Постановление администрации области от 16.05.2007 года № 349 «О мерах по обеспечению роста собираемости налога на доходы физических лиц на территории Брянской области в 2007 году» было принято в целях привлечения дополнительных поступлений в бюджетную систему области.
В 2007 году по всем видам отраслей промышленности увеличилось поступление налога на доходы физических лиц по сравнению с уровнем платежей 2006 года в среднем на 24,1%. На 1 октября 2007 года полностью погашена задолженность по зарплате на ФГУП «85-й ремонтный завод» в размере 6 875 тыс. рублей, и уплачен НДФЛ в сумме 893,8 тыс. рублей. Удалось добиться положительного сдвига и с ситуацией по ликвидации задолженности по заработной плате на ФГУП «111 военный завод». На предприятии выплачена задолженность по заработной плате в сумме 39,1 млн. рублей, перечислен НДФЛ в сумме 700 тыс. рублей. По предприятию ОАО «Литий» в четвёртом квартале 2007 года при начислении за квартал налога в сумме 538,4 тыс. рублей фактически уплачено в бюджет 1 млн. рублей.
Вместе с тем, по предприятиям, подвергнутым мониторингу, в целом объем задолженности по НДФЛ по сравнению с уровнем 2006 года возрос на 28,1 процентов. Основной прирост в ЗАО СП «Брянсксельмаш», ОАО «Машины и запчасти», ОАО «Пластик», ООО «Брасовский машзавод», ОАО «Электроаппарат»,ФГУП «Брянский электромеханический завод», ОАО «Элегант».
Общая сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц в строительном комплексе по состоянию на 1 января 2008 года составила 688 тыс.рублей, просроченная задолженность по зарплате перед работниками отсутствует. Одна из причин несвоевременной уплаты налогов — строительно-монтажные работы по объектам государственной и муниципальной собственности были выполнены за счёт собственных оборотных средств организаций.
На 1 января 2008 года по предприятиям ЖКХ и энергетического комплекса просроченная задолженность по зарплате отсутствует. На эту же дату задолженность по зарплате на сельхозпредприятиях отсутствует (год назад задолженность сохранялась на уровне 5 млн. рублей по 28-ми хозяйствам области). Однако задолженность по НДФЛ в целом по сельскохозпредприятиям за 2007 год увеличилась на 33 млн. рублей. Объем уплачиваемого НДФЛ составляет 73 % от начисленной суммы. Самые низкие показатели в таких районах как Брянский — 34% от начисленной суммы, Красногорский — 36%, Суземский — 18%, Климовский — 22%.
Среднемесячная зарплата по сельхозпредприятиям области за 2007 год составила 4 435 рублей, в том числе за декабрь — 5 482 рубля. Самый высокий уровень заработной платы в хозяйствах Брянского и Дятьковского районов (7 460 и 7 260 рублей, соответственно). На 1 января 2008 года 153 хозяйства области имели уровень заработной платы ниже прожиточного минимума. Самый низкий уровень зарплаты сложился в сельхозпредприятиях Суземского района (1 524 рубля) и Суражского (2 046 рублей).
В Управлении труда Брянской области в 2007 году работал телефон «горячей линии» для населения области по сбору сообщений и заявлений о несвоевременной выплате зарплаты, о выплате ее в конвертах, о фактах отсутствия оформления трудовых отношений. Информация о поступающих сообщениях своевременно направлялась в государственную инспекцию труда в Брянской области и прокуратуру области для принятия соответствующих мер.
Государственной инспекцией труда в Брянской области за 2007 год проведено 328 проверок по вопросам соблюдения законодательства об оплате труда, по результатам проверок предъявлено 288 предписаний об устранении выявленных нарушений в ходе проверок. Общая сумма предъявленных по требованиям выплат задержанной заработной платы за 2007 год составила 54,5 млн.рублей.
На заседаниях советов и комиссий при районных и городских администрациях были заслушаны руководители 479 организаций и 58 индивидуальных предпринимателей — работодателей, практикующих выплату заработной платы ниже прожиточного минимума, ниже среднеотраслевого уровня, а также «серые схемы» выплаты зарплаты. В результате руководителями 166 организаций и 25 индивидуальными предпринимателями повышена зарплата работникам предприятий. Руководителями 28 организаций повышена зарплата до среднеотраслевого уровня.
В 2007 году при проведении регистрации коллективных договоров организаций и трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателем — физическим лицом, муниципальными образованиями проводилась разъяснительная работа по включению в коллективные договоры, трудовые договоры позиций, предусматривающих индексацию заработной платы не менее индекса роста цен, а также выплаты её не ниже прожиточного минимума. Положительный опыт в проведении работы в данном направлении имеется в таких муниципальных образованиях как г.Брянск, Трубчевский, Унечский районы. В таких муниципальных образованиях как Жуковский, Клинцовский, Суражский районы вышеуказанная работа в данном направлении не проводилась.
В ряде муниципальных районов была организована работа по заключению соглашений с руководителями предприятий и организаций всех форм собственности, расположенными на территории районов, о доведении уровня заработной платы до прожиточного минимума, а также поэтапном повышении оплаты труда работающих. Кроме того, в отдельных районах области открыты телефоны «горячей линии», по которым граждане имели возможность сообщить о нарушениях трудового законодательства.
В целях заинтересованности руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, в увеличении зарплаты работников, а также легализации зарплаты на предприятиях области, большинством муниципальных образований приняты решения о внесении изменений в решения районных Советов народных депутатов «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». В соответствии с принятыми нормативными актами предусмотрено увеличение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в два раза для налогоплательщиков, у которых сложилась зарплата по работникам ниже прожиточного минимума. По сведениям налоговых органов, использование данного механизма эффективно помогает работникам налоговых инспекций в работе по данному направлению и способствует повышению зарплаты на малых предприятиях и организациях.
В результате комплекса принятых мер в 2007 году удалось добиться прироста доли налога на доходы физических лиц в общей сумме собственных доходов консолидированного бюджета области по сравнению с уровнем 2006 года на 3,7 процентных пункта. Так, если в 2006 году удельный вес налога на доходы физических лиц в общей сумме собственных доходов консолидированного бюджета области составлял 38,7%, то в 2007 году его доля сложилась на уровне 42,4%.
Объем поступлений в бюджеты всех уровней по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 1 января 2008г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1 210 млн. рублей, в том числе в областной бюджет — на 670 млн. рублей.
19 марта 2008 г. // Пресс-служба администрации области