Накануне на совещании, которое состоялось в Хрустальном зале областной администрации, первый вице-премьер Виктор Зубков высказал свое мнение по поводу развития мясного животноводства в стране, работе агропромышленного холдинга «Мираторг» и оценил развитие агрокомплекса Брянщины в целом.
В частности, Виктор Зубков сказал:
«Как говорило руководство компании „Мираторг“ при полной реализации проекта стадо будет доведено до 280 тыс. голов. Общая стоимость проекта — 24 млрд. рублей, в том числе 21 млрд. — это кредитная поддержка Внешэкономбанка.
Учитывая, что это проект самый крупный, самый мощный, самый современный, мы в Правительстве приняли специальное решение — распоряжение Правительства — о субсидировании процентной ставки до 2021 года включительно. Хочу отдельно отметить социальный эффект от реализации проекта. Только в производстве мяса крупного рогатого скота будет создано около трех тысяч рабочих мест. А всего, по завершении проекта — порядка 6 тысяч рабочих мест. Кроме того, предусмотрено строительство жилья для сотрудников компании и механизмы взаимодействия с малыми формами хозяйства на селе, что создает еще дополнительные рабочие места на селе.
Обращаю особое внимание на принятые руководством области меры по обеспечению проекта землей. Масштабы выделения земли очень большие — это 200 тысяч гектаров земли. Конечно, это не южные регионы, где большие объемы земельных угодий, но, тем не менее, освоение в Брянской области сразу двух сотен тысяч гектаров ранее не используемой земли — это очень важно. Есть многие участки, которые уже порядка 20-ти лет не использовались, на них выросли небольшие деревца, но компания имеет специальную технику, которая проходит по этим заросшим лесом участкам, сводит древесную массу и использует ее как удобрение. Таким образом, земли вовлекаются в сельскохозяйственный оборот. Такое отношение повышает эффективность использования земельного фонда региона, в полной мере обеспечивает целевое использование сельскохозяйственных угодий.
Хочу напомнить, что с 2005 года мы увеличили производство мяса птицы в 2,3 раза, свинины более, чем в 1,5 раза. В результате доля российской птицы в объеме потребления достигла уже 90%, а свинины почти 78%. В отличие от этих направлений уровень импорта замещения по говядине пока значительно отстает от параметра, установленного доктриной продовольственной безопасности. Надо сказать, что мы много завозим по импорту, более 700 тыс. тонн, у нас колоссальные ресурсы для того, чтобы увеличивать собственное производство мяса говядины и потребление этого вида продукта. В прошлом году ежегодное потребление мяса крупного рогатого скота составило порядка 16–17 кг на человека, и это в 1,5 ниже норм, которые определены минздравсоцразвития — они рекомендуют 25 кг. Изменение этой ситуации требует комплекса мер, связанных с насыщением внутреннего рынка отечественной говядины. Мировой опыт показывает, что удовлетворение спроса на мясо крупного рогатого скота невозможно без развития специализированного мясного скотоводства. Доля мясного скота в общем поголовье крупного рогатого скота в Европе доходит до 40–50 процентов, в Австралии — 85 процентов, в США и Канаде — до 75 процентов. У нас даже сложно сказать о величине этой доли, например, до революции у нас тоже было порядка 35–40 процентов, но потом мы как-то потеряли все эти ресурсы, хотя в России все для этого имеется — и 70 млн. гектар кормовых угодий и более 20 млн. гектаров неиспользуемой пашни.
Сложилась благоприятная ценовая коньюктура — с середины 2010 года говядина стабильно дорожает при сохранении спроса. В рамках отраслевой программы развития мясного скотоводства за 2009–2011 годы на поддержку производства мясного КРС выделено 7 млрд. рублей из федерального бюджета и 4,3 млрд. рублей из бюджетов субъектов Федерации. Идет работа по совершенствованию ветеринарного законодательства. Сейчас новая редакция закона о ветеринарии проходит общественное обсуждение. Продолжается работа по наведению порядка на потребительском рынке в интересах добросовестных поставщиков, продовольствий и покупателей. Завершается согласование поправок в закон о торговле. Вчера я проводил очередное согласование по ряду принципиальных, на мой взгляд, позиций, связанных с Законом о торговле. Но надо сказать, что на сегодня действует такая норма, когда сети могут возвращать не реализованную ими сельскохозяйственную продукцию и еще требовать от поставщика, чтобы он им заплатил деньги, то есть ту цену, за которую поставщик поставлял эту сельскохозяйственную продукцию. Но на наш взгляд, это неправильно, потому что если сети приняли продукцию, они должны так планировать свои заказы и продажу этого продукта, чтобы, по крайней мере, не было вопросов к возврату этой продукции. А ведь многие виды продукции, к сожалению, имеют свойство портиться при хранении, и ситуация с возвратом такой испортившейся продукции поставщику, за который еще он же должен заплатить деньги, на мой взгляд, абсолютно неправильна. Поэтому сейчас мы приняли ряд решений, которые позволят устранить подобные недоразумения.
Будем усиливать контроль за качеством и безопасностью животноводческой продукции, которая реализуется в рознице. Максимально благоприятные условия для развития мясного скотоводства должны создаваться и со стороны регионов. Имея колоссальные массивы неиспользованных земель, такие проекты по развитию мясного скотоводства, конечно, могут реализовываться сегодня в любом регионе. Можно так планировать структуру посевных площадей, даже и в Сибири, чтобы там производить корма, выращивать мясо, создавать добавленную стоимость, и не завозить эти продукты из дальних наших регионов или по импорту, и вовлечь для этого неиспользуемые земли сельхозназначения».
19 апреля 2012 г. // Пресс-служба администрации области