Полностью Только текст
Сегодня
среда, 1 мая 2024 г.

Погода в Брянске днём
Ясно, без осадков, +23 +25 oC
Ветер западный, 2-4 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Новости / 2004 / Сентябрь / 14 

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

КОЛЛЕГИЯ ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ

Коллегия при Губернаторе одобрила концепцию программы "повышения качества жизни населения". Она будет включать в себя три этапа. К 2006 году региональная власть предполагает добиться серьезных успехов в борьбе с безработицей, преступностью, снизить заболеваемость населения и уровень инфляции, повысить уровень образования и увеличить валовой региональный продукт.
К 2010 году достичь по качеству жизни населения среднероссийских параметров и затем сохранить условия, при которых созданный организованно-управленческий механизм будет продолжать эффективно работать.
Исполнительная власть собирается активнее развивать реальный сектор экономики, расширять так называемый средний класс, стабилизировать демографическую ситуацию в области и увеличивать продолжительность жизни брянцев.
Особое внимание будет уделяться притоку инвестиций, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Контролировать реализацию программы будет совет при Губернаторе.
По мнению руководителей области, объективно оценивать получаемые показатели позволит социологическая служба при Администрации области, которая займется мониторингом социального самочувствия людей.



Концепция программы повышения качества жизни населения Брянской области
1. Повышение качества жизни населения - основная цель социально-экономических преобразований
Статьей 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Реализация конституционного права на достойную жизнь и свободное развитие достигается путем проведения социально-экономической политики, направленной на обеспечение роста уровня жизни населения.
Именно поэтому одной из важнейших целей программы устойчивого социально-экономического развития Брянской области стало обеспечение условий для материального благополучия, духовного развития и социальной самореализации человека.
В условиях непрекращающегося спада промышленного производства, социальной напряженности в обществе, вызванной многомесячной задолженностью по выплате заработной платы, пенсий, социальных пособий, ростом безработицы восемь лет назад были обнародованы главные цели Программы устойчивого социально-экономического развития области. Было много сомнений в реальности их достижения в сложной социально-экономической ситуации.
На первом этапе, в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, было необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.
И уже в 1997 году удалось преодолеть отдельные негативные моменты. Однако ситуация в социальной сфере области резко обострилась во второй половине 1998 года в связи с разразившимся в стране финансовым кризисом, отразившимся в первую очередь на уровне жизни населения.
И тем не менее, последовательная работа органов государственной власти области и местного самоуправления, конструктивное сотрудничество с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, федеральными министерствами и ведомствами, профсоюзами, большинством партий и общественных организаций, ассоциациями промышленников и предпринимателей области позволили уже в 1999 году решить наиболее острые проблемные вопросы, а в дальнейшем обеспечить позитивную динамику развития большинства отраслей экономики и решение ряда социальных проблем.
Среди них:
• рост валового регионального продукта;
• рост промышленного производства темпами, опережающими среднероссийские;
• позитивные изменения в инвестиционной сфере;
• увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
• рост внешнеторгового оборота при значительном увеличении темпов роста экспорта товаров и снижении темпов импорта;
• восстановление реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы работающих;
• сокращение масштабов бедности;
• стабилизация ситуации на рынке труда;
• динамичное развитие потребительского рынка области.
Валовой региональный продукт за прошедшие годы, начиная с 1998 года вырос на 30,8 процента, объем в промышленности - на 67,5 процента, в сельском хозяйстве - на 3,5 процента, объем инвестиций в основной капитал - в 2,1 раза, грузооборот предприятий транспорта - на 32,7 процента, оборот розничной торговли - на 52,9 процента.
На этом устойчивом экономическом фундаменте произошли позитивные изменения в социальной сфере.
Уровень официально зарегистрированной безработицы снизился с 4,6 до 2 процентов. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась в 5,4 раза, среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения - в 5 раз. За прошедшие годы мы ввели более 1,5 миллиона квадратных метров общей площади жилья, 5,3 тысяч километров газопроводов и газифицировали более 63 тысяч квартир.
Стабилизация социально-экономической ситуации сопровождалась ростом доходов населения при одновременном осуществлении контроля со стороны администрации области за ценами на социально значимые товары и услуги, обуславливающего величину прожиточного минимума в Брянской области ниже, чем в Российской Федерации и в близлежащих регионах ЦФО.
Уровень жизни населения определяется фактическим потреблением материальных благ и услуг в сравнении с потреблением, принятым за норму, то есть представляет собой покупательную способность среднедушевых денежных доходов населения по отношению к стоимости жизни (прожиточному минимуму).
Исчисленная по единой методологии покупательная способность денежных доходов населения возросла с 0,95 ПМ в посткризисном 1999 году до 1,73 ПМ в 2003 году, то есть почти в 2 раза. Рост денежных доходов населения сопровождается снижением удельного веса лиц с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения области с 45 процентов в 1999 году до 27 процентов по итогам 2003 года.
Позитивные социально-экономические изменения благоприятно отражаются и на социально-политической и политико-управленческой ситуации в области, важнейшими характеристиками которой являются:
• стабильность;
• конструктивное взаимодействие государственной власти с формирующимися институтами гражданского общества;
• отсутствие глубоких социально-политических конфликтов, затяжных трудовых споров и социальной напряженности.
Тем не менее, более четверти населения области еще живет за чертой бедности. Остается достаточно высокой дифференциация населения по уровню доходов. Структура питания все еще далека от медицинских стандартов.
Серьезное негативное влияние на здоровье людей и экономику продолжает оказывать Чернобыльская катастрофа, в результате которой оказались загрязненными значительные территории на юго-западе области. Высок уровень заболеваемости, особенно среди детского населения.
Существенно возрос уровень фактической платности услуг здравоохранения и образования, что сделало многие их этих услуг недоступными для малообеспеченных слоев населения, не говоря уже о массовом вовлечении граждан в занятия физической культурой и спортом, развитии туристско-экскурсионных услуг, санаторно-оздоровительного лечения.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что понятие "уровень жизни" носит слишком узкий характер.
На сегодняшний день общество озабочено не столько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития. Человеческий ресурс в условиях активно идущих процессов старения населения становится самым дефицитным ресурсом.
Более широким понятием, представляющим собой степень удовлетворения потребностей и реализации интересов социального субъекта, является "качество жизни".
Качество жизни определяется социальным самочувствием населения, формируемым соответствием условий жизнедеятельности индивидуума его потребностям, интересам и ценностям.
Качество жизни людей не сводится только к уровню их жизни, хотя показатели уровня жизни существенно влияют на ощущение социальной комфортности. Качество жизни определяется показателями удовлетворения потребностей людей в конкретных социальных условиях, дополняемыми уверенностью, что им удастся сохранить свою физическую и психическую целостность, личную свободу, возможность для самореализации и творчества.
Качество жизни определяет жизнеспособность общества в материальной и духовно-культурной сферах, включающих физическое и мораль-
ное здоровье общества, гуманизацию условий труда, охрану окружающей среды, улучшение качества товаров и услуг, размер доходов, гарантии занятости, степень защищенности от насилия, возможность участвовать в управлении обществом и реализовать жизненные планы.
В настоящий момент в Брянской области сформирован и планомерно наращивается потенциал социально-экономического развития, дающий органам управления основания для определения в качестве непосредственно решаемой задачи переход от борьбы за выживание к стратегии развития.
Сегодня задачи, поставленные Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации по удвоению валового внутреннего продукта и преодолению бедности, и конкретизированные нами в Стратегии социально-экономического развития Брянской области на период до 2010 года, обязывают каждого из нас самокритично взглянуть на результаты своего труда, более настойчиво добиваться достижения поставленных целей.
По инициативе администрации области в содружестве с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академией наук в 2003 году разработана Стратегия социально-экономического развития Брянской области на период до 2010 года.
Наша задача состоит в том, чтобы достичь главной цели Стратегии социально-экономического развития области - улучшения качества жизни населения.
На достижение этой цели должны быть направлены наши действия как в материальной, так в социальной и духовной сферах.
Деятельность по улучшению качества жизни включает в себя:
• создание благоприятных условий жизнедеятельности граждан;
• формирование установки на социальную активность и мобильность;
• управление формированием разумных человеческих потребностей.
Эффективное решение проблемы улучшения качества жизни возможно только на программно-целевой основе.
Разработка программы улучшении качества жизни населения Брянской области обусловлена необходимостью создания механизма постоянного партнерства между властью, обществом, наукой и бизнесом в решении задач, которые позволят создать условия повышения качества жизни жителей области.
Эта программа должна стать механизмом реализации Стратегии социально-экономического развития области.
2. Эффективная экономика - достойная жизнь
Повышение качества жизни населения может быть обеспечено только на основе эффективной реализации региональной экономической политики. При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Речь идет не просто о высоких темпах роста и не о производстве ради производства. Темпы роста должны быть результатом успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации экономики Брянской области.
Опыт реализации семилетней программы устойчивого социально-экономического развития Брянской области в полной мере подтвердил правильность наших взглядов и действий. Только повышение темпов роста экономики, приток инвестиций, обновление производственных фондов и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции - является базой для улучшения качества жизни населения.
Экономика нашего региона не имеет сырьевой направленности и достигнутый с 1998 года прирост валового регионального продукта на 30 процентов сложился за счет успехов в обрабатывающих отраслях, в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле и общепите и в строительстве.
Исходя из достигнутых результатов, с учетом специфики экономики области в предстоящий десятилетний период мы будем решать основную задачу: обеспечение роста валового регионального продукта на уровне среднероссийского темпа, а в отдельные годы и выше его.
Главными направлениями действий администрации области в решении основной задачи в экономической сфере будут следующие:
в промышленности:
- содействие увеличению производства в обрабатывающих отраслях, в том числе: в машиностроении, пищевой, легкой и в промышленности строительных материалов;
- поддержка экспортеров, производящих машины, оборудование и любую другую продукцию с высокой степенью обработки;
в аграрном секторе:
- обеспечение внутриобластного спроса на основные виды продовольствия за счет собственного производства;
- минимизация ввоза в область недоброкачественного сырья для пищевой промышленности, а также сельхозпродукции не отвечающей требованиям стандарта;
- осуществление необходимых госзакупок сельскохозяйственной продукции местного производства;
в сфере естественных школьных монополий:
- участие, в рамках действующего законодательства, в регулировании цен в транспортной, энергетической и коммунальной сфере с целью сдерживания их необоснованного роста;
в частном предпринимательстве:
- содействие сокращению надзорной деятельности в рамках действующего законодательства;
в инвестиционной сфере:
- содействие процессу привлечения в регион инвестиций, в том числе
и иностранных;
в вопросах собственности:
- поддержка интересов добросовестных собственников предприятий с одновременной защитой интересов работающих на них;
- содействие принципу здоровой конкуренции среди товаропроизводителей;
Исходя из сложившегося потенциала роста, в каждой из отраслей сферы материального производства предстоит определить и решить наиболее приоритетные задачи.
3. Приоритеты социальной политики
Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего жилья, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.
Улучшение благосостояния населения тесно связано с темпами экономического развития региона.
С одной стороны, достижение выше сформулированных целей в сфере материального производства будет служить основой повышения уровня занятости и жизни населения с одновременным сокращением уровня бедности и позволит нам обеспечить решение программных задач улучшения качества жизни населения области в социальной и духовной сферах.
С другой стороны, обеспечение конкурентоспособности и высоких темпов развития экономики области требуют значительного повышения эффективности социальной политики, способствующей формированию развитого рынка социальных услуг, улучшению демографической ситуации, поддержанию малоимущих слоев населения и наиболее полному вовлечению в экономику трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан.
Позитивных изменений качества жизни населения можно ожидать только в том случае, если социальные приоритеты будут составлять основу экономической политики - бюджетной, налоговой, инвестиционной.
Забота органов власти о жителях области, попавших в трудную жизненную ситуацию, их защита от нищеты и бедности будет оставаться главной составляющей социальной политики. Вместе с тем, деятельность по достижению более высокого качества жизни уже не может и не должна направляться только на социальную защиту нуждающихся. Недостаточность условий для экономического самоопределения и самовыражения каждого трудоспособного человека, для предпринимательской свободы и творческой деятельности приводит к нерациональному использованию человеческого потенциала.
Социальное развитие только тогда имеет положительную динамику, когда основой социальной политики является максимальное сближение интересов государства и его граждан. Нельзя достичь высоких производственных показателей, экономя на заработной плате, социальных программах, образовании, здравоохранении
Мы ставим в качестве приоритетов:
• дальнейшее повышение уровня благосостояния и уровня оплаты труда работающих;
• стабилизацию демографической ситуации в области;
увеличение продолжительности жизни;
продолжение работы по снижению доли малоимущих слоев населения;
увеличение представительства среднего класса, то есть тех, кто за счет своего труда и доходов способен обеспечить достойное человека существование; сохранение социальной стабильности;
обеспечение устойчивого роста экономического потенциала не только за счет инвестиций, но, прежде всего, вследствие активизации человеческого фактора;
повышение уровня общественно-политического единства общества;
преодоление большинством населения чувства социальной растерянности, дискомфорта, обретение душевного благополучия и веры;
обеспечение общественного порядка и защиту прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов; развитие образования и национальной культуры.
4. Цели и задачи программы
Цель программы - формирование организационно-управленческого механизма, обеспечивающего достижение для населения Брянской области достойного качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе.
Достижение этой цели зависит от эффективности солидарных усилий органов власти, бизнеса, граждан и институтов гражданского общества.
Программа исходит из существующих реалий, которые выступают в качестве естественных ограничителей для определения программных задач.
Задачи программы:
• обеспечение устойчивых темпов экономического роста в реальном секторе экономики;
• реформирование отраслей социальной сферы, синхронизированное с ростом уровня жизни населения;
• создание условий для самореализации и всестороннего развития личности.
5. Сроки, этапы реализации программы и целевые ориентиры
Программа повышения качества жизни населения имеет долгосрочный характер и ориентирована на перспективу.
Для обеспечения управляемости процесса и контроля достигнутых результатов выделяются следующие этапы реализации программы.
I этап (2005 - 2006 гг.) - обеспечение позитивной динамики показателей, характеризующих качество жизни населения области.
II этап (2007 - 2010 гг.) - достижение среднероссийских параметров, оценка результатов и корректировка программных мероприятий.
III этап (2011 и последующие годы) - создание устойчивой макроэкономической конъюнктуры, позволяющей придать процессу улучшения качества жизни характер устойчивости и необратимости.
6. Критерии оценки качества жизни
Качество жизни есть степень удовлетворения потребностей и реализации интересов социального субъекта.
Бесконечное многообразие потребностей человека предопределяет и многообразие показателей оценки качества жизни, и существование различных систем этих показателей.
При формировании стандарта качества жизни населения Брянской области на данном этапе представляется целесообразным использовать следующие критерии оценки:
объем валового регионального продукта на душу населения; соотношение рождаемости и смертности населения; уровень заболеваемости населения; уровень инфляции; уровень безработицы;
покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной заработной платы и среднемесячного размера пенсий по отношению к прожиточному минимуму соответствующих категорий населения:
доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения; уровень преступности; уровень образования населения.
В качестве целевых ориентиров принимается достижение среднероссийских параметров к 2010 году.
7. Ресурсное обеспечение и механизм управления программой
Финансирование программы обеспечивается за счет:
• средств, направляемых на реализацию действующих в области федеральных программ;
• средств, направляемых на реализацию действующих региональных программ;
• средств, выделяемых на реализацию мероприятий, разрабатываемых в рамках основных направлений программы.
Разработка программы инициирована Губернатором области, но она не может быть реализована только им или группой управленцев. Успех программы прямо пропорционален степени включения в этот процесс самого населения. Программа предполагает стимулирование и развитие гражданских инициатив.
Управление программой встраивается в текущую работу органов государственной и муниципальной власти области и имеет вертикальную структуру. Для этого:
• при Губернаторе области создается Совет по контролю за реализацией программы повышения качества жизни населения;
• председатель Совета является координатором программы в администрации области;
• в структуре Совета образуется экспертная группа, осуществляющая анализ всей совокупности индикаторов, позволяющих оценить процесс улучшения качества жизни населения.
Объективная система показателей качества жизни населения будет подкрепляться мониторингом социального самочувствия людей, то есть регулярными социологическими обследованиями по различным направлениям в целях выявления оценки качества жизни населения самим населением.
Такая двухуровневая система оценки качества жизни станет основным инструментом анализа для принятия управленческих решений и выработки конкретных практических мер по реализации программных задач.
8. Ожидаемые эффекты
• Экономический:
- обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала области;
- смена статуса Брянщины с инвестиционной провинции на статус региона развитого инвестиционного сотрудничества;
- оздоровление внешнеторгового баланса;
- привлечение необходимых ресурсов в бюджетную систему области;
- массовое развитие малого бизнеса;
- активизация человеческого фактора экономического развития.
• Социальный:
- укрепление здоровья граждан и увеличение продолжительности жизни;
- повышение уровня рождаемости и укрепление семьи;
- улучшение жилищных условий;
- повышение образовательного уровня населения;
- улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи;
- повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда;
- существенный рост уровня жизни населения, создание и укрепление среднего класса как гаранта стабильности общества с одновременным существенном сокращением доли населения с низким уровнем доходов;
- повышение эффективности социального обслуживания и уровня социальной защищенности граждан;
- надежное и стабильное функционирование систем жизнеобеспечения;
- улучшение экологической обстановки в регионе, создание благоприятной среды обитания;
- обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и субъектов экономической деятельности от преступных посягательств, создание безопасных и спокойных условий для жизни и отдыха людей.
• Духовный:
- формирование обновленной системы человеческих ценностей;
- преодоление большинством населения чувства социальной растерянности, дискомфорта, обретение душевного благополучия и веры.
• Общественно-политический:
- повышение уровня общественно-политического единства региона:
- формирование и развитие институтов гражданского общества;
- обеспечение конструктивного взаимодействия между властью и бизнесом;
- сохранение социальной стабильности в регионе.
9. Комплекс мероприятий по реализации программных задач
9.1. Взаимодействие органов власти, других субъектов социального управления и граждан, направленное на реализацию эффективной экономической политики
• политика по обеспечению эффективного промышленного развития;
• меры, способствующие устойчивому развитию агропромышленного сектора;
• повышение инвестиционной привлекательности региона;
• определение региональных приоритетов внешнеэкономической деятельности;
• поддержка малого предпринимательства;
• развитие потребительского рынка и обеспечение защиты прав потребителей;
• совершенствование бюджетной политики;
9.2. Взаимодействие органов власти, других субъектов социального управления и граждан, направленное на реализацию приоритетов социальной политики
• комплекс мер по стабилизации демографической ситуации;
• реализация механизмов по созданию рынка доступного жилья;
• повышение качества образования, его доступности и соответствия потребностям рынка труда;
• обеспечение доступности и высокого качества медицинских услуг;
" обеспечение правовой, медицинской и социальной защиты лиц, пострадавший от аварии на Чернобыльской АЭС, реабилитация пострадавших территорий для возвращения их к нормальным условиям проживания и хозяйственной деятельности;
• обеспечение гарантий трудовой деятельности граждан;
• дальнейшее развитие социального партнерства;
• повышение социальной ответственности бизнеса;
• гарантии доходов граждан и обеспечение их устойчивого роста;
• профилактика социального неблагополучия и социальная защита населения;
• развитие социальной инфраструктуры;
• обеспечение стабильного функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства;
• улучшение жизни сельских жителей через социальное развитие села;
утверждение принципов здорового образа жизни, совершенствование патриотического, нравственного, эстетического воспитания, создание условий для духовного благополучия граждан; укрепление законности и правопорядка;
государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования;
10. Заключение
Устойчивое развитие экономики и общества возможно только на основе расширения социальной поддержки целей и действий власти. Социальная консолидация является необходимым условием и для укрепления демократических институтов, и для последовательного развития гражданского общества. В свою очередь, массовая поддержка власти может быть обеспечена только в том случае, если реальным приоритетом развития экономики станет социально значимая цель - обеспечение благополучия, безопасности и достойной жизни граждан.
Сильная социальная политика в сочетании с созданием условий для раскрепощения инициативы наиболее активной части общества должны обеспечить баланс интересов и социальную консолидацию на основе надежных социальных гарантий и уверенности в завтрашнем дне.
Качество жизни населения определяется не грандиозными проектами демонстративного характера, а долгосрочной постоянной работой во всех звеньях социально-экономической системы и в первую очередь в связанных с интеллектом, здоровьем и деловой активностью граждан.
Программа призвана стать региональной объединяющей идеей, своего рода компасом, определяющим направление социально-экономических преобразований.
14 сентября 2004 г. // ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Другие новости этого дня

Архив за
прошлыйследующий
Пн 6132027
Вт 7142128
Ср 18152229
Чт 29162330
Пт 3101724
Сб 4111825
Вс 5121926
Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100