Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Анализ нормативно-правовой базы в сфере градостроительного проектирования
Нормативная правовая база в области градостроительной деятельности состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых и нормативных актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Основополагающими документами в области градостроительства являются Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ и Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также нормативные правовые акты, принятые на их основе.
27 декабря 2002 года был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». До вступления в силу данного закона существовала практика технического регулирования в строительстве, в том числе градостроительстве, базировавшаяся на системе нормативно-правовых, а также федеральных, ведомственных и региональных нормативно-технических документов (ГОСТы, СНиПы, СП, РДС, МДС и др.). Основные положения Федерального закона «О техническом регулировании» направлены на установление соответствия национальной системы технического регулирования международным нормам, ограничение государственного регулирования и концентрацию его на вопросах, связанных с безопасностью. Федеральный закон «О техническом регулировании» внес принципиальные изменения в существующую систему технического регулирования, в результате которых ее нормативно-техническую основу должны составлять технические регламенты, а существующие нормативные документы (ГОСТы, СНиПы, СП, РДС, МДС и др.) были переведены в категорию рекомендательных и применяющихся на добровольной основе. Таким образом, на переходный период до вступления в силу соответствующих технических регламентов использование существующих нормативных документов было допустимо лишь в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Учитывая, что вышеназванные нормативные документы оказались вне правового поля, в них невозможно было внести изменения и/или дополнения, также оказалось невозможным ввести в действие новые СНиПы, не смотря на содержание в них обязательных требований по безопасности зданий, строений и сооружений.
На сегодняшний момент в области градостроительства действую лишь три технических регламента: Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
Федеральным законом от 01.05.2007 г. № 65-ФЗ в Федеральный закон «О техническом регулировании» были внесены поправки, которыми к документам, регулирующим отношения в области проектирования (включая изыскания), отнесены своды правил — документы в области стандартизации, в которых содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания) и которые применяются на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов).
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании» технические регламенты устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), то есть требования к характеристикам данных объектов, а не к техническим или конструктивным решениям, позволяющим выполнять обязательные требования безопасности. Набор требований к решениям, позволяющим выполнять обязательные требования безопасности (а именно: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности), содержится в документах в области стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, к которым отнесены национальные стандарты (в том числе ГОСТы) и своды правил (в том числе СНиПы, СП, РДС, МДС и др.).
Следом за законом «О техническом регулировании» был принят новый Градостроительный кодекс Российской Федерации (от 29.12.2004 № 190-ФЗ), который совместно с другими федеральными законами регулирует деятельность по организации и развитию территорий, осуществляемую в частности, в виде территориального планирования. Согласно Градостроительному кодексу невозможно осуществлять подготовку и принимать решения об утверждении документов территориального планирования без технических регламентов, которые на сегодняшний день введены в действие не в полном объеме.
Однако следует отметить, что пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» гласит, что до вступления в действие технических регламентов по организации территории проверка соответствия проектов документов территориального планирования (и соответственно их подготовка) требованиям законодательства, нормативным техническим документам проводится в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Градостроительным кодексом в нормативную базу также были введены новые документы субъектов Российской Федерации — региональные и местные нормативы градостроительного проектирования.
Таким образом, вся совокупность обязательных к выполнению требований, обусловленных соблюдением мер безопасности при градостроительном проектировании, будет содержаться в технических регламентах, принимаемых посредством нормативных актов федерального уровня, а за пределами технических регламентов содержится оставшаяся нормативно-техническая база, в том числе и региональные и местные нормативы градостроительного проектирования. Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования разрабатываются на основе федерального и регионального законодательства, федеральных и отраслевых нормативно-технических документов Системы нормативных документов в строительстве (градостроительстве), действующих в части требований Федерального закона «О техническом регулировании» с учетом природно-климатических, геологических, социально-демографических, национальных, историко-культур-ных и других особенностей городских округов и поселений субъекта Российской Федерации (Брянской области).
При этом следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «О техническом регулировании» и Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть данные документы служат основанием для разработки нормативов градостроительного проектирования.
В данный перечень входят 8 национальных стандартов (ГОСТ) и 83 наименования Сводов правил (СНиП) или их частей, в том числе СНиП 2.07.01–89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (разделы 1–5, 6 (пункты 6.1–6.41, таблица 10*), 7–9, приложение 2).
С 20 мая 2011 года приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 28.12.2010 № 820 введена в действие и зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) актуализированная редакция СНиП 2.07.01–89*, которая в настоящее время отнесена к своду правил — СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Вместе с СП 42.13330.2011 с 20 мая 2011 года введены в действие ряд актуализированных редакций нормативно-технических документов, регламентирующих градостроительную (строительную) деятельность.
В соответствии с требованиями статьи 24 Градостроительного кодекса и Технического задания на выполнение научно-исследовательских работ по разработке проекта «Региональные нормативы градостроительного проектирования Брянской области», являющегося неотъемлемой частью Государственного контракта от 27.09.2011 № 1 (приложение № 1), выполнение данной работы основано на использовании федеральных нормативных правовых актов, нормативно-технических документов и нормативных правовых актов Брянской области, регулирующих вопросы градостроительной деятельности.
1.2. Нормативные ссылки
1.2.1. Полный перечень законодательных и нормативных документов Российской Федерации, нормативных правовых актов Брянской области, используемых при разработке нормативов, приведен в справочном приложении 1.
1.3. Цели и задачи
1.3.1 Целью подготовки нормативов градостроительного проектирования Брянской области является установление региональных минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории) для устойчивого развития территории, обеспечение ее пространственного развития, соответствующего качеству жизни населения, предусмотренному стратегией социально-экономического развития Брянской области до 2025 года, предупреждения и устранения негативного воздействия факторов среды обитания на население, безопасности функционирования формируемой среды, а также устойчивости в чрезвычайных ситуациях.
1.3.2. Основными задачами разработки нормативов являются:
установление минимального набора показателей, расчет которых необходим при разработке документов территориального планирования (схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений, городских округов) и документации по планировке территории;
распределение используемых при проектировании показателей на группы по видам документов территориального планирования и документации по планировке территории;
распределение используемых при проектировании показателей на группы в зависимости от типа муниципального образования;
обеспечение оценки качества градостроительной документации в плане соответствия ее решений целям повышения качества жизни населения;
обеспечение постоянного контроля соответствия проектных решений документов территориального планирования и документации по планировке территории изменяющимся социально-экономическим условиям в регионе.
1.4. Область применения
1.4.1. Настоящие нормативы применяются при подготовке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации документов территориального планирования муниципальных образований (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений) с учетом перспективы их развития, документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков), а также используются для принятия решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, осуществляющими контроль за градостроительной (строительной) деятельностью на территории Брянской области, физическими и юридическими лицами, а также судебными органами, как основание для разрешения споров по вопросам градостроительного проектирования.
1.4.2. Нормативы разработаны в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности Российской Федерации и Брянской области, технических регламентов, нормативных документов, регулирующих градостроительство, на основании статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, социальных, национальных, территориальных, расселенческих и других особенностей Брянской области, а также с учетом особенностей городских округов и поселений для осуществления градостроительного проектирования на территории области.
Особенности населенных пунктов Брянской области характеризуются типом населенного пункта (городской или сельский населенный пункт), статусом населенного пункта в соответствии с законодательством Брянской области (городской округ, городское поселение, сельское поселение), численностью населения и ролью в системе расселения (административный центр области, муниципального района, городского или сельского поселения, уровень центра обслуживания, размещение в системе расселения), уровнем урбанизации (интенсивным, умеренным, незначительным), уровнем экономического развития (полюса роста, зоны экономической активности, приоритетные инвестиционные проекты зон), формированием историко-культурного каркаса, зонами с особыми условиями использования территории, формированием природно-экологического каркаса и другими особенностями.
1.4.3. Структура (содержание) нормативов соответствует видам функциональных зон, определенных в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Показатели, содержащиеся в нормативах, относятся одновременно к нескольким видам градостроительной документации. Применение показателей для подготовки документов территориального планирования (схем территориального района муниципальных районов, генеральных планов поселений, городских округов) и документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) следует осуществлять в соответствии с приложением 27 настоящих нормативов.
1.5. Термины и определения
1.5.1. Основные термины и определения, используемые в настоящих нормативах, приведены в справочном приложении 2.
1.6. Общая организация и зонирование территории городских округов и поселений Брянской области
1.6.1. Пространственная организация территории Брянской области осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Брянской области от 05.06.1997 № 13-З «Об административно-территориальном устройстве Брянской области», Законом Брянской области от 09.03.2005 № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области.
1.6.2. Территория Брянской области общей площадью 34,9 тыс. км2, как субъект Российской Федерации, делится на 289 муниципальных образования, в том числе: 6 городских округов, 27 муниципальных районов, в границах которых расположены 30 городских и 226 сельских поселений.
1.6.3. Брянская область граничит с двумя государствами и четырьмя субъектами Российской Федерации: на западе — с Республикой Беларусь (Гомельской и Могилевской областями), на юге и юго-западе — с Украиной (Черниговской и Сумской областями), на севере — со Смоленской, на северо-востоке — с Калужской, на востоке — с Орловской, на юго-востоке с Курской областями.
Транспортно-географическое положение области: нахождение территории области на транзитных направлениях европейской части России «Север — Юг» (Панъевропейский транспортный коридор № 9) и коридор «Запад — Восток» предопределило высокий транспортный потенциал проектируемой территории. Сложившийся в области транспортный комплекс, объединяющий железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт, играет важную роль в осуществлении международных (Украина, Белоруссия, Западная Европа), межрегиональных и внутрирегиональных грузовых и пассажирских связей.
1.6.4. При подготовке документов территориального планирования городских округов и поселений и определении перспектив их развития необходимо исходить из демографических, совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения укрепления сложившейся системы расселения путем формирования внутриобластного расселенческого каркаса, устойчивого развития территории, улучшения условий жизнедеятельности населения, экономического развития инженерной, транспортной, производственной и социальной инфраструктуры, сохранения историко-культурно и природного наследия с учетом охраны среды жизнедеятельности для существующего и будущих поколений. При этом следует:
учитывать административный статус городских округов и поселений, роль в системе расселения, роль в системе формируемых центров обслуживания (регионального, межрайонного, районного и местного уровня), их историко-культурное значение, прогнозируемую численность населения, экономическую базу и другие местные особенности, в том числе воздействие опасных геологических и гидрологических процессов и наличие на западе и юго-западе области радиационно-загрязненных территорий ряда районов, обусловленных аварией на ЧАЭС в 1986 году;
исходить из комплексной оценки и функционального зонирования территории городских округов, городских поселений и пригородных зон, их рационального использования, имеющихся ресурсов (природных, минерально-сырьевых, водных, энергетических, транспортных, рекреационных, трудовых), прогнозов изменения состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и здоровья населения, прогнозов с учетом зон с особыми условиями использования территории, развития социально-демографической ситуации и экономической базы региона;
определять рациональные пути развития городских округов и поселений с выделением первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и экологических проблем, в том числе учитывать интегральную оценку территорий Брянской области, по условиям инженерно-строительного районирования (благоприятные, ограниченно благоприятные, неблагоприятные, не подлежащие градостроительному освоению), по выделению и развитию многофункциональных территориально-планировочных систем (ТПС) и формированию в них зон опережающего развития федерального и регионального уровня с соответствующими полюсами роста в составе, а также зон регионального развития (особые экономические зоны, многофункциональные парки, крупные индустриальные площадки (парки), агропромышленные парки, технопарки, логистические парки, мультимодальные логистические транспортно-распределительные центры и транспортно-логистические комплексы, другие территории с особым режимом хозяйствования).
1.6.5. С учетом показателей демографической ситуации Брянской области, приведенных в таблице 1, проектная численность населения для расчетных показателей принимается:
по состоянию на 1 января 2010 года — 1 292,1 тыс. чел.;
на среднесрочную перспективу (2020 год) — 1 270,5 тыс. чел.;
на долгосрочную перспективу (2030 год) — 1 295,9 тыс. чел.
Таблица 1
Наименование |
Численность населения по годам (на 1 января) |
фактическая |
перспективная |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2020 |
2030 |
Численность населения, тыс. чел. |
1 331,4 |
1 317,6 |
1 308,5 |
1 299,7 |
1 292,1 |
1 270,5 |
1 295,9 |
в том числе: городское, тыс. чел. |
906,6 |
900,2 |
895,7 |
891,3 |
886,7 |
883,0 |
904,2 |
сельское, тыс. чел. |
424,8 |
417,4 |
412,8 |
408,4 |
405,4 |
387,5 |
391,7 |
Изменение численности населения, тыс. чел. |
- 15,2 |
- 13,8 |
- 9,1 |
- 8,8 |
- 7,6 |
- 21,6 - 2,2 * |
+ 25,4 + 2,5* |
Коэффициент естественного движения населения, на 1000 чел. |
- 10,8 |
- 9,5 |
- 7,6 |
- 6,8 |
- 5,8 |
|
|
Коэффициент миграционного движения населения, на 1000 чел. |
- 0,5 |
- 0,9 |
+ 0,7 |
+ 0,05 |
+ 0,01 |
|
|
* - показатели в среднем за год
Примечание: Проектная численность населения рассчитана на основании статистических и демографических данных по Брянской области с учетом Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 20.06.2008 № 604, и Схемы территориального планирования Брянской области, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 14.06.2011 № 528.
1.6.6. Городские и сельские населенные пункты в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Группы |
Население (тысяч человек) |
городские населенные пункты |
сельские населенные пункты |
Крупнейшие |
Свыше 1000 |
|
Крупные |
Свыше 500 до 1000 |
Свыше 5 |
Свыше 250 до 500 |
Свыше 3 до 5 |
Большие |
Свыше 100 до 250 |
Свыше 1 до 3 |
Средние |
Свыше 50 до 100 |
Свыше 0,2 до 1 |
Малые |
Свыше 20 до 50 |
Свыше 0,05 до 0,2 |
Свыше 10 до 20 |
До 0,05 |
До 10 |
|
Примечание:
1. Городские населенные пункты — город, поселок.
2. Сельские населенные пункты — село, поселок, деревня, хутор, железнодорожная станция, железнодорожный разъезд.
3. Курсивом в таблице 2 выделены группы городских и сельских населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области.
1.6.7. При подготовке документов территориального планирования городских округов и поселений Брянской области следует учитывать определенные зоны системы расселения, характеризующиеся различной интенсивностью урбанизации. При этом устанавливаются следующие зоны:
зона, А — зона интенсивной урбанизации, в которую входят областной центр — городской округ, по численности населения относящийся к группе крупных (250–500 тыс. чел.) — город Брянск; городской округ, по численности населения относящийся к группе средних (50–100 тыс. чел.) — город Клинцы и зоны их влияния;
зона Б — зона умеренной урбанизации, в которую входят городские округа и городские поселения, по численности населения относящиеся к группе малых (до 50 тыс. чел.); сельские населенные пункты, являющиеся административными центрами муниципальных районов, и зоны их влияния;
зона В — зона незначительной урбанизации, в которую входит остальная территория, на которой расположены сельские поселения.
1.6.8. Типологическая характеристика городских округов и городских поселений Брянской области по численности населения, по их значению в системе расселения и другим характеристикам, а также типология территориально-планировочных систем (ТПС) по зонам экономической активности, по развитию промышленных центров, по сети связующих их магистралей и другим характеристикам, приведена в приложении 3 настоящих нормативов.
1.6.9. Историко-культурное значение населенных пунктов определяется как количеством объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и их статусом (федерального или регионального значения).
Историко-культурный потенциал Брянской области приведен в приложении 4 настоящих нормативов.
1.6.10. С учетом преимущественного функционального использования территории городских округов и поселений могут разделяться на следующие функциональные зоны:
жилые;
общественно-деловые;
производственные;
смешанные (жилой, общественно-деловой и производственной застройки);
инженерной инфраструктуры;
транспортной инфраструктуры;
сельскохозяйственного использования;
рекреационного назначения;
особо охраняемых территорий;
специального назначения;
размещения военных и иных режимных объектов, в том числе пограничные зоны;
иные виды зон.
1.6.11. При подготовке документов территориального планирования нормативы распределения функциональных зон с отображением параметров их планируемого развития рекомендуется принимать по таблице 3.
Таблица 3
Виды функциональных зон |
Распределение территорий по функциональным зонам, % |
городских округов и городских поселений |
сельских поселений |
Жилые |
20,0 |
8,0 |
Общественно-деловые |
6,0 |
3,0 |
Рекреационные |
28,0 |
17,0 |
Производственные |
11,5 |
7,0 |
Инженерной и транспортной инфраструктур |
4,0 |
2,0 |
Сельскохозяйственного использования, в том числе предназначенные для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства |
8,0 |
47,0 |
Особо охраняемых территорий |
2,0 |
4,5 |
Специального назначения |
0,1 |
0,1 |
Обороны и безопасности, в том числе размещения военных и иных режимных объектов, пограничные |
7,0 |
1,0 |
Иные виды зон или территории, не вовлеченные в градостроительное освоение |
13,4 |
10,4 |
ИТОГО: |
100,0 |
100, |
Примечание: Нормативы распределения функциональных зон с отображением параметров их планируемого развития в гектарах, в том числе в га / 1000 чел., в соответствии с требованиями статьи 19 и статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяются на стадии подготовки документов территориального планирования (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений).
Территория каждой функциональной зоны определяется в документах территориального планирования конкретного муниципального образования в зависимости от площади его территории на основе рекомендуемых нормативов распределения функциональных зон, приведенных в таблице 3 настоящих нормативов с учетом особенностей данного муниципального образования.
1.6.12. Планировочную структуру городских округов и поселений Брянской области следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
1.6.13. При планировании развития территории устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе лесопарковые зоны, зеленые зоны, зоны повышенной радиационной опасности, территории, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В исторических поселениях (города Брянск, Клинцы, Дятьково, Карачев, Мглин, Новозыбков, Почеп, Севск, Стародуб, Трубчевск; села Вщиж, Овстуг, Красный Рог) следует выделять зоны (районы) исторической застройки.
1.6.14. Санитарно-защитные зоны производственных и иных объектов, выполняющие средозащитные функции, включаются в состав тех функциональных зон, в которых размещаются эти объекты. Допустимый режим использования и застройки санитарно-защитных зон следует принимать в соответствии с требованиями раздела «Производственные зоны» (подраздел «Санитарно-защитные зоны») настоящих нормативов.
1.6.15. В районах, подверженных воздействию опасных факторов природного и техногенного характера, при функциональном зонировании территории городских округов и поселений необходимо учитывать требования, приведенные в разделе «Защита населения и территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» настоящих нормативов.
1.6.16. В районах, подверженных радиационному загрязнению территорий городских округов и поселений, при функциональном зонировании необходимо учитывать возможность поэтапного изменения режима использования этих территорий после проведения необходимых мероприятий по дезактивации почвы и объектов недвижимости в соответствии с требованиями раздела «Охрана окружающей среды» (подраздел «Радиационная безопасность») настоящих нормативов.
1.6.17. В крупном городском округе (Брянск) необходимо предусматривать комплексное использование подземного пространства для размещения в нем сооружений для хранения автотранспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений, сооружений инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.
Размещение объектов в подземном пространстве допускается во всех функциональных зонах при соблюдении санитарно-гигиенических, экологических и противопожарных требований, предъявляемых к данным объектам.
1.6.18. При градостроительном зонировании в границах функциональных зон устанавливаются территориальные зоны и подзоны. Состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются правилами землепользования и застройки городских округов и поселений Брянской области с учетом ограничений, установленных федеральными, региональными нормативными правовыми актами, а также настоящими нормативами.
1.6.19. Границы функциональных и территориальных зон могут устанавливаться по:
линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
красным линиям;
границам земельных участков;
границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
границам муниципальных образований;
естественным границам природных объектов;
иным границам.
Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами функциональных и территориальных зон.
1.6.20. Границы улично-дорожной сети населенных пунктов обозначены красными линиями, которые отделяют эти территории от других зон.
Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается.
1.6.21. Для коммуникаций и сооружений внешнего транспорта (водного, воздушного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного) устанавливаются границы полос отвода, санитарные разрывы, санитарные полосы отчуждения. Режим использования территорий в пределах полос отвода, санитарных разрывов определяется федеральным законодательством, настоящими нормативами и согласовывается с соответствующими организациями. Указанные территории должны обеспечивать безопасность функционирования транспортных коммуникаций и объектов, уменьшение негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
1.6.22. Для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктуры, границ прилегающих зон, а также границ внутриквартальных участков.
1.6.23. При составлении баланса существующего и проектного использования территорий городских округов, поселений, а также населенных пунктов в их составе необходимо принимать функциональное зонирование, установленное в п. 1.6.10 настоящих нормативов.
В составе баланса существующего и проектного использования земель необходимо выделять земли государственной собственности (федерального и регионального значения), муниципальной собственности, частной собственности, земли, на которые собственность не разграничена в соответствии с данными соответствующих кадастров.
Функциональное зонирование и примерная форма баланса территории в границах городских округов и поселений, а также населенных пунктов, входящих в их состав приведены в рекомендуемом приложении 5 настоящих нормативов.
1.6.24. Рекомендуемый перечень объектов капитального строительства местного значения для различных типов муниципальных образований на территории Брянской области, границы земельных участков и зоны планируемого размещения которых отображаются в документах территориального планирования муниципальных образований (схемах территориального планирования муниципальных районов, генеральных планах городских округов, поселений) приведен в приложении 6 настоящих нормативов.
В документах территориального планирования муниципальных образований отображаются границы земельных участков, на которых располагаются объекты, предназначенные для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, или зоны планируемого размещения этих объектов.
1.7. Пригородные зоны
1.7.1. В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за границами городов, составляющие с ними единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
1.7.2. Границы и правовой режим пригородных зон, в том числе функциональных зон, установленных в пределах пригородных зон, определяются в соответствии с законодательством Брянской области.
1.7.3. В пригородных зонах выделяются:
резервные земли для развития города;
территории зон сельскохозяйственного производства;
территории зон отдыха населения.
Резервные территории
1.7.4. Потребность в резервных территориях определяется на срок до 20 лет с учетом перспектив развития городских округов и городских поселений, определенных документами территориального планирования (схемами территориального планирования, генеральными планами городских округов, городских поселений).
1.7.5. После утверждения границ резервных территорий они приобретают статус территорий с особым режимом землепользования и не подлежат застройке капитальными зданиями и сооружениями до их использования по целевому назначению в соответствии с генеральным планом.
Включение земель в состав резервных территорий не влечет изменения формы собственности указанных земель до их поэтапного изъятия на основании генерального плана в целях освоения под различные виды городского строительства в интересах населения.
1.7.6. Участки садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан следует размещать с учетом перспективного развития городских округов и поселений за пределами резервных территорий, предусматриваемых для индивидуального жилищного строительства, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания, как правило, не более 1,5 ч, а для крупного городского округа (Брянск) — не более 2 ч.
Территории зон сельскохозяйственного производства
1.7.7. Проектирование зон сельскохозяйственного производства следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела «Зоны сельскохозяйственного использования» настоящих нормативов.
Территории зон отдыха населения
1.7.8. Проектирование территорий зон отдыха населения следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела «Рекреационные зоны» настоящих нормативов.