Полностью Только текст
Сегодня
пятница, 1 июля 2022 г.

Погода в Брянске днём
Малооблачно, без осадков, +24 +26 oC
Ветер северный, 4-6 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Новости / 2009 / Май / 28 

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

Интервью Министра регионального развития РФ Виктора Басаргина

Интервью Министра регионального развития Российской Федерации Виктора Басаргина журналу «Муниципальная Россия».

Уважаемый Виктор Федорович, спасибо, что откликнулись на нашу просьбу об интервью!

— Первым делом я хотел бы поздравить Общероссийский конгресс муниципальных образований и советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации с появлением собственного официального печатного органа. Это весьма значимое событие! Необходимо отметить, что качественное информационное сопровождение в немалой степени способствовало успешному завершению этапа реформирования системы местного самоуправления.

Минрегион России поддерживает появление в Российской Федерации новой площадки для информационного взаимодействия муниципалитетов, созданной под патронажем Общероссийского конгресса муниципальных образований и готов к тесному сотрудничеству в деле развития и поддержки местного самоуправления в Российской Федерации.

— С 1 января 2009 года вступил в полную силу Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ). Каковы итоги переходного периода?

— Установление переходного периода, как показала практика, было своевременным и нужным шагом. На всех уровнях власти проделана большая подготовительная работа. Сформированы правовые и организационные основы, необходимые для деятельности органов местного самоуправления.

Состоялась территориальная организация местного самоуправления. Напомню, что до принятия Федерального закона № 131-ФЗ в Российской Федерации существовало 11 733 муниципальных образования. В результате реформирования количество муниципальных образований увеличилось более чем в два раза. В начале 2006 года законами субъектов Российской Федерации были установлены границы 24 216 муниципальных образований, на начало 2009 года их число составляет 24 035 муниципальных образований (506 округов, 1809 районов, 1746 городских и 19 738 сельских поселений, а также 236 внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург).

В отдельных субъектах Российской Федерации наблюдаются процессы совершенствования территориальной организации местного самоуправления, обусловленные тем, что в 2004—2005 годах не было принято оптимальных решений по данному вопросу.

Как правило, такие действия связаны с укрупнением поселений. Например, в Республике Башкортостан, где в начале реформы было создано около тысячи (!) сельских поселений, 251 поселение преобразовано в 114. Следует отметить, что подобные изменения не вызывают нареканий только в случае, если они вызваны объективной необходимостью, в том числе в условиях меняющейся финансово-экономической ситуации, и ни коим образом не нарушают интересов населения за счет отдаления местных властей, затруднения доступа к государственным и муниципальным услугам. Укрупнение поселений не должно принимать массовый характер и может быть связано лишь с точечной настройкой организации осуществления местного самоуправления.

В переходный период особое внимание уделялось повышению уровня квалификации кадрового состава органов местного самоуправления. По заказу Минрегиона России прошло массовое обучение глав и депутатов представительных органов всех поселений. В целом, в рамках Системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и системы поддержки и сопровождения деятельности органов местного самоуправления, разработанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 744, прошли обучение и переподготовку более 80 тысяч представителей органов местного самоуправления муниципальных образований всех типов.

На протяжении всего переходного периода готовились и направлялись во все муниципальные образования методические, справочные, разъяснительные материалы. Так, в 2008 году были подготовлены и распространены массовым тиражом в субъектах Российской Федерации такие издания как «Актуальные вопросы развития муниципальных образований», постатейные комментарии к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Минрегионом России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по вопросам местного самоуправления проводилась работа по совершенствованию федерального законодательства о местном самоуправлении. Многие острые проблемы правового регулирования организации местного самоуправления были решены в 2008 году. Приведу лишь некоторые из них, наиболее значимые. В отношении территориальной организации местного самоуправления — уточнены вопросы создания новых муниципальных образований (в том числе на межселенных территориях), определены порядок и сроки формирования органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях. Продлены до 1 января 2012 года сроки отчуждения и перепрофилирования имущества, которое на основании Федерального закона № 131-ФЗ не может находиться в муниципальной собственности, а также описания границ муниципальных образований в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Важно отметить, что указанные и иные изменения законодательства принимались с учетом мнения муниципального сообщества для чего Минрегионом России, профильным Комитетом Госдумы и Общероссийским конгрессом муниципальных образований обобщались и анализировались соответствующие предложения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и их региональных советов.

Работа по совершенствованию правовых основ деятельности органов местного самоуправления с их непосредственным участием будет продолжена. Так, одна из приоритетных задач на ближайшее время — внеси изменения в гражданское и бюджетное законодательство Российской Федерации для того, чтобы сделать реальными провозглашенные в законодательстве инструменты межмуниципального сотрудничества, применение которых в настоящее время существенно затруднено, а порой невозможно. В условиях дефицита финансовых и кадровых ресурсов именно межмуниципальное сотрудничество будет способствовать эффективному, рациональному расходованию бюджетных средств и управлению муниципальной собственностью, аккумулированию сил и средств на стратегических направлениях.

— Будет ли продолжена работа по совершенствованию разграничения полномочий между уровнями публичной власти?

— Несмотря на то, что проблемы разграничения полномочий решаются давно и системно, до настоящего времени остаются отдельные сферы общественных отношений, в которых полномочия разных уровней власти системно не разграничены. Результатом этого является безответственность и низкое качество работы органов власти.

Хотелось бы отметить, что Минрегион России продолжит работу по совершенствованию разграничения полномочий между уровнями публичной власти, основываясь на следующих концептуальных позициях.

Во-первых, полагаем недопустимым дальнейшее расширение перечней вопросов местного значения всех типов муниципальных образований до решения вопроса об обеспечении местных бюджетов необходимыми доходными источниками.

За последние пять лет количество вопросов местного значения поселений увеличилось с 27 до 37, муниципальных районов — с 20 до 30. В то же время, соответствующего перераспределения доходных источников не произошло.

При этом, на наш взгляд, представляется обоснованным расширение прав органов местного самоуправления, поскольку отдельные муниципалитеты обладают ресурсами, необходимыми для реализации тех или иных вопросов, не относящихся к собственным полномочиям органов местного самоуправления. Например, в 2008 году главным образом по инициативе местного сообщества к правам органов местного самоуправления было отнесено принятие мер по развитию туризма.

Во-вторых, считаем целесообразным предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительные возможности для субделегирования федеральных полномочий.

В-третьих, по мнению Минрегиона России, требуется ограничить практику массовой передачи полномочий поселений на уровень муниципальных районов посредством заключения соглашений.

И, наконец, в-четвертых, необходимо завершить анализ отраслевого федерального законодательства в целях выявления и устранения полномочий органов местного самоуправления, не соответствующих либо противоречащих вопросам местного значения, предусмотренным Федеральным законом № 131-ФЗ.

— Органы местного самоуправления приступают к осуществлению своих полномочий в полном объеме в условиях экономического кризиса. Как это сказывается на их работе?

— Действительно сегодня Российская Федерация оказалась перед лицом целого ряда вызовов, связанных с мировым экономическим кризисом.

Местное самоуправление — наиболее приближенный к населению, к конкретным предприятиям уровень власти. Именно на плечи органов местного самоуправления в сложившихся условиях ложится задача поддержания стабильного жизнеобеспечения городов и поселков, обеспечение взаимосвязи между бизнесом и властью, в том числе путем проведения мероприятий по мониторингу ситуации на рынке труда.

Решение вопросов по выходу из кризиса не должно негативно отражаться на населении. Публичные обязательства органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, вытекающие из федерального законодательства, должны неукоснительно выполняться. Население муниципальных образований должно в полном объеме получать услуги в области здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

В то же время именно от органов местного самоуправления зависит оперативность в деле взаимодействия власти и бизнеса, направленного на решение антикризисных задач. Экономические возможности малых и средних предприятий, доля налоговых отчислений которых составляла в ряде муниципальных образований 30 и более процентов, в результате действия кризиса, сужаются. Падает цена аренды муниципального имущества, и соответственно, уровень доходов от его использования.

В целях противодействия этим тенденциям, сформированы региональные и муниципальные антикризисные штабы и комиссии. Министерством осуществляется анализ и оценка их деятельности.

Следует отметить, что будет продолжено финансирование из федерального бюджета задач по реформированию ЖКХ, кроме того, выделяются средства на обновление автомобильного парка и дорожной техники муниципальных образований, сохраняются общие объемы финансирования инвестиционных проектов общенационального значения.

Сложная обстановка отмечается в части подготовки проектов генеральных планов в сельских поселениях по причине отсутствия в местных бюджетах средств на эти цели (утверждены генпланы 2295 из 19879 сельских поселений). В этой ситуации Минрегион России выступает с инициативой переноса сроков подготовки документов территориального планирования на 2012 год.

К сожалению, до сих пор остаются нерешенными проблемы финансового обеспечения местного самоуправления. Минрегионом России предлагаются изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, направленные на повышение уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов, в частности по закреплению возможностей применения дифференцированных налоговых нормативов, по оптимизации льгот по земельному налогу и так далее. Мы намерены в дальнейшем продолжить взаимодействие с Минфином России по вопросам перераспределения налоговых источников.

— Какие задачи стоят сегодня перед Минрегионом России в связи с завершением этапа реформирования системы местного самоуправления?

— Минрегион России планирует заниматься не только оценкой эффективности деятельности органов местного самоуправления, мониторингом социально-экономического развития муниципальных образований, но и быть координатором муниципалитетов в деле их комплексного развития, обеспечивать выражение интересов муниципальных образований, в том числе и в работе по дальнейшему совершенствованию российского законодательства.

Учитывая актуальность подготовки муниципальными образованиями документов территориального развития Минрегион России, в рамках собственной работы по формированию зон опережающего развития, готов оказывать необходимую разъяснительную, методическую и иную поддержку муниципальным образованиям.

Смещая акценты в работе на проблематику социально-экономического развития муниципальных образований Минрегион России готов прислушиваться к мнению каждого из них. Для этого мы проводим регулярные встречи с главами муниципальных образований, на сайте Министерства создан Форум муниципальных образований, который призван обеспечить оперативную обратную связь с территориями, обмен мнениями о лучшем опыте реализации полномочий.

Кстати, в рамках ежегодно проводимого Минрегионом России всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование» с этого года предполагается не только выявлять и награждать муниципалитеты-лидеры по различным сферам деятельности, но и включать их в список лучших муниципальных образований для последующих регулярных контактов в целях распространения опыта передовой практики.

Также необходимо отметить, что в ближайшее время Минрегион России планирует организовать бесплатный доступ всех желающих представителей муниципальных образований к учебно-методическим ресурсам функционирующей Системы дистанционного обучения.

Следует подчеркнуть, что в условиях переориентации местного самоуправления с этапа реформирования на этап перспективного развития значительно возрастает роль объединений муниципальных образований, прежде всего, Общероссийского конгресса муниципальных образований.

20 мая 2009 года в Министерстве регионального развития Российской Федерации состоится заседание Конгресса с участием представителей советов муниципальных образований всех субъектов Российской Федерации, а также руководителей региональных органов государственной власти, курирующих вопросы местного самоуправления.

На данном заседании планируется заключение соглашения Минрегиона России с Общероссийским конгрессом муниципальных образований, одной из основных задач которого станет организация системы сбора и распространения информации через существующие в субъектах Российской Федерации советы муниципальных образований.

Кроме того, в настоящее время Минрегионом России проводится работа по подготовке совещания с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации и руководителей муниципальных образований.

В практике взаимодействия органов местного самоуправления с государственными органами, осуществляющими надзор за соблюдением законодательства, возникает множество проблемных вопросов. По информации, поступающей из муниципалитетов, в I квартале 2009 года существенно возросло количество проводимых контрольными органами проверок. Не отрицая необходимость такой деятельности, считаю, что формы ее осуществления должны обеспечивать возможность бесперебойной работы органов местного самоуправления. В целях выработки общих подходов и будет организовано вышеупомянутое совещание.

В заключение хотел бы обратиться ко всем муниципалам. Несмотря на различные проблемы, кризисы, надо перестраивать свою работу, стараться не только эффективно решать текущие вопросы, но и думать о перспективах развития муниципальных образований.

Необходимо привлекать в местные администрации профессионалов в различных областях права, искать и использовать современные управленческие технологии, позволяющие обеспечить эффективное развитие территорий. Нужно активно обмениваться опытом с другими муниципалитетами, в том числе отрабатывать различные варианты развития межмуниципального сотрудничества.

Уважаемые коллеги, будьте более активными, более инициативными, более настойчивыми в отстаивании интересов своих муниципалитетов!

Из материалов журнала «Муниципальная Россия»
выпуск 1, май 2009 г
.

28 мая 2009 г. // Совет муниципальных образований Брянской области

Другие новости этого дня

29 мая в 11.00 в Хрустальном зале администрации области состоится заседание Координационного Совета руководителей правовых служб органов государственной власти субъектов РФ ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная».
Анонс
29 мая 2009 года в 11—00 в концертном зале Дворца детского и юношеского творчества им. Ю.А. Гагарина состоится торжественное собрание, посвященное профессиональному празднику «Дню российского предпринимателя», в рамках которого пройдет награждение победителей конкурса «Лучший предприниматель Брянской области — 2008».
Архив за
прошлыйследующий
Пн 4111825
Вт 5121926
Ср 6132027
Чт 7142128
Пт 18152229
Сб 29162330
Вс 310172431
Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100