Полностью Только текст
Сегодня
вторник, 23 апреля 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Малооблачно, без осадков, +5 +7 oC
Ветер cеверо-восточный, -1-1 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Экономика / Внешнеэкономическая деятельность / Партнёрство с Великобританией 

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ НА БРИТАНСКОМ РЫНКЕ

I. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая политика Великобритании в рамках Европейского союза

В качестве одного из основных членов Европейского союза Великобритания постоянно укрепляет свое присутствие на рынке ЕC, а также является активным участником по выработке внешнеэкономической политики ЕС в целях создания высокопродуктивной и конкурентоспособной экономики.
В частности, Великобритания дала свое согласие на вступление в Единый таможенный союз и стала частью общего таможенного пространства, на территории которого действуют единые нормы и правила регулирования внешнеэкономических отношений.
Основными инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности Великобритании являются разработанные при ее участии и принятые в рамках ЕС директивы, которые устанавливают общеобязательные для всех его стран-членов нормы и правила взаимодействия внутри Евросоюза, а также определяющие политику в торгово-экономических отношениях с третьими странами во всех сферах внешнеэкономического сотрудничества.
В их числе:
1. «Стратегия Таможенного союза» («Communication from the Commission to the Council, the Parliament and the Economic and Social Committee, of 8 February 2001, concerning a strategy for the Customs Union, документ COM(2001) 51»).
2. Соглашение о создании Европейского сообщества, в частности, статья 133 «Общая торговая политика» (Community’s “Common Commercial Policy”).
Ключевым моментом в выработке внешнеэкономической политики ЕС, а также регулирования его внешней торговли с третьими странами является полноправное участие в крупных международных организациях, таких как ВТО, ОЭСР, ЮНКТАД и др.
В отношениях с третьими странами и их объединениями ЕС заключил ряд двусторонних соглашений в различных областях сотрудничества. Более подробная информация и тексты нормативных правовых актов в области регулирования внешнеэкономической деятельности ЕС размещены на официальном сайте Евросоюза: www.europa.eu.

Участие Великобритании в деятельности Всемирной торговой организации (ВТО)

В рамках участия в ВТО для Великобритании приоритетными являются такие направления, как инвестиции; защита прав интеллектуальной собственности; вопросы здравоохранения; изучение взаимосвязи торговли, долгов и финансов; торговля и обмен технологиями; проблемы интеграции стран с развивающейся экономикой в многостороннюю торговую систему.
Несмотря на то, что Великобритания является самостоятельным членом ВТО, она также осуществляет сотрудничество с данной организацией как член Евросоюза (Директива о присоединении ЕС к пакету соглашений ВТО - 94/800/ЕС от 22 декабря 1994 г.), как того требует Общая торговая политика ЕС.
Координирующую роль во взаимодействии с ВТО в Великобритании осуществляет Министерство по делам бизнеса, предпринимательства и государственной реформы (DepartmentforBusiness, EnterpriseandRegulatoryReform, DBERR).
Министерство (DBERR) было образовано в конце июня 2007 г. в результате расформирования Министерства торговли и промышленности (Department of Trade and Industry, DTI) в рамках реформирования структуры государственного аппарата по инициативе Г. Брауна, с 27 июня 2007 г. Премьер-министра Великобритании.

Регулирование ВЭД в Великобритании

Полномочиями по выработке и проведению политики в области внешнеэкономической деятельности в Великобритании, включая административно-организационные меры и нормотворческие функции, направленные на поддержку национальных производителей и экспортеров, осуществляет ряд органов исполнительной власти, основным из которых является Министерство по делам бизнеса, предпринимательства и государственной реформы (DBERR), головное ведомство в экономическом блоке британского кабинета министров.
В настоящее время в целях поддержания конкурентоспособности всех отраслей экономики Великобритании на мировой арене и создания благоприятного климата для осуществления предпринимательской деятельности внутри страны для иностранных участников ВЭД при наличии сформированной правовой системы на уровне ЕС DBERR реализует программу по реформированию внутреннего регулирования (Regulatory reform). Программа реформирования претендует на то, чтобы считаться одной из наиболее прогрессивных административных реформ в мире, и нацелена на совершенствование законодательства, упрощение предусмотренных правил и процедур и снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности как внутри страны, так и в рамках ЕС.

Таможенный контроль

Органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Великобритании и ЕС функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями является, Королевская служба налогов, сборов и таможни (HM Revenue & Customs, HMRC). В полномочия службы также входят функции контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей и за соблюдением валютного законодательства. Служба была создана в начале 2005 г. в результате объединения двух независимых служб – Королевской службы таможни и акцизов (HM Customs and Excise) и Налоговой службы (Inland Revenue) и осуществляет свою деятельность согласно положениям Закона об уполномоченных по вопросам государственных доходов и таможенного дела 2005 г. (Commissioners for Revenue and Customs Act 2005). Служба находится в подчинении Минфина Великобритании (HM Treasury). В число ее функций, наряду со сбором налогов и акцизов, входят:

  • взимание таможенных пошлин и охрана границ", включая "защиту британского общества от нелегального ввоза лекарственных средств, спиртных напитков, табака и табачных изделий, "ухода" от налогов";
  • применение тарифных мер от имени и по поручению уполномоченных министерств;
  •  ведение ТН ВЭД;
  •  осуществление импортно-экспортного контроля;
  • сбор статистических данных по внешней торговле.

Таможенное законодательство

Основой таможенного законодательства Великобритании является Таможенный кодекс Евросоюза 1992 года (Директива ЕС № 913/92 от 12 октября 1992 г., устанавливающая Таможенный кодекс Европейского сообщества) с последующими изменениями, положения которого полностью инкорпорированы в национальное законодательство на уровне статутного права и подлежат применению на всей территории Великобритании.

Импортное регулирование

В сфере тарифного регулирования импорта базовым документом является Интегрированный тариф Великобритании (Integrated Tariff of the United Kingdom), который включает в себя Единый таможенный тариф Европейского союза, систему статистической номенклатуры, а также систему гармонизированного описания и кодирования товаров, разработанную в рамках Совета по таможенному сотрудничеству. В Великобритании применяют номенклатуру товаров, ставки таможенных пошлин и процедуры, аналогичные принятым в странах-членах ЕС.

Эффективности импортных операций способствует включение в британское законодательство общепринятых в ЕС импортных таможенных процедур (Директива ЕС № 3285/94 от 22 декабря 1994 г. с последними изменениями от 8 марта 2004 г. №461/2004), предусматривающих таможенное декларирование и режим «ввоза» товаров на таможенную территорию. Все данные, связанные с импортом товаров, обычно представляются декларантом в таможенные органы в виде Единого административного документа (Single Administrative Document – SAD). Товары из стран ЕС импортируются беспошлинно, пошлины применяются при импорте товаров из-за пределов Евросоюза. Существуют группы товаров, на импорт которых требуется получение лицензии. К ним относят животных и продукты животного происхождения; растения и продукты растительного происхождения (включая древесину); огнестрельное оружие и боеприпасы, взрывчатые вещества.
Наряду с HMRC вопросами импорта товаров занимаются:
- DBERR в лице Управления импортного лицензирования (ImportLicensingBranch) - отвечает за осуществление лицензионной политики в Великобритании.

  • Министерство по делам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства (Department for Environment, Food & Rural Affairs - DEFRA) – отвечает за импорт продуктов животного происхождения, растений и продуктов растительного происхождения.
- Агентство по продовольственным стандартам (Food Standards Agency) – проводит мониторинг возможного влияния импорта продовольственных товаров в Великобританию на здоровье граждан. Агентство имеет специальные полномочия в отношении импортной политики применительно к продуктам рыболовства, моллюсков и продовольствия неживотного происхождения. Агентство предоставляет участникам внешнеторговой деятельности информацию об общих положениях нормативного правового регулирования при импорте и экспорте продовольственных товаров, импортных и экспортных процедурах, запрещенных и ограниченных к ввозу товаров, вопросах лицензирования (www.food.gov.uk).

Экспортное регулирование

Законодательство Великобритании об экспорте основывается на общих правилах ЕС для экспорта (Commonrulesforexports) (Директива ЕС № 2603/69 от 20 декабря 1969 г. с последующими изменениями); правилах по гарантиям экспортного кредитования (Директива ЕС № 98/29/EC от 7 мая 1998 г.), а также на ряде директив ЕС в области экспортного контроля.
Экспорт из Великобритании также осуществляется без ограничений, за исключением определенных товаров, подпадающих под систему экспортного контроля и лицензирования, в числе которых:

  • промышленные товары, которые можно использовать в военных целях, хотя они первоначально не были специально предназначены для таких целей (например, компьютеры, электрооборудование и контрольно-измерительные приборы, станки, оборудование в области связи, радиолокационные установки и гражданские самолеты);
  • военное оборудование, например, оружие, боеприпасы, бомбы, танки, оборудование в области тепловидения, военные самолеты и корабли, промышленные товары, специально предназначенные для военных целей;
  • товары, связанные с производством ядерного оружия, включая ядерные материалы, ядерные реакторы и оборудование для обработки ядерных материалов;
  • исходные элементы химических боеприпасов;
  • антиквариат и произведения искусства;
  • некоторые изделия из стали, экспортируемые в США.

Заявки на получение экспортных лицензий в ряд стран подлежат прохождению специальных процедур, которые отражают, в частности, озабоченность Великобритании в отношении распространения ядерного оружия.
Перечень таких стран содержится в Положении об экспортном контроле и публикуется Службой экспортного контроля для распространения среди британских экспортеров.
Процедуры экспортного контроля основаны и осуществляются на основе Закона 1939 г. об импорте, экспорте и полномочиях Агентства таможен и акцизов (Оборона) (The Import, Export and HM Customs and Excise Act (Defense) Act 1939) с последующими изменениями и дополнениями.
Также в системе импортно-экспортного регулирования на основе соответствующих положений соглашений ВТО принят ряд директив по защите экспортеров и внутреннего рынка ЕС, основными из которых являются: директива по защите от торговых барьеров (Директива ЕС № 3286/94 с последующими изменениями), положения по применению антидемпинговых мер (Директива ЕС № 384/96 от 22 декабря 1995 г. с последующими изменениями), меры по противодействию запрещенным субсидиям (Директива ЕС № 2026/1997 от 6 октября 1997 г. с последующими изменениями) и др.
Основными регулирующими органами в области экспортного контроля являются:
- Служба экспортного контроля Министерства по делам бизнеса, предпринимательства и государственной реформы(Export Control Organisation of the Department for Business, Enterprise and Regulatory Reform);
- Королевская служба налогов, сборов и таможни- осуществляет контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Великобритании и ЕС и взимает соответствующие платежи;
- Министерство по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельских районов- отвечает за экспорт продуктов животного и растительного происхождения, а также растений.
Важным инструментом торговой политики Великобритании, применяемым в целях поддержки национальных производителей и экспортеров, являются антидемпинговые, компенсационные и защитные меры. При этом, учитывая, что Великобритания является членом Европейского союза, в соответствии с договоренностями, зафиксированными в Соглашении от 2 мая 1992 г. «О принципах создания единого внутреннего рынка ЕС», урегулирование торговых споров с третьими странами осуществляется на уровне ЕС. Среди защитных мер важная роль отводится также экологическим требованиям, стандартам и вопросам упаковки и маркировки товаров.
Положения ВТО об антидемпинговых мерах были инкорпорированы в законодательство Евросоюза посредством принятия Директивы от 22 декабря 1995 г. № 384/96 «О защите против демпингового импорта из стран, не являющихся членами Европейского сообщества» с последующими изменениями и дополнениями.
Необходимо отметить, что в целях оказания содействия участникам ВЭД DBERR периодически издает уведомления для импортеров, в которых содержится информация об изменениях в законодательстве, введении или устранении защитных мер в отношении торговли отдельными товарами, а также об изменениях в процедурах таможенного контроля при импорте-экспорте товаров. Данные уведомления размещены в интернете на сайте DBERR и доступны всем пользователям в режиме он-лайн по адресу: www.berr.gov.uk в разделе Import Licensing. С начала 2007 г. были изданы следующие уведомления для импортеров:
В области антидемпинговых, компенсационных и защитных мер были изданы:

  • Уведомление 2748 от 30.01.2007 о получении Евросоюзом официальной жалобы от Европейской ассоциации углеводородной и графитной промышленности (European Carbon and Graphite Association (ECGA)), представляющей интересы производителей в данной индустрии, на предмет уклонения индийских экспортеров графитовых электродов от антидемпинговых или компенсационных пошлин, установленных Евросоюзом. На основании данного заявления ЕС планирует начать расследование;
  • Уведомление 2750 от 23.03.2007 о введении антидемпинговых пошлин на железные листы, производимые на Украине и в Китае;

В области ядерных материалов:

  • Уведомление 2749 от 07.03.2007 о переносе ответственности за выдачу импортных лицензий для ядерных материалов с ILB на Офис по гражданской ядерной безопасности (Office for Civil Nuclear Security);

В области изделий из железа и стали:

  • Уведомление 2752 от 23.07.2007 о повышении количественных лимитов на импорт в 2007 г. определенных видов изделий из стали и железа, производимых на Украине;
  • Уведомление 2745 от 23.07.2007 о некоторых изменениях процедур импортного лицензирования изделий из стали и железа;

В области легкой промышленности:

  • Уведомление 2746 от 04.01.2007 об изменениях импортных процедур для текстильных изделий, производимых в Китае;
  • Уведомление 2746 от 04.01.2007 об импортных процедурах для текстильных изделий из Беларуси;

В области международных обязательств:

  • Уведомление  2753 от 23.07.2007 о санкциях Евросоюза в отношении Северной Кореи;
  • Уведомление 2751 от 27.06.2007 о снятии импортных санкций ООН против Либерии.

Также на сайте DBERR размещена подробная информация об экспортном регулировании, включая полный список товаров подлежащих экспортному контролю.

Инвестиционная деятельность

Великобритания имеет один из самых привлекательных инвестиционных режимов среди развитых стран мира, в частности, по уровню налогообложения.
Она является мировым лидером по количеству заключенных соглашений об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.
Существенную роль в привлечении иностранного капитала в страну играют двусторонние соглашения Великобритании с другими странами по поощрению торговли и инвестиций и аналогичные соглашения, действующие в рамках Евросоюза.
Основополагающим законодательным актом, регламентирующим инвестиционную деятельность в стране, является Закон о финансовых услугах и рынках 2000 г. (FinancialServicesandMarketsAct 2000) с последующими изменениями.
Законодательство Великобритании об инвестициях не устанавливает каких-либо специальных ограничений в отношении иностранных физических и юридических лиц по владению недвижимостью, расположенной в Великобритании. Иностранные инвесторы свободны в выборе места вложения своего капитала на территории страны. В стране действует либеральное законодательство, регулирующее деятельность компаний, которое устанавливает четкую и достаточно простую систему их регистрации. Однако необходимо отметить достаточно высокий уровень требований к компаниям, осуществляющим свою деятельность на финансовом рынке страны, в частности, в области обеспечения транспарентности своей деятельности и финансовой отчетности.

Меры по поддержке участников внешнеэкономической деятельности

Для оказания непосредственной поддержки участникам ВЭД в Великобритании была создана Британская служба торговли и инвестиций (UK Trade&Investment - UKTI). В целях координации деятельности двух основных ведомств, занимающихся вопросами внешних сношений - DBERR и МИДа Великобритании, UKTI подотчетна как Госсекретарю торговли и промышленности, так и Госсекретарю иностранных дел Великобритании. Ее курирует госминистр (второе лицо в ведомствах после госсекретаря), который одновременно входит в структуру обоих названных министерств.
UKTI была создана в ноябре 2003 года путём реорганизации Британской службы международной торговли (British Trade International). В результате реорганизации Службы произошло заметное усиление ее ориентации на оказание услуг по отраслевому принципу (ранее упор делался на региональное - страновое содействие).
На UKTI возложены функции:
- продвижения британских товаров и услуг на внешние рынки;
- содействия компаниям Великобритании при их выходе на внешний рынок;
- привлечения иностранных инвестиций.
Свою работу UKTI осуществляет как в Великобритании, так и за рубежом.
Внутри страны служба занимается оказанием помощи британским экспортерам и инвесторам в части продвижения британского экспорта, поддержки и консультирования, в первую очередь, малых и средних фирм через региональные отделы по оказанию поддержки местным предприятиям, испытывающим трудности с реализацией своей продукции на внешнем рынке и заинтересованным в привлечении иностранных инвестиций. Эта работа проводится в тесном взаимодействии с Генеральным директоратом по вопросам развития регионов и оказания поддержки малым и средним фирмам DBERR.
За рубежом UKTI ведёт работу через коммерческие отделы британских посольств и занимается продвижением британского экспорта на рынки зарубежных стран и привлечением иностранных инвестиций.
UKTI оказывает фирмам и компаниям следующие услуги:

  • предоставление информации и консультаций по торговой тематике (о товарных рынках и возможных конкурентах, страновые политические и экономические обзоры, тарифные ставки, принципы регулирования внешней торговли в различных странах и т.п.), в том числе подготовка отраслевых докладов и обзоров рынков;
  •  разработка программ выхода на внешний рынок для новых экспортеров, а также обучение, планирование и последующая поддержка их действий на зарубежных рынках;
  • предоставление интегрированного пакета содействия и консультаций малым и средним предприятиям для выхода на экспортные рынки с минимальными затратами; обеспечение функционирования информационно-консультационного центра, работающего по принципу “single point of entry” (принцип «одного окна»);
  • содействие (в случае необходимости) частному бизнесу в установлении контактов с правительственными организациями иностранных государств;
  • помощь британским экспортерам путем организации специальных образовательных программ и передачи опыта работы на рынках иностранных государств от одних компаний другим;
  • финансовая поддержка частных компаний, участвующих в торговых выставках за рубежом;
  • информационная поддержка иностранных инвесторов по вопросам обеспеченности того или иного района Великобритании трудовыми ресурсами, рынками сбыта, сырьем, производственной инфраструктурой и т.п.;
  • разъяснение  национального законодательства в области инвестиционной деятельности, а также помощь иностранным инвесторам в установлении контактов с органами власти на местах и с частными фирмами Великобритании, специализирующимися в сфере коммерческих услуг (бухгалтерские, консалтинговые и т.п.);
  • решение административных проблем, связанных с работой компаний (иммиграционные вопросы, разрешение на работу и т.п.);
  • поиск партнеров по реализации конкретных проектов.

В настоящее время перед UKTI в качестве целевых выдвинуты следующие задачи:

  • увеличение на 30% ресурсов организации в области оказания поддержки клиентам, особенно малым и средним компаниям-экспортерам;
  • повышение уровня взаимодействия с региональными британскими органами по экономическому развитию в области развития торговли и привлечения инвестиций;
  • поддержка, в том числе финансовая, в проведении международных выставок за рубежом.

UKTI имеет 9 региональных директоров по вопросам международной торговли – по одному в каждом  из следующих агентств регионального развития: Лондонском, Юго-восточном, Юго-западном, Северо-восточном, Северо-западном, Восточно-центральном, Западно-центральном, Йоркширско-хамберском, Восточной Англии. Цель создания постов вышеупомянутых директоров – усиление роли местных властей в повышении эффективности работы государства по содействию ВЭД.
Каждый директор со своим штатом располагается в региональном агентстве по развитию. В круг его обязанностей входят:

  • разработка региональной внешнеэкономической  стратегии;
  • оказание содействия малому и среднему бизнесу через  консультантов по экспорту, финансируемых DBERR (служащие так называемой «Business Link» – Служба связи с бизнесом) и входящих в структуру Службы поддержки малого бизнеса;
  • оказание содействия крупным компаниям.

UKTI осуществляет контакты с промышленностью и подготавливает стратегию по каждому сектору, а также отраслевые планы действий. Стратегия и планы действий доводятся до потенциальных клиентов с указанием приоритетов и последующей разработкой рекомендаций для экспортеров, желающих вести торговые операции или инвестировать в ту или иную отрасль промышленности. С этой целью UKTI учредила Программу отраслевого партнерства (Sector Partnership Programme), в соответствии с которой проводится обучение членов торговых ассоциаций.
Повышению эффективности ВЭД способствует деятельность UKTI, направленная на оказание содействия участию национальных фирм в торговых ярмарках и выставках. Важную роль в этом процессе играют организации–спонсоры, которые могут быть только британскими, представляющими определенный сектор промышленности либо предлагающими широкий спектр услуг (к последним можно отнести торговые палаты, деятельность которых не привязана к определенной отрасли).
Недавно была введена новая процедура аккредитации спонсоров в рамках Программы поддержки участия британских фирм в выставках и семинарах, организуемых за рубежом, и Программы поддержки зарубежных миссий британских компаний (см. ниже). Спонсоры, не предоставившие заполненные специальные вопросники или не прошедшие процедуру аккредитации к середине января  предшествующего финансового года, к участию в торгах по проведению выставок, организуемых при содействии UKTI в текущем финансовом году (начинается с 1 апреля), не допускаются.
В целях оказания содействия участникам внешнеэкономической деятельности в продвижении их  товаров на внешний рынок, а также повышения привлекательности инвестиционной деятельности на территории Великобритании UKTI осуществляет разработку и реализацию ряда программ. При этом необходимо отметить, что, если ранее основное внимание уделялось вопросам содействия повышению эффективности ВЭД в страновом/региональном разрезе, то теперь приоритет отдан отраслевому направлению и уже потом для каждой отрасли определяются ее региональные приоритеты (так называемая «поддержка отраслей британской экономики при выходе на внешний рынок»). В числе программ, разработанных на 2005-2008 гг., следует отметить такие, как:
- программа поддержки участия британских фирм в выставках и семинарах, организуемых за рубежом;
- программа поддержки зарубежных миссий британских компаний, поиск наиболее выгодных условий бизнес тура;
- программа подготовки «паспортов успешной экспортной деятельности»;
- программа содействия выходу на внешний рынок;
- инициатива повышения квалификации кадров в государственных структурах, занимающихся практическими вопросами повышения эффективности ВЭД и продвижения экспорта;
- программа «Отраслевой фонд партнерства», предусматривающая развитие партнерства между государством и бизнесом на уровне торговых ассоциаций. Она способствует усилению потенциала отраслевых объединений, распространению лучшего опыта на основании таких критериев, как лидерство и обеспечение ресурсами, стратегии развития, возможности, работа по изучению рынков и продвижению товаров и т.п.
- программа привлечения иностранных специалистов для работы в британских фирмах в целях установления коммерческих связей между британскими и иностранными бизнесменами.
Заметную роль в оказании содействия британским производителям вооружений и военной техники (ВВТ) играет Главное управление военного экспорта Министерства обороны Великобритании (DESO), функции которого включают:
- содействие и поддержку новых компаний, выходящих на рынок ВВТ;
- изучение и анализ состояния мирового рынка вооружений и определение наиболее перспективных путей его освоения;
- оказание помощи промышленным компаниям в продаже их продукции за границу;
- представительство и защиту интересов военно-промышленного комплекса страны в Правительстве Великобритании;
- выработку и содействие принятию Парламентом законодательных актов и других решений, способствующих укреплению позиции британских оборонных предприятий на внешнем рынке;
- финансово-кредитную поддержку британских экспортеров ВВТ;
- организацию выставок и демонстрация ВВТ Великобритании на внутреннем и внешнем рынках.
Правительство Великобритании уделяет большое внимание в системе организации внешнеэкономической деятельности ее информационному обеспечению.
Данные о состоянии отдельных отраслей и секторов экономики, товарных рынков страны, их потенциальных возможностях сосредоточены на сайтах Национальной статистической службы (www.statistics.gov.uk) и DBERR (www.berr.gov.uk), в том числе в разрезе отдельных секторов экономики. DBERR также оказывает консультационные услуги малому и среднему бизнесу в режиме он-лайн через сайт www.businesslink.gov.uk, на котором можно найти данные по вопросам внешней торговли, налогам, электронной коммерции и др.
Организацией, на которую правительством возложены вопросы предоставления гарантий в области внешней торговли и инвестиций, является Агентство гарантий экспортных кредитов (ExportCreditGuaranteeDepartment – ECGD), подотчетное Министерству по делам бизнеса, предпринимательства и государственного регулирования. Это - государственное агентство, работающее на принципах самоокупаемости.
Основной функцией ECGD является стимулирование продвижения британских товаров и инвестиций на внешние рынки путем страхования от политических и коммерческих рисков кредитов, предоставляемых национальным производителям, а также британских зарубежных прямых, портфельных и других видов инвестиций. ECGD предоставляет финансовые гарантии по средне- и долгосрочным кредитам, включая организацию финансирования британского экспорта на льготных условиях.
Деятельность ECGD регулируется парламентским Актом страхования экспорта и заграничных инвестиций 1991 года. Агентство обязано ежегодно представлять в Парламент Великобритании отчет о результатах своей работы по поддержке британского экспорта, а также должно согласовывать крупные сделки со специальным правительственным Консультативным советом, который оценивает их на предмет соответствия внешнеэкономической политике правительства и следит за обоснованностью оценки рисков.
Агентство является юридическим лицом, имеет специальный счет в Министерстве финансов и должно действовать строго в рамках выделенных ему правительственных ресурсов, не обращаясь за дополнительными ассигнованиями из бюджета и покрывая свои потери за счет собственных доходов.
ECGD является членом Бернского союза, объединяющего национальные агентства по поддержке экспорта стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития и связано определенными международными обязательствами.
В своей деятельности ECGD ориентируется на реализацию основных направлений международной политики правительства и экономического развития страны. Главными принципами его корпоративной деятельности являются: соблюдение требований ОЭСР для агентств по поддержке национального экспорта, а также требований, предъявляемых к работе на финансовом и страховом рынках; защита окружающей среды; поддержка устойчивого развития беднейших стран мира; борьба с коррупцией; открытость и гласность.
ECGD содействует развитию экспорта, принимая на себя риски по платежам импортёров британских товаров и услуг (в т.ч. связанные с политическим форс-мажором, таким как война между страной-импортером и Великобританией или третьим государством, гражданская война, переворот и др.), осуществляя страховое покрытие как банковских экспортных кредитов, так и кредитов компаний. Кроме того, экспортёр страхуется от риска аннулирования или получения отказа в продлении экспортной лицензии в самой Великобритании, а также введения ограничений на вывоз тех товаров, которые ранее свободно экспортировались на мировой рынок.
Операции ECGD распространяются как на продажу товаров, так и на предоставление различных услуг, в том числе строительство объектов в других странах. Тем самым государством поощряется разнообразная внешнеэкономическая деятельность широкого круга британских предпринимателей.
Участие ECGD в экспортной сделке в роли страховщика способствует получению британскими компаниями банковского кредита на льготных условиях, так как такой кредит имеет надёжное обеспечение.
Вовлечение ECGD в обеспечение экспортных поставок позволяет компании-экспортеру своевременно и гарантированно получать финансовые средства в случае выполнения условий контракта, а компании-импортеру увеличить срок выплат за поставки товаров или услуг за счет гарантий ECGD, представляемых британскому производителю или его банку.
ECGD ежегодно гарантирует экспорт компаний Великобритании и их инвестиции на сумму порядка 3,5 млрд.ф.ст. Основная часть его операций приходится на поддержку экспорта инновационных товаров (воздушные суда, другие машины и оборудование) и услуг (участие британских компаний в реализации международных проектов, в первую очередь, строительстве за рубежом крупных инфраструктурных объектов - аэропорты, электростанции, госпитали и пр.). Таким образом, государством поощряется экспорт, прежде всего, машинотехнической и другой продукции, имеющей высокий уровень добавленной стоимости.
Ключевыми рынками страховой поддержки ECGD британских инвестиций являются, в основном, страны с развивающейся экономикой. Крупнейшими из них британцы называют Китай, Индонезию, страны СНГ, Гонконг, Саудовскую Аравию, Оман, Турцию, Филиппины.
Учитывая роль финансового сектора во внешнеэкономическом сегменте британской экономики, в Великобритании повышенное внимание уделяется вопросам движения капитала, как в страну, так и из страны.
Создана и действует разветвленная сеть государственных органов, ответственных за борьбу с финансовой преступностью. Их статус определен Законом 1997 г. о полиции, Законом 2000 г. о финансовых услугах и рынках, другими парламентскими и ведомственными актами. В числе основных правоохранительных структур следует отметить Агентство по борьбе с организованной преступностью (SOCA), Управление по борьбе с крупномасштабным мошенничеством (SFO), британскую налоговую службу, Службу контроля над финансовой деятельностью (FSA), полицию Великобритании, имеющую большое количество специализированных структур и служб.
Во исполнение своих международных обязательств Великобритания проводит работу по совершенствованию национального законодательства, связанного с недопущением легализации доходов, полученных преступным путем. В соответствии с директивами ЕС в стране принято «Положение о борьбе с отмыванием финансовых средств». В части наложения ареста и конфискации средств и собственности, нажитых преступным путем, приняты парламентские акты «Proceeds of Crime Act 1995», «Criminal Justice Act 1998», «Proceeds of Crime Bill 2002».
Закон «О финансовых услугах и рынках 2000 г.» предусматривает усиление государственного контроля и повышение эффективности регулирования финансового рынка (включая ее внешнеэкономическую составляющую). В соответствии с Законом создана и действует Служба контроля над финансовой деятельностью (Financial Service Authority - FSA), которая в настоящее время осуществляет надзорные функции в сфере банковской деятельности, в сфере деятельности на рынке ценных бумаг, а также в страховой деятельности. В настоящее время все физические и юридические лица, намеревающиеся осуществлять на территории Великобритании финансовую деятельность, подпадающую под государственное регулирование и поддержку (ведение банковских счетов, продажа страховок, акций, консультирование по вопросам использования тех или иных финансовых инструментов и др.), обязаны зарегистрироваться в FSA.
FSA имеет статус компании с ограниченной ответственностью, является независимым неправительственным органом. Она финансируется за счет частных поступлений, однако ее Совет директоров назначается Министром финансов Великобритании.
В связи с возросшим вниманием к организации контроля за движением финансовых потоков определённый интерес представляет сайт Службы контроля за финансовой деятельностью (www.fsa.gov.uk). На сайте FSA, размещается информация о фирмах, не прошедших регистрацию службы, при сотрудничестве с которыми следует проявлять особую осторожность.
В полномочия FSA в части инвестиционной деятельности входят: выдача разрешений юридическим и физическим лицам на право ее осуществления; нормотворческие полномочия применительно к данной сфере; сбор информации и проведение расследований, связанных с отношениями в сфере инвестиционной деятельности; ведение листинга компаний, чьи  ценные бумаги котируются на Лондонской фондовой бирже, который ранее осуществлялся самой Биржей.
Таким образом, в Великобритании создана эффективная и устойчивая к изменениям система регулирования внешнеэкономической деятельности, основанная на директивах Евросоюза и обязательствах, вытекающих из членства в ВТО и двусторонних экономических соглашений с третьими странами. В условиях развитого нормативного правового регулирования основной задачей Правительства Великобритании является поддержка конкурентоспособности национальных производителей во всех секторах экономики и на внешних рынках посредством проведения активной политики в области постоянного совершенствования организации системы органов государственной власти и снижения административных барьеров, а также содействие британским экспортерам по продвижению их продукции, товаров работ и услуг на внешние рынки и эффективное применение защитных мер во внешней торговле.
В настоящее время Королевская служба налогов, сборов и таможни (HM Revenue and Customs).

Представительство Минэкономразвития России по Брянской области
Государственное
регулирование
внешнеэкономической
деятельности
Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100