14 июля 2007 года в 11.00 на аэродроме РОСТО (ДОСААФ) (ж/д. станция Бордовичи) состоится праздник, посвященный 90-летию воспитанника Брянского аэроклуба, дважды Героя Советского Союза П. М. Камозина.
В программе — показательные выступления парашютистов и лётчиков, авиа- и ракетомоделистов, по пэйнтболу, полеты воздушных змеев, концерт художественной самодеятельности, выставка моделей самолетов. А также, соревнования (с вручением призов) по стрельбе и перетягиванию каната.
Кроме того, к вашим услугам ознакомительные полеты над Брянском группами по 3 человека, полеты с инструктором с выполнением фигур высшего пилотажа, полевая кухня и буфеты. Проезд на аэродром на личном автотранспорте (по объездной дороге на Сельцо через дер. Ивановка) — свободный.
Приглашаем всех желающих в Брянский аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) для ознакомительных полетов и занятий авиационным и парашютным спортом. Обращаться по тел.: 51-42-07, 51-42-24, 57-15-89, 57-68-90.
Проезд до аэродрома из Бежицкого района — автобусы №№ 3, 26, 54, 104; из Советского — маршрутные такси №№ 15, 38; из Володарского — маршрутное такси № 29, электричка до ж/д. станции «Бордовичи».
**************
В июле 2007 года нашему земляку, Почётному гражданину г.Брянска, дважды Герою Советского Союза Павлу Михайловичу Камозину исполнилось бы 90 лет.
Имя воспитанника Бежицкого аэроклуба, прославленного лётчика Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина постановлением Совета Министров РСФСР присвоено Брянскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ в 1985 году, членом которого он являлся с 1934 года.
Бурный рост Военно-Воздушных Сил в 30-е годы потребовал значительного расширения и улучшения подготовки лётчиков. Проводилась широкая разъяснительная работа, привлекалось внимание советского народа к авиации, формировалось у молодёжи стремление овладеть профессией военного лётчика, посвятить свою жизнь Военно-Воздушным силам.
Массовой школой подготовки кадров для ВВС стал авиационный спорт, душой и сердцем которого был Ленинский комсомол и ОСОАВИАХИМ. Первой ступенью на пути к самолёту было овладение планерным спортом. Планерные, парашютные и авиамодельные кружки создавались в системе ОСОАВИАХИМа на заводах и фабриках, в совхозах и колхозах, в учебных заведениях.
В городе Бежице на базе завода «Красный Профинтерн» в 1932 году открывается планерная станция с единственным планером УП-4, на котором юноши города пробуют свои первые шаги в авиации.
10 октября 1933 года на базе планерной станции открывается Бежицкий аэроклуб, в этом же году на аэродром Бордовичи прилетают учебные самолёты У-2 (ПО-2). Аэроклуб укомплектовывается лётно-инструкторским и техническим составом. В 1934 году открывается аэроклуб в городе Брянске. Весной 1934 года на аэродромах Бежицкого и Брянского аэроклубов начинается лётная жизнь.
Сотни рабочих парней Бежицы и Брянска взялись за овладение самолётом, планером, парашютом. В школах городов действуют сотни авиамодельных кружков. Открываются филиалы аэроклубов в Клинцах, Дятькове, Жуковке. Началась эра бурного развития авиационного спорта. Юноши, закончившие обучение на самолётах ПО-2, направлялись в военные училища лётчиков.
На лётном поле Бежицкого аэроклуба ОСОАВИАХИМа начался путь в небо Павла Камозина. Молодой слесарь местного машиностроительного завода оказался на редкость способным курсантом. Он быстро научился делать боевой разворот, петлю Нестерова и другие фигуры высшего пилотажа, летал дерзко и отважно.
В начале Великой Отечественной войны, окончив лётную школу, П. Камозин уже сам учил молодых лётчиков в запасном полку. На фронт прибыл в октябре 1942 года после долгих и настоятельных рапортов. Его назначили командиром звена. В первом же бою над Чёрным морем сбил три вражеских самолёта. Росло боевое мастерство лётчика. К 1943 году на его личном счету было 12 сбитых самолётов врага.
Часто Камозин вылетал на «свободную охоту». В последний день 1943 года, возвращаясь с боевого вылета, он заметил над селом двухмоторный транспортный самолёт, который как на параде, шёл под эскортом шести «мессершмиттов». «Важный, наверное, груз», — подумал Камозин и, не раздумывая, принял решение атаковать с ходу. На огромной скорости лётчик устремился на цель. Вражеские истребители не успели опомниться, как длинная очередь прошила охраняемый ими самолёт, который сразу же задымил и рухнул на землю.
Вскоре стало известно, что на борту сбитого Камозиным вражеского самолёта находились 18 гитлеровских генералов, которые летели «поднимать» боевой дух у своих подчинённых, везли с собой «железные кресты». Гитлеровцы переполошились. Вражеское командование решило избавиться от отважного и дерзкого воздушного бойца. Одному из матерых фашистских лётчиков по кличке «Граф» было поручено выследить Камозина и расправиться с ним. «Граф» был действительно хитрым и опытным лётчиком, служил в так называемой «бриллиантовой эскадрилье», считавшейся одной из лучших в гитлеровском военно-воздушном флоте.
П. М. Камозин, в свою очередь, искал встречи с воздушным разбойником. И вскоре она состоялась. Бой был коротким, но яростным. Фашистский ас, намереваясь нанести коварный удар в спину, на большой скорости ринулся в атаку. Камозин умелым маневром пропустил над собой самолёт «Графа» и тут же ринулся вперёд, чтобы ударить по нему снизу, в наиболее уязвимую часть фюзеляжа. Пулемётная очередь прошила вражеский самолёт, он камнем полетел вниз, разваливаясь на ходу.
Несколько боёв Павел Михайлович провёл с численно превосходящим противником и вышел победителем. 35 самолётов Камозин сбил лично и 13 в групповых боях, за что был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны Павел Михайлович вернулся в родной Брянск. Он на всю жизнь остался верен авиации, более 30 лет работал в гражданском воздушном флоте, часто встречался с молодыми авиаторами, допризывной и призывной молодёжью, рассказывал им о своих боевых подвигах.
На лётном поле Брянского аэроклуба начался путь в небо и других прославленных лётчиков: Ильи Катунина, Венедикта Ковалёва, Сергея Азарова, Михаила Афанасьева, Ивана Леонова, Сергея Полякова, Вадима Бузинова, Вадима Ефграфова, Григория Михеева, Егора Новикова, Анатолия Морозова, Михаила Плоткина, Игоря Середы, Бориса Хлуда, Антонины Худяковой и многих других. Все они прославили родную Брянщину, свою Родину.
В годы Великой Отечественной войны 24 воспитанника Брянского аэроклуба стали Героями Советского Союза, а Павел Михайлович Камозин этого звания удостоен дважды. Ценой своей крови и жизни герои вернули Родине мирное небо. Они оставили в наследство не только подвиг, но и завещание: продолжить героические традиции, летать выше всех, дальше всех, смелее всех, неутомимо готовиться к защите нашей Родины, быть бдительными к проискам врагов.
Лётную подготовку в 1971 году в Брянском АСК прошёл Трегубенков Юрий Петрович, в последствии ставший Героем России, начальником Главного лётно-испытательного Центра, генерал-лейтенантом.
Воспитанник аэроклуба Азаров Андрей Владимирович за боевые действия в Чечне посмертно награждён Орденом Мужества.
Шли годы, росло мастерство лётно-инструкторского состава, совершенствовалась учебно-материальная база, получили новые, более совершенные самолёты, парашюты и средства обеспечения. В семидесятые годы Брянский АСК ДОСААФ выходит на призовые места в стране. Основа успеха клуба — это целенаправленная работа, сплочённость и коллективизм.
Авиационно-спортивный клуб им.Камозина за свои годы подготовил 68 мастеров спорта, 5 мастеров спорта международного класса, сотни спортсменов — кандидатов в мастера и перворазрядников. Многие воспитанники клуба им.Камозина завоевали медали различного достоинства на соревнованиях как внутри страны, так и за рубежом. Так, Владимир Богомазов неоднократно побеждал в международных соревнованиях парашютистов-многоборцев. Евгений Прошин становился абсолютным чемпионом СССР. Евгения Клиценко завоёвывала звание абсолютной чемпионки РСФСР. Тамара Прокошина являлась чемпионкой по воздушной акробатике. Алексей Федин в 1995 году стал абсолютным чемпионом России и выполнил норматив мастера спорта международного класса, а команда лётчиков заняла II место.
Клуб может гордиться тем, что он трижды участвовал в авиационных и спортивных праздниках в Тушино, в том числе в празднике, посвященном 40-летию Победы. Причём, это доверие он завоевал на своё выступление впервые.
Переходящие Красные Знамёна обкома ДОСААФ, Командующего Воздушно-десантными войсками, ЦК ДОСААФ СССР и ЦК профсоюза авиаработников, дипломы, вымпелы и Кубки, Почётный диплом Международной авиационной Федерации (ФАИ) за неоднократные достижения высоких спортивных результатов на международных авиационных соревнованиях — таков небольшой перечень заслуг и наград клуба им.Камозина.
10 июля 2007 г. // Пресс-служба администрации области