13 января все журналисты и полиграфисты России отметили праздник — День российской печати.
Именно в этот день — 13 января — в 1703 г. по указу Петра I вышел в свет номер первой публичной российской газеты, имевшей название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах».
В Брянске первая газета вышла ровно 115 лет назад. Называлась она «Брянский вестник» и её первый номер вышел в свет 23 января 1894 года. «Брянский вестник» выходил всего три года. Потом были «Брянский голос» — газета, которая в 1906 году ставила своей задачей «…освещение современных событий с точки зрения борьбы городского и сельского пролетариата за свое освобождение», печатные издания «Наш край», «Брянский листок».
Сегодня в Брянской области издается около 100 печатных средств массовой информации — общефедеральные, областные, районные, специализированные, ведомственные издания.
Отметим, что 4 нашим землякам-журналистам присвоено Почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», 3 работника полиграфии и книжной торговли награждены медалями ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени», 27 работников печати, полиграфии и книжной торговли награждены Почётной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, 80 — Благодарностью Министра культуры и массовых коммуникаций, более 100 человек — Почетными грамотами администрации Брянской области и Брянской областной Думы.
Каждая из этих наград — признание таланта и заслуг брянских журналистов.
16 января в Хрустальном зале администрации области состоялась торжественная церемония награждения лучших журналистов, полиграфистов, распространителей периодических изданий, книготорговцев.
— Мы твёрдо намерены выдержать в 2009 году приоритет социальных программ и проектов, — сказал в своем приветственном слове вице-губернатор Александр Касацкий, — которые определены на государственном уровне и обозначены партией «Единая Россия». Без соответствующего финансирования ни наши учреждения, ни наши проекты не останутся. Но мы вынуждены будем ещё и ещё раз критически анализировать финансовую ситуацию и сокращать неэффективные расходы, причем даже в социальной сфере. Неэффективные расходы, ничем не оправданные издержки — это и есть тот самый «жирок», который не питает, а, напротив, отбирает силы. Понятно, процесс этот — болезненный, но необходимый. Однако не все такую необходимость понимают правильно. Как раз одна из самых насущных задач прессы в современных условиях — разъяснять, прививать людям правильное понимание непопулярных мер. Нельзя скатываться до уровня обывателя-иждивенца, для которого власть — это исключительно мешок со всевозможными подарками. Задача власти — создавать надлежащие условия для самореализации граждан. И если на этом направлении власть делает мало или не делает ничего, пресса не должна молчать. Ну а если Вы решили говорить, критиковать власть, то должны, в первую очередь, позаботиться о качестве аргументов и соответствующей, лишенной истерики, интонации.
Касацкий остановился и на моменте, касающемся приближающихся выборов в областную Думу и представительные органы местного самоуправления.
— Ясно, что борьба за депутатские мандаты будет жаркая, — заметил он. — В этот период у средств массовой информации больше возможностей для того, чтобы подзаработать, поправить своё финансовое состояние. Никто не против. Но шелест купюр не должен быть громче голоса совести и ответственности. Принципиально нельзя попадать на крючок тех, кто хотел бы использовать последствия мирового экономического кризиса для спекулятивного прыжка во власть, кто не имеет в своем предвыборном арсенале никаких средств привлечь избирателей кроме одного — беспощадной до неприличия критики действующей власти. Если кто-то в предвыборный период соблазнится публикацией таких материалов — не забудьте сопроводить их рубрикой «Осторожно, демагогия!» или «Ничего кроме брани». И всё же я верю, что брянская пресса в этот один из судьбоносных для Брянщины моментов окажется на вершине ответственности.
Свой каждый рабочий день вице-губернатор начинает со знакомства с наиболее актуальными и содержательными публикациями.
— Там, где требуется реакция власти, эта реакция следует, — отметил Касацкий. — И приятно потом получать информацию о принятых мерах. Однако материалов, побуждающих к действиям, не так много. Особенно — в районной прессе, для которой критика какого-нибудь зарвавшегося или малокомпетентного чинуши равносильна прыжку на амбразуру. Но надо понять, что при сплошном одобрении линии местного руководства, при полном отсутствии конструктивного оппонирования становится попросту бессмысленным содержание подобных изданий. Им тогда проще переделаться в рекламные или рекламно-развлекательные. Районная печать, напомню, существует для отражения общественно-значимых фактов и проблем. Без их всестороннего, компетентного, часто критического обсуждения любая районная газета превращается в печатную пустышку, в источник не информации, а дезинформации.
Журналистам Касацкий пожелал в работе «принципиальности, высокой ответственности и чувства перспективы».
— Мы Вас любим за острое и бойкое перо, — сказал он, — а особо ценим — за честность. Пусть никогда она не изменяет Вам!
16 января 2009 г. // Пресс-служба администрации области