В работе конференции принял участие вице-губернатор Александр Касацкий. Он сказал, что хорошая работа дорожников в прошлом году отмечена населением региона. Введены в эксплуатацию километры автодорог, выполнен значительный объем строительных работ, подготовлен задел для завершения строительства в этом году уже нескольких десятков километров новых дорог. Впервые за последние годы из областного бюджета на ремонт муниципальных дорог было выделено 80 млн. рублей.
В 2006 году на развитие дорожного хозяйства области ожидается 150 млн. рублей из федерального бюджета. Вице-губернатор нацелил "дорожников" на то, что надо браться за федеральные магистрали, некоторые из которых скоро станут непроезжими. Более 350 миллионов рублей пойдет из областного бюджета. Александр Иванович призвал участников конференции не снижать темпов, которые достигнуты в минувшем году: «Иначе попросту не поймут - ни в Брянске, ни в муниципальных образованиях. К хорошему, как известно, люди привыкают быстро, а мы в прошлом году подали им как раз хороший сигнал. Давайте же не только укрепляться на завоеванных позициях, но и двигаться дальше».
Итоги деятельности ГУ «Управление дорожного хозяйства Брянской области» в 2005 году и задачи на 2006-2008 годы
ИТОГИ 2005 года
Прошедший год для дорожников Брянской области отмечен рядом положительных перемен. В начале года Губернатором области были поставлены задачи: максимально уменьшить объем незавершенного производства, повысить качество выполняемых работ и обеспечить занятость подрядных организаций.
Ремонт
Основные средства были направлены на обеспечение сохранности дорог, приведение транспортно-эксплуатационного состояния сети автодорог в соответствие с нормативными требованиями. Значительная часть средств была направлена на ремонт существующей сети автодорог – 187 млн.руб, что позволило отремонтировать и сохранить 414,59 п.м. мостов и 50,5 км автодорог. Были отремонтированы участки дороги Брянск-Смоленск-Титовка - 4,25 км , участок автодороги Семцы-Рамассуха- Трубчевск протяженностью 2,0км, участок автодороги Погар-Стародуб – 3,19 км и участок автодороги Климово-Чуровичи - 3,5 км .
Строительство
На строительство и реконструкцию в 2005 году из областного бюджета были выделены средства в объеме – 55,3 млн.руб. и усилиями областной администрации впервые за последние два года, дополнительно привлечено финансирование из федерального бюджета на строительство и реконструкцию областных дорог в объеме 40 миллионов рублей. Работы по строительству велись на семи объектах. Выполнен значительный объем работ по строительству еще пяти автодорог, с вводом их в эксплуатацию в 2006 году протяженностью – 27,8 км .
Муниципальные дороги
Много лет состояние улично-дорожной сети было заботой только муниципальных образований, а, учитывая скудость их бюджетов, даже центральные улицы были настолько разбиты, что не обеспечивали безопасного проезда. В прошедшем году из областного бюджета было выделено 80 млн. руб. на ремонт транзитных улиц в границах муниципальных образований. Администрации муниципальных образований с пониманием отнеслись к почину законодательных и исполнительных органов. В бюджетах муниципальных образований на работы по ремонту транзитных улиц и их благоустройству изыскали средства для долевого участия. Главы администраций непосредственно участвовали в процессе преобразований своих городов и поселков. Значительную помощь и поддержку в проведении ремонтных работ оказывали главы муниципальных образований Почепского, Погарского, Дубровского, Стародубского районов.
Изменены требования к качеству работ
В 2006 г . будет проводиться мониторинг качества сданных в эксплуатацию автодорог, в том числе и муниципальных. Появится своеобразный рейтинг дорожных организаций по степени качества выполненных работ. Сознавая, что качество работ тесно связано с культурой производства, заказчиком предъявлялись высокие требования к состоянию работающей на трассе дорожной технике, к организации места производства работ и спецодежде дорожных рабочих подрядных организаций. Требования к вопросам качества будут повышаться из года в год, и те подрядные организации, которые желают продолжать работать на рынке подряда, должны пересмотреть свое отношение к качеству результатов труда.
Новые технологии
Наряду с качеством работ экономии средств и долговечности конструкций способствует применение новых технологий, внедрением которых продолжало заниматься ГУ «Управление дорожного хозяйства».
Практика эксплуатации автодорог, на которых проведены работы по ямочному ремонту с применением битумно-минеральной эмульсии, доказала эффективность применяемой учреждением технологии. Экономия средств от применения новых технологий только в 2005 году составила – 1,8 млн.руб. и с учетом периода эксплуатации – 22,3 млн.руб.
К сожалению, приобретенная новейшая дорожная техника, применяемая при внедрении новых технологий, не может быть использована на полную мощность из-за недостатка финансирования. Для сравнения можно привести пример курских дорожников, финансирование которых позволяет ежегодно сохранить около 1000 км дорог путем устройства поверхностной обработки с применением эмульсионно-минеральных смесей.
Содержание региональных и муниципальных дорог в 2006 году
Сохранность существующей дорожной сети может быть обеспечена только при условии надлежащего содержания, соблюдения межремонтных сроков и проведения работ по реконструкции.
По нормативным требованиям на содержание автодорог протяженностью 5900 км . необходимо 1000 млн.руб. Региональной программой «Модернизации и развития транспортной системы Брянской области», предусмотрено выделение 769 млн.руб, а в областном бюджете на 2006 год выделено средств на содержания автодорог – 282,9 млн.руб. На годовое содержание 1 км автодорог приходится около 48 тыс. руб. Для сравнения, только на нормативное содержание 1 км федеральной дороги, проходящей по территории Брянской области, из федерального бюджета выделено более 120 тыс.руб.
Существует и озабоченность в части содержания муниципальных дорог. Социальный эффект в результате ремонта транзитных улиц, проходящих в границах районов в 2005 году был достигнут, но его необходимо закрепить. Отремонтированные дороги должны быть сохранены как можно дольше, и это дело не только дорожников, но и муниципальных образований и подрядных организаций, осуществивших их ремонт.
Во исполнение 131 Закона 1427 км . региональных дорог передано в собственность муниципальных образований. Из бюджета Брянской области выделены субсидии на содержание муниципальных дорог.
Субсидии областного бюджета на содержание 1 км переданной дороги составляют в среднем 31,5 тыс.рублей. Все муниципальные образования сознают, что выделенных субсидий для нормативного содержания не достаточно, но ни одно муниципальное образование в бюджетах текущего года ни предусмотрело выделение средств местного бюджета с целью увеличения отчислений на содержание уже принятой в собственность сети дорог. Есть опасения, что такой подход к делу приведет к утрате переданной сети в ближайшее время.
Понятно – денег в бюджетах нет, но невелика и заинтересованность в этом вопросе руководства муниципальных образований. Передав функцию заказчика по содержанию муниципальных дорог ГУ «Управление дорожного хозяйства Брянской области», муниципальные власти самоустранились от ответственности.
Новым собственникам дорог необходимо четко понимать, что без должного содержания и, соответственно, без дополнительных затрат максимум в течение трех лет дороги придут в негодность. И для того, чтобы вопрос сохранения дорог носил не только моральный, но и материальный аспект дорожники предлагают разработать регламент защиты выделения субсидий из областного бюджета, в котором объем выделенных субсидий зависит от софинансирования из муниципального бюджета.
Ремонт и строительство
Отсутствие на 1 января 2006 года в бюджете области средств капитальных вложений на строительство и реконструкцию автодорог ставило под угрозу получение субсидий Брянской области из федерального бюджета на эти цели. Только в марте, по мере внесения изменений в областной бюджет, стало возможным подписание соглашения на федеральное финансирование.
В настоящее время за счет перераспределения средств по статьям из общего объема на дорожное хозяйство только 26,6 млн.руб. выделено на обязательное долевое финансирование объектов строительства и реконструкции.
В то же время ежегодно растет объем недоремонтов и объем незавершенного производства. 1000 км автомобильных дорог обслуживаемой сети требуют срочного ремонта, а в целом объем недоремонтов составляет 3506 км . Только по объектам ремонта, начатого в 2005 году незавершенный объем составляет - 89,9 млн.рублей и практически не достигнут эффект от вложенных средств, а в некоторых случаях в дальнейшем потребуются дополнительные затраты по восстановлению выполненных работ.
Например, на автодороге Сельцо – Новониколаевка в 2005 году на ремонт существующего разрушенного асфальтобетонного покрытия затрачено 11,8 млн. руб. Выполнен ремонт 4 км покрытия на автодороге, на 9 км произведено устройство выравнивающего слоя. Если работы остановить, на ремонтируемом участке произойдет разрушение выравнивающего слоя, и еще большая деформация существующего покрытия.
На автодороге «Украина» – Асовица», ремонт которой предполагалось проводить в течении двух лет, в 2005 году уложено щебеночное основание и выполнена расклинцовка асфальтобетоном. При приостановке ремонта также будет разрушен уложенный слой и будет закрыт автобусный маршрут. Для того чтобы открыть автобусное движение по маршруту Колодьня-Синьково в Почепском районе необходимо завершить ремонтные работы с минимальными затратами – всего 2,5 млн.руб
Начатые и незавершенные работы по ремонту моста через реку Десна в Трубчевском районе создают угрозу безопасности движения по мосту. Ремонтные работы выполнены по одной половине моста, с перспективой продолжения работ в 2006 году. При приостановке работ нарушается целостность проезжей части и конусов, что может повлечь непредсказуемые разрушения в период паводковых вод.
Для сохранения уже выполненных работ, с целью достижения намеченного эффекта обязательно необходимо предусмотреть в бюджете средства на завершение ремонтных работ в объеме минимум 58 млн.руб., при этом при минимальных затратах будет введено в эксплуатацию – 19,9 км дорог и отремонтированы мосты через реку Десна в Трубчевском районе и на автодороге Климово-Чуровичи.
Дороги Брянщины – визитная карточка России
На территории области имеется семь таможенных переходов через государственную границу РФ, пять из которых находится на территориальных дорогах общего пользования. Состояние этих дорог, их обустройство далеко не соответствуют нормативным требованиям. Для въезжающих с территории Украины и Беларуси на территорию России эти участки автодорог – визитная карточка Брянской области и России. Первоочередная задача на 2006 год – в рамках работ по содержанию привести в нормативное состояние все таможенные подходы, т.е. выполнить ямочный ремонт и восстановить всю обстановку пути. На 2007 год за счет средств федерального бюджета предусмотрено завершить реконструкцию участка автодороги Дегтяревка-Осинка, и за счет областного бюджета отремонтировать автодороги Сураж-Душатин, закончить ремонт автодороги Климово-Чуровичи, Кибиршина-Ермоленка_ гр. Республики Беларусь.
Программа "Автомобильные дороги" должна стать гарантией стабильности
Одной из причин нестабильной работы дорожного хозяйства области является то, что региональная программа «Модернизация и развитие транспортной сети Брянской области на 2004-2010 годы» подпрограмма «Автомобильные дороги» существует как декларация, она не стала нормой жизни для дорожников и законом для депутатов.
Гарантией развития автодорог, стабильности и успешной перспективы должны быть объемы финансирования, принятые в подпрограмме «Автомобильные дороги» депутатами Брянской областной Думы. Однако депутаты ежегодно вносят изменения в программу, урезая финансирование, что приводит к сложности планирования развития сети автодорог и является сдерживающим фактором развития подрядных дорожно-строительных организаций области. В 2005 году была разработана Концепция модернизации и развития автомобильных дорог Брянской области на период 2006-2008годы. В Концепции предусмотрены основные направления развития отрасли, четко обозначены приоритеты.
Задачи на 2006 год
В 2006 году при участии федерального бюджета планируется обеспечить ввод в эксплуатации вновь построенных дорог общей протяженностью – 24,7 км это: в Брянском районе завершено строительство автодороги Свень-Стяжное 6,2 км , Голубея-Бересток – 4,7 км , участка автодороги Брянск-Октябрьское с подъездами к населенным пунктам Толмачево и Верный Путь, - 5,5 км , участка автодороги Журиничи-Мирный – 3 км . В текущем году будет начато строительство и введены в эксплуатацию автодороги Березовка – ж/д станция Нерусса – 5,4 км , в Суземском районе, произведена реконструкция автодороги «Брянск-Смоленск» - Никольская Слобода в Жуковском районе протяженностью 2,9км. Будет начата работа по строительству участка автодороги «Брянск-Новозыбков» - Погар – Гремяч (обход Погара) с вводом его в эксплуатацию в 2008 году.
Перспектива 2007 года
В 2007 году важно не допускать тенденции снижения объема финансирования. Необходимо ликвидировать недоремонты, снизить объемы незавершенного производства, продолжить работу по приведению в нормативное состояние сети муниципальных дорог, ликвидировать аварийные ситуации на существующих мостах и участках автодорог в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий. На реализацию поставленных задач программой «Модернизации и развития транспортной системы Брянской области» предусмотрен объем средств 1 миллиард 520 млн.руб.
7 апреля 2006 г. // ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ