Полностью Только текст
Сегодня
вторник, 7 мая 2024 г.

Погода в Брянске днём
Пасмурно, возможен дождь, +6 +8 oC
Ветер северо-западный, 2-4 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Новости / 2010 / Июнь / 16 

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

10 лет институту полпредства. Центральный федеральный округ: итоги и перспективы

В этом году, 13 мая, институту полномочных представителей Президента Российской Федерации исполнилось 10 лет. На протяжении этого десятилетия неоднократно вставал вопрос о его трансформации. Многие главы регионов поддерживают институт полпредов, называя его работу эффективной, а саму идею целесообразной, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Ряд экспертов полагает, что институт полпредства контролирует ход развития регионов и помогает решать многие проблемы, а также укрепляет вертикаль власти.

Однако существует и иная точка зрения: полномочные представители уже выполнили свои обязанности и в настоящий момент их функции четко не определены.

Об этом, и о том, что происходит в Центральном федеральном округе, полномочный представитель Президента Российской Федерации в ЦФО Георгий Сергеевич Полтавченко рассказал журналистам.

Вопрос: Как Вы можете охарактеризовать итоги работы, возглавляемого Вами института полпредства в ЦФО? Что Вы считаете своей основной заслугой за этот период, а чего пока еще не удалось достичь?

Полтавченко Г.С.: Самому себе оценку ставить, наверное, сложно. Совсем недавно оценку деятельности института полномочных представителей Президента в федеральных округах дал Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев на встрече с полномочными представителями. Если говорить о конкретных результатах работы, то, по моему мнению, главное — это наведение порядка и восстановление единого правового пространства, как в стране в целом, так и в ЦФО.

Если помните, в то время, в 2000 году, когда создавался институт полномочных представителей Президента в федеральных округах, ситуация в стране была достаточно сложная. Были сильны центробежные настроения, в том числе и в ЦФО. Регионы устанавливали какие-то внутренние границы, в частности, экономические. Доходило до выставления каких-то кордонов, проверок на дорогах, запрещалось вывозить либо ввозить продовольственные товары из одного региона в другой. Возникали и другие сложные ситуации, которые требовали незамедлительного вмешательства со стороны центра через этот новый инструмент. Острота подобных проблем сегодня, безусловно, снята.

Перед институтом полпредства также ставилась задача приведения региональных законодательных актов в соответствие с федеральным законодательством. Эта работа была проделана за первый год, а на сегодняшний день, как мне кажется, важно то, что все региональные законодательные акты уже на стадии подготовки и проработки проходят определенную экспертизу на соответствие федеральному законодательству. Таким образом, выстраивается система, которая позволяет избежать ошибок и совершенно ненужных действий по приведению тех или иных актов в соответствие.

Другим не менее важным результатом деятельности полномочных представителей Президента стало объединение регионов страны в рамках округов, а значит, и в целом по стране, в более тесно взаимодействующие экономические единицы. Сегодня я могу сказать об этом абсолютно уверенно. Вопросы, связанные с межрегиональной интеграцией, в первую очередь экономической, практически решены. Регионы очень тесно взаимодействуют как между собой в рамках округа, так и с регионами, входящими в другие федеральные округа. Причем работают на взаимовыгодной основе. Центральному федеральному округу, можно сказать, повезло. Один из субъектов нашего округа — Москва, столица России — это очень мощный, очень емкий рынок. Сегодня экономика других регионов примерно на 70% развернута именно на наполнение московского рынка.

Хотел бы привести несколько цифр о социально-экономическом развитии округа. Примечательно то, что на Центральный федеральный округ, который занимает только 3,8% территории России, и в котором, тем не менее, проживает 26,2% населения страны, приходится 26,5% объема промышленного производства и около трети валового внутреннего продукта Российской Федерации.

В 2002 году, по-моему, ставилась задача по удвоению валового внутреннего продукта страны за 10 лет. ЦФО эту задачу выполнил еще в 2008 году. Но сразу оговорюсь, в основном это произошло за счет Москвы, Московской и Белгородской области, так как только одна Москва у нас дает 65% ВВП ЦФО. В 2009 году Тамбовская область удвоила свой ВВП. В ближайшее время еще целый ряд регионов, таких как Калужская, Брянская, Курская, Липецкая область могут сделать это.

Промышленное производство за 10 лет увеличилось в 2,2 раза. Несмотря на то, что под влиянием мирового экономического кризиса по итогам 2009 г. объем промышленного производства в округе снизился на 14,9%, он занимает лидирующие позиции в России по темпам роста промышленного производства с 2000 по 2009 год, и составил 8,3%, а в среднем по России — 4,1%.

По темпам роста производства продукции сельского хозяйства наш округ уступает только Южному федеральному округу, объемы сельхозпродукции за последние 10 лет выросли в 1,5 раза. Мы увеличили производство мяса, более чем в 2 раза, практически в 4 раза увеличили производство мяса птицы.

Самая, наверное, важная цифра, которую мне хотелось бы отметить. За период с 2000 по 2009 год в Центральном федеральном округе удалось добиться самого существенного сокращения бедности среди всех федеральных округов, почти в 3 раза. По итогам прошлого года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 13%, а в 2000 году она была 36%. В Брянске уровень бедности снижен с 42,3% до 15,3%.

Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, его денежными доходами. Ежемесячные доходы населения по округу в расчете на душу населения являются самыми высокими в Российской Федерации и составили 22,8 тысяч рублей. Если говорить о покупательной способности граждан, то сегодня среднестатистический гражданин, проживающий в Брянской области, может в 2 раза больше купить мяса, молока, яиц, хлеба, бензина, чем в 2000-м году, в 3 раза больше рыбы, масла, картофеля, сахара, риса, макаронных изделий.

У нас за эти 10 лет в полтора раза увеличилась обеспеченность легковыми автомобилями граждан. Сегодня в среднем на сто домохозяйств приходится более 40 автомобилей. В некоторых регионах эта цифра достигает более 50-ти. На каждые 100 домохозяйств сегодня в среднем 50 персональных компьютеров.

Так, например, в Брянской области существенно возросла обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования. Так, скажем, музыкальными центрами — около 10 раз, компьютерами — в 35 раз, легковыми автомобилями — в 2 раза.

В 30 раз увеличилось количество мобильных телефонов, сегодня на 1 жителя ЦФО, а жителей почти 37 миллионов человек, приходится 2 мобильных телефона.

Много говорилось о том, что Центральный округ «стареющий», приток молодых людей в большей части идет извне. За 10 лет удалось сократить коэффициент естественной убыли населения более чем в два раза, в полтора раза увеличилась рождаемость. Продолжительность жизни при рождении в округе является самой длительной в Российской Федерации после Южного федерального округа и составляет 69 лет.

Вопрос: Как финансовый кризис отразился на экономике регионов ЦФО? Что делается в этом направлении со стороны полномочного представителя Президента в ЦФО?

Полтавченко Г.С.: Действительно, кризис затронул всех, в том числе и жителей ЦФО. Когда появились первые признаки кризиса, мы почувствовали, что предстоят непростые времена. В это время состоялся очередной Совет ЦФО. Это совещательный орган руководителей исполнительной и законодательной власти округа, на котором обсуждаются, как правило, наиболее общие и острые проблемы, в первую очередь социально-экономические. Вот на этом Совете, в сентябре 2008 г., в принципе начали обсуждать возможные последствия надвигающегося кризиса и задачи, которые необходимо решать для того, чтобы минимизировать потери от него. Затем, как вам известно, были приняты соответствующие документы на уровне правительства, руководства РФ, в частности антикризисная программа. Уже с учетом этих документов в каждом регионе была выработана своя антикризисная программа, которая прошла определенную проверку и согласование с аппаратом Полномочного представителя. И в рамках этих программ мы два года работали, и продолжаем эту работу сейчас.

В связи с тем, что программы были весьма четко взвешены и отработаны, удалось избежать острых негативных последствий. Тем более, что Федеральный центр и Правительство РФ оказывали поддержку регионам по решению многих проблем. И в первую очередь, в вопросах, связанных с занятостью населения. В результате, на сегодняшний день в Центральном федеральном округе самый низкий уровень зарегистрированной безработицы, он составляет 1,8%. В среднем по России этот показатель 3%. Были созданы дополнительные рабочие места по разным специализациям, в частности, большое количество людей было занято на общественных работах.

Развивалось направление содействия самозанятости населения. Проводились мероприятия по переобучению, получению дополнительных квалификаций для желающих. Осуществлялась прямая поддержка со стороны государства градообразующим предприятиям, крупным предприятиям, предприятиям оборонного комплекса, что также позволило им выжить в эти сложные времена. Не менее важно и то, как мне кажется, что все регионы без исключения в полном объеме в 2008 и в 2009 году выполнили все свои социальные обязательства перед гражданами. Конечно, потери были, и о них тоже необходимо говорить. Есть проблемы, которые мы сегодня еще ощущаем по итогам острой фазы кризиса. Но, я думаю, что мы идем по пути их преодоления.

Вопрос: Какова Ваша оценка инвестиционного потенциала регионов ЦФО и задействован ли он в полную мощность, или есть скрытые еще резервы?

Полтавченко Г.С.: Самая большая доля инвестиций в основной капитал организаций приходится на ЦФО (23,6%) За последние 10 лет их объем удвоился. Конечно, под влиянием кризиса произошло снижение инвестиций на 19,9%, и они составили 1870 миллиардов рублей. В то же время удалось предотвратить их снижение в Брянской, Владимирской, Ивановской, Курской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областях. Инвестиционная привлекательность округа продолжает сохраняться.

Если говорить вообще об инвестиционном потенциале округа, то он сегодня составляет свыше 60% от всего инвестиционного потенциала РФ. При этом, конечно, не надо забывать, что львиная доля приходится на московский регион, и в первую очередь на Москву. В других регионах, естественно, потенциал ниже. Но я могу сказать, что за все десять лет нашей совместной деятельности с руководителями регионов, вопросы, связанные с улучшением инвестиционной привлекательности областей, входящих в ЦФО, были одними из главных в нашей работе по социально-экономическому развитию территорий. И сегодня, на мой взгляд, все без исключения руководители регионов умеют привлекать инвестиции, знают, как это делать, и самое главное — практически во всех регионах создана необходимая законодательная база по обеспечению сохранности, защиты инвестиций и создан благоприятный инвестиционный климат. Наиболее эффективна в этом плане (помимо Москвы и Московской области) Калужская область. Традиционно имеют хороший результат Белгородская и Липецкая области.

Можно говорить уже о некой тенденции: если в 2000, 2001, 2002 году иностранных инвесторов интересовали только в предприятия и экономика двух регионов — Москвы и Московской области, то сегодня они весьма внимательно изучают инвестиционный климат и возможности вложения средств в другие регионы, но, тем не менее, близлежащие к Москве: Калужская, Владимирская, Тверская область. Я думаю, что через 4–5 лет, если мы не будем подвержены очередному серьезному кризису, то наступит очередь и других регионов, более отдаленных. Думаю, что эти регионы могут сделать еще больше, создать более благоприятные условия для потенциальных инвесторов и тем самым привлекать пусть не очень крупный капитал поначалу, но тех бизнесменов, которые хотят реально вложить свои деньги с хорошей прибылью. Поэтому, на мой взгляд, перспективы весьма неплохие. В этом направлении, конечно, в первую очередь заслуга руководителей регионов.

Вопрос: Как Вы считаете в ближайшей перспективе, например, до 2020 г., по-прежнему значительную роль будут играть традиционные отрасли специализации и сырьевая экономика или будет перераспределение ролей, в связи с созданием и развитием научных центров и технопарков?

Полтавченко Г.С.: Вопрос, на мой взгляд, весьма интересный. Направления развития экономики, которые обозначены Президентом РФ Д. А. Медведевым, Правительством РФ ориентированы на модернизацию практически всех сфер деятельности. Я думаю, что на первый план будут выходить современные, наукоемкие технологии, развитие инновационной промышленности, внедрение совершенно новых разработок. Тем более, что потенциал в этом плане у России весьма огромный. Но в то же время не надо ни в коем случае бросаться из крайности в крайность и забывать о том великом конкурентном преимуществе, которое имеет наша страна по сравнению практически с любой страной мира. Наличие полезных ископаемых предоставляет нашей экономике большие возможности, просто надо их использовать рачительно. Я думаю, что при поддержке тех средств, которые Россия сегодня имеет за счет экспорта полезных ископаемых, можно и необходимо развивать новый наукоемкий сектор экономики. Второй наш конкурентный козырь — это сельское хозяйство, так как мы обладаем очень хорошими качественными землями для ведения сельского хозяйства. На этих трех основных китах, я думаю, и должно строиться дальнейшее развитие экономики страны.

Вопрос: Россия входит в новый этап развития, основанный на модернизации экономики и внедрении новейших инновационных технологий. Расскажите, пожалуйста, о состоянии инновационной инфраструктуры в субъектах ЦФО.

Полтавченко Г.С.: С учетом определенной уникальности Центрального федерального округа, связанной с тем, что в нем сосредоточено около 80% научных кадров России, квалифицированных рабочих, особенно на предприятиях, традиционно работающих на оборонно-промышленный комплекс, я думаю, что ЦФО должен в первую очередь ориентироваться на развитие инновационной экономики. У нас есть неоспоримое преимущество, но есть и серьезные проблемы, например, устаревшее оборудование на ряде наших промышленных предприятий. К сожалению, последние годы на предприятиях оборонной промышленности из-за отсутствия необходимого бюджетного финансирования техническое перевооружение проводилось сложно. Частные владельцы крупных предприятий, как правило, также не были заинтересованы во внедрении инновационных технологий, в развитии рационализаторства на своих предприятиях. Поэтому сегодня в округе мы имеем достаточно большой парк морально устаревшего оборудования, и новые технологии на таком оборудовании тяжело внедрять. Это серьезный вопрос, который возможно рассматривать в рамках частно-государственного партнерства.

Усилиями государства, региональных и муниципальных властей инновационная инфраструктура постепенно создается, речь сейчас идет о развитие спроса на инновационные разработки. Места для разработки новых технологий есть — технопарки, бизнес-инкубаторы, создаются центры коллективного пользования и т. д. Например, в Московском государственном университете есть мощнейший технопарк. Я считаю, что он — один из лучших в мире. Об этом почему-то мало говорят, но этим можно искренне гордиться.

За 10 лет в ЦФО создано порядка 250 новых инновационных предприятий. Всего же их сегодня около тысячи. Хотя, я считаю, что для ЦФО это недостаточная цифра. За эти годы предприятия создали две с половиной тысячи новых технологий. Не только в Москве и Московской области, но и во всех регионах ЦФО есть очень интересные разработки. Например, в Ивановской области есть частная структура, которую создали несколько молодых инженеров, производящих медицинское оборудование высочайшего качества и экспортирующих его в 150 стран мира, меньше всего, кстати, в Россию. Это интересный факт! Казалось бы, делают в России, а спросом не пользуется. И таких примеров много.

Имея возможность в процессе своей работы общаться с представителями бизнеса, научной среды, могу сказать, что не перевелись еще на Руси светлые головы. У нас очень много разработок, готовых к практическому внедрению, которые не только находятся на уровне ведущих мировых стандартов, но и превосходят во многом. По ряду технологий мы даже опережаем американцев на 5 — 10 лет. Сегодня, с учетом того, что поставлена задача развития и внедрения инноваций, государством выделены значительные средства.

Нам необходимо научиться искать и применять новые идеи и инновации в нашу экономику, промышленность. Для этого нужен новый взгляд, уход от косности мышления. Пока не будет понимания, что без этого дальше жить и двигаться вперед нельзя, все будет висеть в воздухе, потому что заставить внедрять новые технологии невозможно, нужна потребность. Бизнесу, гражданам, представителям властей всех уровней необходимо полностью осознать задачу, что из кризиса надо выходить, не просто восстанавливая то, что было утрачено, а создавая совершенно новое. Только тот, кто выйдет из кризиса с новейшими технологиями, с модернизированным производством, будет иметь уверенность в том, что в ближайшее время его не накроет очередной волной. Это самый главный вопрос.

Вопрос: Какие пробелы или недостатки действующего законодательства, на Ваш взгляд, тормозят развитие малого и среднего бизнеса? Как Вы на данный момент оцениваете ситуацию с этим вопросом в регионе?

Полтавченко Г.С.: Сегодня в региональном и федеральном законодательстве нет пробелов, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства. Две составляющие, которые тормозят развитие — бюрократизм и откровенная коррупция. За последние годы много сделано в плане совершенствования федерального законодательства, что обязало и регионы пересмотреть свои законодательные акты.

С прошлого года вступили в силу решения, которые резко снижают проверочную нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса. Сегодня только с санкции прокурора проверяющие и надзирающие органы имеют право выходить на внеплановые проверки. Законодательно закреплено право субъектов малого и среднего предпринимательства по упрощенному приобретению или аренде соответствующих площадей и т. д.

Несмотря на кризис, в 2009 году в ЦФО увеличилось количество малых и средних предприятий. Я думаю, что это произошло во многом благодаря поддержке государства. По опросам, которые недавно провела «Опора России», 30% представителей малого и среднего бизнеса в нашем округе заявили о том, что планируют в самое ближайшее время увеличивать свой бизнес. А если говорить о вкладе малого и среднего бизнеса в экономику округа и региона в целом, то сегодня количество занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса колеблется по регионам округа от 20 до 40%. На мой взгляд, это серьезная цифра. Сегодня растет количество предприятий малого и среднего бизнеса, работающих именно в инновационной сфере. Я думаю, в определенной степени развитию этого процесса должно помочь решение о разрешении высшим учебным заведениям формировать на своей базе из числа студентов и преподавателей ВУЗов малые и средние инновационные предприятия.

Вопрос: Георгий Сергеевич, в полном ли объеме регионами, входящими в ЦФО, выполнена поставленная Правительством РФ задача по обеспечению жильем всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны до 1 мая 2010 года? Какие бы Вы могли предложить дополнительные меры по поддержке ветеранов ВОВ?

Полтавченко Г.С.: С большим удовлетворением хочу отметить, что полностью выполнена поставленная Президентом Д. А. Медведевым задача по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, участников войны, желающих улучшить свои жилищные условия, и вставших на очередь до 1 марта 2005 г. Всех, без исключения, мы обеспечили жильем, либо решили жилищный вопрос, выдав им денежные средства.

Задача стоит шире. Есть участники войны, которые по разным причинам не встали на учет по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 г., но, тем не менее, нуждаются в жилье или хотят улучшить свои жилищные условия. В связи с этим руководством страны принято решение о необходимости в течение 2010 года, максимум 2011 года, удовлетворить все их просьбы. В целом ряде регионов, в частности, Москве, Московской, Тульской, Курской областях, уже обеспечивают жильем тех людей, которые не попали под этот формальный признак, но, тем не менее, подали заявления. И уже многие ветераны заселяются в новые квартиры, либо получают денежные средства для улучшения своих жилищных условий.

Также есть льготы, которыми инвалиды и участники войны могут пользоваться. Например, 50% скидка на получение дополнительных медицинских услуг, скидка на оплату коммунальных услуг и т. д. Главное, чтобы эта информация в полном объеме доводилась до ветеранов. К сожалению, наши ветераны — люди достаточно преклонного возраста, и мы обязаны выполнять свои обязательства в самые кратчайшие сроки, чтобы они видели, что государство не только о них не забыло, но и заботится. Практически все регионы работают в этом плане очень хорошо. Мы поставили перед собой задачу — постараться решить все проблемы, связанные с максимальным удовлетворением запросов участников войны, ветеранов и инвалидов именно в 2010 году — в год празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Вопрос: В России около 2-х лет действует Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ в 2008 году. Какие Вы можете сделать выводы о его эффективности по прошествии этого времени? Насколько эффективно в регионах ЦФО выполняются задачи, поставленные в нем?

Полтавченко Г.С.: Тема коррупции была актуальна всегда. И то, что два года назад началась планомерная работа по противодействию коррупции, я считаю очень важным, необходимым условием для того, чтобы с этим общим социальным злом вести эффективную борьбу.

За два года во всех регионах созданы различные совещательные и распорядительные органы для организации системной работы. У нас действует Совет по противодействию коррупции, в который входят руководители всех правоохранительных структур ЦФО, представители общественности, Общественного Совета нашего округа, представители органов законодательной власти. Главная задача нашего совета заключается в координации деятельности региональных структур по противодействию коррупции.

Если говорить о конкретных результатах, то, на мой взгляд, они есть. Сегодня в регионах активно идет процесс формирования «системы одного окна», когда услуги населению оказываются в электронном виде, либо с минимальным контактом с гражданами, которые обращаются в органы государственной и муниципальной власти. Такая форма оказания государственных услуг, оформления различных документов и получения разрешений серьезно влияет на снижение коррупционной составляющей.

Практически во всех регионах проводится работа по проверке на коррупциогенность принимаемых или принятых законодательных актов, в том числе на уровне муниципальных органов власти. Если говорить о цифрах, то количество нарушений законодательства на государственной и муниципальной службе, выявленных в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, возросло на 46%. Это говорит о достаточно активной работе правоохранительных органов нашего округа. Количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, которые предусмотрены главой 30 Уголовного кодекса РФ, составило примерно 10 тысяч. Случаев получения взятки было более 2,5 тысяч, для сравнения в 2008 году — 2,3 тысячи.

Всего в округе в судебном заседании первой инстанции рассмотрено 2474 уголовных дела о преступлениях коррупционной направленности. Из них в 2340 случаях вынесены обвинительные приговоры, в том числе в отношении 195 должностных лиц в органах государственной власти и местного самоуправления, 441 в отношении должностных лиц в правоохранительных органах, 22 приговора в отношении депутатов местного самоуправления и даже 1 судьи. Естественно, эти цифры отнюдь не говорят о том, что у нас все хорошо в этом направлении, но то, что работа проводится — это факт. И я думаю, что дальше нам необходимо активней работать именно над выполнением поставленных задач.

Но я хотел бы особо подчеркнуть, что можно принимать антикоррупционные законы, ужесточать наказание за преступления коррупционной направленности, но если вся эта работа будет вестись только в одном направлении или только со стороны органов власти и не будет поддержана населением, то толку от нее будет очень немного. К сожалению, часто приходится сталкиваться с такими фактами, когда представители бизнеса жалуются на произвол чиновников или на то, что правоохранительные структуры делают им, мягко говоря, грязные намеки. Поэтому, пользуясь возможностью, обращаюсь ко всем: давайте будем вместе проявлять нетерпимость к таким ситуациям. Органы власти обязаны бороться и противодействовать коррупции, но и граждане не должны равнодушно смотреть на случаи вымогательства или умалчивать вопиющие факты. Сегодня есть соответствующие телефоны доверия, по которым можно обратиться в правоохранительные органы, в прокуратуру. Есть органы власти, аппарат полномочного представителя Президента РФ. Я гарантирую, что по любому объективному факту мы добьемся того, чтобы было проведено самое тщательное расследование и сделаны выводы, лежащие в правовом поле.

Трудно ожидать, что искоренить коррупцию мы можем в течение двух — пяти лет, но существенно снизить уровень коррупции в нашем обществе, мне кажется, вполне реально, если всем заниматься этим вопросом системно и добросовестно.

Вопрос: Как Вы оцениваете успехи в Центральном федеральном округе по строительству жилья и, в частности, для молодых семей? И какие, по-Вашему мнению, рычаги или ресурсы остаются незадействованными либо используются недостаточно при решении проблемы увеличения темпов строительства?

Полтавченко Г.С.: Объем работ по строительству в ЦФО рос на 5,7% в год. По итогам кризисного 2009 года составил 82,9% к уровню 2008. Но, тем не менее, удалось предотвратить его снижение в Ивановской, Липецкой, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областях.

На округ приходится самая большая доля жилищного строительства в Российской Федерации — 31,1%.На протяжении последних 10 лет ежегодный рост строительства жилых домов составлял в среднем 6,2%, что позволило увеличить объемы ввода жилья в 1,8 раз, однако за 2009 год эти темпы незначительно снизились.

Центральному федеральному округу удалось более, чем всем остальным округам, увеличить обеспеченность жильем население, да и жилищный фонд считается одним из наиболее благоустроенных. Я имею ввиду обеспеченность водопроводом (80%), горячим водоснабжением (70%), канализацией (78%), центральным отоплением (86%). В Брянской области достигнут один из самых высоких по стране показателей обеспеченности жилищного фонда газом, составляющий 90%, а по России для сравнения в среднем -69%.

Что касается программы строительства жилья для молодых людей, то, на мой взгляд, она весьма актуальна и важна, потому что сегодня в первую очередь молодые семьи в большей степени нуждаются в жилье во всех регионах. В каждом регионе ЦФО есть своя программа строительства, и могу сказать, что наиболее продвинулись в реализации такой программы Смоленская и Калужская области.

К сожалению, финансирование, конечно, недостаточное, поэтому надо использовать не только бюджетную поддержку, но и ипотечное кредитование. Помогает, наверное, и решение правительства о возможности использования материнского капитала для жилищного строительства, для улучшения жилищных условий. В целом по стране на эти цели выделено около 30 миллиардов рублей. Планируется льготное кредитование в размере 9,5–10% годовых именно для тех, кто планирует использовать материнский капитал для улучшения своих жилищных условий. Очень хорошая, на мой взгляд, идея создания молодежных строительных кооперативов. Ряд регионов нашего округа уже реализуют ее, ищут финансовые средства.

В целом могу сказать, что строительство в ЦФО все эти годы велось достаточно интенсивно. По обеспеченности жильем ЦФО занимает первое место в стране, на одного человека по статистике в ЦФО приходится 24 квадратных метра жилья. Конечно, это усредненная цифра, но она говорит об улучшении ситуации, хотя очевидно, что очень многие нуждаются в жилье сегодня. Надеюсь, сейчас мы оправимся от кризиса и пойдем вперед.

Вопрос: А что делается в ЦФО для решения проблемы ветхого жилья?

Полтавченко Г.С.: На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается порядка 100 млн. кв. метров ветхого и 13 млн. кв. метров аварийного жилья. Около 25% от этого объема приходится на Центральный федеральный округ.

Финансирование сноса аварийного и строительства на его замену нового жилья осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Фонду содействия реформированию ЖКХ. Финансирование программ Фонда в 2008–2009 годах составило более 166 миллиардов рублей, из которых было использовано на капитальный ремонт более восьмидесяти тысяч многоквартирных домов площадью 222 миллиона квадратных метров, где проживает более 10,5 миллионов человек.

Переселены из аварийного жилищного фонда 36 183 человека, и при этом с использованием средств фонда была обеспечена занятость более 350 тысяч человек на работах по капитальному ремонту и восстановлению жилых домов.

В 2010 году на проведение капремонта многоквартирных домов планируется направить свыше 95 млрд. рублей. Это даст возможность отремонтировать дополнительно 25 тысяч многоквартирных домов площадью 56 млн. кв. метров. В перспективе задача ремонта многоквартирных домов должна перейти к региональным фондам модернизации многоквартирных домов, создание которых было предусмотрено Федеральной целевой программой «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы».

Что касается ветхого фонда, то имеется ввиду муниципальное жилье, ремонт и содержание которого должно осуществляться за счет средств муниципальных образований, а также за счет средств региональных бюджетов. Кроме того, в качестве действующего механизма остается реализация программ коммерческой застройки территорий, занимаемых ветхим жильем, предусматривающих обязательное расселение проживающих в нем граждан в соответствии с нормами предоставления жилья.

Вопрос незавершенности строительства и, прежде всего, в жилищной сфере, действительно является очень острым и злободневным. Это большая проблема для людей, которые зачастую вносят деньги за жилье и остаются в результате ни с чем. Наиболее действенным решением в этом направлении является расторжение администрациями соответствующих территорий (в том числе через суд) инвестиционных контрактов с недееспособными инвесторами-застройщиками и осуществление достроя объектов, как с привлечением внебюджетных источников, так и за счет средств бюджетов.

Вопрос: Уважаемый Георгий Сергеевич! Как Вы на данный момент оцениваете посткризисную ситуацию в регионах ЦФО с ипотечным кредитованием? В чем основные проблемы?

Полтавченко Г.С.: По данным Центрального Банка Росси на 1января.2010 года по ипотечному жилищному кредитованию в ЦФО было отмечено снижение на 0,8% к началу года, в то время как по России наблюдался рост на 1,6%. К апрелю это снижение продолжилось на 1,2%. Снижение было отмечено в 8 субъектах Российской Федерации, в частности, значительное снижение зафиксировано в Орловской и Московской областях — более чем на 10% (в 2009 году снижение наблюдалось в 10 субъектах Российской Федерации).

Средневзвешенная ставка по кредиту сегодня снизилась до 13,6%, хотя в начале года была ещё 14,7%. Ожидается, что реализация планов по приобретению Внешэкономбанком корпоративных облигаций Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и ипотечных ценных бумаг банков на сумму 250 миллионов рублей, позволит увеличить в 2010 году объём ипотечного кредитования до 240 тысяч кредитов, то есть почти втрое больше по сравнению с 2009 годом.

Доля просроченной задолженности по ипотечным кредитам в течение 2009 года росла, и составила на конец года 5,1%, что выше среднероссийского уровня (3,1%). В 2010 году рост продолжился, доля на начало апреля года составила 5,2%. Значительное изменение доли в I квартале 2010 года к началу года отмечено в Тверской области — выросла на 6,4 пункта, в Брянской и Владимирской областях — на 0,6 пункта.

С 2009 года осуществляется направление средств материнского капитала на погашение ранее взятых и получение новых ипотечных жилищных кредитов. На эти цели было перечислено 26 миллиардов рублей для девяноста шести тысяч семей с детьми, в 2010 году будет направлено более 30 миллиардов рублей. Также внедряются специальные кредитные продукты для получателей материнского капитала со ставками от 9,5 процента до 11 процентов. В семнадцати крупных городах реализуются пилотные проекты, в которых первоначальный взнос не превышает 10 процентов от стоимости жилья. И в 2010 году такие программы по линии фонда ИЖК будут расширены. Могу отметить, что в целом по ЦФО положение сложилась хуже, чем по России, ситуация по ипотечному жилищному кредитованию может приблизиться к докризисному уровню не ранее 2011 года.

Вопрос: Георгий Сергеевич! Как за эти 10 лет, на Ваш взгляд, изменился уровень духовной жизни всех народов, живущих в Центральной России?

Полтавченко Г.С.: Вопрос серьезный, и цифрами на него не ответишь.

В целом я могу сказать, что в определенной степени произошел сдвиг в настроениях. Я помню свои первые приезды в регионы, встречи с людьми. Тогда говорили: «Ну что ты нам привез? Привез денег, пособий детских, пенсии и т. д.?" Сегодня в основном говорят — «дайте нам работать», видя в моем лице собирательный образ всех чиновников. И это нормально. Не мешайте работать или создайте нам условия для работы. Я считаю, что это очень серьезный и главный перелом, который произошел в настроении людей.

Появляется больше, так сказать, гуманистической составляющей в отношениях между людьми. Растет количество различного рода общественных организаций, благотворительных мероприятий, помощи детским домам, поддержки семей и детей, оказавшихся в трудной ситуации.

Можно уже назвать тенденцией, когда детей из детских домов и интернатов берут в приемные семьи. Причем не самые богатые семьи, а семьи со средним достатком, а иной раз даже с невысоким доходом. Семьи, в которых уже есть по 2, по 3, по 4 своих ребенка.

Большой интерес за эти годы пробудился к изучению истории своего родного края, к своим корням, к основам религиозной культуры. Мне кажется, что, если мы понимаем необходимость духовного развития нации, сохранения нравственных ценностей, воспитания толерантности, если у людей есть патриотическое отношение к своей родине, есть чувство единения, то мы сможем преодолеть те проблемы, которые нам создал сегодня экономический кризис. Ведь наш округ многонациональный. И не только в столице, не только в Московской области, практически в каждом регионе живет много людей разных национальностей, исповедующих разные религии, поддерживающих национальные традиции. Главное, чтобы как можно меньше мы давали поводов и возможностей нас разделить.

Вот, например, сегодня ведь свыше 3000 различных сайтов, в основном из-за рубежа, в том числе и на русском языке, используются различными экстремистскими террористическими организациями. Там не только даются рекомендации по производству самодельных взрывных устройств, но и звучат прямые призывы к разжиганию межнациональной, межрелигиозной розни. И вот здесь мы должны все вместе, противодействовать этому. Несмотря те попытки столкнуть между собой кого-то в округе, которые порой случаются, за эти 10 лет не возникла ситуация нетерпимости на национальной или на религиозной почве.

Я думаю, чем сплоченней мы будем, чем больше будет доброты, нормальных человеческих отношений между нами, тем меньше шансов в результате этих попыток дестабилизировать ситуацию. Но думать об этом надо всем, не только чиновникам, не только представителям власти, но и представителям СМИ в том числе. От вас многое зависит в этом плане.

Вопрос: Общественный совет Центрального федерального округа озвучил идею создания в регионах Центрального федерального округа сельских молодежных жилищно-производственных комплексов. Вы также неоднократно поддерживали данное предложение. Расскажите, пожалуйста, какие наиболее актуальные проблемы планируется решить благодаря созданию подобных комплексов?

Полтавченко Г.С.: На мой взгляд, этот проект включает в себя комплекс мер по решению таких проблем, как строительство доступного жилья для молодежи, закрепление молодых специалистов на селе, создание новых рабочих мест. Мы надеемся, что проект улучшит демографическую ситуацию в округе, будет способствовать развитию агропромышленного комплекса и инновационных сфер деятельности, создаст возможности для развития малого и среднего бизнеса. В перспективе планируется создать медицинские, образовательные, культурные, спортивно-физкультурные условия на селе сопоставимыми с городскими.

Сегодня все субъекты РФ в составе ЦФО приступили к реализации этого проекта, а в двух областях — Смоленской и Калужской — уже определены конкретные хозяйства, в которых начата практическая работа.

И еще одно — успешная реализация этого проекта и главное, его последующая эффективная деятельность, позволит сформировать в молодежной среде определенный класс людей, готовых модернизировать страну и вывести её на новый уровень развития.

Вопрос: Как Вы оцениваете развитие и динамику малого и среднего предпринимательства в ЦФО за последнее время? И что делается для популяризации среди молодежи предпринимательской деятельности?

Полтавченко Г.С.: В предкризисный период малый и средний бизнес развивался довольно динамично. Это выражалось как в росте количества субъектов малого и среднего предпринимательства, так и увеличении их вклада в валовой продукт, наращивании инвестиций. Малое предпринимательство стало вполне весомым сектором хозяйства многих регионов ЦФО.

Например, в Липецкой, Тульской областях на малых и средних предприятиях трудится 30% всех занятых в экономике этих регионов, в Московской области малый и средний бизнес формировал треть экономического оборота, почти 40% совокупного оборота достигал оборот малых предприятий в Ярославской области. Интересно отметить, что в кризисный 2009 год число субъектов малого предпринимательства увеличилось, прежде всего, среди микропредприятий. Во многом этому способствовало антикризисное стимулирование самозанятости, развитие микрокредитования и другие меры поддержки.

Конечно, малый и средний бизнес не мог не пострадать от финансово-экономического кризиса, резкого снижения спроса. Восстановление в целом пока идет медленно, на докризисный уровень удастся выйти тем предприятиям, которые выпускают конкурентоспособную продукцию. И все же основания для оптимизма есть. По данным исследований, проведенным региональными отделениями Общероссийской общественной организации ОПОРА России, более трети опрошенных субъектов малого предпринимательства планируют в ближайшей перспективе расширение масштабов своей деятельности.

Безусловно, необходимо повышать стремление к цивилизованному предпринимательству именно среди молодежи. Предпринимательство — двигатель экономического прогресса, а предприимчивость — особый талант. К тому же сейчас молодые люди, закончив образование, нацелены на получение работы в качестве наемных работников в успешных компаниях и банках или даже мечтают стать чиновниками.

Развитие молодежного предпринимательства стало одним из приоритетных направлений деятельности Федерального агентства по делам молодежи, в текущем году на данное направление выделяются средства из федерального бюджета. Некоторые регионы ЦФО в рамках своих программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства также реализуют меры по поддержке молодых предпринимателей. В этом году мы планируем проведение региональных и окружного этапов конкурса «Молодой предприниматель России». Особое внимание будет уделяться поддержке молодых предпринимателей — инноваторов.

Вопрос: Энергосбережение, даже более широко — ресурсосбережение, сегодня ключевая задача для развития каждого региона нашей страны. Как в ЦФО решаются вопросы энергосбережения: путем внедрения на энергоемких производствах современных энергоэффективных технологий?

Полтавченко Г.С.: Вопросы энергосбережения в регионах планируется решать через региональные и муниципальные программы энергосбережения, которые должны быть разработаны до 1 августа этого года в соответствии с Планом мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации.

При разработке программ будут выявлены наиболее перспективные направления деятельности в области энергосбережения. Это должно быть как внедрение инновационных разработок и освоение альтернативных источников энергии, так и наведение элементарного порядка в сфере потребления энергоресурсов, особенно в коммунальном секторе, где потенциал энергосбережения оценивается на уровне 40–50%.

Повышение энергетической эффективности только за счет малозатратных мероприятий не позволит получить большого эффекта, во всяком случае, не возможно будет реализовать те задачи, которые определены Правительством Российской Федерации, в частности сокращение энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году. А для решения поставленных задач требуются очень серьезные финансовые ресурсы, тем более, если учесть, что степень износа некоторых объектов энергосбережения зачастую достигает 80% и выше.

Поскольку процесс энергосбережения в нашей стране начинается интенсивно и одновременно по всем регионам, то рассчитывать на серьезную поддержку из федерального бюджета не приходится, да и у регионов своих средств не хватит. В этой связи на первый план выходит решение вопросов экономического порядка. Если не будут проработаны механизмы вовлечения в процесс энергосбережения средств потребителей, если не будет сформирована благоприятная инвестиционная среда, рассчитывать на успех в этом деле довольно затруднительно.

Экономическое стимулирование должно формироваться законодательно и на федеральном уровне, только тогда в регионах эти механизмы могут работать. И регионы ЦФО готовы к их реализации. Так, например, если по состоянию на 25 сентября 2009 года, только в 8 субъектах РФ, входящих в состав ЦФО, имелись региональные целевые программы в области энергосбережения, то по состоянию на 1 февраля 2010 года указанные программы существовали уже в 12 из 18 субъектов, в оставшихся субъектах программы находились на завершающих стадиях разработки и принятия.

Вопрос: Как решается проблема с чрезмерным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионах ЦФО?

Полтавченко Г.С.: Для предотвращения необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги Федеральная служба по тарифам проводит мониторинг размеров данных платежей.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено представить информацию в ФСТ России об изменении размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, в том числе об установленных в муниципальных образованиях нормативах потребления коммунальных услуг по состоянию на 1 апреля 2010 г., а также о принятых мерах по перерасчету коммунальных платежей граждан начиная с 1 января 2010 г. в тех муниципальных образованиях, где были выявлены факты нарушений тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере.

В марте—апреле Минрегионом России проводился оперативный мониторинг ситуации с ростом стоимости жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения на местах тарифам, плате и нормативам потребления. Следует отметить, что, как правило, средние темпы изменения платежей в жилищно-коммунальной сфере по России и по регионам Центрального федерального округа близки по своим значениям.

По полученным данным средний процент увеличения платы за весь комплекс оказанных услуг по субъектам Российской Федерации на территории ЦФО составил порядка 17,5% к прошлому 2009 году. Разброс по конкретным регионам от 108–110% (Белгородская область, Тверская область, Липецкая область) до 120–123,8% (Костромская область и город Москва). В большинстве регионов ЦФО платежи населения увеличились на 12–19%, то есть ситуация не вышла за рамки установленных Правительством Российской Федерации ограничений в размере 25%.

Необходимо иметь в виду, что если в коммунальном комплексе решение принимают органы регулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то в сфере эксплуатации и ремонта жилья многоквартирных домов, определяющих жилищный фонд страны — собственники, то есть сами граждане. А ведь это от 20 и более процентов расходов на оплату ЖКУ. Иными словами от активной позиции граждан, проживающих в многоквартирных домах, зависит и размер платы, и набор жилищных услуг в доме, которые им оказывают подрядные организации, и, в конечном счете, качество этих услуг.

Вопрос: В рамках национального проекта «Здравоохранение» медицинские учреждения действительно получили хорошее, современное оборудование. Но средства на обучение врачей и медсестер грамотной эксплуатации этого оборудования порой не выделяются. В итоге современные и недешевые установки просто простаивают. Как Вы видите решение этой проблемы?

Полтавченко Г.С.: Эта проблема не очень характерна именно для Центрального федерального округа. У нас в округе отмечается высокий уровень использования в учреждениях здравоохранения медицинского оборудования, поставленного в рамках приоритетного национального проекта. За первый квартал текущего года, например, он составил более 90%.

Отсутствие подготовленного персонала является причиной простоев оборудования в одном случае из четырех. Среди медицинских изделий, поставленных в рамках подпрограммы «Оснащение диагностическим оборудованием первичного звена медицинской помощи», простаивает только 1,4%, что является одним из самых низких показателей в стране. В то же время имеется значительное число простоев, связанных с отсутствием пациентов или показаний к применению, что говорит и о недоработках на этапе формирования заявки со стороны региона.

Решать названную Вами проблему необходимо в рамках плановой дополнительной подготовки медицинских кадров по линии Минздравсоцразвития России. Но в рамках работы по развитию отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, которая самым активным образом ведется у нас в округе, мы рекомендовали еще и такую форму, как учеба, организуемая собственно производителем техники при поддержке местных властей.

В принципе повышение профессионального уровня медицинских работников является одним из приоритетов в политике здравоохранения. И в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» вот уже пятый год целевым образом выделяются немалые дополнительные средства на подготовку врачей, повышение их квалификации. Я знаю, что продолжается работа также над внедрением современных стандартов медицинского образования в нашей стране. Но она пока не закончена.

Вопрос: Сейчас появляется много предположений о том, что в ближайшем будущем в России среднее образование станет платным. И, несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации (ст. 43, п. 2) провозглашается, что каждому россиянину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, реформаторы уверяют, что формально это положение нарушаться не будет, т. к. «основное образование» будет предоставлено в небольших объемах. Уважаемый Георгий Сергеевич, каково Ваше мнение по данному вопросу?

Полтавченко Г.С.: Эта тревога, очевидно, вызвана принятием нового Закона от 8 мая этого года о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Действительно, полемика, развернувшаяся в средствах массовой информации в связи с принятием этого закона, велась в таком ключе, что немало способствовала развитию у людей опасений по поводу якобы бесконтрольного увеличения объема платных услуг в бюджетных учреждениях, в том числе в школах. Опасения в результате приобрели настолько массовый характер, что разъяснения по сути принятого закона предоставил лично Президент Российской Федерации Д. А. Медведев. Прежде чем подписать новый закон Глава государства в присутствии всех министров социального блока публично поставил все точки над «i».

В частности, было подчеркнуто, что данный закон направлен в первую очередь на постепенное искоренение «серых зон», т. е. таких случаев, когда за гарантированные государством и проплаченные из бюджета услуги с населения взимают дополнительные платежи. Во многом такие «серые зоны» и возникали, потому что у тех же школ практически не было легальных механизмов привлечения внебюджетных средств. Поэтому новый закон дает возможность бюджетному учреждению открыто и прозрачно привлекать внебюджетные средства за предоставление дополнительных услуг, сверх государственного стандарта. Речь ни в коем случае не идет о сокращении объемов этих государственных стандартов. Бюджетное финансирование образования значительно росло с каждым годом последние 10 лет. В самом законе предусмотрено, что бюджетное финансирование каждой конкретной школы в переходном 2011 году не может быть снижено. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, которые вступают в силу с 2011 года, количество часов по обязательным общеобразовательным предметам сохранено прежним.

Закон, кроме того, расширяет самостоятельность директоров школ по распоряжению выделяемыми бюджетными средствами в целях повышения эффективности их использования, придания большей гибкости. Но этот же закон повышает ответственность директоров школ и их учредителей за целевое использование как бюджетных, так и внебюджетных средств, этот закон вводит ряд фундаментальных ограничений, которые направлены на исключение какого-либо произвола со стороны руководства учебного заведения в отношении платности-бесплатности предоставляемого обучения.

Кроме того, должен подтвердить, что ряд положений этого закона был апробирован в пилотных регионах в 2007–2009 годах в ходе реализации комплексных программ модернизации образования. Среди этих «пилотов» были восемь регионов Центрального федерального округа.

При этом хочу подчеркнуть, что такое расширение самостоятельности бюджетных учреждений под контролем государства стало возможным только сейчас, когда начали давать положительную отдачу важные реформы в социальной сфере. Я имею в виду постепенное введение новых систем оплаты труда в бюджетной сфере, все более широкое внедрение нормативно-подушевого финансирования в школах, значительные бюджетные вливания в современную материально-техническую базу школ и больниц.

Кстати, этим же законом предусмотрена также и другая форма бюджетного учреждения, при которой все платные услуги и привлечение внебюджетных средств полностью исключены. Так что выбор возможен.

Со своей стороны, хочу подчеркнуть, что полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах будут строго контролировать исполнение нового закона и предлагаю обращаться к нам в случае замеченных вами нарушений.

Вопрос: С какими жалобами чаще всего обращаются жители регионов ЦФО в Ваш аппарат?

Полтавченко Г.С.: Анализ обращений показывает, что их авторами выступают различные категории граждан: пенсионеры, работники бюджетной сферы, представители трудовых коллективов, инвалиды, участники войн и другие. Значительная часть обращений (примерно 70%) связана с проблемами улучшения жилищных условий, коммунально-бытовыми проблемами, вопросами социального обеспечения, с безработицей, неисполнением решения судов, а также по вопросам деятельности правоохранительных органов, неправомерных действий должностных лиц предприятий и организаций.

Количество обращений за прошедший год, например, колеблется от 156 (Калужская область) до 19120 (Московская область).

Организация работы по рассмотрению обращений граждан опирается на Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и направлена на оказание максимальной помощи заявителям в разрешении основанных на действующем законодательстве просьб, принятию исчерпывающих мер по соблюдению и защите прав и законных интересов граждан, трудовых коллективов. Учитывая, что поднимаемые в обращениях вопросы находятся в компетенции различных органов власти, они рассматриваются с подключением соответствующих территориальных федеральных органов, структурных подразделений правительств областей и органами местного самоуправления.

У нас работают общественные приемные в регионах, организуются выездные формы работы по проверке обращений граждан, в которых ставятся вопросы социально уязвимых групп населения, приводятся факты коррупции, злоупотребления служебным положением должностными лицами, нарушения законов. Мы стараемся максимально полно разъяснять заявителям основанные на законах пути и способы решения вопросов, порядок обжалования по подчиненности и в суде решений государственных органов и должностных лиц. Также совершенствуется практика правового просвещения и оказания бесплатной юридической помощи гражданам силами студентов старших юридических факультетов ВУЗов на базе общественных приемных полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Вопрос: Как Вы оцениваете политику, проводимую в Вашем округе, в отношении информатизации Ваших ведомств? Находите ли Вы текущее положение в этой области удовлетворительным?

Полтавченко Г.С.: Политика в области информатизации в регионах ЦФО, так же как и по всей стране, реализуется в соответствии с планом Минкомсвязи России, распоряжением Правительства Российской федерации от 2009 года и утвержденным планом перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. В аппарате полномочного представителя тоже ведется работа, направленная на решение вопросов информатизации и внедрение в регионах электронных услуг для населения. Для этого создан Совет при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО по информационной безопасности и Комиссия по развитию информационного общества.

В субъектах ЦФО завершено создание необходимых информационных структур, которые призваны взаимодействовать между государственной властью и органами местного самоуправления. Речь идет о создании единых порталов субъектов с реестром государственных и муниципальных услуг.

Пилотными регионами в ЦФО по развитию информатизации, определенными Минкомсвязью России, являются Тверская и Калужская область. А среди наиболее «продвинутых» в плане создания инфраструктуры по вопросам информатизации можно отметить Белгородскую, Липецкую, Тамбовскую область, и, конечно, Москву. В этих субъектах уже успешно действуют многофункциональные центры, оснащенные по современным стандартам.

Конечно, процессы информатизации в регионах идут медленнее, чем хотелось бы. Темп современной жизни требует более активной модернизации информационных услуг. Нельзя сказать, что в ЦФО дела обстоят лучше, чем в других округах. К сожалению, имеют место нестыковки федеральных и региональных информационных баз, недостаточно отработано межведомственное взаимодействие. Но работа идет и по устранению проблем, и по расширению спектра электронных услуг.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, какова, на Ваш взгляд, эффективность деятельности правоохранительных органов в Центральном федеральном округе? Усматриваете ли Вы какую-либо динамику за прошедшие 10 лет?

Полтавченко Г.С.: Анализируя итоги деятельности правоохранительных органов, хочу отметить, что принимаемые организационные меры по борьбе с преступностью, охране правопорядка и общественной безопасности позволили достичь определенных положительных результатов. Об этом свидетельствует, в частности, снижение общего числа зарегистрированных по итогам 2009 г. преступлений, совершенных в регионах Центрального федерального округа.

Отмечено значительное (более чем на 15%) снижение зарегистрированных убийств, разбойных нападений, краж, фактов хулиганства, преступлений, совершенных несовершеннолетними. Улучшилась результативность деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав граждан, законных интересов малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей.

В последние десять лет правоохранительные органы переживали период активного реформирования. Тем не менее, очевидно, что современные условия требуют, прежде всего, улучшения кадровой работы.

Сегодня людям в погонах должно быть ясно, что только честный труд и добросовестное служение Родине — гарант благополучия, карьерного роста, материального благосостояния. И принципиальная позиция руководства страны состоит в том, чтобы, с одной стороны, решительно избавляться от тех, кто своими поступками позорит звание сотрудника правоохранительных органов, с другой — защитить честь и достоинство, жизнь и здоровье тех, кто честно выполняет свой профессиональный долг, зачастую с риском для жизни.

Как вы уже знаете, в соответствии с подписанным Президентом России в декабре 2009 года указом, в ближайшие два года в системе органов внутренних дел должны быть проведены полномасштабные мероприятия. Они, в первую очередь, будут направлены на совершенствование деятельности милиции, оптимизацию ее структуры, освобождение от несвойственных ей функций. Речь, по сути, идет о качественном исполнении сотрудниками милиции главной задачи — надежной защиты жизни и здоровья граждан, их имущества. Они должны делать все, чтобы наши сограждане были уверены: их конституционные права и свободы являются незыблемыми, они живут и трудятся в правовом государстве, культурном и открытом обществе, свободной и безопасной стране.

В ближайшее время предстоит разработать и внедрить повсеместно на практике механизм обеспечения государственной защиты самих сотрудников милиции. Сегодня существует немало способов социально-экономического обеспечения престижа службы в органах внутренних дел, реализации социального статуса сотрудника милиции, механизмов учета и возмещения высоких профессиональных рисков для его жизни и здоровья. Несомненно, будет учитываться и зарубежный опыт развитых стран. Здесь престиж полицейской службы обеспечивается не только высокими окладами, но и системным социальным пакетом, который гарантирует достойный уровень жизни, возможность получения таких важных социальных услуг, как жилье, образование, медицина, с которыми, в первую очередь, связана уверенность в завтрашнем дне.

Все это, несомненно, скажется на эффективности работы как отдельно взятого сотрудника милиции, так и деятельности всех органов внутренних дел.

Вопрос: Георгий Сергеевич! Как Вы оцениваете сейчас перспективы развития туризма в регионах ЦФО?

Полтавченко Г.С.: Не все регионы ЦФО одинаково значимы по своим туристским возможностям. Есть такие, где туризм и сопутствующие отрасли традиционно более развиты — это, прежде всего, Москва и области с богатым историко-архитектурным наследием, по городам которых пролегают маршруты известного туристского бренда «Золотое Кольцо России»: Владимирская, Костромская, Московская, Ярославская. А некоторым другим нашим регионам еще предстоит заявить о себе как о туристических центрах — прежде всего Курской, Воронежской, Орловской областям.

В последнее время туристская инфраструктура успешно развивается в малых исторических городах, строятся гостиницы, создаются различные «народные» музеи — городского быта, мифов и суеверий, валенка, мыши, пастилы, утюга, чайника, где туристы могут не просто познакомиться с экспозицией, но и поучаствовать в специально подготовленных культурно-развлекательных программах.

Вместе с тем, я считаю, что пока реализована только небольшая часть того туристского потенциала, который есть у регионов ЦФО. В округе имеются хорошие перспективы для развития не только культурно-познавательного, но и экологического, сельского, спортивного и паломнического туризма. Богатая история и культура Центральной России дает простор для организации событийного туризма.

В настоящее время во многих регионах ЦФО туриндустрия становится одним из важных направлений социально-экономического развития — приняты региональные программы развития туризма, реализуемые как из бюджетных средств, так и в рамках государственно-частного партнерства. Значительные частные инвестиции в развитие туристской отрасли вкладываются в Ивановской, Тверской, Московской и других областях.

Вопрос: Как Вы оцениваете состояние и эффективность развития АПК в регионах ЦФО за истекший период времени?

Полтавченко Г.С.: На Центральный федеральный округ приходится 22,5% общего объема производства продукции сельского хозяйства России. Агропромышленный комплекс является одной из базовых отраслей хозяйства Центрального округа с численностью сельского населения свыше 7 миллионов человек. В округе насчитывается почти 40 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, 7 тысяч крупных сельскохозяйственных предприятий и порядка 35 тысяч малых предприятий.

За последние 10 лет производство продукции сельского хозяйства в округе увеличилось почти на 42%.Наибольший прирост за этот период был в растениеводстве, он составил 57%. Производство зерна увеличилось почти в 2 раза, подсолнечника в 2,3 раза. В то же время снизилось производство картофеля на 9,5% и овощей на 6,7%.

В Брянской области, например, валовые сборы овса выросли в 2,1 раза, в то время, как в общем по России было падение на 10%.

Рост производства продукции животноводства в округе был менее значительный и составил 24,6%. Производство скота и птицы на убой увеличилось в 1,7 раза. Вместе с тем производство молока сократилось почти на 20 процентов.

В 2009 году в Центральном округе произведено продукции сельского хозяйства на сумму 569 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 3,7% больше, чем в предыдущем году. Из 13 областей округа, увеличивших производство, наиболее существенный рост отмечен во Владимирской (12,1%), Белгородской (10%), Рязанской (8,4%) областях.

Конечно, мощный толчок развитию АПК дал национальный проект, но хочу обратить ваше внимание на то, что в регионах ЦФО и до объявления нацпроекта осуществлялась масштабная деятельность для достижения качественного роста в аграрном секторе сельских территорий. В сущности, мероприятия нацпроекта открыли новые возможности на селе, позволили по-другому взглянуть на кажущиеся до этого нерешаемыми проблемы, оценить наш аграрный потенциал.

В настоящее время разрабатываются региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции с учетом биоклиматического потенциала субъектов и их роли в агропродовольственном рынке страны. Основная задача этой работы — производство продукции, востребованной на рынке, работа «под потребителя», а также привлечение инвестиций в те отрасли сельского хозяйства, где необходимо импортозамещение.

На ближайшее пятилетие определены три основные цели: первая — это устойчивое развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни сельского населения; вторая — повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции; и третья — сохранение и воспроизводство земельных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве.

Разумеется, не все наши регионы имеют одинаковую «стартовую» базу для реализации этих целей. Наши черноземные регионы — это, прежде всего, Воронежская, Курская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская области — располагают значительным аграрным потенциалом, в максимальной степени реализуют свои преимущества в сельскохозяйственном производстве. Аграрное направление — это исторически сложившаяся специализация данных территорий. Во второй, «северной», если можно так назвать, части округа — т.н. нечерноземной зоне, ведение сельского хозяйства затруднено, либо может вестись не так интенсивно, как в южных районах, вследствие целого ряда причин. И неспроста эта зона получила название зоны рискованного земледелия. Она включает в себя большинство регионов ЦФО. Поэтому для нас и сегодня, и в предыдущие годы приоритетом остается межрегиональная интеграция в агропромышленном комплексе. С момента образования федерального округа на протяжении всех десяти лет проводится целенаправленная планомерная работа по налаживанию хозяйственных связей, активизации взаимовыгодного сотрудничества во всех отраслях сельского хозяйства и перерабатывающей индустрии.

Сейчас в регионах разрабатываются региональные программы по производству и потреблению основных продуктов питания, или же региональные программы продовольственной безопасности, с общей системой показателей и обоснованием расчетов прогнозных балансов на период до 2012 года. Мы проводим работу совместно с Минсельхозом по созданию в областях ЦФО Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации, в т. ч. посредством организации региональных центров доступа к информационным ресурсам АПК, системы информации о рынках сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Я считаю это направление работы тоже чрезвычайно важным.

Вопрос: Георгий Сергеевич, какие меры принимаются в ЦФО для повышения качества жизни, развития системы комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов?

Полтавченко Г.С.: В системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов немаловажная роль принадлежит совместной работе органов государственного управления, государственных учреждений и общественных организаций. Задачи одни — все участники данного процесса должны использовать знания, опыт, для того чтобы вернуть обществу полноправных членов. Несомненно, повседневные заботы в семье, где растет ребенок-инвалид, значительно отличаются от забот в обычной семье. В таких семьях острее переживаются и с трудом переносятся проблемы воспитания и обучения ребенка, медицинского обслуживания, трудоустройства и материального обеспечения. Поэтому важно выделить приоритетные направления в оказании помощи таким семьям. Мне кажется, что в этой работе успех зависит от того, насколько в этот процесс вовлечено само гражданское общество, насколько оно способно к самоорганизации в этих целях. Поэтому приведу несколько примеров из работы наших общественных организаций.

В качестве гражданской инициативы в одном из городов Брянской области — Новозыбкове общественная организация «Радимичи — детям Чернобыля» уже 14 лет осуществляет комплексную реабилитацию детей и молодых людей с ограниченными умственными и физическими возможностями.

В рамках программы «социально-реабилитационный центр «РАДИМИЧИ» для детей с ограниченными возможностями создана школа с дневным пребыванием. Без неё практически все они были обречены либо сидеть дома, либо жить в специнтернатах вдали от дома.

Положительный опыт сотрудничества органов государственной власти и общественных организаций представлен во Владимирской области. Так Владимирская областная общественная организация всероссийского общества инвалидов работу с детьми-инвалидами ведет через созданные на местном уровне структурные подразделения: советы, комиссии, секции, родительские комитеты, ассоциации родителей детей-инвалидов. В областной организации при местных отделениях действуют 4 клуба по работе с детьми-инвалидами. В местных отделениях созданы банки данных детей-инвалидов, путем анкетирования выявляются наиболее острые, первоочередные проблемы и совместно с заинтересованными ведомствами изыскиваются пути их решения. На местах занимаются также организацией летнего оздоровительного отдыха, как при школах, так и в оздоровительных центрах, трудовых лагерях, участвуют в отборе детей-инвалидов для направления на санаторно-курортное лечение.

Общественные организации готовы поддержать любые инициативы государственных органов, направленные на формирование продуманной социальной политики в отношении этих семей.

Вопрос: А какие наиболее успешные проекты в сфере IТ-технологий для людей с ограниченными возможностями были созданы и реализованы за последнее время в регионах, входящих в ЦФО?

Полтавченко Г.С.: Среди наиболее успешных проектов в сфере IT-технологий для людей с ограниченными возможностями, которые были созданы и реализованы за последнее время в регионах ЦФО, можно также назвать портал для людей с ограниченными возможностями здоровья, созданный при поддержке Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

Такие программы получают развитие не только в столице, но и в других регионах округа. Так, например, в городе Владимире с 2006 г. на базе Интернет-центра областной научной библиотеки при участии Владимирского отделения ВОИ реализуется проект «Открытый мир информационных технологий» для социально незащищенных слоев населения. За три года здесь прошли обучение 377 инвалидов, пожилых людей, безработных. Многие из них повысили свой профессиональный уровень, получили возможность выразить себя в творчестве. Более 600 человек повысили свой уровень знаний в области информационных технологий на семинарах Учебного центра библиотеки. Многие из них и после окончания курсов продолжают приходить в библиотеку, работать в Интернет-центре.

Региональная общественная организация инвалидов «Стратегия» занимается данной темой уже более десяти лет. Был создан «Московский центр компьютерных технологий для инвалидов», в котором с 2003 по 2006 года трудились более 100 инвалидов.

За последнее время организацией реализовано несколько совместных с МГУ им. Ломоносова проектов по обучению инвалидов IТ-технологиям, используя систему дистанционного и электронного образования. Так, стартовавший осенью 2009 года проект по созданию учебно-научного Интернет-центра (УНИЦ «Стратегия») ориентирован на задачи отбора среди людей с ограниченными возможностями здоровья тех, кто имеет склонности и способности к профессиональной работе в наукоемкой сфере, какой является область информационных технологий (ИТ), а также развития у этих людей необходимых профессиональных компетенций. Особенность проекта состоит в том, чтобы освоить профессии, связанные с использованием технологий программирования, компьютерной графики, мультимедиа, компьютерной полиграфии, вэб-дизайна, интернет-журналистики, электронного обучения людям, проявившим способности в этой сфере.

В настоящее время РООИ «Стратегия» работает над развитием двух крупных Интернет-проектов. Первый проект это создание Интернет-телевидения для людей с ограниченными возможностями. В качестве первого этапа был создан Интернет портал INVA.TV, где разместились электронные версии всех передач и программ ТВ выходивших за последний год, а также документальные фильмы о людях с ограниченными возможностями, создана площадка для обсуждения актуальных тем, работает информационная служба, даются юридические консультации. Оперативно размещаются новости касающиеся инвалидов, ведется взаимодействие с общественными организациями инвалидов, отслеживаются выходящие новые нормативные акты и законы. Размещается реклама услуг для инвалидов предоставляемая некоммерческими и коммерческими организациями.

Второй проект представляет собой интерактивную Интернет-карту доступности Москвы для инвалидов. На ней отмечаются все наиболее значимые для инвалидов объекты города, и дается оценка их доступности.

Георгий Сергеевич, спасибо Вам большое за подробные и исчерпывающие ответы. Желаем Вам дальнейших успехов в Вашей деятельности!

16 июня 2010 г. // Пресс-служба администрации области

Другие новости этого дня

Архив за
прошлыйследующий
Пн 7142128
Вт 18152229
Ср 29162330
Чт 3101724
Пт 4111825
Сб 5121926
Вс 6132027
Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100