Документы 1943—1946 годов составят основу выставки, готовящейся ко Дню Победы в музее Брянского машиностроительного завода.
Их передали недавно директору музея Наталье Егоровой работники кадровой службы предприятия. Папки содержат в основном заявления о приеме на работу и автобиографии. Уникальность деловых бумаг в том, считает Наталья Егорова, что писались они людьми, участвовавшими в возрождении завода после разрухи и оккупации.
Для ходатайств, заявлений, автобиографий, справок какую только бумагу не использовали бежичане — обрывки чертежей, кусочки плакатов, географических карт, обратную сторону немецких бланков, титульные страницы книг, листочки исписанных школьных тетрадей в косую линейку, где в буквальном смысле между строк виден другой текст. Есть даже бланк, в уголке которого можно различить иероглифы. Этот листок оказался у Алексея Бочунова, устраивавшегося на «Красный Профинтерн» в 1946 году.
Если тексты написаны идеальным каллиграфическим почерком с «завитушками» — это «рукописи» заводчан, окончивших церковно-приходские школы или гимназию. Другие — корявыми крупными буквами, свидетельствующими о недостатке грамоты. И таких намного больше. В них — и жизнь и судьба наших предков. Вот пишет Антонина Ивановна Пименова: «Я, гражданка Пименова Антонина Ивановна, родилась в 1927 году. Нет ни отца, ни матери. Проживала в чужих людей. Когда началась война, попала в детдом. Сейчас хочу поступить на работу и честно, добросовестно относиться к ней». «Прошу дать расчет, — просит работник сталелитейного цеха, — так как мне не в чем ходить на работу: нет теплой одежды и обуви». «Я, Маврицына Тамара Ивановна, родилась в городе Бежице Орловской области. Прошу принять на работу в плановую службу, так как грамотная, кончила пять классов».
На обертке от горохового супа-пюре (вот как давно появились концентраты для приготовления обедов на скорую руку) отпечатана справка, датированная 27 марта 1944 года. Она выдана взамен трудовой книжки Исаевой Евгении Георгиевне и подтверждает, что женщина «действительно работала в столовой в качестве повара третьей руки».
Редкие документы десятилетиями хранились в одном из шкафов кадровой службы. И если бы не дотошность оператора ЭВМ Ирины Федотовой, историка по образованию, продолжали бы папки пылиться и дальше. Но их открыли, пролистали по нескольку подшитых страничек — и поняли: в руки попали необычные исторические свидетельства. За каждым пожелтевшим документом — судьба, история, былое, которое эхом памяти отзывается в нас. Не случайно же, когда Ирина Федотова обнаружила первую папку с документами сороковых годов, сотрудники отдела кадров решали основательно поработать в хранилище. В итоге на свет были извлечены еще три толстых тома, место которых, это стало ясно сразу, — в музее.
23 апреля 2009 г. // Пресс-служба администрации области