Муниципальное специализированное учреждение «Социальный приют для детей и подростков» Жуковского района
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно постоянно заботиться об ее охране.
Из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные. В процессе ознакомления с ними у ребят воспитывают любовь к природе, желание ухаживать за животными, выращивать растения.
На занятиях, во время труда на своем участке, на экскурсиях и прогулках воспитатель раскрывает перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомит с различными свойствами и качествами растений, формирует элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает воспитатель.
В ознакомлении воспитанников приюта с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.
Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие.
В ознакомлении детей с природой используются дидактические игры с природным материалом: овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения.
Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Их привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними проводятся разнообразные игры независимо от сезона.
Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы приюта. Их мы используем в играх прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остается зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.
Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.
Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр используются листья, цветы, плоды, семена, кора.
Дидактические игры с природным материалом проводятся в естественных условиях, на открытом воздухе и в игровой комнате. Игры в лесу, в парке, на лугу, на приусадебном участке не требуют специального оборудования, но место для игры выбирается с учетом того, чтобы на поляне, в лесу были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить воспитанников, и эти растения доступны детям для наблюдения.
Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы, на людей и т.д. Поэтому воспитатель продумывает интересные игровые действия, задействует всех детей решением единой задачи.
Если игра проводится в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, величину, форму) и все детали.
Выделяют два типа дидактических игр с природным материалом: бессюжетные и сюжетные. Игры, в которых все дети выполняют одно-два однородных действия, относятся к бессюжетным. Если же в игре действия согласно ее правилам выполняются соответствующими участниками (исполняются роли), а содержание отражает определенный сюжет, то это игры сюжетные. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации. Поэтому такие игры проводятся с детьми старшей и подготовительной к школе групп.
Планируя игру с природными материалами, воспитатель всегда помнит о соответствии ее содержания изменениям, происходящим в окружающей природе. Например, игры, связанные с покупкой семян, проводятся весной, а со сбором урожая, - летом и осенью.
Последовательность проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игру в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.
Воспитатель сам придумывает различные варианты игр: вводит в них дополнительные задания, новые роли, обогащает сведениями об окружающей детей природе.
Организуя игры детей на распознавание деревьев и кустарников, воспитатель помнит, что дети имеют представление только об отдельных частях растений, не знают их общего вида, отличительных признаков. Поэтому игры на распознавание начинаются, привлекая внимание воспитанников прежде всего к листьям, имеющим ярко выраженную форму (листья дуба, клена, каштана, рябины, акации или др.).
Постепенно вводятся задания, при выполнении которых дети узнают, что одинаковые листья растут только на определенных деревьях; им предлагается найти такие же листья, какие они видели на знакомом дереве. Чтобы дети закрепили в памяти внешний вид некоторых растений, вводится задание на нахождение растений по описанию воспитателя. Это помогает научить ребят находить деревья по одной из знакомых им частей (по листьям, стволу) и по названию.
Постепенно задания в играх этого типа усложняются: увеличивается количество растений, которые должны знать дети, разнообразнее становятся игровые действия (дети находят похожие листья друг у друга и пр.). При этом они пополняют знания о частях растений, учатся их называть, перечислять характерные признаки.
Скачать Методические разработки "Социального приюта для детей и подростков» Жуковского района21 декабря 2005 г. // ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ