24 мая 2009 года Федеральный закон от 07.05.2009 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступил в силу.
Суть поправок заключается в двух нововведениях:
Первое — отныне Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Второе — в Законе появилось новое понятие — «удаление главы муниципального образования в отставку».
Внесены изменения и в ряд статей, непосредственно регулирующие полномочия главы и представительного органа.
Удаление в отставку — новое основание досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.
Удалить главу муниципального образования в отставку вправе представительный орган муниципального образования. Причем 3aконом определено, что с такой инициативой могут выступить как депутаты представительного органа, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации — в нашем регионе это Губернатор Брянской области.
Что касается оснований удаления, то таковыми являются:
1. Неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных 131-м Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъекта РФ;
2. Неудовлетворительная оценка деятельности главы представительным органом по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом, данная два раза подряд.
3. Решения, действия (бездействие) главы муниципалитета, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;
(если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, превышающая 30 процентов собственных доходов в отчетном финансовом году, или просроченная задолженность, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;
если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом).
Инициатива депутатов представительного органа об удалении главы в отставку может быть выдвинута не менее чем одной третью от установленной численности депутатов.
Инициатива оформленная в виде обращения вносится в представительный орган.
О выдвижении такого рода инициативы обязательно уведомляются глава муниципального образования и Губернатор области. Законом установлен срок для уведомления, как Главы, так и Губернатора не позднее дня, следующего за днем внесения обращения в Совет.
Рассмотрение такой инициативы депутатов осуществляется с учетом мнения Губернатора области.
Если при рассмотрении вопроса об удалении главы предполагается рассматривать вопрос об осуществлении отдельных госполномочий, то решение об удалении главы принимается только при согласии Губернатора.
Аналогичная процедура устанавливается и для выдвижения инициативы об удалении главы в отставку Губернатором области.
На рассмотрение такой инициативы (причем как депутатов, так и Губернатора) отведен месячный срок. Решение представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета.
Законом установлено, что это решение Совета об удалении главы в отставку подписывается председателем представительного органа, однако если глава муниципального образования исполняет полномочия его председателя, это решение подписывается депутатом, председательствующим на заседании.
Что касается сельских поселений, в которых глава руководит и представительным, и исполнительным органами (схема три в одном) то глава сельского поселения также может быть удален в отставку, при этом решение об удалении подписывается депутатом, председательствующим на заседании Совета.
Законом определено и то, что при рассмотрении вопроса об отставке главы заседание представительного органа проходит под председательством депутата, уполномоченного на это Советом.
Процедура должна обеспечивать главе муниципалитета:
заблаговременное получение уведомления о дате и месте проведения заседания Совета,
возможность ознакомления с обращением депутатов или Губернатора, а также с проектом решения Совета об удалении его в отставку;
также глава должен иметь возможность дать депутатам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
В случае если Глава не согласен с решением Совета, он излагает свое особое мнение.
И решение Совета об удалении главы в отставку и особое мнение Главы по вопросу удаления его в отставку публикуются (обнародуются) одновременно — не позднее 5 дней со дня принятия решения.
Если инициатива депутатов или Губернатора отклонена Советом, вопрос об удалении главы в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа не ранее чем через два месяца.
8 июля 2009 г. // Пресс-служба администрации области