Сегодня заместитель Губернатора Брянской области, начальник финансового управления Елена Локтикова рассказала журналистам о формировании бюджета на 2010 год и финансовом прогнозе развития в 2011—2012 годах.
Заместитель Губернатора Елена Локтикова отметила, что ситуация, которая сложилась за последний год в мировой и российской экономике, разумеется, не могла не коснуться нашего региона.
В этот раз пришлось отказаться от подробного развернутого планирования бюджета на три года вперед. Вместо этого был разработан детальный план лишь на 2010 год, на 2011—2012 годы будут утверждены только основные параметры бюджета.
Одним из приоритетов бюджетной политики на ближайшие три года является исполнение всех социальных обязательств.
Средства на обеспечение социальной поддержки населения на 2010 год заложены на уровне не ниже 2009 года. При этом будет осуществляться работа по обеспечению максимальной адресности социальной помощи. Средства будут направляться на поддержку наиболее нуждающихся слоев населения.
Доходная часть бюджета в 2010 году, к сожалению, сократится, в первую очередь — за счет снижения трансфертов со стороны федерального центра. Поэтому крайне важно в условиях ограниченности ресурсов не допустить неоправданно высоких и неэффективных расходов.
Особенно важно направлять средства в те отрасли, которые обеспечат отдачу в долгосрочной перспективе. В первую очередь — в реальный сектор экономики.
Следует отметить, что снижение трансфертов из федерального бюджета не будет восполняться за счет привлечения кредитов. Для этого на 2010 год был сформирован сбалансированный по доходам и расходам бюджет, а на 2011 × 2012 годы запланировано превышение доходов над расходами для того, чтобы область могла своевременно погасить долги по уже привлеченным и рефинансированным обязательствам по кредитам коммерческих банков и бюджетным кредитам в период с 2005 по 2009 годы.
Доходы областного бюджета в 2010 году, по оценкам финансистов, снизятся почти на 6 миллиардов рублей, или на 23,5% по отношению к уровню 2009 года. Снижение преимущественно обусловлено сокращением дотаций, субсидий и субвенций со стороны федерального центра.
В этих условиях основной задачей при составлении проекта бюджета являлось обеспечение финансирования всех бюджетных расходов в запланированных суммах, соблюдая при этом единый для всех принцип распределения.
Одним из ключевых приоритетов налоговой политики на ближайшую перспективу является увеличение налогового потенциала через всестороннее оказание помощи предприятиям реального сектора экономики, малому и среднему бизнесу. Также в условиях кризиса необходимо сосредоточиться на мобилизации доходов в областной бюджет, в том числе — за счет снижения недоимки по налогам и сборам.
В структуре доходов областного бюджета наибольшая часть принадлежит налогу на доходы физических лиц — 34,5%, чуть меньшую долю занимает налог на прибыль организаций — 30,2%. Оставшуюся часть налоговых доходов бюджета формируют акцизы по подакцизным товарам (16,8%), налоги на имущество организаций (14,7%), и прочие налоги и сборы (3,8%).
Планируется, что объём дополнительных налоговых поступлений в областной бюджет, ожидаемых в 2010 году, составит 1 232,5 млн. рублей.
Сокращение доходной части бюджета не могло не повлечь за собой неизбежного сокращения расходов. На 2010 год запланировано снижение расходов более чем на 6,5 миллиарда рублей, или на 25,3% по отношению к уровню 2009 года.
Разработанный проект бюджета имеет ярко выраженную социальную направленность. С учетом межбюджетных трансфертов, направляемых муниципалитетам на обеспечение выполнения социальных обязательств, общий объем «социальных» расходов в проекте бюджета на 2010 год составляет 11 594,9 млн. рублей, или 59,2% от всех расходов бюджета, с учетом средств на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Прогнозируемое увеличение уровня бюджетной обеспеченности в 2011 × 2012 годах полностью планируется обеспечить за счет роста собственных налоговых и прочих доходов.
6 ноября 2009 г. // Пресс-служба администрации области