Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.
О подходе Великобритании к использованию налоговых льгот для стимулирования инновационного развития экономики
Государственная политика в области инновационного развития
Начиная с 1980-х гг. правительство Великобритании проводит активную политику по развитию научно-технического сектора экономики посредством поддержки и поощрения инвестиций в научно-технический сектор, в частности, в области высоких технологий.
Основные принципы и стратегия государственной поддержки развития высоких технологий представлены в докладе Минфина 2004 г. «Глобальные экономические проблемы в долгосрочном периоде и возможности для Великобритании»
1, а также в совместной программе на 10-летний период Минфина, Министерства торговли и промышленности
2 и Министерства по делам детей, школ и семей «Программа инвестиций в науку и инновационные технологии на 2004 -2014 гг.»
3. Основной целью в данном вопросе является эффективная поддержка т.н. «инновационной деятельности» (ResearchandDevelopment, R&D) в области науки и высоких технологий.
В соответствии с определенной в настоящее время стратегией, основные направления политики государства в продвижении развития науки, технологий и инновационной деятельности включают в себя:
- постоянное повышение привлечения частных инвестиций в R&D и повышение вовлечения бизнеса в научную деятельность в Великобритании. В данном направлении ключевым механизмом государственной стратегии является предоставление налоговых льгот (taxcredit) в области R&D, а также отдельные государственные проекты по привлечению частных инвестиций;
- инвестиции в исследовательские работы мирового уровня, производимые в сильнейших британских исследовательских центрах, а также финансово-техническая поддержка ведущих университетов и государственных лабораторий. Исследования мирового класса являются наиболее важными для многих видов предпринимательской деятельности, которые зачастую зависят от их результатов. В отчете Минфина о расходовании государственных средств за 2004 г. было объявлено о выделении дополнительных ресурсов для развития базовых наук, общий размер которых к 2007-08 фин.г. на 1 млрд.ф.ст. превышает показатели 2004-05 фин.г., что является эквивалентом ежегодного увеличения финансирования Министерства по делам бизнеса, предпринимательства и реформ в области госрегулирования 5,8% в реальном выражении;
- достижение большей сопоставимости исследований, финансируемых из бюджетных средств, с потребностями экономики и бизнеса. Стремление к соблюдению экономического императива, который заключается в том, что научные данные должны быть максимально использованы бизнесом для увеличения общего благосостояния. Государство поддерживает перенос результатов научной деятельности из науки в плоскость предпринимательской деятельности, например, посредством использования Инновационного фонда высшего образования (Higher Education Innovation Fund), финансирование которого на 2007-08 фин.г. было увеличено на 110 млн.ф.ст.;
- устойчивое обеспечение научного сектора учеными, инженерами и технологами. Повышение качества профессионального уровня специалистов, занятых в научной сфере, а также повышения профессиональных навыков научных преподавателей и лекторов в каждой школе, каждом колледже и университете; повышения количества студентов вузов и учеников старших классов и колледжей, выбирающих специальность, связанную с научно-исследовательской деятельностью, а также увеличение отношения высоко квалифицированных студентов, намеревающихся построить карьеру в области R&D;
- увеличение публичного вовлечения в науку. Государство взяло на себя обязательство осуществить ряд мер, направленных на повышение общественного сознания и понимания важности научной базы, подчеркивая необходимость решения определенных регулятивных и этических вопросов на отдельных этапах развития новых технологий, а также о необходимости предприятия определенных шагов для успешного прохождения таких этапов.
Стратегия реализация государственной политики основана на следующих механизмах и элементах:
- налоговые льготы в области инновационной деятельности в части освобождения компаний, занимающихся R&D, от уплаты корпоративного налога на доходы, полученные от такой деятельности; налоговые льготы в области амортизационных отчислений;
- обеспечение долгосрочной финансово-экономической стабильности в государстве, что позволяет с большей точностью прогнозировать на долгосрочной основе государственные вложения в область высоких технологий, а также с наибольшей вероятностью оценивать финансовые риски в данной области и осуществлять управление ими;
- сотрудничество и диалог между индустрией и научными кругами. В данном вопросе государство напрямую финансирует научно-исследовательские партнерства между британской индустрией и базовой наукой;
- развитие R&D в регионах, в том числе, через работу агентств по территориальному развитию;
- прямое государственное финансирование R&D в виде субсидирования и предоставления грантов.
Ключевым механизмом государственной поддержки развития науки и высоких технологий в Великобритании с финансовой точки зрения является применение налоговых льгот в области инновационной деятельности. После активных консультаций с представителями бизнес сообщества в 2000 г. были введены налоговые льготы для малых и средних предприятий, а затем в 2002 г. они были распространены на крупные компании.
4 Налоговые льготы в области R&D являются государственной инициативой в виде освобождения от уплаты корпоративного налога в целях стимулирования частных инвестиций в научную деятельность.
5 Такие льготы могут быть в виде снижения суммы корпоративного налога компании, либо предоставления денежных сумм для малых и средних некоммерческих организаций.
Основным преимуществом налоговых льгот является возможность снижения реальных затрат инвестиций компаний в R&D и повышение собственных возмещений, что, в итоге, приводит к увеличению возмещений в экономике в целом. По мнению британских экспертов в области финансов, имеются наглядные доказательства того, что налоговые поощрения могут иметь положительный эффект для инвестиций в R&D. Исследования показали, что они могут повысить расходы R&D в размере, как минимум, равном возмещениям налога.
6 Следует отметить, что в данной области государство постоянно поддерживает диалог с бизнес сообществом в области постоянного совершенствования механизма налоговых льгот. Данный пример Великобритании в области налаживания и поддержания диалога между государством и частным сектором, который привел не только к введению налоговых льгот, но и к постоянному упрощению понимания данного института, был признан на международном уровне наилучшей в мире практической моделью по применению подобных мер
7.
Органы исполнительной власти, уполномоченные в области R&D
Органом исполнительной власти, уполномоченным в области реализации государственной политики по стимулированию развития R&D является Министерство по делам бизнеса, предпринимательства и реформ в области госрегулирвоания (Department for Business, Enterprise and Regulatory Reform, DBERR).
Королевская служба налогов сборов и таможни (HMRevenueandCustoms, HMRC) осуществляет реализацию налоговых льгот. С 1 ноября 2006 г. в структуре HMRC было создано семь специализированных подразделений по налоговым льготам в отношении R&D для малых и средних компаний. Вопросами применения налоговых льгот в отношении крупных компаний в структуре HMRC занимается специализированная Служба по крупнейшим налогоплательщикам (Large Business Service). C 2000 г. HMRC был издан ряд информационных писем, документов, уведомлений и руководств, разъясняющих отдельные вопросы применения льгот на корпоративный налог в отношении доходов, связанных с R&D.
Важную роль в данной области играют документы, издаваемые DBERR и HMRC, которые регламентируют порядок и процедуру обращения организаций за получением налоговых льгот и представляют комментарии по применению отдельных положений законодательства в данной области.
Законодательство в области налоговых льгот для R&D
Законодательство в области предоставления налоговых льгот для R&D cостоит из ряда нормативных правовых актов, основными из которых являются следующие:
- Закон 1988 г. о налоге на доходы и корпоративном налоге (Income and Corporation Taxes Act 1988);
- Закон 2000 г. о финансах (Finance Act 2000);
- Закон 2002 г. о финансах (Finance Act 2002).
Понятие «инновационной деятельности» приводятся в статье 837А Закона 1988 г. В целях налогообложения под инновационной деятельностью, в общем смысле, понимается «работа, направленная на разрешение научных и технических вопросов для достижения прогресса в науке или технологии». Прогресс подразумевает получение новых или усовершенствованных продуктов, процессов или услуг. В соответствии с положениями Закона 1988 г. Министерство торговли и промышленности издало «Руководство по определению инновационной деятельности в целях налогообложения» от 5 марта 2004 г. (DTI Guidelines on the Meaning of Research and Development for Tax Purposes, далее – Руководство DTI 2004), одобренное Парламентом и являющееся неотъемлемой частью законодательства, в котором приводятся критерии для отнесения отдельных видов деятельности к инновационной. В свою очередь, применение налоговых льгот для инвестиций в деятельность, подпадающую под указанные критерии, предусмотрено в Законе о финансах 2000 и 2002 гг.
В целях разъяснения Руководства DTI 2004 HMRC издает комментарии по применению налоговых льгот в отношении отдельных видов деятельности. В качестве примера можно привести:
- документ CIRD81960 о применении положений Руководства в отношении программного обеспечения, используемого в области R&D (CIRD81960 - R&Dtaxrelief: conditionstobesatisfied: DTIguidelines (2004): applicationtosoftware);
- документ CIRD81920 о применении критериев DTI 2004 в отношении медицинских препаратов (CIRD81920 - R&D tax relief: conditions to be satisfied: DTI guidelines (2004): application to pharmaceuticals).
Применение налоговых льгот в области R&D
Все компании, которые ежегодно вкладывают более 10 тыс.ф.ст. в научную деятельность, подпадающую под определенные в законодательстве критерии в целях налогообложения, имеют право на налоговые вычеты при подсчете суммы налога на прибыль в размере:
- 150% от расходов, подпадающих под критерии R&D, для малых и средних компаний;
- 125% от расходов на R&D для крупных компаний.
Данные льготы не применяются в отношении частных лиц и товариществ
8 (partnerships).
Для того, чтобы деятельность являлась инновационной, она должна в соответствовать общепринятой практике бухучета и соответствовать критериям, содержащимся в Руководстве DTI 2004. Расходы компании на R&D, подлежащие налоговым льготам, включают в себя:
- расходы по найму персонала, прямо или косвенно вовлеченного в осуществление R&D;
- расходы, связанные с предоставлением персонала, который прямо или косвенно вовлечен в R&D;
- приобретение потребляемых и видоизменяемых материалов, которые напрямую используются при осуществлении R&D (в общем смысле - физические материалы, потребляемые в рамках осуществления R&D);
- расходы на электроэнергию, воду, топливо и программное обеспечение, напрямую используемые в целях R&D.
Для получения налоговых вычетов компания должна подать заявление по установленной форме (FormCT600) в местное отделение HMRC. Компания также может обратиться в HMRC за подробными разъяснениями по налоговым льготам и действующему законодательству в данной области. Разъяснения по вопросам отнесения научной деятельности к R&D в соответствии с положениями Руководства DTI 2004 компания может получить, обратившись в DBERR.
В настоящее время в отношении предоставления налоговых льгот в области R&D действуют две схемы – для малых/средних и крупных компаний. Далее в таблице представлены основные различия схем:
Схема для малых и средних компаний |
Схема для крупных компаний |
150% ставка налоговых вычетов |
125% ставка налоговых вычетов |
На каждые 100ф.ст. расходов на R&D предоставляется 24ф.ст. возмещения |
Не предоставляется |
Компания может требовать налоговые вычеты на расходы, связанные с R&D, включая по договору подряда |
Компания может требовать налоговые вычеты на расходы, связанные с R&D, только если она осуществляет такую деятельность самостоятельно, либо по договору подряда с университетами, некоммерческими организациями и научными лабораториями |
Компания не может претендовать на налоговые льготы за вклад в независимые исследования |
Компания может требовать налоговые льготы за вклад в независимые исследования |
Размер налоговых вычетов может быть снижен, если деятельность компании в области R&D субсидируется или получен грант в отношении R&D |
Не предусмотрены снижения вычетов при использовании гранта или субсидий |
Одним из обязательных условий для возмещения компанией налога является обязательное наличие прав интеллектуальной собственности на результаты R&D |
Компания не обязана обладать правами интеллектуальной собственности на результаты R&D |
Необходимо отметить, что в рамках реализации государственной политики в области развития науки компаниям, вовлеченным в научную деятельность, могут быть предоставлены гранты на проведение научно-исследовательских изысканий. В случае если инновационная деятельность малой или средней компании была профинансирована государством в виде гранта, налоговые льготы в отношении такой деятельности не применяются в части размера такого гранта.
Налоговые льготы при амортизационных отчислениях
В соответствии с действующим налоговым законодательством, компании имеют право на налоговые льготы, предоставляемые предприятию в виде норм ускоренной амортизации в отношении отдельных видов приобретенных основных средств (оборудование, автомобили и т.п.), которые распространяются на R&D. В настоящее время действует ставка в размере 100% амортизационных вычетов в отношении инвестиций в R&D, а также следующие схемы по льготам в отношении амортизационных отчислений за первый год хозяйственной деятельности организаций:
- 40% амортизационных вычетов для малых и средних предприятий при инвестициях в заводы и машинное оборудование (не подпадают под действие льгот: автомобили, основные средства, а также заводы и машинное оборудование, находящиеся в лизинге);
- 100% амортизационных вычетов для малых предприятий в отношении инвестиций в информационно-коммуникационные технологии (компьютеры, программное обеспечение и мобильные телефоны нового поколения с выходом в Интернет);
- 100% амортизационных вычетов в отношении инвестиций в энергосберегающее оборудование и технологии (в соответствии со Списком энерготехнологий (EnergyTechnologyList));
- 100% амортизационных вычетов в отношении инвестиций в оборудование по экономному использованию воды (в соответствии со Списком водных технологий (WaterTechnologyList);
- 100% амортизационных вычетов в отношении инвестиций в автомобили с пониженным уровнем выработки CO2 (действует в период с 17 апреля 2002г. по 31 марта 2008г. в отношении автотранспортных средств, не превышающих по выбросам 120 г/км);
- 100% амортизационных вычетов в отношении инвестиций малых и средних компаний в Северную Ирландию в части машинного оборудования.
Критерии отнесения компаний к «малым» и «малым и средним»
С 1 апреля 2004 г. компания считается «малой» и «малой или средней», если за отчетный период или предшествующий отчетный период она подпадает, как минимум, под два из ниже перечисленных критериев:
Категория |
малая компания |
малая или средняя компания |
ежегодный оборот |
не более 5,6 млн.ф.ст. |
не более 22,8 млн.ф.ст. |
активы |
не более 2,8 млн.ф.ст. |
не более 11,4 млн.ф.ст. |
количество работников |
не более 50 |
не более 250 |
Все остальные компании считаются крупными.
В отношении заявления на амортизационные вычеты для инвестиций в научную деятельность в законодательстве Великобритании не существует каких-либо специальных правил и процедур. Применяются общие правила для осуществления амортизационных вычетов.
Более подробная информация о государственной политике и государственном регулировании в области налоговых льгот на доходы, связанные с деятельностью организации в сфере R&D, размещена на официальном сайте DBERR в Интернет - www.dberr.gov.uk. Информация о применении налоговых льгот в данной области размещена на официальном сайте HMRC - www.hmrc.gov.uk. Тексты нормативных правовых актов Великобритании размещены на официальном сайте правительственной информации - www.opsi.gov.uk.
1 ‘Long-term global economic challenges and opportunities for the UK’, HM Treasury, November 2004.
2 С июня 2007 г. Министерство торговли и промышленности (Department of Trade and Industry, DTI) было преобразовано в Министерство по делам бизнеса, предпринимательства и реформ в области госрегулирования (Department for Business, Enterprise and Regulatory Reform, DBERR) в рамках реформирования структуры государственного аппарата по инициативе Г. Брауна, с 27 июня 2007 г. Премьер-министра Великобритании.
3 ‘Science and innovation investment framework 2004-2014’, HM Treasury, DTI and DfES, July 2004.
4 В соответствии с законодательством Евросоюза и Великобритании крупными компаниями считаются все компании, не подпадающие под критерии «малых» и «малых и средних» компаний (small, small and medium enterprises, SME). В свою очередь, SME – это те компании, численность наемного персонала которых не превышает 250 человек, а ежегодный оборот в денежном выражении не превышает 50 млн.евро, а баланс находится в пределах 43 млн.евро. Компании, подпадающие под вышеперечисленные критерии могут быть признаны большими, если они являются частью более крупной организации.
5 С начала действия в 2000 г. налоговых льгот для научной деятельности британскими компаниями было предъявлено более 18 тыс. заявлений на возмещение налога на общую сумму более 1,3 млрд.ф.ст.
6 Bloom, Griffith and Van Reenen, ‘Do R&D tax credits work? Evidence from an international panel of countries 1979-1994’, IFS, Working paper 99/8, 1999.
7 Expert Group on Fiscal Measures for Research, ‘Report submitted to CREST in the context of the Open Method of Coordination’, The Hague, 15 June 2004.
8 Согласно британскому законодательству, товарищество не признается юридическим лицом. В договоре (письменном или устном) о создании товарищества определяются его задачи и цели, права членов товарищества, их обязанности.
Представительство Минэкономразвития России по Брянской области