Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.
Демографическая политика
Развитие института замещающих семей
Государственная поддержка замещающих семей на территории Брянской области
Социальная политика в области направлена на развитие «института замещающих семей» и обеспечение поддержки семьям, взявшим на воспитание ребенка.
Первостепенными задачами в данной сфере деятельности являются: проведение профилактической работы с семьями на ранних стадиях их социального неблагополучия; создание системы комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; активизация деятельности по развитию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Ежегодно в Брянской области распадается около 6 тыс. семей, в результате чего около 10 тыс. детей остаются без одного из родителей. Возрастает численность детей, рожденных вне брака (2006 г. — 2883 реб., 2007 — 3189). Около 12 тысяч детей воспитываются одинокими матерями, около 900 детей остаются без попечения родителей.
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей (человек)
|
|
Структура «сиротства» в Брянской области (проценты)
|
|
В 2008 году на территории Брянской области выявлен 861 ребенок, оставшийся без попечения родителей, что на 2 % меньше чем в 2007 году (879 чел.).
Из них 167 (19,3 %) детей, лишившихся родительского попечения, стали сиротами вследствие смерти родителей, остальные — «социальные» сироты, т.е. сироты при живых родителях.
По состоянию на 1 января 2009 года в области насчитывалось 5885 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,2% от общей численности детского населения (264650 чел). Из них 4830 детей воспитываются в семьях граждан Брянской области, что составляет 82,1 % от общей численности детей, оставшихся без попечения родителей.
Для современного российского общества, государства в целом и Брянской области, в частности, актуальным является вопрос, связанный с определением путей и форм, обеспечивающих благоприятные условия для социального взросления детей данной категории, их интеграции в современную систему социальных отношений.
Как показывает опыт, при невозможности возвращения ребенка в реабилитированную кровную семью, наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку семейному воспитанию присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности, защищенности ребенка.
Динамика процента устройства детей в семью (проценты) |
|
Структура семейного устройства детей, оставшихсябез попечения родителей. 2008 год (человек, процентов)
|
|
Устройство в семью — приемную, опекунскую, словом, замещающую — отчасти решает проблемы детей-сирот. Дети, вышедшие в самостоятельную жизнь из такой семьи, а не из «казенного» дома, как правило, более успешны. Их не ставят в тупик простейшие бытовые вопросы, они менее конфликтны и менее агрессивны, чем их ровесники, выросшие в детском учреждении. Они более уживчивы и имеют больше шансов удержаться в трудовом коллективе, построить свою семью.
В 2008 году в семьи граждан устроено 878 детей (усыновлено – 83, передано под опеку – 576, в приемную семью - 219).
О приоритете семейного устройства детей говорит и тот факт, число воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей уменьшилось, в результате чего было реорганизовано 6 учреждений интернатного типа.
В 1,2 раза уменьшилось число детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2006 год — 1546 чел, 2007 год — 1257 чел., 2008 году — 1055 чел.). До 2005 года этот показатель стоял на отметке 1900.
Работу по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют органы опеки и попечительства муниципальных образований во взаимодействии с комитетом по делам семьи, охране материнства и детства, демографии, исполняющим функции оператора регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время региональный банк данных о детях (РБД) функционирует и используется в полном объеме, что положительно отмечено в письме Министерства образования и науки РФ от 11.09.2008 года.
Устройство детей в госучреждения (человек) |
|
Региональный банк данных (человек)
|
|
Всего в банк данных занесены сведения на 4853 детей, из них почти 4 тыс. детей утроены в семьи.
На сегодняшний день велика доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в РБД от 14 лет и старше. Она составляет 56 %, что затрудняет их устройство в семью, усложняет период адаптации.
Проблемным является устройство в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонения в развитии.
За последние 2 года значительно усовершенствовано законодательство, регламентирующее жизнедеятельность семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (в 2007-2008 годах принято 24 нормативных правовых акта, направленных на улучшение положения семей опекунов (попечителей), приемных родителей).
Значительно улучшилось материальное обеспечение семей, взявших на воспитание детей, лишенных родительского попечения.
В области приняты законы, согласно которым дважды были увеличены размеры денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание подопечного ребенка, а также размер оплаты труда приемных родителей, которые составили: на содержание подопечного ребенка в возрасте до 6 лет — 4304 руб.; на ребенка в возрасте от 6 до 18 лет — 4842 руб. Оплата труда приемного родителя за воспитание одного приемного ребенка составляет 3300 руб., за воспитание каждого последующего ребенка — дополнительно по 2500 руб.
Совершенствование нормативно–правовой базы
|
|
Увеличение размера ежемесячных выплат подопечным и приемным детям в Брянской области (рублей)
|
|
Приемным родителям оказывается разовая материальная помощь в размере 2000 рублей. По решению органов местного самоуправления оказывается дополнительная материальная помощь за счет средств местных бюджетов.
Из федерального бюджета при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью выплачивается единовременное пособие в размере 9592 рубля.
С целью усиления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году впервые предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета:
- гражданам, усыновившим в 2008 году ребенка, оставшегося без попечения родителей, назначается единовременное пособие в размере 15 000 рублей;
- гражданам, взявшим на воспитание в 2008 году ребенка-инвалида (усыновителям,
опекунам (попечителям), приемным родителям), назначается пособие в размере
10000 рублей;
- при усыновлении ребенка-инвалида гражданину назначаются два пособия (15 000 рублей и 10 000 рублей);
- семьям усыновителей, опекунов (попечителей), приемным семьям, оказавшимся
в трудной жизненной ситуации, оказывается разовая материальная помощь в размере до 12000 рублей.
С 1 января 2008 года производятся выплаты:
- на содержание подопечных детей в возрасте от 16 до 18 лет, которые нигде не учатся и не работают;
- на подопечных, которым исполнилось 18 лет и обучаются в общеобразовательных
учреждениях (школах).
В 2008 году объем финансирования из консолидированного бюджета области на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей и выплату разовой материальной помощи, составил 223 683,7 тыс. рублей.
С 1 января 2009 года впервые за счет областного бюджета предусмотрена компенсация за проезд детей в общественном транспорте, которая составит:
в 2009 году — 240 рублей, в 2010 году — 260 рублей, в 2011 году — 279 рублей ( в 2008 году — компенсация не предусмотрена).
Нужно также отметить, что созданные замещающие семьи не остаются без внимания.
Так, в Год семьи они принимали участие практически во всех областных мероприятиях.
Около 500 работ было представлено на выставку прикладного творчества детей, воспитывающихся в замещающих семьях, 50 детей, оставшихся без попечения родителей, приняли участие в областном конкурсе творческих работ «Моя семья», 200 семей — в работе детской площадки на Международном фестивале славянских народов у Монумента Дружбы на границе Белоруссии, России и Украины «Славянское единство — 2008». Замещающие семьи стали активными участниками конкурса «Лучшее семейное подворье Брянской области» и др. Победители награждаются ценными подарками.
На эти цели было израсходовано более 150 тыс. рублей.
Сегодня перед Брянской областью остро стоит проблема создания профессиональных служб по подготовке и психолого-медико-педагогическому сопровождению замещающих родителей и приемных детей. Необходимо программно-методическое обеспечение процесса воспитания детей в замещающих семьях, способствующее не только реализации потребностей как детей, так и родителей, но и предотвращению отказа от принятых детей в семью из-за возникших проблем и неспособности их самостоятельно разрешить.
Специалисты органов опеки и попечительства выбирают семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывают содействие в трудоустройстве, дальнейшем обучении в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования, устройстве на полное государственное обеспечение, решают вопросы по защите имущественных прав, медицинского обслуживания, сохранности закрепленных жилых помещений, предоставления жилых помещений детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилья.
Однако, данный процесс не урегулирован на уровне региона. В I полугодии 2009 года запланирована разработка Закона Брянской области «О постинтернатном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Одной из трудно решаемых проблем в области является сохранность закрепленного и собственного жилья подопечных, обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2008 году 669 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа состояли на жилищном учете на получение жилья, что на 1,3 % больше по сравнению с 2007 годом
4615 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа имеют закрепленное жилье. 87 жилых помещений признаны непригодными для проживания (2 %).
В рамках мероприятий областной целевой программы «Социальная защита населения Брянской области на 2005 — 2007 годы» предоставлено жильё 20 лицам из этой категории детей. На эти цели израсходовано 10 977,1 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета — 10 125,4 тыс. руб., из федерального бюджета — 851,7 тыс. руб.
В 2008 году выделено 9295,1 тыс. руб., (в т. ч. из федерального бюджета — 4 231,1 тыс. руб.), приобретено 9 жилых помещений. (На 2009 год выделено 5167,2 тыс. рублей. Из них 465,1 тыс. рублей из федерального бюджета).
Муниципальными образованиями области в 2007 году выделено 42 квартиры, 39 койко-мест в общежитиях. В 2008 году — 35 квартир, 32 койко-мест.
Но этого недостаточно для решения данной проблемы.
В соответствии с региональным законодательством органам местного самоуправления делегированы отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
На эти цели в 2008 году в областном бюджете предусмотрена субвенция в размере 17 534 тыс. рублей. Дополнительно за счет областной целевой программы «Информатизация Брянской области на 2007 — 2010 годы» специалистам органов опеки и попечительства муниципальных образований приобретены автоматизированные рабочие места (монитор, системный блок, колонки, многофункциональное устройство) с программным обеспечением.
С 1 сентября 2008 года вступил в силу Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», в соответствии с которым объем работы 1 специалиста органа опеки и попечительства увеличен в пять раз.
Однако, региональным законодательством не предусмотрено увеличение численности работников органов опеки и попечительства, что усложняет работу по защите прав детей и совершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке.
Таким образом, несмотря на достигнутые позитивные результаты, нам предстоит еще многое сделать. А решить это возможно только сообща. Дальнейшую свою работу по развитию семейных форм устройства детей комитет планирует строить с привлечением к общей работе бизнес-сообщества, институтов гражданского общества, средств массовой информации. Основное внимание будет направлено на координацию действий системы государственных органов и учреждений, занимающихся семейной политикой, проблемами защиты детства, профилактикой семейного неблагополучия, устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан и охраной здоровья матерей и детей.
И как показывает опыт, многие проблемы начинают решаться при должном уровне межведомственной координации, заинтересованности служб и ведомств, а главное, заинтересованности людей, стоящих на защите прав детства.
Комитет по делам семьи, охране материнства и детства, демографии