Полтора года назад в Брянской области была начата работа по обеспечению административной реформы. Тогда с учетом положений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р, администрацией Брянской области было принято соответствующее постановление.
Уполномоченным органом по проведению административной реформы в регионе утвержден комитет по экономической политике Брянской области, а распоряжением администрации Брянской области от 19 июля 2006 года № 618-р создана комиссия по координации деятельности исполнительных органов государственной власти для осуществления административной реформы.
Сегодня мы беседуем с заместителем Губернатора, председателем областной комиссии по проведению административной реформы И. П. Тимохиным.
- Иван Павлович, что уже сделано в области по реализации административной реформы?
— Разработаны нормативно-правовые акты, соответствующие областные программы, типовые административные регламенты, утвержден перечень количественных показателей для оценки результатов осуществления функций и тактических задач для главных распорядителей средств области на 2007-2009 годы. Кроме того, утвержден Порядок оценки результативности бюджетных расходов и корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств, исходя из уровня достижения ими запланированных результатов; Перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их представлении и Порядок проведения ежегодной оценки потребности в представлении бюджетных услуг.
— В сентябре в администрации области для руководителей всех исполнительных органов государственной власти области начали работать семинары по административной реформе. С какой целью они проводятся?
— Учитывая, что наша цель — повышение качества и доступности государственных услуг, необходимо максимально активизировать работу по разработке и внедрению административных регламентов, оптимизации функций исполнительных органов власти области. Для этого необходимы квалифицированные кадры.
В рамках реализации программы обучения кадров по основным направлениям административной реформы НП «Международный центр менеджмента и профессиональной переподготовки кадров» (АКГ «Развитие бизнес-систем» г. Москва) провел в сентябре текущего года два семинара. Следующий семинар намечен на первую половину октября.
— По всей видимости, есть бюджетная поддержка административной реформе?
-Конечно. Во исполнение постановления Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 140 администрация Брянской области приняла участие в конкурсе по отбору проектов реализации административной реформы высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и представила на рассмотрение в Минэкономразвития РФ 5 проектов. По итогам конкурса 2 проекта были признаны лучшими. Это — внедрение механизмов предотвращения коррупции в органах государственной власти и обеспечение информационного продвижения мероприятий административной реформы в области. На их реализацию из федерального бюджета выделено 3 млн. рублей.
На реализацию программы «Проведение административной реформы в Брянской области на 2007-2008 годы» из областного бюджета выделено 5375 тыс. рублей.
В июле этого года Брянской областной Думой согласованы изменения в мероприятия данной областной целевой программы, согласно которых в 2008 году на формирование и развитие кадрового потенциала государственных органов области и кадрового состава муниципальной службы органов местного самоуправления Брянской области выделено 7 миллионов 820 тысяч тыс. рублей.
В связи с принятием областного бюджета на трехлетний период так же разработана и утверждена в июле т.г. областная целевая программа «Проведение административной реформы в Брянской области на 2009-2010 годы».
В настоящее время соответствующими структурными подразделениями администрации разрабатывается программа противодействия коррупции в Брянской области. Её реализация позволит не только «пресечь аппетиты» зарвавшихся чиновников, хотя и это немаловажно, а вести целенаправленную борьбу с причинами и условиями, порождающими коррупцию.
Что касается информационного сопровождения административной реформы, то мы ставим перед собой задачу сформировать новое, позитивное отношение граждан к оказываемым услугам как на государственном, так и на муниципальном уровнях.
Кстати, в начале сентября в Липецке я принимал участие в совещании представителей регионов Центрального федерального округа, ответственных за реализацию административной реформы. В ходе совещания была отмечена положительная работа по реализации административной реформы, проводимая в Брянской области.
- Иван Павлович, главная задача чиновника любого уровня — оказывать качественные услуги. Что конкретно сделано в администрации области в этом направлении?
— В процессе реализации планов проведения административной реформы принято постановление администрации области от 6 февраля 2007 года № 72 «Об утверждении Типового административного регламента
исполнительного органа государственной власти Брянской области, Типового административного регламента по предоставлению государственной услуги, Типового административного регламента по
исполнению государственной функции».
Распоряжением администрации области от 31 января 2007 года № 71-р утвержден план-график рассмотрения в 2007 году регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг исполнительными органами Брянской области. В соответствии с ним комиссией рассмотрены и одобрены девять административных регламентов.
— Иван Павлович, а в каком еще направлении реализуется административная реформа ?
— Постановлением администрации области от 27 июля 2007 г. № 583 утверждена областная целевая программа «Информатизация Брянской области на 2007 — 2010 годы».
Её реализация позволит обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами, внедрить информационный обмен при получении юридическими и физическими лицами разрешительных документов, ограничить их контакты с чиновничьим аппаратом, от которого зависит получение всевозможных справок.
Администрация области завершает работу по сбору данных о перечне функций, исполняемых органами государственной власти. По её итогам будут внесены предложения по оптимизации управленческих функций органов исполнительной власти, составлен перечень платных услуг с тем, чтобы в 2008 году принять административные регламенты их предоставления с возможным сокращением суммы денежных средств, взимаемых при этом с физических и юридических лиц.
— Социологические опросы показывают, что граждане не в полной мере довольны работой бюрократического аппарата. Для согласования, например, какого-нибудь строения, надо побегать по конторам, выстоять в очередях, собрать массу справок и т.д. Давно говорят о введении в действие работы по принципу «одного окна». Когда это «окно» реально заработает в области?
— Представьте себе, сейчас федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают более 500 видов услуг гражданам и юридическим лицам. Необходимо стремиться, чтобы все эти услуги оказывались в одном месте. В этих целях в регионах РФ начали создаваться многофункциональные центры (МФЦ), которые будут предоставлять взаимосвязанные государственные и муниципальные услуги представителями различных ведомств. Центры работают по принципу «одного окна» с соблюдением всех требований комфортности предоставления услуг, включая возможность оплатить там же необходимые пошлины и сборы. При этом сократятся сроки предоставления общественно-значимых государственных и муниципальных услуг, повысится качество их предоставления, будет ликвидирован рынок посреднических услуг, повысится информированность граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях предоставления всех видов услуг.
Отличительной особенностью МФЦ является то, что граждане не будут общаться с чиновниками, так как заявление на предоставление той или иной услуги у них будут принимать операторы, через которых они будут и получать необходимые справки и документы.
Хотелось бы подчеркнуть, что создание МФЦ — это не кратковременная компания, а стратегическая задача, поставленная перед всеми регионами Российской Федерации. Если в т.г. их число в стране планируется довести до 18, то к 2010 году — уже до 200.
В Центральном федеральном округе 5 регионов приступили к созданию МФЦ. И с одним из таких центров — в Елецком районе Липецкой области я познакомился в ходе работы семинара. Сегодня в его операционном зале функционирует 6 окон приема посетителей, которым оказываются услуги социального характера. Однако, к концу года в МФЦ Елецкого района будет уже 25 окон приема и в нем планируется предоставлять около 100 государственных, муниципальных и дополнительных услуг.
Учитывая актуальность организации в городах и районах области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, принято распоряжение администрации области об утверждении рабочей группы по их созданию.
В настоящее время ряд областных руководителей и глав муниципальных образований прорабатывают варианты возможного размещения МФЦ. При этом необходимо отметить, что администрацией области будет оказана необходимая финансовая помощь тем муниципальным образованиям, руководители которых примут решение о создании МФЦ на своей территории.
- Финансирование из федерального и областного бюджетов подразумевает обязательный отчет — как потрачены деньги?
— К 15 октября этого года администрация области должна отчитаться перед Минэкономразвития Российской Федерации о результатах внедрения вышеназванных проектов. От того насколько эффективно мы используем 60 % от суммы выделенных федеральных средств, будет зависеть выделение области оставшихся 40 % средств для их реализации на втором этапе.
В заключение хотелось бы отметить, что администрация области и в дальнейшем намерена наращивать обороты по проведению административной реформы в регионе. На одном из ближайших оперативных совещаний, проводимых при Губернаторе области, планируется рассмотреть данный вопрос.
Беседу вела Наталья Голубева
3 октября 2007 г. // Пресс-служба администрации области