Полностью Только текст
Сегодня
вторник, 26 сентября 2017 г.

Погода в Брянске ночью
Ясно, без осадков, +6 +8 oC
Ветер cеверо-восточный, 1-3 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
Официальный интернет-портал правовой информации
Брянская область /  

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительству Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

Схема территориального планирования

2. Мероприятия по территориальному планированию и последовательность их выполнения

 

2.8. Перечень основных факторов рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

На территории Брянской области имеют место опасности и угрозы различного характера, которые обуславливают необходимость принятия мер по защите от них населения и территорий. Планирование и реализация этих мер требуют, прежде всего, выявления этих опасностей и угроз, их характера, степени риска для конкретных территорий, что позволит сконцентрировать усилия на наиболее опасных направлениях.
В основе мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций (снижению риска их возникновения) и уменьшению возможных потерь и ущерба от них (уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций) лежат конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

  • мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
  • рациональное размещение производительных сил по территории с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращение, в возможных пределах, некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
  • предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
  • разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
  • подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • декларирование промышленной безопасности;
  • лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
  • страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
  • информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Среди опасностей природного характера на территории Брянской области наибольшую угрозу населению, объектам экономики и инфраструктуры представляют опасные геологические процессы — оползни, овражная и русловая эрозия, процессы развития карста, опасные гидрологические явления — наводнения в осенне-весенний период, опасные метеорологические явления — ураганные ветра, а также лесоторфяные пожары, особенно те, которые попадают в зону радиоактивного загрязнения.
Основные противокарстовые мероприятия включают:

  • устройство оснований зданий ниже зоны опасных карстовых проявлений;
  • заполнение карстовых полостей;
  • искусственное формирование карстовых проявлений;
  • создание искусственного водоупора и противофильтрационных завес;
  • закрепление и уплотнение грунтов;
  • водопонижение и регулирование режима подземных вод;
  • организацию поверхностного стока;
  • применение конструкций зданий и их фундаментов, рассчитанных на сохранение целостности и устойчивости при возможных деформациях основания.

Противоэрозионные и противооползневые мероприятия включают:

  • изменение рельефа и формы склона в целях повышения его устойчивости;
  • регулирование стока поверхностных вод путем соответствующей вертикальной планировки территории;
  • искусственное понижение уровня подземных вод;
  • агролесомелиорацию;
  • закрепление грунтов различными способами;
  • строительство удерживающих сооружений (подпорные стены, свайные конструкции и столбы, анкерные крепления, поддерживающие стены; контрфорсы; опояски; облицовочные стены; пломбы).

Комплекс инженерно-технических мероприятий по защите территории
от наводнений
Интенсивные мероприятия:

  • регулирование стока рек (перераспределение максимального стока между водохранилищами, переброска стока между бассейнами и внутри речного бассейна);
  • ограждение территорий дамбами (системами обвалования);
  • увеличение пропускной способности речного русла (расчистка, углубление, расширение, спрямление русла);
  • повышение отметок защищаемой территории (устройство насыпных территорий, свайных оснований, подсыпка на пойменных землях при расширении и застройке новых городских территорий);
  • некоторые специальные приемы снижения опасности наводнений.

Экстенсивные мероприятия:

  • изменение характера хозяйственной деятельности на затапливаемых территориях, контроль за хозяйственным использованием опасных зон;
  • вынос объектов с затапливаемых территорий;
  • проведение защитных работ в период паводка;
  • эвакуация населения и материальных ценностей из зон затопления;
  • ликвидация последствий наводнения.

Предупредительные мероприятия:

  • строительство защитных сооружений (плотин, дамб, обвалований);
  • реконструкция существующих защитных сооружений;
  • использование противопаводковых емкостей существующих водохранилищ с целью срезки пика половодий, паводков и других природных явлений.

Комплекс инженерно-технических мероприятий по защите территорий от затоплений и подтоплений включает:

  • искусственное повышение поверхности территорий;
  • устройство дамб обвалования;
  • регулирование стока и отвода поверхностных и подземных вод;
  • устройство дренажных систем и отдельных дренажей;
  • регулирование русел и стока рек;
  • устройство дренажных прорезей для обеспечения гидравлической связи «верховодки» и техногенного горизонта вод с подземными водами нижележащего горизонта;
  • агролесомелиорацию.

В целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии со ст. 100 Лесного кодекса):

  • организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов; обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;
  • утверждают ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
  • устанавливают порядок привлечения сил и средств для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
  • создают резерв горючесмазочных материалов на пожароопасный сезон.

Обнаружение лесных пожаров в областях с лесным фондом, загрязненным радионуклидами в результате Чернобыльской катастрофы, осуществляется с наземных пожарно-наблюдательных пунктов и при авиационном патрулировании лесов. Тушение лесных пожаров — в основном наземными силами и средствами. В Руководстве по ведению лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения от аварии на Чернобыльской АЭС от 31.03.1997 г. леса, загрязненные радионуклидами, по режиму охраны приравниваются к лесам 1 класса пожарной опасности. В зависимости от плотности загрязнения существуют особые ограничения и требования по охране лесов:

  • разная степень доступа людей и транспорта на территорию леса;
  • осуществление постоянного наблюдения;
  • создание заградительных полос;
  • запрет на использование огня на пораженной территории леса.

Особое внимание обращается на профилактику лесных пожаров:

  • разъяснительная работа с населением;
  • патрулирование дорог общего пользования и лесных дорог, открытых для проезда;
  • обнаружение загораний при их возникновении и немедленное принятие мер по их локализации и ликвидации.

Для предотвращения (уменьшения) опасности вторичного радиоактивного загрязнения в результате лесных и лесоторфяных пожаров необходимы следующие мероприятия:

  • проведение радиационного контроля лесных ресурсов;
  • сертификация лесопродукции из пораженных участков лесного фонда;
  • утилизация радиоактивных отходов.

Конкретные способы и особенности ликвидации различных видов лесных пожаров выбираются с учетом «Рекомендаций по обнаружению и тушению лесных пожаров», утвержденных Рослесхозом 17.12.1997 г.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях совместно с органами управления лесным хозяйством должны вести постоянную работу по усилению противопожарной охраны лесов, по предупреждению лесных и торфяных пожаров.
Среди опасностей техногенного характера серьезную угрозу представляют аварии на объектах нефтегазового комплекса, в том числе на объектах, занимающихся хранением и переработкой нефти и газа, аварии на предприятиях и транспорте с участием АХОВ, аварии на предприятиях по переработке сельхозпродукции и биологически-опасных объектах. Потенциальную опасность представляет, расположенный на территории области, полигон по хранению химического оружия. К опасностям техногенного характера относится радиационное заражение территории области в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
В техногенной сфере работа по предупреждению аварий должна вестись на конкретных объектах и производствах. Для этого используются общие научные, инженерно-конструкторские, технологические меры, служащие методической базой для предотвращения аварий. Такими мерами являются: совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования и эксплуатационной надежности систем, своевременное обновление основных фондов, применение качественной конструкторской и технологической документации, высококачественного сырья, материалов, комплектующих изделий, использование квалифицированного персонала, создание и использование эффективных систем технологического контроля и технической диагностики, безаварийной остановки производства, локализации и подавления аварийных ситуаций и многое другое.
В генеральных планах городских округов, городских и сельских поселений для всех потенциально опасных объектов необходимо указывать размер санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03, а также границы СЗЗ переменного размера (при наличии постановлений Роспотребнадзора).
Мероприятия по созданию фонда защитных сооружений для защиты населения от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий предусматривают проектирование и строительство ЗС ГО в соответствии со СНиП 2.01.51–90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14.10.2004 № 1327-р в рамках создания Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) по согласованию с органами местного самоуправления и организациями необходимо организовывать обеспечение граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, а также определить порядок размещения этих средств и распространения соответствующей информации.
На объектах экономики, использующих аварийно химически опасные вещества, должны быть предусмотрены следующие мероприятия:

  • постоянный контроль за содержанием АХОВ в помещениях с помощью автоматических газоанализаторов;
  • содержание в исправном состоянии оборудования, контрольно-измерительных приборов, средств автоматизации, трубопроводов и складов АХОВ;
  • строгое выполнение графика планово-предупредительного ремонта химического оборудования и транспортных средств на объекте;
  • хранение запасов АХОВ в объемах, не превышающих производственной потребности;
  • хранение АХОВ в емкостях специальной конструкции, со сливными ямами, заполненными нейтрализующими веществами;
  • наличие пустых резервных емкостей для перекачки в них АХОВ в случае аварии;
  • оборудование системы водной нейтрализации хлора, путем постановки водной завесы;
  • надежная охрана хранилищ с АХОВ;
  • обеспечение рабочей смены противогазами (для хлора с коробками «В» и «КД» или изолирующими противогазами ИП-4, ИП-46, ИП-46 М);
  • создание локальных систем оповещения на химически опасных объектах;
  • осуществление жесткого контроля за соблюдением технологических норм при работе со АХОВ;
  • создание, обеспечение необходимой техникой и имуществом, поддержание в постоянной готовности аварийно-спасательных формирований;
  • четкое планирование эвакуации населения из зоны возможного заражения;
  • организация взаимодействия сил и средств, обеспечивающих предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах;
  • переход на бесхлорное производство.

На взрывопожароопасных объектах экономики необходимо осуществлять:

  • строительство и ремонт пожарных водоемов, пирсов и подъездов к ним;
  • установку систем пожарной сигнализации;
  • монтаж автоматических установок пожаротушения;
  • обеспечение исправности электропроводки и электрооборудования;
  • соблюдение технологических норм перевозки и хранения взрывчатых веществ и проведения взрывных работ;
  • профилактическую работу среди населения;
  • поддержание в готовности противопожарных формирований.
  • проведение профилактических работ по проверке состояния технологического оборудования;
  • проведение тренировок персонала по предупреждению аварий и травматизма;
  • выполнение условий промышленной безопасности объектов в соответствии с предписаниями органов Ростехнадзора;
  • проведение обследований (дефектоскопия) трубопроводов.

Перечень мероприятий по предупреждению (снижению) последствий, защите населения, сельскохозяйственных животных и растений в зоне радиационно опасного объекта (в 30-тикилометровой зоне от Смоленской АЭС):

  • подготовка формирований для разведки зоны радиоактивного загрязнения;
  • создание системы территориального радиационного контроля;
  • создание запасов дезактивирующих веществ.

Перечень мероприятий по предупреждению (снижению) последствий, в зонах химически опасных объектов и объекта хранения химического оружия:

  • подготовка формирований;
  • подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях дежурно-диспетчерских служб, персонала объектов и населения;
  • создание запасов дегазирующих веществ;
  • создание локальных систем оповещения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 г. № 510 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 305 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» установлен окончательный срок уничтожения химического оружия — 29 апреля 2012 г.
Выполнение программы осуществляется в 4 этапа:

  • 1 этап-уничтожение 1% запасов химического оружия к 29.04.2003 г. (этап выполнен);
  • 2 этап-уничтожение 20% запасов химического оружия к 29.04.2007 г.;
  • 3 этап-уничтожение 45% запасов химического оружия в 2009 г.;
  • 4 этап-завершение уничтожения оставшихся запасов химического оружия к 2012 г.

С целью выполнения Программы в регионах хранения химического оружия предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию 7 объектов по уничтожению химического оружия (ОУХО), что позволит ликвидировать все российские запасы отравляющих веществ в установленные сроки. Программа химического разоружения предусматривает: обеспечение безопасности хранения и уничтожения ХО; создание государственной системы охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при хранении и уничтожении ХО; охрану здоровья персонала объектов хранения и уничтожения ХО, а также граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий; развитие социальной инфраструктуры в районах уничтожения ХО.
Уничтожение или утилизацию продуктов детоксикации фосфорорганических отравляющих веществ планируется проводить на объектах уничтожения ХО или на предприятиях химической промышленности.
Мероприятия по предупреждению (снижению) последствий, защите населения, сельскохозяйственных животных и растений при авариях на нефтепроводах:
Система предупредительно-профилактических мер, осуществляемая ОАОМН «Дружба», позволила избежать в течение последних лет возникновения чрезвычайных ситуаций на территории области.
1) Для внутритрубной диагностики используются новейшие научные технологии.
2) В плановом порядке производятся инженерно-технические мероприятия.
3) Для снижения масштабов чрезвычайных ситуаций на водных переходах через реки проложены дополнительные резервные нитки.
4) На каждом аварийно-восстановительном пункте имеется комплект средств для сбора нефти с водных поверхностей и грунта.
В соответствии со ст. 76 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» размещение подразделений пожарной охраны должно осуществляться с учетом, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях — 20 минут.
Выделение земельных участков для размещения объектов пожарной охраны осуществляется в рамках градостроительной документации муниципального уровня (в генеральных планах муниципальных поселений и отдельных населенных пунктов) в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01–89*, «Нормы проектирования объектов пожарной охраны» (НПБ 101–95), № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
На соответствующей схеме (Материалы по обоснованию проекта, т.2) показаны существующие объекты пожарной охраны, а также местоположение планируемых к размещению объектов пожарной охраны в соответствии с требованиями № 123-ФЗ. Перечни населенных пунктов Брянской области, находящихся за пределами нормативного времени прибытия пожарных подразделений, а также населённых пунктов, где необходимо создание пожарных депо представлены в Приложении (таблицы 6.10, 6.11)8 .
Мероприятия должны осуществляться единым комплексом в течение всего расчетного срока Схемы территориального планирования.
Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий представлены на соответствующей схеме.

Перечень использованных нормативных документов

1) ГОСТ Р 22.0.01–94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.
2) ГОСТ Р 22.0.02–94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.
3) ГОСТ Р 22.0.03–95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
4) ГОСТ Р 22.0.05–94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
5) ГОСТ Р 22.0.06–95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий.
6) ГОСТ Р 22.0.07–95. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров.
7) ГОСТ Р 22.0.11–99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения.
8) ГОСТ Р 22.1.06–99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования.
9) ГОСТ Р 22.1.07–99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов. Общие требования.
10) ГОСТ Р 22.1.08–99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных гидрологических явлений и процессов. Общие требования.
11) СНиП 2.06.15–85. Инженерная защита территории от затопления и подтопления.
12) СНиП 2.01.15–90. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования.

8 В соответствии с письмом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области №6761-4-1 от 19.08.2009 г..


Департамент строительства и архитектуры Брянской области
2.8. Перечень основных
факторов рисков
возникновения
чрезвычайных ситуаций
природного и
техногенного характера
Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100