29 августа в Овальном зале администрации области состоялось совещание Губернатора Николая Денина с руководителями ведущих предприятий промышленности и учреждений профессионального образования Брянской области.
Сейчас в регионе работают 15 государственных бюджетных учреждений начального профессионального образования. Подготовка осуществляется по 60 интегрированным профессиям начального профессионального образования и 125 специальностям по 13 основным направлениям региональной экономической деятельности. Контингент обучающихся учреждений начального профессионального образования в 2011–2012 учебном году составил 9 107 человек. Ежегодный выпуск составляет около 4 тысяч человек, при этом в среднем 29% выпускников сразу после окончания обучения призываются в ряды Вооруженных Сил РФ.
В своем выступлении Губернатор, в частности, сказал: «Кадры решают всё. Сегодня можно говорить о том, что кадры решают всё, если они хорошо подготовлены.
Бизнес-модель развития многих брянских предприятий предполагает рост производства. Но катастрофически не хватает рабочих рук. Причем речь идет о квалифицированных рабочих. Между тем, как признался руководитель одного из наших промышленных предприятий, ситуация сегодня такова, что некоторые рабочие не могут прочесть элементарный чертеж… В то же время современный рабочий должен владеть как минимум тремя смежными специальностями. И обязательно — информационными технологиями.
О дефиците рабочих кадров говорят все: работодатели и руководители образовательных учреждений. Но говорят так, будто они стоят по разные стороны баррикад.
Исторически система начального профессионального образования доказала свою востребованность. Многие учреждения области сумели сберечь все лучшее, что было достигнуто в прошлом. В области есть хорошие примеры нового сотрудничества учреждений образования и предприятий. Речь идет о Клинцовском технологическом техникуме и Клинцовском автокрановом заводе, Брянском техникуме автомобильного транспорта и Брянском машиностроительном заводе. Этот ряд можно продолжать.
Но система профессионального образования в целом не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня. Проблемы хорошо известны. Первая — разбалансированность спроса и предложения на рынке труда. Вторая — материально-техническая и финансовая обеспеченность учреждений профобразования не соответствует реальным потребностям, а механизма привлечения средств работодателей нет. Третья проблема — разрыв традиционных связей профессионального образования с базовыми предприятиями.
Мне скажут, что все более актуальной становится организация непрерывной многоуровневой подготовки кадров. Она основана на системном взаимодействии учреждений профессионального образования и предприятий. И уже сделаны первые шаги в этом направлении — идет структурная модернизация. Созданы многоуровневые и многопрофильные учреждения, которые выполняют программы образования по многим профессиям. Учреждения начального образования присоединены к учреждениям среднего звена.
И всё вроде бы правильно. Но это декларации, которые повторяются из года в год. Они красиво выглядят, но почти не работают.
Реорганизации мало что изменили по сути. Профессиональное образование сегодня само за себя, строительная, аграрная и другие отрасли — тоже сами по себе. А в это время экономика „стонет“ из-за недостатка квалифицированных кадров. Но они не упадут с неба, пока не будет отработан механизм социального заказа на адресную подготовку рабочих кадров для разных отраслей экономики.
Сектор образования должен быть востребован жизнью и связан с потребностями региона. Вот пример. Мы получили огромное количество денег на модернизацию здравоохранения. Но вот беда: осваивать их некому. Строителей приехало много и отовсюду. Но нам нужно готовить своих маляров и штукатуров, а не „черпать“ их из разных мест. Мы не решим этот вопрос, пока не создадим группы предприятий по поддержке профессионального образования. Как это может выглядеть на деле? Есть, скажем, строительное училище. Часто сотрудничество с работодателем выглядит так: приобрело предприятие для училища 10 мастерков, тем и счастливо — вопрос решен.
Разве нельзя установить фиксированную солидную надбавку к заработной плате преподавателей, мастеров этого училища? Это вполне можно было бы сделать в рамках двухстороннего договора между профучилищем и тем же некоммерческим партнерством строителей. Но для этого нужны воля руководителей строительных организаций, понимание с их стороны важности профессиональной подготовки нашей молодежи. И понимание того, что качественная подготовка кадров для отрасли сегодня непременно принесет ей плюсы завтра. Это касается каждого сектора нашей региональной экономики.
Повторю, нужны прямые, конкретные договоры об оказании помощи училищам, а не размытые декларации о горячей любви и тесном сотрудничестве.
С другой стороны, и образовательные учреждения должны быть готовы быстро реагировать на требования рынка труда и учитывать запросы предприятий. Система начального и среднего профессионального образования не может быть замкнутой на себе.
Вопрос взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования с ведущими работодателями региона становится особенно острым. Проблему разрыва между спросом и предложением на рынке труда можно решить только в тесном взаимодействии. Если кто-то думает, что на свободном рынке легко найти хорошего сварщика — ошибается. Нужно готовить своих рабочих.
Подводя итог сказанному, подчеркну: училища, бизнес, предприятия должны быть связаны между собой прямыми нитями. Эти нити, как я уже говорил, — материально подкрепленные обязательства.
Сама же система профессионального образования должна быть ориентирована на качественное выполнение кадрового заказа экономики, текущие и перспективные потребности рынка труда».
29 августа 2012 г. // Пресс-служба администрации области