В Брянском театре драмы им. А. К. Толстого сегодня открылось двухдневное совещание налоговиков ЦФО.
Оно проводится в форме семинара. В совещании принимают участие более 300 представителей налоговых органов областей, входящих в Центральный федеральный округ.
Как сказала, открывая совещание, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Наталья Завилова, широкое обсуждение итогов работы в 2012 году и задач по налоговому администрированию на 2013 год проводится для того, чтобы «сложилось понимание потенциала, который есть в субъектах Федерации по реализации налогового законодательства».
Участников совещания приветствовали Губернатор Николай Денин и заместитель председателя Брянской областной Думы Анатолий Бугаев.
В своём выступлении глава региона познакомил гостей с историей Брянщины, отметил успешную работу промышленных предприятий-«флагманов», рассказал о совместной работе исполнительной власти и налоговиков, обозначил проблемные вопросы.
Николай Денин, в частности, сказал:
«До экономического кризиса 2008 — 2009 годов брянская экономика развивалась весьма динамично, регион был в группе российских регионов-лидеров по темпам экономического роста. Затем нашу промышленность, одну из основных кормилиц регионального бюджета, постиг большой спад, но уже в 2011 году отрасль не только восстановила свои докризисные объёмы, но немного их превзошла. Минувший год был годом устойчивого экономического роста. Индекс промышленного производства составил 117,5%. С достаточно солидным плюсом сработали и другие отрасли.
Объем валового регионального продукта вырос со 144 млрд. рублей в 2010 году до 195 млрд. в 2012-м.
Всё это оказало положительное влияние на рост налоговых поступлений. Нельзя не отметить и положительную роль налоговых органов области в обеспечении доходной базы бюджетов региона. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех работников налоговых органов Брянской области, лично руководителя Елену Викторовну Николаенко за большой вклад в наполнение доходами бюджетов области.
В целом в 2012 году в консолидированный бюджет области мобилизовано налоговых платежей 23,7 млрд. рублей или почти 104% к уточнённому плановому заданию. Дополнительные поступления к плану сложились в сумме 873 млн. рублей. А к 2011 году рост налоговых платежей в консолидированный бюджет области составил почти 120%, получено на 3,7 млрд. рублей больше.
Наша область является одним из потенциально перспективных регионов для инвестирования. У нас принято около 80 инвестиционных проектов с участием российских и иностранных инвестиций. Из них назову два очень масштабных проекта — по развитию мясного скотоводства и птицеводческий, которые реализует компания „Мираторг“, а также совместный с „Роснано“ проект по производству наносиликатов и полимерных композитов в городе Карачеве.
Существующие факторы инвестиционной привлекательности нашей области подкрепляются развитым инвестиционным законодательством — речь идет о предоставлении льгот по налогу на имущество организаций и понижение ставки по налогу на прибыль организаций.
В 2012 году правом на получение государственной поддержки в форме льгот по этим налогам воспользовались 26 предприятий. Сумма льгот по ним составила 268 млн. рублей.
Выстроенная инвестиционная политика позволяет увеличить поступления бюджетообразующего налога на доходы физических лиц. Его поступления за 2012 год составили почти 9,5 млрд. рублей. Из них пятая часть уплачена предприятиями, реализующими инвестиционные проекты.
Я считаю, что в последние годы у нас хорошо организована совместная работа налоговых органов и органов исполнительной власти регионального и муниципального уровней. Наши комиссии — на региональном и муниципальном уровнях — регулярно заслушивают налогоплательщиков, выплачивающих низкую заработную плату, заявляющих убытки, имеющих задолженность по налогу на доходы физических лиц. Результатом этих усилий стало увеличение показателя темпа роста среднемесячной начисленной заработной платы по Брянской области в 2012 году. Этот темп оказался самым высоким в ЦФО — 119%. Вместе с тем, по абсолютной величине заработной платы нашей области есть еще над чем работать, и общую задачу я вижу в проведении органами власти всех уровней системной работы по увеличению заработной платы и контролю за уплатой с нее налога на доходы физических лиц.
Следующей задачей, к решению которой мы уже совместно с налоговыми органами приступили, является подготовка предложений о внесении изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. В настоящее время нашей области значительно сокращена финансовая помощь из федерального бюджета в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, а в 2015 году этих дотаций не предусмотрено вовсе. Причиной служит то, что в нашей области зарегистрирован один из крупнейших в России налогоплательщиков — нефтепровод „Дружба“. С одной стороны — это вроде бы преимущество, но с другой — завышается налоговый потенциал за счёт входящих в нефтепровод структурных подразделений, которые находятся в других регионах. В Министерстве финансов считают, что в Брянской области уровень бюджетной обеспеченности достаточен. Но так ли это, если из области в федеральный бюджет уходит средств в 3,7 раза больше, чем поступает обратно. В конкретных цифрах это выглядит так. За 2012 год перечислено в федеральный бюджет налогов и сборов с территории Брянской области более 60 млрд. рублей. Из них — 42,7 млрд. таможенных и 17,5 млрд. рублей налоговых платежей. А поступило к нам всех видов безвозмездных поступлений из федерального бюджета менее 16,5 млрд. рублей.
Мы обратились уже к руководителю Федеральной налоговый службы России Михаилу Владимировичу Мишустину с просьбой оказать содействие по формированию показателей налоговой официальной отчетности, которая отражала бы реальную картину налоговой базы и структуру начислений по налогу на прибыль организаций с учетом особенностей налогообложения участников консолидированной группы налогоплательщиков. Пользуясь случаем, прошу присутствующих здесь руководителей Федеральной налоговой службы поддержать эту просьбу.
Ещё один момент связан с имущественными налогами, которые являются одними из наиболее стабильных источников доходов региональных и местных бюджетов. Президент России в своем Послании к Федеральному Собранию, отметил, что для укрепления собственной налоговой базы регионов надо предоставить им право перейти к налогообложению недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости, причём начиная уже с 2014 года. Это потребует большой предварительной подготовки. У нас уже разработан план повышения роли имущественных налогов. И здесь опять-таки очень важным является взаимодействие органов исполнительной власти и налоговой службы. Не сомневаюсь, что в нашей области это взаимодействие пройдёт проверку успешно.
В заключение хочу пожелать вашему совещанию-семинару плодотворной работы, а всем Вам — благополучия и новых профессиональных успехов. Самый же главный наш и Ваш успех будет тогда, когда в кровь и плоть каждого российского гражданина прочно войдёт истина о том, что налоги — это цена, которую он платит за возможность жить в цивилизованном обществе».
19 марта 2013 г. // Пресс-служба администрации области