После публикаций 3 ноября 2010 года в областной газете «Брянская правда» статьи «Бизнес на беде. Куда уходят чернобыльские миллиарды?» и 26 ноября 2010 года в «Российской газете» статьи «Доходы с радиации» структурными подразделениями администрации Брянской области была рассмотрена ситуация с выплатами гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Департамент по строительству Брянской области, как орган исполнительной власти, на который возложена ответственность по выплате компенсации за утраченное имущество, ответил следующее:
«В рамках действующего федерального законодательства в Брянской области проводится работа по организации выплаты гражданам компенсации материального ущерба, понесенного в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Гражданам, выехавшим из зоны отселения и зоны с правом на отселение, федеральный закон гарантирует компенсацию за утраченное имущество.
В связи с этим только за период август—декабрь 2009 года поступило 2537 обращений, за 11 месяцев 2010 года зарегистрировано более 2200 заявлений на выплату компенсации.
До начала 2010 года выплата гражданам компенсации за утраченное имущество осуществлялась на регулярной основе и не вызывала беспокойства у администрации области. Однако, используя несовершенство федерального законодательства, отдельные недобросовестные граждане стали злоупотреблять своими правами и использовать различные схемы для извлечения доходов за счет федерального бюджета.
Основной причиной роста выплат за счет средств федерального бюджета является неудержимый рост стоимости сдаваемого в 2009–2010 годах имущества (в основном — это квартиры и жилые дома). Подходя индивидуально к рассмотрению каждого заявления, комиссия иногда вынуждена принимать решения об отказе гражданам в выплате компенсации. Зачастую многие владельцы имущества ждут именного такого отказа, чтобы осуществить решение данного вопроса в судебном порядке. В этой связи около 80% выплат компенсаций осуществляется по решениям суда.
Вместе с тем, при вынесении решений суды не усматривают в действиях заявителей нарушений законодательства, ввиду отсутствия доказанности умышленного извлечения прибыли. Оценщики, используя право на независимость оценки имущества, в большей части злоупотребляют предоставленными им полномочиями и значительно завышают оценку сдаваемого имущества. Существующая законодательная база в вопросах выплаты компенсации за утраченное имущество, оспаривании его заявленной цены не позволяет представителям ответчика аргументировано отстаивать свои позиции в суде. Это не представляется возможным, в большей части, из-за отсутствия в федеральном законодательстве ограничений по времени постройки зданий, стоимости одного квадратного метра сдаваемого жилья и предельно допустимого размера выплачиваемой компенсации.
Кассационное обжалование данных решений ограничено отсутствием финансовых средств для проведения строительно-судебных экспертиз. Этот вопрос неоднократно поднимался в администрации области, однако областной бюджет не располагает свободными ресурсами для выделения средств на эти цели.
За прошедший период 2010 года только в Советском районном суде г. Брянска было рассмотрено более 3000 гражданских дел по вопросу выплаты компенсации. Практически по всем из них приняты решения в пользу истцов, и они вступили в законную силу.
В сложившейся ситуации администрацией области были предприняты серьёзные организационно-правовые меры по реорганизации самой системы организации работы по выплате данного вида компенсации.
Распоряжением администрации области было сокращено управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области.
На основании постановления администрации области от 15 октября 2010 года № 1021 ликвидирована областная комиссия по рассмотрению заявлений граждан по выплате компенсации и ответственность за данную работу была возложена на департамент по строительству Брянской области. В соответствии с данным постановлением разработано и введено в действие Положение о комиссии при департаменте по строительству, в состав которой по согласованию вошли представители Главного федерального инспектора в Брянской области, отдела ОБЭП УВД по Брянской области и финансового управления администрации области.
Ввиду того, что в ряде судебных заседаний, на которых было вынесено решение о выплате компенсации по значительным суммам (от 5 до 39 млн. рублей) и департамент по строительству Брянской области не принимал участия в качестве ответчика, было принято решение о восстановлении сроков их обжалования. В настоящее время решениями коллегии Брянского областного суда отменено и направлено на новое рассмотрение 8 решений по гражданским делам на общую сумму компенсации более 100 млн. рублей.
На Региональной коллегии органов исполнительной власти в Брянской области, состоявшейся 17 ноября 2010 года, было принято решение о подготовке в адрес Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина обращения по вопросу внесения изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 869 «Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учётом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
По инициативе администрации области в Брянскую областную Думу направлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 24.5 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“, в котором предусматривается положение о том, что экспертизу отчета об оценке объекта может проводить уполномоченное государственное учреждение».
13 декабря 2010 г. // Пресс-служба администрации области