Начальник управления мировой юстиции Брянской области Борис Либер дал интервью журналистам телеканала «Брянская Губерния».
Корреспондент: Борис Яковлевич, когда в современной России появился институт мировой юстиции?
Учреждение института мировой юстиции — один из важнейших этапов проводимой судебной реформы. Одним из основных нормативных актов, определяющих введение института мировой юстиции, стал Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», принятый в 1998 году.
Сам институт мировых судей не является новым для российской правовой системы. Он был известен еще праву царской России. В связи с этим, до его введения в правовую систему Российской Федерации в прессе и литературе упорно и настойчиво высказывались мнения о том, что с принятием Федерального Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» «возрождается» будет возрожден ранее хорошо действовавший институт.
На деятельность мировой юстиции возлагались большие надежды в деле усиления эффективности судебной защиты граждан, поскольку мировая юстиция должна была обеспечить доступность судебной власти. И сегодня можно смело заявить, что сделать это они смогли посредством разгрузки низового звена судебной системы — районных судов, так как рассматривают большую часть гражданских, уголовных и административных дел, разрешение которых ранее входило в компетенцию федеральных районных судов.
В соответствии с данными судебной статистики мировой юстицией Брянской области в 2009 году рассмотрено 79,9% дел, разрешаемых всеми судами общей юрисдикции.
То есть мировая юстиция оправдала свое назначение. Она разгрузила федеральные суды и стала судебной инстанцией наиболее близкой к населению.
Брянская область в данном направлении является первопроходцем.
4 ноября 1999 года во исполнение Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» был принят закон Брянской области «О мировых судьях Брянской области». 13 марта 2000 года принят закон Брянской области «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Брянской области».
И уже 21 августа 2000 года мировые судьи в Брянской области приступили к отправлению правосудия.
Корреспондент: Каковы сейчас полномочия мировых судей?
Важнейшим полномочием мирового судьи является разбирательство уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях. Он рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу поставленных в них вопросов.
Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
— уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
— дела о выдаче судебного приказа;
— дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
— дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
— иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
— дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
— дела об определении порядка пользования имуществом;
— дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, мировой судья может рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.
Корреспондент: Вы можете подвести итоги работы мировых судей за прошлый год?
В течение девяти лет, прошедших с момента создания института мировой юстиции в Брянской области, наблюдается устойчивая тенденция роста нагрузки на мировых судей.
Если в 2000 году, в самом начале работы мировых судей, средняя нагрузка составляла 38,1 дела на судью в месяц, то по итогам 2009 года данный показатель составил 205,3 дела на судью в месяц.
С момента введения института мировых судей нагрузка выросла более чем в пять раз.
Среднеобластные показатели нагрузки на мировых судей составили по уголовным делам — 7,68 дела на судью в месяц, по гражданским делам — 143,28, по административным делам — 54,33.
Рост количества рассмотренных в 2009 году мировыми судьями дел и материалов по сравнению с предыдущим 2008 годом составил — 16,13%.
По итогам 2009 года мировыми судьями области было рассмотрено 157363 судебных дела и материала, в том числе:
— уголовных — 5890;
— гражданских — 109827;
— административных — 41646.
В уголовных делах, рассмотренных мировыми судьями за 2009 год значительную часть — 24% занимают дела частного обвинения за совершение преступлений, предусмотренных статьями 115, 116, 130, частью 1 статьи 129 Уголовного кодекса Российской Федерации. Около 13% составили дела за совершение краж, предусмотренных статьей 158 УК РФ, 6% по умышленному причинение средней тяжести вреда здоровью по статье 112 УК РФ, за мошенничество (ст. 159 УК РФ) — 4%.
В категориях гражданских дел, рассмотренных мировыми судьями в 2009 году, преобладали споры, возникающие из нарушений налогового законодательства — 49%. 10% составили гражданские дела о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, около 6% дела о расторжении брака, более 3% о взыскании алиментов на содержание детей, 2,6% — споры, вытекающие из пенсионного законодательства, 1,7% — дела о взыскании сумм по договору займа.
В административных делах 19,5% составляют дела по неуплате административного штрафа, либо самовольному оставлению места пребывания административного ареста, 35,7% — правонарушения в области дорожного движения, в том числе: управление транспортным средством в состоянии опьянения — 11,7%, невыполнение водителем требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения — 10,2%. Дела по административным правонарушениям против порядка управления составляют 9,7%, правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг — 8%, правонарушения в области предпринимательской деятельности — 2,2%, мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) — 12,4%, появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ) — 5,1%, мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ) — 2,7%.
Корреспондент: Как обеспечивается деятельность мировой юстиции?
Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, в соответствии с п. 1. ст. 10 Федерального закона от 17.12.98 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» осуществляется из федерального бюджета.
Материально-техническое же обеспечение деятельности мировых судей возложено на плечи субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10.1 Закона Брянской области от 04.11.1999 № 62-З «О мировых судьях Брянской области» оперативное управление, координацию работы аппаратов мировых судей, организацию всех видов информационного, материально-технического, кадрового и финансового обеспечения судебных участков осуществляет управление мировой юстиции Брянской области.
Деятельность мировых судей призвана обеспечить реализацию конституционных прав и свобод граждан на судебную защиту, обеспечить доступность правосудия.
Деятельность управления мировой юстиции призвана создать необходимые условия для деятельности мировых судей, и как следствие этого, для дальнейшего укрепления судебной власти, продвижения судебной реформы, внедрения демократических и прогрессивных институтов судоустройства и судопроизводства, совершенствования судебной практики в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод граждан, расширения им доступа к справедливому правосудию.
Управление мировой юстиции Брянской области было создано Постановлением администрации Брянской области от 31.12.2004 № 677.
Порядок деятельности управления определен Положением об управлении мировой юстиции Брянской области, утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 16 августа 2005 г. № 457.
Стратегическими целями управления мировой юстиции Брянской области являются:
— организационное обеспечение деятельности мировых судей, направленное на повышение ее эффективности;
— обеспечение доступности правосудия путем создания условий для эффективного выполнения полномочий мировыми судьями Брянской области.
Основой деятельности управления мировой юстиции является выработка и реализация в единых темпах с проводимой судебной реформой политики области по устойчивому развитию деятельности по обеспечению функционирования института мировых судей в области.
Основными направлениями деятельности управления мировой юстиции Брянской области являются
— Организационное и правовое обеспечение деятельности мировой юстиции.
— Формирование квалифицированного штата работников аппаратов мировых судей.
— Повышение квалификации мировых судей и работников аппаратов.
— Материально-техническое обеспечение мировой юстиции, выполнение общестроительных работ, техническая укрепленность зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями, и обеспечение безопасности судебных процессов.
— Финансовое обеспечение деятельности мировой юстиции.
— Информатизация и автоматизация мировой юстиции.
За прошедшие годы в нашей области удалось добиться значительных успехов в развитии данного института судебной власти.
Так, число мировых судей в Брянской области в 2007 году увеличено на 8 единиц с 65 до 73.
12 февраля в первом чтении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации была принята инициатива Брянской областной Думы, согласно которой число мировых судей должно увеличиться еще на 3 единицы и составит 76 единиц.
В аппарат мирового судебного участка входят помощник мирового судьи, секретарь судебного заседания, секретарь судебного участка, а в районах с высокой загруженностью и большим количеством судебных участков еще и иные специалисты, ответственные за организацию и ведение судебного делопроизводства, статистики и архива.
Уровень образования государственных гражданских служащих мировой юстиции по итогам 2009 года составил:
— имеющие высшее образование — 85,5%, в том числе высшее юридическое образование — 76,2%;
— имеющие неоконченное высшее образование — 9%;
— имеющие среднее профессиональное образование — 5,5%.
Работники аппаратов мировых судей проходят повышение квалификации на специализированных курсах при высших учебных заведениях в соответствии с установленными нормативами. Мировые судьи повышают свою квалификацию на курсах при гражданской и уголовной коллегиях областного суда, а также на базе специализированных учебных заведений.
Значительно улучшились в предыдущие годы материально-техническое обеспечение мировой юстиции и обеспечение их необходимыми помещениями.
Сегодня 86% мировых судебных участков размещены в отдельных зданиях и помещениях. При этом средний показатель площади, занимаемой одним судебным участком, доведен до значения 98,1 кв. м.
В результате реализации в 2007–2008 годах ведомственной целевой программы «Развитие мировой юстиции Брянской области» уровень обеспечения мировой юстиции необходимыми средствами компьютерной техники доведен до 100%, все судебные участки оборудованы локальными вычислительными сетями и средствами электронной связи.
Корреспондент: Как будет развиваться мировая юстиция Брянской области в этом году?
Мировая юстиция в Брянской области развивается достаточно динамично, она завоевала доверие граждан, которые все больше обращаются за разрешением своих споров и защитой нарушенных прав в данную судебную инстанцию.
Однако все проблемы обеспечения эффективной деятельности мировой юстиции Брянской области сегодня до конца не решены.
В связи с этим в 2010 году предполагается решать следующие вопросы развития мировой юстиции Брянской области:
— при принятии Федерального закона об увеличении численности мировых судей в Брянской области разработать необходимые проекты по внесении соответствующих изменений в областное законодательство; организовать работы по созданию необходимых условий для размещения и работы дополнительной численности судей и работников аппаратов;
— продолжить процесс укомплектования штатов аппаратов мировых судебных участков необходимыми должностями работников;
— внести в Реестр государственных должностей государственной гражданской службы Брянской области изменения по отнесению должностей работников аппаратов мировых судей к соответствующим группам и категориям по аналогии с должностями федеральной государственной гражданской службы;
— продолжать осуществлять контроль за работой аппаратов мировых судей, обеспечивающих судопроизводство, в свете требований инструкций и директивных писем Верховного Суда Российской Федерации в целях повышения качества их деятельности;
— увеличить уровень обеспечения мировых судебных участков отдельными зданиями и помещениями;
— завершить работы по технической укрепленности зданий и помещений всех мировых судебных участков (оснащение охранно-пожарной и тревожной сигнализациями, решетками и др.);
— проводить капитальные и текущие ремонты в зданиях и помещениях судебных участков мировых судей в целях создания надлежащих условий;
— внедрить в судебных участках мировой юстиции системы автоматизированного ведения судопроизводства и включить мировую юстицию Брянской области в единое информационное пространство государственной автоматизированной системы «Правосудие»;
— в связи с вступлением в силу с 1 июля 2010 года норм Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» о размещении в сети «Интернет» информации о деятельности мировых создать сайты мировых судебных участков и обеспечить их функционирование;
— улучшить показатели обеспечения судебных участков мировой юстиции материально-техническими средствами и ресурсами.
Решение данных вопросов будет способствовать дальнейшему продвижению судебной реформы в Российской Федерации и Брянской области, которая предусматривает формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти, повышение эффективности и качества правосудия, развитие организационных основ мировой юстиции, совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения, достижение открытости и прозрачности судебных органов, что, в конечном итоге, должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступности правосудия на территории Брянской области.
18 марта 2010 г. // Пресс-служба администрации области