2 июля 2008 года в Брянском доме науки состоялся круглый стол «Проблемы государственного управления и бизнеса в сфере обеспечения продовольственной безопасности региона», подготовленный совместно администрацией Брянской области, Брянским открытым институтом управления и бизнеса, Брянской государственной сельскохозяйственной академией, Брянским домом науки.
Для обсуждения были предложены следующие вопросы:
1. Финансово-экономические проблемы обеспечения продовольственной безопасности: кредитование, страхование, ценообразование.
2. Экологическая безопасность и энергоэффективность в сфере производства и регулирования продукции.
3. Правовое обеспечение региональной продовольственной безопасности.
4. Подготовка кадров в сфере производства и реализации продукции АПК.
5. Менеджмент в системе производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
В обсуждении вопросов приняли участие Лунёв Юрий Николаевич, председатель комитета по науке администрации Брянской области, к.э.н., доцент; Татаринов Владимир Алексеевич, начальник управления по внешнеэкономической и инвестиционной деятельности администрации Брянской области; Селянина Нина Николаевна, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области; Быстрова Татьяна Юрьевна, начальник отдела сводной информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области; Савина Елена Павловна, первый заместитель генерального директора ЗАО «Победа-агро»; Соколов Николай Александрович, профессор Брянской государственной сельскохозяйственной академии, к.э.н.; Кислова Елена Николаевна, доцент Брянской государственной сельскохозяйственной академии, к.э.н.; Ющенко Сергей Васильевич, первый заместитель управляющего Брянским отделением Сбербанка РФ и др.
Участники круглого стола рассмотрели различные аспекты проблемы, стоящие на протяжении нескольких последних десятилетий в центре внимания руководства страны, регионов и отметили следующее.
В регионах России время продовольственная безопасность в настоящее более чем наполовину поставлена в зависимость от импорта. Большая часть импортной продовольственной продукции ставит под угрозу здоровье потребителя, так как основная её масса при относительно низкой цене не отвечает экологическим стандартам.
Зависимость в продовольственной сфере от мирового рынка не является интеграцией российского агропромышленного комплекса в мировое хозяйство — то, что наблюдается сегодня, нельзя назвать взаимоприспособлением экономик разных стран, это односторонняя зависимость России. Создается серьезная угроза национальной экономической безопасности, тем более, что в мировой практике нет взаимного открытия рынков продовольственных товаров (США допускает импорт продовольствия до 17 %).
Введение частной собственности на землю при отсутствии системной правовой базы и цивилизованной инфраструктуры не создает предпосылки для производства продуктов питания, а превращает землю в рынок спекулятивных финансовых сделок, что подрывает продовольственную безопасность регионов.
Спад сельскохозяйственного производства, произошедшей из-за непродуманных механизмов и средств перехода к рыночным отношениям с одновременным ослаблением государственной поддержки, нарушил естественное развитие отрасли. В столь же тяжелом положении находятся селекционная и мелиоративная службы.
Технологии перерабатывающих отраслей устарели. Новые технологии не создаются из-за отсутствия средств. По этой же причине созданные новые высокотехнологичные и высокоэффективные технологии, в том числе с участием бизнеса, не могли быть внедрены в промышленном масштабе. Следствием стало снижение потребления.
Принятая ныне концепция рынка поставила производство продуктов питания в неблагоприятные условия:
• подорваны стимулы роста сельскохозяйственного производства, ослаблена сырьевая база пищевых отраслей;
• произошло сокращение емкости потребительского рынка, снижение платежеспособного спроса населения;
• снизилась реальная заработная плата в перерабатывающих отраслях;
• подорваны стимулы к техническому прогрессу, снизилась заинтересованность во внедрении трудосберегающих технологий и др.;
• остро встала проблема воспроизводства кадров для АПК.
Проблема качества продукции в настоящих условиях едва ли решаема, так как предложить качественный товар в массовом масштабе российский производитель пока не в состоянии. И если даже с некачественного импорта перейти на качественный — у подавляющего большинства населения не хватит средств его покупать.
Вопросы кадровой политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности сегодня особенно актуальны, так как проводимые в стране реформы требуют профессиональных специалистов — управленцев нового поколения. В настоящее время проблемы формирования и использования трудовых ресурсов Брянской области приобретают особую значимость в связи с необходимостью обеспечения устойчивой конкурентоспособности предприятий АПК, что в свою очередь основывается на высоком профессиональном уровне работников.
Финансовое обеспечение предприятий АПК посредством реализации национального проекта «Сельское хозяйство» не в состоянии решить проблемы продовольственной безопасности регионов страны из-за бедственного положения села и сложности получения кредитов на предлагаемых льготных условиях.
Заслушав и обсудив выступления и материалы, представленные в ходе круглого стола, участники отметили необходимость осуществления неотложных мер, направленных на решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности.
1. В сфере продовольственного обеспечения регионов России представляется целесообразным достижение паритета цен -эквивалентных отношений между промышленностью и сельским хозяйством.
2. Необходима активизация работы Россельхознадзора по ограничению поступления на рынки недоброкачественной импортной продукции.
3. Целесообразно разработать стратегию развития АПК региона с учетом доведения производства продукции собственными силами до нормативов, обеспечивающих его продовольственную безопасность.
4. Исполнительным и законодательным органам рекомендовать оказывать содействие в проведении совместно с предприятиями и организациями АПК конкурсных тематических проектов (НИР, конференций и т.д.) по проблемам продовольственной безопасности.
5. Оказывать поддержку отечественным сельхозпроизводителям путём установления высоких ввозных пошлин на аналогичные импортные товары.
6. Просить банки и кредитные организации рассмотреть возможность выделения долгосрочных кредитов под низкую процентную ставку для стимулирования мелкого и среднего сельскохозяйственного бизнеса.
23 июля 2008 г. // Комитет по науке администрации Брянской области