Отчёт о реализации мер антикоррупционной политики Брянской области в 2007 году
11 июля 2007 года принят закон Брянской области № 105-З «О противодействии коррупции в Брянской области». В соответствии с его основными принципами в рамках осуществления антикоррупционной политики администрацией Брянской области предпринят ряд организационно-практических мер, направленных на создание эффективной системы противодействия коррупционным проявлениям.
В этих целях в Брянскую областную Думу были внесены предложения о согласовании дополнения в каталог территориальных проблем, требующих решения программно-целевым методом в 2006-2009 годах по теме «Противодействия коррупции в органах исполнительной власти Брянской области». В соответствии с Постановлением Брянской областной Думы от 19.12.2007 года № 4-1606 данное решение было принято. Постановлением администрации Брянской области от 21.01.2008 года № 37 обеспечение разработки программы и проведение конкурса на её лучший проект было поручено управлению региональной безопасности и комитету по экономической политике.
В целях создания и внедрения механизмов предотвращения коррупции в исполнительных органах власти с участием всех заинтересованных структурных подразделений администрации области разработана комплексная программа «Противодействие коррупции в органах исполнительной власти Брянской области на 2008-2010 годы».
Разработаны «Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы и антикоррупционного исследования нормативных правовых актов Брянской области и их проектов», а также проект соответствующего постановления администрации Брянской области.
Постановлением Брянской областной Думы от 27.09.2007 года № 4-1476 утверждено «Положение о комиссии Брянской областной Думы и администрации Брянской области по антикоррупционной экспертизе законов Брянской области, проектов законов Брянской области». Также соответствующим постановлением областной Думы от 29.11.2007 года № 4-1568 утверждён состав комиссии по антикорупционной экспертизе законов Брянской области. В её состав вошли депутаты Брянской областной Думы, представители структурных подразделений администрации области.
В ходе информационного сопровождения проводимых мероприятий на сайте администрации области создан специальный раздел по административной реформе, в котором размещаются постановления и распоряжения администрации области, доклады, проекты и другие нормативные документы. На этом сайте опубликованы административные регламенты, утверждённые постановлениями администрации области. В том же разделе для их предварительного обсуждения публикуются проекты административных регламентов.
В соответствии с постановлением администрации области от 3.04.2007 года № 240 внесены изменения в состав межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией, осуществляющей свою деятельность с 2005 года.
В соответствии с планом её работы в 2007 году проведено три заседания, в ходе которых были рассмотрены вопросы:
- об итогах работы правоохранительных органов Брянской области по борьбе с преступностью и коррупцией в 1-м квартале 2007 года и задачах на предстоящий период;
- о состоянии взаимодействия правоохранительных органов области с органами бюджетно-финансового контроля как одного из направлений повышения эффективности в борьбе с коррупцией;
- о состоянии работы по устранению предпосылок и факторов коррупции, возникающих при реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса» и других федеральных и областных социально-экономических программ;
- об упорядочении проверок субъектов хозяйственной деятельности контролирующими органами.
В соответствии с постановлением администрации Брянской области от 13.10.2006 года в 2007 году в администрации области регулярно проводятся заседания рабочей группы по экономической безопасности региона. На особом контроле находятся вопросы антикоррупционной направленности. В течение 2007 года на заседаниях рабочей группы обсуждались проблемы связанные с ростом цен на социально значимые продукты питания, а также:
— о принимаемых мерах по стабилизации цен на горюче-смазочные материалы;
— о запрете на территории Брянской области деятельности по организации азартных игр;
— о незаконном обороте бывших в употреблении средств сотовой связи, и торговле в неустановленных местах;
— о состоянии работы по борьбе с незаконным оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории области;
— о критической ситуации в АПК Комаричский и АПК Сукземский. На заседаниях рабочей группы рассматривался и ряд других вопросов экономической направленности.
Исполнение принятых решений межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией, а также заседаний рабочей группы по экономической безопасности региона находились на контроле руководства администрации области.
В 2007 году в результате комплексного осуществления организационно-практических мер и обеспечения координации заинтересованных государственных структур по предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономики были достигнуты определённые положительные результаты. На 7,1% (3807) больше выявлено всех преступлений экономической направленности, на 4,8% (2814) — преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, на 14,4% (1995) — тяжких и особо тяжких преступлений, на 55,3% (654) — совершённых в крупном и особо крупном размере, на 200,0% (21) — фактов коммерческого подкупа, на 14,7% (109) — контрабанды, на 29,8% (135) — легализации денежных средств или иного имущества, приобретённого незаконным путём, на 22,7% (1107) — хищений путём присвоения или растраты.
В ходе обеспечения взаимодействия в деятельности правоохранительных органов особое внимание уделялось работе по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности. В 2007 году зарегистрировано 440 преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе 154 (+32,8%) факта взяточничества (из них 123 -получение взятки).
Активнее велась борьба с организованной преступностью. Выявлено 315 (АППГ — 275) преступлений, из них экономической направленности — 118 (АППГ — 111).
Принимались меры по контролю и осуществлению проверок обоснованности использования и сохранности бюджетных средств. За истекший период выявлено 344 преступления, предметом посягательства которых являются указанные средства, в том числе 6 уголовно-наказуемых деяний, ответственность за которые предусмотрена ст. 285.1 УК РФ «Нецелевое использование бюджетных средств». В бюджет возвращено более 6 млн. рублей.
Осуществлялись мероприятия по выявлению и пресечению фактов незаконного получения денежных средств в виде субсидий, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
В ходе проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Брянского муниципального района в 2005-2006 годах установлены факты нецелевого использования средств бюджета на общую сумму 23679,2 тысяч рублей. По материалам акта Контрольно-счётной палаты Брянской области отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Брянской области возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере).
Возбуждены уголовные дела в отношении жителей Брянского, Советского, Клинцовского и Новозыбковского районов, предоставивших фиктивные документы и незаконно получивших субсидии и сертификаты на приобретение жилья.
Осужден руководитель Клетнянского районного отдела образования, использовавший денежные средства в сумме более 2 млн. рублей, выделенных на развитие образовательных учреждений района, не по целевому назначению.
В истекшем периоде уделялось пристальное внимание за состоянием криминогенной ситуацией и происходящими процессами в сфере образования. В 2007 году в учреждениях образования выявлено 108 преступлений экономической направленности, из них 71 факт взяточничества.
Осуждены преподаватели Брянского политехнического колледжа им. Н.А.Кубяка и Брянской Государственной инженерно-технологической академии, неоднократно получавшие от студентов взятки за выставление положительных оценок на экзаменах и зачётах без их фактической сдачи.
Осуществлялся контроль за целевым использованием и сохранностью денежных средств и материальных ценностей в сельском хозяйстве. В отчётном периоде в агропромышленном комплексе зарегистрировано 153 экономических преступления, из которых 93 — хищение денежных средств.
Расследуется уголовное дело в отношении руководителя отдела администрации Брасовского муниципального района, превысившего должностные полномочия при выборе подрядчика на выполнение сельскохозяйственных работ в рамках Федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв на 2002-2005 годы» без проведения конкурса и незаконно осуществившего ему оплату за поставку материалов, фактически добытых на землях, принадлежащих администрации района. Ущерб по данному преступлению составил около 1 млн. рублей.
Осуществлялся контроль за расходованием денежных средств, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В 2007 году зарегистрировано 32 преступления.
В настоящее время на рассмотрении в суде находятся уголовные дела в отношении двух жителей Брянской области, которые незаконно получили денежные средства в виде компенсации из бюджета по кредиту ОАО «Россельхозбанк» путём предоставления в комитет по сельскому хозяйству Брянской области фиктивных документов о приобретении крупного рогатого скота и минеральных удобрений.
Определённые положительные результаты были достигнуты в ходе осуществления мероприятий по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений коррупционной направленности в системе здравоохранения области.
Так, в 2007 году в сфере здравоохранения было зарегистрировано 217 преступлений, в том числе 16 фактов взяточничества. Пресечена преступная деятельность 16 лиц, работающих в системе здравоохранения области, 7 из них в установленном законом порядке привлечены к уголовной ответственности.
Анализ состояния криминализации системы здравоохранения области свидетельствуют о росте количества как должностных преступлений, так и хищений денежных средств и товарно-материальных ценностей, которые в общей структуре преступлений составляют более 50 процентов.
В ходе осуществления профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, связанных с посягательством на бюджетные денежные средства, выделяемые на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье», в истекшем году было выявлено 11 преступлений, предметом посягательства которых являлись денежные средства, выделенные в рамках указанного национального проекта. Установленный ущерб составил более 200 тыс. руб. Проведены мероприятия, направленные на недопущение хищений денежных средств, направляемых для нужд лечебных учреждений области, в том числе на осуществление дополнительных выплат медицинским работникам.
Осуждена кассир Брянского клинико-диагностического центра, которая в течение года присваивала денежные средства, вносимые гражданами в качестве платы за предоставляемые учреждением услуги, путем невнесения их в кассу предприятия.
Велась работа по борьбе с взяточничеством, выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности, совершённых должностными лицами в связи с осуществлением ими своих служебных полномочий.
Пресечена преступная деятельность врача МУЗ «Городская поликлиника № 6», которая получала взятки за выдачу листков временной нетрудоспособности.
Осужден врач МУЗ «Городская поликлиника № 5», получавший от граждан незаконные денежные вознаграждения за выдачу различных справок и заключений.
Регулярно проводились мероприятия, направленные на проверку законности и обоснованности организации торгов на право заключения государственных контрактов на поставки медицинского оборудования и лекарственных препаратов для нужд лечебных учреждений области.
Так, возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий со стороны должностных лиц ООО «Спецтехника», выразившихся в невыполнении условий договоров на поставку медицинского оборудования с пятью Федеральными государственными учреждениями России на сумму более 665 тысяч рублей. Ведется следствие.
В целях нейтрализации опасных тенденций, складывающихся в лечебных учреждениях и связанных с практикой взимания денег у граждан под предлогом более качественного обслуживания, использования высокоэффективных препаратов, оказания бесплатных медицинских услуг, предусмотренных программой обязательного медицинского страхования, администрацией области усилен контроль за исполнением действующего законодательства. Осуществлялись контрольные мероприятия за расходованием денежных средств, в том числе посредством проведения аукционов. В частности, реализованы меры по упорядочению требований к участникам размещения заказов и условий исполнения контрактов, прежде всего касающихся сроков исполнения подрядных работ. Первичные сметы, являющиеся приложением к конкурсной документации, заказчиками в обязательном порядке представляются на согласование в департамент здравоохранения Брянской области с целью обеспечения их соответствия сметам, прилагаемым к госконтрактам. Обязательным условием при формировании заявки на размещение заказа и подготовке проекта госконтракта стало требование обеспечения исполнения госконтракта (30% от цены контракта). Активнее стали применяться штрафные санкции к недобросовестным подрядчикам за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих контрактных обязательств, а также механизм привлечения к ответственности подрядчиков, нарушающих условия исполнения госконтракта посредством включения в федеральный реестр недобросовестных подрядчиков.
Приказом департамента здравоохранения № 448 от 10.12.2007 года определены дополнительные меры по противодействию коррупции в сфере здравоохранения Брянской области. Также определён состав комиссии департамента здравоохранения по рассмотрению технических заданий на закупаемое оборудование. Установлен порядок обязательного согласования главными врачами учреждений здравоохранения с конкурсной комиссией и представителями департамента здравоохранения технических заданий на закупаемое оборудование стоимостью свыше 500 тыс. рублей, смет на текущий и капитальный ремонт стоимостью свыше 1 млн. рублей.
С целью получения информации о незаконных поборах с населения со стороны медицинского персонала, в лечебных учреждениях были организованы «телефоны доверия».
С учётом высокого уровня коррупционных проявлений в лесопромышленной сфере принимаются организационно-практические меры по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в данном секторе экономики.
С 1 января 2007 года введён в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации. В этой связи администрацией области осуществлены мероприятия по реорганизации лесного хозяйства Брянской области. Лесное хозяйство подверглось глубочайшей реорганизации. В составе управления лесами организованы лесничества, которые занимаются управленческими и контрольно-надзорными функциями.
Хозяйственные функции перешли к государственным учреждениям — лесхозам, которые преобразованы в государственные унитарные предприятия (ГУПы).
Проведена передача лесного фонда площадью 360 тысяч гектаров от филиалов ГУ «Брянсклес» к вновь созданным государственным учреждениям «лесничествам».
При приемке лесного фонда от лесхозов и их филиалов к созданным лесничествам выявлены неучтенные незаконные рубки лесных насаждений. В ходе проведенных ревизий установлено, что их объем составляет 3700 кбм, а сумма причиненного ущерба превышает 30 млн. рублей.
В текущем году выявлено 198 фактов незаконной рубки леса, в т.ч. лесными инспекторами — 193. Объём незаконно срубленной древесины в лесах управления составил 8271 кбм. Ущерб при этом, рассчитанный в соответствии с Постановлением Правительства от 8.05.2007 г. № 273, составил 99 241 тыс. рублей. Всего за отчётный период было возбуждено более 170 уголовных дел, пресечено более 300 административных правонарушений экологической направленности. За незаконные рубки и другие преступления в отношении 18 работников лесного хозяйства были возбуждены уголовные дела.
Проблемы лесной отрасли региона неоднократно рассматривались на совещаниях с участием Губернатора области, на заседании рабочей группы по экономической безопасности. Рассмотрено предложение УВД об увеличении штатной численности подразделений экологической милиции.
Ежемесячно анализировались сведения о выявленных случаях незаконных рубок лесных насаждений, информировании органов внутренних дел и принятых мерах.
В 2007 году администрацией области принимались меры по обеспечению координации деятельности правоохранительных и налоговых органов Брянской области в решении вопросов исполнения налогового и бюджетного законодательства. В результате совместной работы сумма дополнительно начисленных платежей увеличилась в 1,7 раза и составила 173956 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2008 дополнительно поступило в бюджет 9760,9 тыс. рублей.
В ходе осуществления контроля за реализацией приоритетных национальных проектов контрольно-ревизионным управлением администрации области в 2007 году было проведено 23 ревизии финансово-хозяйственной деятельности учреждений и организаций и 25 проверок.
По результатам проведенных контрольных мероприятий проверяемыми организациями возмещено в областной бюджет денежных средств в сумме 1905574 рубля.
Работа по противодействию коррупции и обеспечению экономической безопасности региона находятся в администрации области на особом контроле.
18 марта 2008 г. // Управление региональной безопасности администрации области