота наркотиков: социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других. При этом в рамках формирования единой государственной системы мониторинга обеспечивается унификация показателей и методов оценки наркоситуации в Российской Федерации.

2.4. Использование результатов мониторинга

Анализ наркоситуации в стране базируется на данных статистического наблюдения организаций различной ведомственной принадлежности, результатах научных, социологических и других исследований, информации, поступающей от общественных и религиозных организаций, что позволяет объективизировать складывающуюся обстановку в сфере наркотизации населения.

При оценке наркоситуации в стране используются показатели о численности потребителей наркотиков, лиц, умерших от их потребления, уровне наркопреступности и другие, полученные на основе прямых и косвенных данных.

Рассмотрение и утверждение результатов исследований, проводимых в рамках государственного мониторинга наркоситуации в стране, на федеральном уровне проводятся на заседании Государственного антинаркотического комитета, а на региональном уровне на заседаниях антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации.

Результаты мониторинга наркоситуации используются для:

  • выявления и оценки существующих и потенциальных угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере незаконного оборота наркотиков;
  • подготовки предложений по выработке управленческих решений, направленных на совершенствование проводимой в Российской Федерации антинаркотической политики;
  • прогнозирования развития наркоситуации в отдельных субъектах Российской Федерации и в целом по стране;
  • выявления причин и условий, способствующих распространению немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выработки механизма повышения эффективности мероприятий по их устранению;
  • определения тенденций и сценариев развития наркоситуации в Российской Федерации и ее регионах в целях выявления территорий с критическим уровнем наркотизации населения;
  • оценки влияния наркотизации на социально-экономическое развитие и безопасность Российской Федерации;
  • координации работы субъектов антинаркотической деятельности по оздоровлению наркоситуации в стране;
  • разработки рекомендаций по снижению спроса и предложения на наркотики.

3. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики

Система мер по сокращению спроса на наркотики включает в себя:

  • государственную систему профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;
  • наркологическую медицинскую помощь;
  • медико-социальную реабилитацию больных наркоманией.

Основными рисками и угрозами в данной сфере являются:

  • широкое распространение в обществе толерантного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
  • увеличение числа лиц, вовлеченных в немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ;
  • дальнейшее снижение эффективности организации оказания наркологической медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи больным наркоманией;
  • сокращение специализированных наркологических медицинских учреждений и врачей-психиатров-наркологов;
  • сокращение наркологических реабилитационных центров (отделений), в том числе в структуре наркологических диспансеров и наркологических больниц;
  • снижение доступности медико-социальной реабилитации для больных наркоманией;
  • увеличение числа лиц, прошедших лечение, реабилитацию и вновь вернувшихся к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ.

3.1. Государственная система профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

Государственная система профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ – это комплекс мер субъектов антинаркотической деятельности социального, медицинского и правового характера, направленных на недопущение вовлечения населения страны в незаконное потребление наркотиков.

Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ – совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения немедицинского потребления наркотиков.

Целью профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ является сокращение масштабов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.

Достижение цели осуществляется решением следующих основных задач:

  • своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, и организация комплексных мероприятий по их эффективному устранению;
  • реализация мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду и рекламу;
  • организация и проведение профилактических мероприятий с группой повышенного риска немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;
  • организация профилактической работы в организованных (трудовых и учебных) коллективах;
  • снижение распространенности немедицинского потребления наркотических средств и иных психоактивных веществ;
  • укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости, создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;
  • развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности, посредством ежегодной диспансеризации;
  • организация сети кабинетов медико-генетического консультирования, а также мотивационного консультирования, которые способствуют раннему выявлению предрасположенности к потреблению наркотиков.

К видам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ относятся:

  • первичная – организация и реализация мероприятий антинаркотической пропаганды и рекламы, информирование населения о губительных последствиях немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и ответственности за участие в их незаконном обороте, формирование у граждан, прежде всего, подростков и молодежи негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ и наркопреступности и навыков отказа от потребления наркотиков;
  • вторичная – комплекс профилактических мероприятий с группами повышенного риска заболевания наркоманией, изменение псевдоадаптивных и дезадаптивных моделей поведения риска на адаптивную модель здорового образа жизни;
  • третичная – организация и проведение мероприятий медико-социальной и духовно-психологической реабилитации наркозависимых, предупреждение и предотвращение рецидивов наркомании.

В формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, различные организации, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, а также родители (иные законные представители), специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией выявляют основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту, и принимают комплексные меры, направленные на их устранение или минимизацию.

Мероприятия первичной профилактики направлены на все категории населения, в первую очередь на детей, подростков и молодёжь, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также на лиц группы повышенного риска немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Мероприятия вторичной профилактики направлены на граждан, незаконно употребляющих наркотики либо их ранее употреблявших (находящихся в состоянии ремиссии), включая как потребителей наркотиков, обращавшихся в лечебно-профилактические учреждения, так и потребителей наркотиков, не обращавшихся в лечебно-профилактические учреждения.

Мероприятия третичной профилактики направлены на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление, а также на прошедших курс лечения и реабилитации больных наркоманией.

Наиболее предпочтительным инструментом указанных видов профилактики являются программы, направленные на соответствующую целевую аудиторию (далее – целевые программы). При этом реализация целевых программ должна охватывать следующие возрастные и социальные группы:

  • дети и подростки в возрасте до 17 лет включительно (учащиеся школ);
  • подростки и молодежь в возрасте до 30 лет включительно (учащиеся ССУЗов и ВУЗов);
  • работающее население;
  • призывники и военнослужащие.

При проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам прямого и косвенного (опосредованного) воздействия на лиц из группы повышенного риска немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, обучать детей и подростков умению отказаться от первой пробы наркотиков.

Также необходимо разработать механизмы социального партнерства между государственными структурами и крупными российскими компаниями и корпорациями при проведении профилактических мероприятий антинаркотической направленности.

3.2. Наркологическая медицинская помощь

Оказание наркологической медицинской помощи лицам, допускающим немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется в соответствии с  законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Современное состояние системы наркологической медицинской помощи определяется:

  • недостаточной результативностью наркологической медицинской помощи;
  • сокращением числа специализированных государственных наркологических медицинских учреждений и ухудшением качества их кадрового обеспечения;
  • недостаточностью финансового и технического обеспечения наркологической медицинской помощи;
  • предоставлением медицинских услуг на платной основе, позволяющей избежать гражданам правовых ограничений, связанных с диагнозом «наркомания».

Стратегической целью государственной политики в области развития наркологической медицинской помощи является своевременное выявление, лечение и медико-социальная реабилитация лиц, незаконно потребляющих наркотики, совершенствование наркологической медицинской помощи больным наркоманией, повышение ее доступности и качества, снижение уровня смертности.

Повышение эффективности наркологической медицинской помощи возможно путем правильной организации технологии лечебно-реабилитационного процесса и максимальной индивидуализации применяемых методов и подходов.

Внедрение системного подхода в лечебно-профилактической работе является принципиальной особенностью современной организации наркологической помощи населению.

Повышение эффективности лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией также связано с внедрением определенных организационных принципов: этапность и очередность проведения мероприятий, длительность, непрерывность и комплексное воздействие.

В рамках развития организационных основ лечебно-реабилитационного процесса необходимо внедрить единую технологически взаимосвязанную последовательность мероприятий (программ), имеющих своей целью восстановление психического состояния, улучшение качества жизни и снижение спроса на психоактивные вещества.

Основные мероприятия по повышению эффективности и развитию наркологической медицинской помощи:

  • подготовка и внедрение единого обязательного на всей территории Российской Федерации порядка оказания наркологической медицинской помощи, который включает: маршрут больного на всех этапах оказания ему медицинской помощи; бригадные формы оказания наркологической медицинской помощи с участием врача-психиатра-нарколога, психолога и социального работника; мультидисциплинарный подход к лечению с привлечение специалистов врачей других специальностей; положение о наркологическом диспансере; положение о наркологической больнице; положение о реабилитационном наркологическом центре; штатные нормативы медицинского и иного персонала наркологических учреждений; подготовку экономически обоснованных Стандартов оказания наркологической медицинской помощи и медико-социальной реабилитации;
  • совершенствование основ законодательного, экономического и иного обеспечения организации обязательных форм оказания медицинской помощи больным наркоманией, в том числе вопросов межведомственного взаимодействия и его информационного обеспечения;
  • формирование государственной программы научных исследований в области наркологии;
  • реализация мер по недопущению внедрения программ «снижения вреда», в том числе «заместительной терапии»;
  • совершенствование современных методов диагностики наркомании, обследования, лечения больных наркоманией;
  • систематическая подготовка специалистов в области оказания наркологической медицинской помощи, а также специалистов первичного звена здравоохранения;
  • улучшение финансового обеспечения деятельности специализированных государственных наркологических учреждений субъектов Российской Федерации, наркологических подразделений лечебных учреждений муниципальных образований, в том числе, за счет предоставления соответствующих субсидий из федерального бюджета.

3.3. Реабилитация больных наркоманией

Реабилитация больных наркоманией определяется как совокупность медицинских, психологических, педагогических и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Современное состояние системы реабилитации лиц, больных наркоманией, определяется:

  • несовершенством нормативной правовой базы по реабилитации больных наркоманией;
  • недостаточным финансированием реабилитационного звена наркологической медицинской помощи за счет бюджета субъектов Российской Федерации;
  • низким числом наркологических реабилитационных центров, а также реабилитационных отделений в структуре действующих наркологических учреждений в субъектах Российской Федерации и низким уровнем их кадрового обеспечения;
  • слабым развитием системы мотивации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, к участию в реабилитационных программах, а также механизма отбора участников для включения в программы реабилитации;
  • недостаточной эффективностью медико-социальных мероприятий, обеспечивающих восстановление социально значимых ресурсов личности больного наркоманией и его дальнейшую социализацию в обществе;
  • отсутствием условий для социальной и трудовой реинтеграции участников реабилитационных программ.

Стратегической целью государственной политики в сфере реабилитации больных наркоманией является формирование многоуровневой системы, обеспечивающей доступность к эффективным программам реабилитации лиц, больных наркоманией, восстановление их социального и общественного статуса, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни больных наркоманией.

Основными направлениями развития медико-социальной реабилитации больных наркоманией в Российской Федерации являются:

  • организация реабилитационных наркологических подразделений в структуре действующих наркологических диспансеров и наркологических больниц в субъектах Российской Федерации;
  • целевое финансирование наркологических диспансеров и других специализированных наркологических учреждений субъектов Российской Федерации на организацию деятельности наркологических реабилитационных подразделений;
  • укрепление кадрового потенциала наркологических реабилитационных центров (отделений) и подразделений с целью обеспечения бригадного метода работы с больными наркоманией;
  • систематическая подготовка и переподготовка специалистов (врачей психиатров-наркологов, психотерапевтов, клинических психологов, социальных работников) по вопросам медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
  • повышение доступности медико-социальной реабилитации для больных наркоманией, а также для обратившихся за медицинской помощью лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями;
  • организация системы обучения и трудоустройства больных наркоманией, прошедших медико-социальную реабилитацию;
  • разработка критериев оценки и методологии мониторинга эффективности работы наркологических реабилитационных центров (отделений), а также немедицинских реабилитационных организаций;
  • совершенствование методов медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
  • обеспечение диверсификации реабилитационной деятельности, обеспечивающей реализацию различных направлений (медицинского, социально-психологического, профессионального, образовательного) и стадий (адаптационной, интеграционной, стабилизационной) реабилитационного воздействия;
  • формирование правовых основ, обеспечивающих использование  потенциала традиционных религиозных конфессий, неправительственных и общественных организаций в государственной системе реабилитационной помощи;
  • введение системы государственного контроля деятельности немедицинских реабилитационных учреждений вне зависимости от их организационно-правовой формы;
  • формирование системы подготовки и аттестации кадров, участвующих в оказании немедицинской реабилитационной помощи; 
  • формирование действенного механизма государственной поддержки научных исследований в области реабилитации больных наркоманией, разработки и внедрения инновационных программ реабилитации и реинтеграции больных наркоманией;
  • формирование системы информирования населения о спектре реабилитационных услуг, предоставляемых на государственном, региональном и местном уровнях;
  • создание механизмов мотивации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, на участие в реабилитационных программах;
  • создание механизмов целенаправленной работы с родственниками лиц, участвующих в реабилитационных программах, обеспечивающей формирование социально-позитивного окружения реабилитируемых;
  • разработка механизмов государственной поддержки учреждений, обеспечивающих социальную и трудовую реинтеграцию участников реабилитационных программ;
  • совершенствование межведомственного взаимодействия и обмена  информацией.

Основные мероприятия по развитию медико-социальной реабилитации:

  • подготовка Программы развития медико-социальной реабилитации, в рамках которой планируется внедрить в деятельность региональных наркологических реабилитационных учреждений малозатратные технологии и стационарозамещающие формы оказания реабилитационной помощи, включая организацию лечебно-трудовых мастерских (производственных, сельскохозяйственных, животноводческих), а также оснастить их оборудованием для оказания консультативной, диагностической и восстановительной медицинской помощи.

4. Совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков

Основным содержанием системы мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте являются согласованные действия организационного, правоохранительного и нормативно-правового характера, принимаемые государственными органами, осуществляющими противодействие незаконному обороту наркотиков при координирующей роли Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, направленные на противодействие нелегальному ввозу наркотиков из-за рубежа, а также их незаконному производству, транспортировке и распространению на территории страны.

Стратегическими целями обеспечения государственной антинаркотической политики в сфере сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте являются:

  • создание эффективной системы защиты территории Российской Федерации  и ее регионов от нелегального ввоза наркотиков из-за рубежа;
  • уничтожение инфраструктуры нелегального производства, транспортировки и распространения наркотиков внутри страны;
  • ликвидация сырьевой базы незаконного наркопроизводства на территории Российской Федерации;
  • недопущение поступления наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот;
  • подрыв экономических основ наркопреступности;
  • пресечение преступных связей с международным наркобизнесом;
  • разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков;
  • пресечение оборота новых видов наркотиков, а также не контролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления.

Главными стратегическими рисками и угрозами в данной сфере являются контрабанда афганских опиатов и каннабиноидов из стран Центральной Азии, синтетических наркотиков из Западной и Восточной Европы, кокаина из государств Латинской Америки, поступление в незаконный оборот химических веществ (прекурсоров), используемых при производстве наркотиков, использование внутренней сырьевой базы незаконного наркопроизводства, расширение немедицинского потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены.

Стратегическое сокращение предложения наркотиков в незаконном обороте осуществляется с использованием экономических возможностей государства, выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов, включая ресурсную поддержку государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков, путем развития системы их технического вооружения.

4.1. Организационные меры по сокращению предложения наркотиков

При реализации мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по пресечению деятельности организованных преступных групп (преступных сообществ), действующих в сфере незаконного оборота наркотиков.

В целях обеспечения сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте обеспечивается комплексное развитие и совершенствование государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков.

Принимаются меры по укреплению социальных гарантий сотрудников антинаркотических органов.

Российской Федерацией обеспечивается научно-техническая поддержка правоохранительной антинаркотической деятельности, оснащение государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков, перспективными специальными средствами и техникой.

Разрабатывается программа мер по созданию и развитию системы профессиональной подготовки кадров в сфере антинаркотической деятельности.

4.2. Правоохранительные меры по сокращению предложения наркотиков

В целях пресечения контрабанды наркотиков на территорию Российской Федерации обеспечивается развитие системы противодействия организованной наркопреступности.

В целях решения задач уничтожения инфраструктуры незаконного производства, транспортировки и сетей наркораспространения на территории Российской Федерации формируется план правоохранительных мер, принимаемых во взаимодействии с государственными органами, осуществляющими противодействие незаконному обороту наркотиков.

Обеспечивается участие Российской Федерации в реализации мероприятий по укреплению «поясов безопасности» вокруг Афганистана с целью пресечения незаконного ввоза опиатов.

Реализуются меры по повышению эффективности пограничного контроля, в том числе путем развития межведомственного сотрудничества правоохранительных органов государств-участников антинаркотической деятельности.

Проводятся согласованные межгосударственные профилактические, оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и ликвидации каналов международного наркотрафика.

Решение задач обеспечения антинаркотической безопасности достигается путем укрепления государственной границы Российской Федерации и границ Таможенного союза, повышения их технической оснащенности, создания и совершенствования механизмов контроля за грузами, пересекающими таможенную границу Российской Федерации.

Для недопущения нелегального ввоза наркотиков в Российскую Федерацию совершенствуется система мер государственного контроля за иностранными гражданами (лицами без гражданства), прибывающими (находящимися) в Российскую Федерацию, в особенности из наркоопасных регионов мира.

Принимаются целенаправленные меры по обеспечению общей безопасности в морских акваториях, в том числе с целью выявления и пресечения каналов незаконных поставок кокаина и синтетических наркотиков. Создается система мер контроля за инфраструктурой морских грузопассажирских перевозок.

Обеспечиваются меры по пресечению оборота наркотических средств и психотропных веществ в местах проведения культурно-досуговых мероприятий.

Безопасность легального оборота наркотиков в Российской Федерации обеспечивается за счет совершенствования государственного механизма контроля за его осуществлением и, особенно, за оборотом прекурсоров.

Формируется система мер, обеспечивающих  разработку и производство новых лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества (в масляных формах, пластыри и др.), извлечение которых легкодоступным путем невозможно и применение которых в немедицинских целях затруднено. 

При решении задач по уничтожению имеющейся в Российской Федерации сырьевой базы незаконного наркопроизводства совершенствуются системы выявления незаконных посевов и очагов естественного произрастания наркосодержащих растений, а также результатов их уничтожения, разрабатываются научные методики применения химических веществ для уничтожения наркосодержащих растений, а также снижения содержания в них психоактивных веществ.

4.3. Совершенствование нормативной правовой базы сокращения  предложения наркотиков

Российская Федерация реализует меры, направленные на совершенствование законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

При реализации данных мер обеспечивается имплементация передового международного опыта нормативного регулирования.

В целях сокращения предложения наркотиков обеспечивается введение дополнительных мер «социальной» ответственности и ужесточение административной ответственности за незаконное потребление наркотиков, ужесточение уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в том числе за сбыт наркотиков в исправительных учреждениях, а также в учреждениях или местах, используемых для проведения учебных, спортивных, культурных, развлекательных и иных публичных мероприятий.

Российская Федерация обеспечивает принятие мер, направленных на стимулирование социальной активности по информированию органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков, о фактах их незаконного оборота.

Принимаются системные меры по совершенствованию условий деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков, по подрыву экономических основ наркопреступности.

В целях пресечения нелегального оборота новых видов наркотиков, а также психоактивных средств, используемых для немедицинских целей, создается система мониторинга наркоситуации в стране с участием Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков, и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

5. Основные направления развития международного сотрудничества

Стратегическими целями международного сотрудничества Российской Федерации в сфере контроля над наркотиками являются:

  • обеспечение эффективного решения задач по реализации государственной антинаркотической политики посредством использования механизмов многостороннего и двустороннего  сотрудничества с иностранными государствами, региональными и международными организациями, включая расширение необходимой договорно-правовой базы;
  • укрепление существующей системы международного контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на основе соответствующих Конвенций ООН, резолюций Совета Безопасности, решений Генеральной Ассамблеи и других органов системы ООН.

Достижение этих целей обеспечивает развертывание многоуровневой системы международного антинаркотического сотрудничества Российской Федерации как механизма координации  усилий всех участников борьбы с наркобизнесом.

Приоритетными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в сфере контроля над наркотиками являются:

  • осуществление противодействия глобальной наркоугрозе с учетом принципиальной позиции Российской Федерации о центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности в борьбе с новыми вызовами и угрозами;
  • концентрация основных усилий в данной сфере на борьбе с контрабандой в Российскую Федерацию опиатов и каннабиса из Афганистана и Центральной Азии;
  • повышение роли России в оказании технического содействия Исламской Республике Афганистан и другим государствам региона в противодействии афганской наркоугрозе;
  • ведение целенаправленной работы по прогнозированию и ликвидации угроз национальной безопасности Российской Федерации со стороны других типов наркотиков, включая синтетические;
  • развитие регионального сотрудничества в сфере контроля над наркотиками с использованием потенциала таких международных организаций и структур как ОДКБ, ШОС, СНГ, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и других, в том числе в контексте укрепления «поясов» антинаркотической и финансовой безопасности вокруг Афганистана;  
  • комплексное изучение проблем, связанных с контролем над наркотиками, включая сокращение предложения и спроса на них, и выработка совместных мер по решению указанных проблем в контактах с «Группой восьми», в первую очередь с представителями США, ЕС, НАТО, а также на соответствующих площадках АТР, Африки, Латинской и Северной Америки.

6. Организационно-правовое обеспечение антинаркотической деятельности и механизм контроля за реализацией Стратегии

Настоящая Стратегия реализуется путем выполнения плана, который определяет в качестве приоритетов необходимость привлечения соответствующих ресурсов для решения вопросов с целью консолидации усилий органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленной на противодействие наркоугрозе, на комплексное использование политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации, при координирующей роли Государственного антинаркотического комитета (далее – Комитет).

Стратегической целью совершенствования организационного обеспечения антинаркотической деятельности является повышение уровня координации субъектов антинаркотической деятельности и качества их работы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, противодействия наркотрафику, профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркозависимых лиц.

Совершенствованию организационного обеспечения антинаркотической деятельности будет способствовать:

  • разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту;
  • повышение роли антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации в части законодательного закрепления обязательности исполнения решений комиссий для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации;
  • разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам организации и осуществления мероприятий, направленных на профилактику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и наркопреступности, а также антинаркотической пропаганды.

Повышению эффективности антинаркотической деятельности служит развитие правовой базы, основу которой составляют  Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года,  Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе  против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, другие многосторонние и двусторонние договоры, участником которых является Российская Федерация, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Совершенствование нормативного правового регулирования антинаркотической деятельности достигается путем устранения пробелов в действующем законодательстве, приведения его в соответствие с международным опытом борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ, ликвидации отставания от сложившейся практики по следующим основным направлениям:

  • законодательное оформление основных стратегических направлений (профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, оказание наркологической медицинской реабилитационной помощи);
  • совершенствование уголовно-правового законодательства в части гармонизации диспозиционных конструкций с мерами уголовного наказания в зависимости от тяжести совершенных преступлений, обеспечения гибкости   системы наказания, предусматривающей дифференциацию ответственности в сочетании с применением к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков и нуждающимся в лечении от наркомании, мер, позволяющих обеспечить их своевременной и адекватной наркологической помощью;
  • введение в законодательство Российской Федерации норм, предоставляющих подсудимым, больным наркоманией и признанным виновными в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, возможность выбора между лечением и уголовным наказанием, а также устанавливающих механизм контроля за принятыми данной категорией лиц обязательствами по лечению и ответственность за их невыполнение;
  • уточнение уголовно-процессуального механизма, позволяющего обеспечить полноту и всесторонность расследования уголовных дел о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков;
  • обеспечение административно-правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, действия которых могут, создавать условия, способствующие распространению немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, особенно в группах риска;
  • внесение изменений в законодательство, предоставляющих возможность включения вопросов деятельности органов местного самоуправления в сфере  профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и антинаркотической пропаганды в перечень вопросов местного значения;
  • уточнение законодательства в сфере информации и информатизации  в части разработки механизмов, препятствующих пропаганде  потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также позволяющих более активно использовать средства массовой информации в пропаганде здорового образа жизни;
  • принятие мер, стимулирующих развитие международно-правовой базы сотрудничества, совершенствование и гармонизацию национальных законодательств государств-участников антинаркотической деятельности;
  • создание законодательных и правовых условий, позволяющих гарантировать проведение антинаркотической пропаганды и профилактики в средствах массовой информации;
  • нормативное правовое регулирование деятельности немедицинских организаций различных форм собственности, частных лиц в сфере профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и реабилитации больных наркоманией.

Корректировка настоящей Стратегии осуществляется при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного антинаркотического комитета по результатам постоянного мониторинга наркоситуации, при ее существенных изменениях, возникновении новых вызовов и угроз.

Система документов стратегического планирования (государственные программы в сфере профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и противодействия их незаконному обороту, планы по реализации настоящей Стратегии, региональные целевые и комплексные программы) формируется Правительством Российской Федерации, Государственным антинаркотическим комитетом, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Информационную основу реализации Стратегии призвано обеспечить  создание единого межведомственного банка данных заинтересованных органов исполнительной власти, содержащего сведения, позволяющие Государственному антинаркотическому комитету своевременно реагировать на изменения наркоситуации в Российской Федерации, принимать обоснованные оперативные  решения.

Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Президенту Российской Федерации  о деятельности Комитета.

Комитет проводит работу по упреждающему выявлению и оценке новых угроз в сфере незаконного оборота наркотиков, представляет Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации предложения по их предотвращению, а также предложения по уточнению отдельных положений Стратегии, координирует субъекты антинаркотической деятельности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области.

Субъекты Российской Федерации организуют работу по реализации Стратегии в рамках регионального среднесрочного и долгосрочного стратегического планирования антинаркотической деятельности.

Комитет на своих заседаниях заслушивает руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам выполнения плана по реализации Стратегии.

7. Ожидаемые результаты (индикаторы достижения целей и задач) и риски

Ожидаемые результаты реализации Стратегии:

существенное сокращение предложения наркотиков и их спроса; функционирование государственной системы мониторинга  и оценки состояния наркоситуации в Российской Федерации в целом и в ее регионах; функционирование государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ; современная система лечения и реабилитации больных наркоманией.

7.1. Основные индикаторы

Основные индикаторы и показатели стратегических целей и задач разрабатываются в рамках создаваемой государственной системы мониторинга и оценки состояния наркоситуации в Российской Федерации.

Индикатор достижения генеральной цели Стратегии:

доля индикаторов задач, по которым достигнуты удовлетворительные целевые результаты, среди всех индикаторов задач (должен стремиться к 100%).

Индикаторы достижения основных стратегических задач:

  • государственная система мониторинга и оценки состояния наркоситуации в Российской Федерации в целом и в ее регионах;
  • государственная система профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
  • современная система лечения и реабилитации больных наркоманией, в том числе несовершеннолетних;
  • стратегические планы по пресечению незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации;
  • действенная система мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации;
  • надежный государственный контроль за легальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • организационное и нормативно-правовое обеспечение антинаркотической деятельности.

7.2. Видовые индикаторы

Целевые индикаторы по сокращению спроса на наркотики:

1. Показатель учтенной распространенности (общей заболеваемости) наркомании (на 100 тыс. населения) – число зарегистрированных больных в расчете на 100 тыс. населения (рассчитывается на основании ф. № 11, утвержденной Росстатом);

2. Показатель первичной заболеваемости наркоманией (на 100 тыс. населения) – число больных с впервые в жизни установленным диагнозом в расчете на 100 тыс. населения (рассчитывается на основании ф. № 11, утвержденной Росстатом);

3. Показатель смертности, связанной с острым отравлением наркотиками ­– число умерших, смерть которых вызвана острым отравлением наркотиками в расчете на 100 тыс. населения (исчисляется на основании ф. № 42, данные судебно-медицинской экспертизы).

Целевые индикаторы по сокращению предложения наркотиков:

1. Относительное количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ из расчета на 100 тыс. человек (исчисляется на основании ф. № 1-нон, ф. 177);

2. Количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств,  психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ в абсолютных цифрах (исчисляется на основании ф. № 1-нон);

3. Количество лиц, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ в абсолютных цифрах (исчисляется на основании ф. № 1, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 51 от 20 апреля 2007 г.)

7.3. Риски

Управляемые риски: снижение уровня обустройства и охраны государственной границы Российской Федерации; сокращение числа специализированных наркологических медицинских учреждений и специалистов психиатров-наркологов, психологов, социальных работников, снижение доступности, качества и эффективности мероприятий профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркозависимых.

Частично управляемые риски: формирование в обществе толерантности к незаконному потреблению наркотиков, дискредитация деятельности государственных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков; усиление попыток легализации заместительной терапии с использованием наркотических препаратов и пропаганды потребления наркотиков под предлогом программ замены шприцов; увеличение числа лиц, вовлеченных в незаконное потребление наркотиков.

Неуправляемые риски: рост преступности (включая международную) в сфере незаконного оборота наркотиков с появлением новых каналов контрабанды; увеличение уровня незаконной миграции; появление в незаконном обороте новых наркотических средств и обладающих наркогенным потенциалом психотропных веществ.

Меры противодействия: корректировка Стратегии на основе оценки характера, масштабов и последствий воздействия неблагоприятных факторов на достижение генеральной цели и решение задач Стратегии. 

8. Заключительные положения

Стратегия рассчитана на период с 2010 по 2020 годы.

Практическая реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа через планы деятельности органов государственной власти и управления на 2010-2014 гг. и на 2015-2020 гг.

По завершении первого этапа реализации Стратегии, с учетом развития наркоситуации и достигнутых результатов, проводится ее корректировка.

Реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, всех органов государственной власти и управления, общественных объединений и организаций.

Для решения задач, поставленных в настоящей Стратегии, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку антинаркотической деятельности по всем направлениям.

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку антинаркотической деятельности являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100