Полностью Только текст
Сегодня
суббота, 20 апреля 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Облачно, без осадков, +3 +5 oC
Ветер южный, 0-2 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Градостроительная деятельность /  

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

3. ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВЫЕ ЗОНЫ

3.1. Общие требования

3.1.1. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, объектов делового, финансового назначения, стоянок автомобильного транспорта, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В общественно-деловых зонах могут также размещаться жилые дома, гостиницы, подземные и многоэтажные автостоянки.

3.1.2. В перечень объектов, разрешенных для размещения в общественно-деловой зоне, могут включаться:

многоквартирные жилые дома преимущественно с учреждениями обслуживания;

закрытые и открытые автостоянки;

коммунальные и производственные объекты, осуществляющие обслуживание населения, площадью не более 200 м2, встроенные или занимающие часть здания без производственной территории, экологически безопасные;

объекты индустрии развлечений при отсутствии ограничений на их размещение, установленных органами местного самоуправления;

другие объекты в соответствии с требованиями п. 3.1.4 настоящих нормативов.

На территории общественно-деловых зон могут проектироваться научно-производствен-ные учреждения, включающие объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон размером более 50 м, железнодорожных путей, а также по площади не превышающие 5 га.

3.1.3. По типу застройки и составу размещаемых объектов общественно-деловые зоны городских округов и поселений подразделяются на многофункциональные зоны (в том числе опорный общеобластной центр, общегородские, межрайонные, подцентры первого и второго уровней и районные) и зоны специализированной общественной застройки.

3.1.4. В многофункциональных зонах, предназначенных для формирования системы общественных центров с наиболее широким составом функций, высокой плотностью застройки при минимальных размерах земельных участков, преимущественно проектируются предприятия торговли и общественного питания, учреждения управления, бизнеса, науки, культуры и другие объекты городского и районного значения, жилые здания с необходимыми учреждениями обслуживания, а также места приложения труда и другие объекты, не требующие больших земельных участков (как правило, не более 1,0 га) и устройства санитарно-защитных разрывов шириной более 25 м.

3.1.5. Зоны специализированной общественной застройки формируются как специализированные центры городского значения – административные, медицинские, научные, учебные, торговые (в том числе ярмарки, вещевые рынки), выставочные, спортивные и другие, которые размещаются как в пределах границ населенных пунктов, так и за их пределами.

3.1.6. При формировании системы обслуживания в общественно-деловой зоне должны предусматриваться уровни обеспеченности учреждениями и объектами, в том числе повседневного, периодического и эпизодического обслуживания:

повседневного обслуживания – учреждения и предприятия, посещаемые населением не реже одного раза в неделю, или те, которые должны быть расположены в непосредственной близости к местам проживания и работы населения;

периодического обслуживания – учреждения и предприятия, посещаемые населением не реже одного раза в месяц;

эпизодического обслуживания – учреждения и предприятия, посещаемые населением реже одного раза в месяц (специализированные учебные заведения, больницы, универмаги, театры, концертные и выставочные залы, административные учреждения и др.).

Перечень объектов по видам обслуживания приведен в приложении 8 настоящих нормативов.

3.2. Структура и типология общественных центров и объектов общественно-деловой зоны

3.2.1. Количество, состав и размещение общественных центров принимается с учетом величины городского округа, поселения, его роли в системе расселения и в системе формируемых центров обслуживания.

3.2.2. Классификация зданий и сооружений, планируемых к размещению в общественном центре, имеет своей целью способствовать выбору экономически целесообразных решений при проектировании.

При размещении зданий в общественных центрах на территории населенных пунктов необходимо определять значение объекта по уровню обслуживания: областной, межрайонный, районный, подрайонный, городской, поселенческий, сельский.

Отнесение проектируемых зданий к определенному уровню обслуживания следует производить на основании следующих условий:

по основному местоположению:

административный центр Брянской области;

межрайонный центр;

административный центр муниципального района;

подрайонный центр, в том числе первого и второго уровней;

административный центр поселения;

населенный пункт или отдельные планировочные элементы;

по контингенту населения, формирующему спрос на услуги:

численность населения систем расселения области, муниципального района, подрайонной системы, городского округа;

численность населения городского, сельского поселения;

численность населения населенного пункта или отдельных планировочных элементов;

по частоте потребления предоставляемых услуг:

регулярное – повседневное;

по мере необходимости – периодическое или эпизодическое.

Уровни обеспеченности предприятиями и учреждениями социальной сферы по частоте потребления их услуг приведены в п. 3.1.6 настоящих нормативов.

3.2.3. Структуру и типологию общественных центров, объектов в общественно-деловой зоне и видов обслуживания в зависимости от места формирования общественного центра рекомендуется принимать в соответствии с приложением 8 настоящих нормативов.

3.2.4. С учетом приведенных выше положений и приложения 8 настоящих нормативов город Брянск формируется как опорный общеобластной центр с различными видами эпизодического обслуживания.

3.2.5. В дополнение к опорному общеобластному центру эпизодического обслуживания формируются межрайонные, которые обслуживают население в радиусе 2-2,5 часовой транспортной доступности в соответствии с приложением 3 настоящих нормативов.

3.2.6. Районные центры (27 муниципальных районов) обслуживают население в радиусе 1,5-2 часовой транспортной доступности (периодическое обслуживание). При превышении этого радиуса следует создавать подрайонные центры, в том числе первого и второго уровней, которые обслуживают население в радиусе 30-45 минутной транспортной доступности.

3.2.7. Общественные центры городских и сельских поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, формируют общественный центр районного значения с предприятиями и учреждениями социальной сферы периодического и повседневного обслуживания в соответствии с приложением 3 настоящих нормативов.

3.2.8. В крупном городском округе (Брянск), а также в городских округах и поселениях, имеющих в своем составе один или несколько сельских населенных пунктов формируются городские центры, а структура общегородского центра дополняется городскими подцентрами периодического и повседневного обслуживания в соответствии с приложением 3 настоящих нормативов.

3.2.9. В городских поселениях, имеющих в своем составе один населенный пункт (город, поселок), формируют единую общественно-деловую зону, дополняемую объектами повседневного обслуживания, которая является общественным центром городского поселения.

3.2.10. В сельских поселениях общественно-деловая зона формируется в административном центре поселения.

В сельских населенных пунктах формируется общественно-деловая зона, дополняемая объектами повседневного обслуживания в жилой застройке.

3.3. Нормативные параметры застройки общественно-деловых зон

3.3.1. Планировка и застройка общественно-деловых зон зданиями различного функционального назначения производится с учетом требований настоящего раздела, а также раздела «Жилые зоны» настоящих нормативов.

3.3.2. Расчет количества и вместимости учреждений и предприятий обслуживания, размеры земельных участков в общественно-деловой зоне, их размещение следует определять по социальным нормативам исходя из функционального назначения объекта в соответствии с приложениями 9 и 10 настоящих нормативов.

Для объектов, не указанных в приложениях 9 и 10, расчетные данные следует устанавливать в задании на проектирование.

3.3.3. При определении количества, состава и вместимости зданий, расположенных в общественно-деловой зоне населенного пункта, следует дополнительно учитывать приезжих из других населенных пунктов с учетом значения общественного центра и радиуса обслуживания, ограниченного затратами времени, в том числе на передвижения в крупный городской округ (Брянск) – не более 2,0 ч, в остальные городские округа и городские поселения – не более 1,0 ч.; в исторических поселениях необходимо учитывать также туристов, в сельских населенных пунктах – сезонное население.

Для поселений – центров муниципальных районов следует предусматривать дополнительные мощности учреждений торговли, общественного питания от 1 до 3 % и бытового обслуживания – от 3 до 5 % в связи с использованием указанных объектов приезжающим населением.

3.3.4. Интенсивность использования территории общественно-деловой зоны определяется видами объектов и регламентируется параметрами, приведенными в приложении 9 настоящих нормативов.

Нормативными показателями плотности общественно-деловой застройки являются:

коэффициент застройки – отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала);

коэффициент плотности застройки – отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала).

Процент застроенности территории объектами, расположенными в многофункциональной общественно-деловой зоне, рекомендуется принимать не менее 50 %.

3.3.5. Плотность застройки территории, занимаемой зданиями различного функционального назначения, рекомендуется принимать с учетом сложившейся планировки и застройки, значения центра и в соответствии с рекомендуемыми расчетными показателями плотности застройки участков (кварталов) общественно-деловых зон, приведенными в таблице 25.

 Таблица 25

Территориальные зоны Коэффициент застройки Коэффициент плотности застройки
Многофункциональная застройка 1,0 3,0
Специализированная общественная застройка 0,8 2,4

Примечание: Для общественно-деловых зон коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки приведены для территории квартала (брутто) с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей; стоянок для автомобилей, зеленых насаждений, площадок и других объектов благоустройства.

3.3.6. Размер земельного участка, предоставляемого для зданий общественно-деловой зоны, определяется по нормативам, приведенным в приложении 9 или по заданию на проектирование.

3.3.7. Здания в общественно-деловой зоне следует размещать с отступом от красных линий с учетом линии регулирования застройки. Размещение зданий по красной линии допускается в условиях реконструкции сложившейся застройки при соответствующем обосновании.

3.3.8. Минимальную площадь озеленения территорий общественно-деловой зоны следует принимать в соответствии с требованиями раздела «Рекреационные зоны».

3.3.9. Экологическая безопасность (по уровню загрязнения атмосферного воздуха, почвы, радиоактивного загрязнения и др.) общественно-деловых зон обеспечивается в соответствии с требованиями раздела «Охрана окружающей среды» настоящих нормативов.

3.3.10. Условия безопасности в общественно-деловых зонах обеспечиваются в соответствии с требованиями раздела «Пожарная безопасность».

Минимальные расстояния между жилыми и общественными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности, учета противопожарных требований и санитарных разрывов. Требования к инсоляции и освещенности общественных и жилых зданий приведены в разделе «Охрана окружающей среды» (подраздел «Регулирование микроклимата») настоящих нормативов.

При проектировании участков производственных объектов в общественно-деловых зонах расстояние от границ указанных участков до жилых и общественных зданий, а также до границ участков дошкольных организаций и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать не менее 50 м.

3.3.11. Общественный центр территории малоэтажной жилой застройки предназначен для размещения объектов культуры, торгово-бытового обслуживания, административных, физкультурно-оздоровительных и досуговых зданий и сооружений.

В перечень объектов застройки в центре могут включаться многоквартирные жилые дома с встроенными или пристроенными объектами обслуживания.

В общественном центре следует формировать систему взаимосвязанных пространств-площадок (для отдыха, спорта, оказания выездных услуг) и пешеходных путей.

В пределах общественного центра следует предусматривать общую стоянку транспортных средств в соответствии с требованиями п. 2.6.20 настоящих нормативов.

3.3.12. Застройка общественного центра территории малоэтажного строительства формируется как из отдельно стоящих зданий, так и пристроенных к жилым домам многофункциональных зданий комплексного обслуживания населения.

По сравнению с отдельно стоящими общественными зданиями следует уменьшать расчетные показатели площади участка для зданий: пристроенных на 25 %, встроенно-пристроенных – до 50 % (за исключением дошкольных организаций, предприятий общественного питания).

3.3.13. Малоэтажная жилая застройка размещается в виде отдельных жилых образований в структуре населенных пунктов, что определяет различия в организации обслуживания их населения.

Перечень учреждений повседневного обслуживания территорий малоэтажной жилой застройки должен включать следующие объекты: дошкольные организации, общеобразовательные школы, спортивно-досуговый комплекс, амбулаторно-поликлинические учреждения, аптечные киоски, объекты торгово-бытового назначения, отделение связи, отделение банка, пункт охраны порядка, центр административного самоуправления, а также площадки (спорт, отдых, выездные услуги, детские игры).

3.3.14. При проектировании общественно-деловых зон на территории малоэтажной застройки перечень, количество, нормы обеспеченности, вместимость, размеры земельных участков учреждений и предприятий обслуживания, их размещение и радиусы доступности следует принимать в соответствии с требованиями п.п. 3.5.11-3.5.16 настоящих нормативов.

При этом допускается использовать недостающие объекты обслуживания в прилегающих существующих или проектируемых общественных центрах, которые находятся в нормативном удалении от обслуживаемой территории.

На территории малоэтажной застройки допускается размещать объекты обслуживания районного и городского значения, а также места приложения труда, размещение которых разрешено в жилых зонах, в том числе в первых этажах жилых зданий.

3.3.15. Размещение объектов и сетей инженерной инфраструктуры общественно-деловой зоны следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела «Зоны инженерной инфраструктуры» настоящих нормативов.

3.3.16. Размещение объектов транспортной инфраструктуры и расчет количества машино-мест для временного хранения легковых автомобилей следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела «Зоны транспортной инфраструктуры» настоящих нормативов, а также настоящего раздела.

Приобъектные автостоянки следует размещать за пределами пешеходного движения и на расстоянии не более 100 м от объектов общественно-деловой зоны.

3.3.17. В общественно-деловой зоне в зависимости от ее размеров и планировочной организации формируется система взаимосвязанных общественных пространств (главные улицы, площади, пешеходные зоны), составляющая ядро общегородского центра.

При этом формируется единая пешеходная зона, обеспечивающая удобство подхода к зданиям центра, остановкам транспорта и озелененным рекреационным площадкам.

3.3.18. Для подъезда к крупным учреждениям, предприятиям обслуживания, торговым центрам и др. следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям – второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с таблицей 96 настоящих нормативов.

Подъезд грузового автомобильного транспорта к объектам, расположенным в общественно-деловой зоне на магистральных улицах, должен быть организован с боковых или параллельных улиц, без пересечения пешеходного пути.

3.3.19. Расстояния между остановками общественного пассажирского транспорта в общественно-деловой зоне не должны превышать 250 м.

Длина пешеходного перехода из любой точки общественно-деловой зоны до остановки общественного пассажирского транспорта не должна превышать 250 м; до ближайшей автостоянки для временного хранения автомобилей – 100 м; до общественного туалета – 150 м.

3.4. Особенности формирования общественно-деловых зон в исторических поселениях

3.4.1. В составе общегородской многофункциональной зоны могут быть выделены историческое ядро общегородского центра, зона исторической застройки, в том числе ее особые сложившиеся морфотипы застройки.

В исторических поселениях ядро общегородского центра допускается формировать полностью или частично в пределах зоны исторической застройки. При этом необходимо сохранять, восстанавливать и развивать наряду с общественной исторической застройкой жилую застройку, обеспечивая комплексность функционирования среды.

3.4.2. Формирование общественно-деловых зон исторических поселений (городов Брянск, Клинцы, Дятьково, Карачев, Мглин, Новозыбков, Почеп, Севск, Стародуб, Трубчевск; сел Вщиж, Овстуг, Красный Рог) производится при условии обеспечения сохранности всех исторически ценных градоформирующих факторов: планировки, застройки, композиции, соотношения между различными пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственной структуры, фрагментарного и руинированного градостроительного наследия и др. Рекомендуется сохранение функций исторических поселений, приобретенных ими в процессе развития.

3.4.3. Планировку и застройку общественно-деловых зон с расположенными в границах их территорий объектами культурного наследия, а также зон, находящихся в границах исторических поселений, историко-культурных заповедников, охранных зон, следует осуществлять с учетом требований раздела «Зоны особо охраняемых территорий» (подраздел «Охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)») и раздела «Реконструкция застроенных территорий в городских округах и городских поселениях» (подраздел «Реконструкция исторически сложившихся районов (ИСР)») настоящих нормативов.

3.4.4. Для общественно-деловых зон исторических поселений, в пределах которых размещаются объекты культурного наследия, разрабатываются мероприятия по обеспечению целостности сложившейся исторической среды, сохранности объектов культурного наследия, включающие их реставрацию, приспособление, консервацию, воссоздание утраченной историко-архитектурной среды, а в отдельных случаях воссоздание утраченных ценных исторических градообразующих объектов.

3.5. Учреждения и предприятия обслуживания

3.5.1. К учреждениям и предприятиям социальной инфраструктуры относятся учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения, учреждения органов по делам молодежи, спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения, учреждения культуры и искусства, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, организации и учреждения управления, проектные организации, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи, научные и административные организации и другие (далее учреждения и предприятия обслуживания).

3.5.2. Учреждения и предприятия обслуживания необходимо размещать с учетом следующих факторов:

приближения их к местам жительства и работы;

увязки с сетью общественного пассажирского транспорта.

3.5.3. Расчеты необходимой социальной инфраструктуры выполнены в соответствии с требованиями Социальных нормативов и норм, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р и Методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 № 1683-р.

Расчет количества и вместимости учреждений и предприятий обслуживания, размеры их земельных участков следует принимать по социальным нормативам обеспеченности, приведенным в приложении 9 настоящих нормативов.

При расчете количества, вместимости, размеров земельных участков, размещении учреждений и предприятий обслуживания квартала (микрорайона) и жилого района следует исходить из необходимости удовлетворения потребностей различных социальных групп населения, в том числе населения с ограниченными физическими возможностями, принимая социальные нормативы обеспеченности не менее приведенных в приложении 10 настоящих нормативов.

Количество, вместимость учреждений и предприятий обслуживания, их размещение и размеры земельных участков, не указанные в приложениях 9 и 10, следует устанавливать по заданию на проектирование.

3.5.4. При определении количества, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городских населенных пунктах следует дополнительно учитывать приезжающее население из других населенных пунктов, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени в соответствии с п. 3.3.3 настоящих нормативов.

3.5.5. Расчет учреждений обслуживания для сезонного населения садоводческих, огороднических, дачных объединений и жилого фонда с временным проживанием в сельских населенных пунктах допускается принимать по следующим показателям из расчета на 1 000 жителей:

учреждения торговли – 80 м2 торговой площади;

учреждения бытового обслуживания – 1,6 рабочих мест.

3.5.6. Перечень и расчетные показатели минимальной обеспеченности социально-значимыми объектами повседневного (приближенного) обслуживания на территории городских населенных пунктов приведены в таблице 26. 

Таблица 26

Предприятия и учреждения повседневного обслуживания Единицы измерения Минимальная обеспеченность
Дошкольные организации мест на 1000 жителей По демографической структуре охват в пределах 90 % от возрастной группы 0-7 лет – ориентировочно 50; охват в пределах 95 % – ориентировочно 53
Общеобразовательные учреждения мест на 1000 жителей По демографической структуре охват 100 % от возрастной группы 7-18 лет – ориентировочно 94
Продовольственные магазины м2 торговой площади на 1000 жителей 100
Непродовольственные магазины товаров первой необходимости м2 торговой площади на 1000 жителей 180
Аптечный пункт объект на жилую группу 1
Отделение банка объект на жилую группу 1
Отделение связи объект на жилую группу 1
Предприятия бытового обслуживания (мастерские, парикмахерские и т. п.) рабочих мест на 1000 жителей 2
Приемный пункт прачечной, химчистки объект на жилую группу 1
Учреждения культуры м2 общей площади на 1000 жителей 50
Закрытые спортивные сооружения м2 общей площади на 1000 жителей 30
Пункт охраны порядка м2 общей площади на жилую группу 10
Общественные туалеты прибор на 1000 жителей 1

Примечание: Организацию открытых площадок для занятий физкультурой и спортом следует предусматривать из расчета 2,0 м2 дворовой территории на 1 человека с учетом демографического состава населения (в соответствии с таблицей 11 настоящих нормативов).

 3.5.7. Размещение объектов повседневного обслуживания обязательно при проектировании группы жилой, смешанной жилой застройки, размещаемой вне территории квартала (микрорайона) в окружении территорий иного функционального назначения.

В случае размещения группы в составе квартала (микрорайона) объекты повседневного обслуживания и показатели обеспеченности ими входят в суммарные показатели обеспеченности объектами периодического обслуживания.

3.5.8. Радиусы обслуживания населения учреждениями и предприятиями обслуживания, размещаемыми в жилой застройке городских населенных пунктов в зависимости от элементов планировочной структуры следует принимать не более приведенных в таблице 27. 

Таблица 27

Учреждения и предприятия обслуживания Радиус обслуживания, м
Дошкольные организации:  
в городских населенных пунктах многоэтажной застройки 300
в малых городских населенных пунктах одно- и двухэтажной застройки 500
Общеобразовательные учреждения 500
Помещения для организации досуга, занятий с детьми, физкультурно-оздоровительных занятий 500
Физкультурно-спортивные центры жилых районов 1500
Поликлиники и их филиалы 1000
Раздаточные пункты молочной кухни  
на территории многоэтажной застройки 500
на территории одно- и двухэтажной застройки 800
Аптеки при застройке: многоэтажной 500
малоэтажной 800
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения при застройке:  
многоэтажной 500
малоэтажной 800
Отделения связи и филиалы банков 500

Примечания:
1. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.
2. Радиусы обслуживания специализированными и оздоровительными дошкольными организациями, специализированными детскими яслями-садами и общеобразовательными школами (языковые, математические, спортивные и т. п.), а также радиусы транспортной доступности принимаются по заданию на проектирование.

3.5.9. Минимальные расстояния от стен зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания в городских населенных пунктах следует принимать на основе санитарно-гигиенических требований в соответствии с установленными или ориентировочными размерами санитарно-защитных зон или санитарных разрывов, расчетов инсоляции и освещенности, соблюдения противопожарных и бытовых разрывов. Ориентировочные размеры санитарно-защитных зон и санитарных разрывов приведены в таблице 28. 

Таблица 28

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м
до красной линии до границ территории жилого дома до границ земельных участков общеобразовательных школ, дошкольных организаций и лечебных учреждений
Дошкольные организации и общеобразовательные школы (стены здания) 25 По нормам инсоляции, освещенности и противопожарным требованиям
Приемные пункты вторичного сырья - 20 50
Пожарные депо 10, 15 * 15 30
Кладбища традиционного захоронения площадью, га:      
до 10 6 100 500
от 10 до 20 6 300 500
от 20 до 40 6 500 500
Крематории:      
без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью 6 500 500
при количестве печей более одной 6 1000 1000
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, колумбарии, кладбища для погребения после кремации 6 50 50

* В зависимости от типа пожарного депо.

Примечания:
1. Участки дошкольных организаций не должны примыкать непосредственно к городским улицам и межквартальным проездам.
2. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.
3. Участки вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.
4. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

3.5.10. Условия безопасности при размещении учреждений и предприятий обслуживания по нормируемым санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям обеспечиваются в соответствии с требованиями разделов «Охрана окружающей среды» и «Пожарная безопасность» настоящих нормативов.

3.5.11. Учреждения и предприятия обслуживания населения на территориях малоэтажной жилой застройки следует проектировать в соответствии с расчетом числа и вместимости учреждений и предприятий обслуживания исходя из необходимости удовлетворения потребностей различных социально-демографических групп населения, учитывая близость других объектов обслуживания и организацию транспортных связей, предусматривая формирование общественных центров, в увязке с сетью улиц, дорог и пешеходных путей.

Для инвалидов необходимо обеспечивать возможность подъезда, в том числе на инвалидных колясках, к общественным зданиям и предприятиям обслуживания с учетом требований раздела «Обеспечение доступности жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения» настоящих нормативов.

Размещение учреждений и предприятий обслуживания на территории малоэтажной застройки (нормативы обеспеченности, радиус пешеходной доступности, удельные показатели обеспеченности объектами обслуживания и др.) принимаются в соответствии с требованиями п.п. 3.5.12-3.5.16 настоящих нормативов.

Перечень необходимых учреждений и предприятий обслуживания следует принимать в соответствии с п. 3.5.3 настоящих нормативов.

3.5.12. Для ориентировочных расчетов показатели количества и вместимости учреждений и предприятий обслуживания территорий малоэтажной жилой застройки допускается принимать в соответствии с таблицей 29. 

Таблица 29

Учреждения и предприятия обслуживания Показатели Размеры земельных участков
1 2 3
Дошкольные организации, мест на 1000 человек По демографической структуре охват в пределах 90 % от возрастной группы 0-7 лет – ориентировочно 50; охват в пределах 95 % – ориентировочно 53 По расчету в зависимости от вместимости в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10
Общеобразовательные учреждения, мест на 1000 человек По демографической структуре охват 100 % от возрастной группы 7-18 лет – ориентировочно 94 не менее 16 м2 на 1 место
Спортивно-досуговый комплекс, м2 общей площади на 1000 человек 300 0,2-0,5 га на объект
Амбулаторно-поликлинические учреждения: поликлиники, посещений в смену на 1000 человек 22 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее: 0,5 га на объект
амбулатории, м2 общей площади на 1000 человек 50 0,2 га на объект
Аптеки, м2 общей площади на 1000 человек 50 0,2-0,4 га на объект
Аптечные киоски, м2 общей площади на 1000 человек 10 0,05 га на объект или встроенные
Предприятия повседневной торговли, м2 торговой площади на 1000 человек: продовольственные магазины 100 (70)* 0,2-0,3 га на объект
непродовольственные магазины 180 (30)*
Предприятия бытового обслуживания, рабочих мест на 1000 человек 2 0,15 га на объект
Отделение связи, объект 1 0,1-0,15 га на объект
Отделение банка, м2 общей площади на 1000 человек 40
Опорный пункт охраны порядка, объект 1
Центр административного самоуправления, объект 1

* В скобках приведены показатели для квартала (микрорайона).

Примечания:
1. Школы размещаются: средние и основные – начиная с численности населения 2 тыс. чел., начальные – с 500 чел.
2. Размещение поликлиник возможно предусматривать на территории ближайших жилых массивов при соблюдении нормативной доступности. 

3.5.13. Размещение учреждений и предприятий обслуживания на территориях малоэтажной жилой застройки следует осуществлять с учетом радиусов доступности не более, указанных в таблице 30. 

Таблица 30

Учреждения и предприятия обслуживания населения Радиусы обслуживания, м
Дошкольные организации:  
в городских населенных пунктах многоэтажной застройки 300
в малых городских населенных пунктах одно- и двухэтажной застройки 500
Общеобразовательные школы 500
Помещения для организации досуга, занятий с детьми и физкультурно-оздоровительных занятий 800
Амбулаторно-поликлинические учреждения 1000
Аптеки 800
Предприятия торгово-бытового обслуживания повседневного пользования 800
Отделения связи и банка, опорный пункт охраны порядка 800
Центр местного самоуправления 1200

При размещении объектов обслуживания необходимо учитывать имеющиеся на соседних территориях учреждения и предприятия при соблюдении нормативных радиусов доступности (кроме дошкольных организаций и начальных школ, пути подхода к которым не должны пересекать проезжую часть).

3.5.14. Население территории малоэтажной жилой застройки следует обеспечивать объектами обслуживания в соответствии с требованиями таблиц 29 и 30, возможно за пределами своей территории в доступности не далее 1200 м, предусматривая увеличение емкости аналогичных объектов обслуживания на граничащих с малоэтажной жилой застройкой жилых территориях. В тех случаях, когда территория застройки расположена в структуре населенного пункта автономно и с ней рядом нет жилых территорий с объектами обслуживания, в пределах границ малоэтажной жилой застройки следует размещать: озелененные общественные площадки, объекты торговли повседневного спроса, аптечный киоск.

3.5.15. Для организации обслуживания на территориях малоэтажной жилой застройки допускается размещение учреждений и предприятий с использованием индивидуальной формы деятельности, встроенными или пристроенными к жилым зданиям с размещением преимущественно в первом и цокольном этажах и устройством изолированных от жилых частей здания входов. Размещение дошкольных организаций в цокольных этажах не допускается.

Общая площадь встроенных учреждений не должна превышать 150 м2. Указанные учреждения и предприятия могут иметь центроформирующее значение и размещаться в центральной части жилого образования.

На земельном участке жилого дома со встроенным или пристроенным учреждением или предприятием обслуживания должны быть выделены жилая и общественная зоны. Перед входом в здание необходимо предусматривать стоянку для транспортных средств.

3.5.16. Объекты со встроенными и пристроенными предприятиями по прокату автомобилей, ремонту бытовой техники, а также помещениями ритуальных услуг следует размещать на границе жилой зоны. Размещение встроенных предприятий, оказывающих негативное влияние на здоровье населения (рентгеновских кабинетов, аппаратов (за исключением стоматологических в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.1192-03), магазинов стройматериалов, москательно-химических и т. п.) на территории малоэтажной застройки не допускается.

3.5.17. На территории сельских поселений следует предусматривать подразделение учреждений и предприятий обслуживания на объекты первой необходимости в каждом населенном пункте, начиная с 50 жителей, и базовые объекты более высокого уровня на сельское поселение, размещаемые в административном центре поселения. Перечень объектов повседневного обслуживания сельского населения определяется в соответствии с приложением 8 настоящих нормативов.

3.5.18. Расчет необходимого уровня обеспеченности учреждениями и предприятиями обслуживания, уровня охвата по категориям населения и размеры земельных участков определяются в соответствии с приложением 9 настоящих нормативов. При расчете количества, вместимости, размеров земельных участков, размещении учреждений и предприятий обслуживания следует исходить из необходимости удовлетворения потребностей различных социальных групп населения, в том числе обеспечения инфраструктурой для населения с ограниченными физическими возможностями.

Для учреждений и предприятий обслуживания, не указанных в приложении 9, количество, вместимость, условия размещения и размеры земельных участков следует устанавливать по заданию на проектирование.

При определении количества, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в сельских населенных пунктах следует дополнительно учитывать приезжающее население из других населенных пунктов, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижение не более 30 мин.

3.5.19. При проектировании объектов обслуживания в сельских населенных пунктах следует учитывать систему их разделения на объекты повседневного, периодического и эпизодического обслуживания в соответствии с требованиями п. 3.1.6 настоящих нормативов.

Перечень и расчетные показатели минимальной обеспеченности социально значимыми объектами повседневного (приближенного) обслуживания приведен в таблице 31. 

Таблица 31

Предприятия и учреждения повседневного обслуживания Единицы измерения Минимальная обеспеченность
Дошкольные организации мест на 1000 жителей По демографической структуре охват 80 % от возрастной группы от 0-7 лет – ориентировочно 16; охват 85 % – ориентировочно 18
Общеобразовательные учреждения мест на 1000 жителей По демографической структуре охват 100 % от возрастной группы от 7-18 лет – ориентировочно 78
Продовольственные магазины м2 торговой площади на 1000 жителей 100
Непродовольственные магазины товаров первой необходимости м2 торговой площади на 1000 жителей 200
Аптечный пункт объект на жилую группу 1
Отделение связи объект на жилую группу 1
Предприятия бытового обслуживания (мастерские, ателье, парикмахерские и т. п.) рабочих мест на 1000 жителей 2
Приемный пункт прачечной, химчистки объект на жилую группу 1
Общественные туалеты прибор на 1000 жителей 1
Учреждения культуры м2 общей площади на 1000 жителей 50
Закрытые спортивные сооружения м2 общей площади на 1000 жителей 30
Пункт охраны порядка м2 общей площади на жилую группу 10

Примечания:
1. Для сельских населенных пунктов с численностью населения менее 200 человек следует предусматривать дошкольные организации малой вместимости, объединенные с начальными классами. Минимальную обеспеченность такими учреждениями и их вместимость следует принимать по заданию на проектирование в зависимости от местных условий.
2. Возможно проектирование совмещенных предприятий бытового обслуживания с приемными пунктами.
3. При проектировании спортивных сооружений в сельских населенных пунктах указанные сооружения могут быть объединены со школьными спортивными залами и спортивными площадками с учетом необходимой вместимости.

3.5.20. Обеспечение жителей каждого населенного пункта услугами первой необходимости должно осуществляться в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. (2-2,5 км). Размещение учреждений более высокого уровня обслуживания, в том числе периодического, необходимо предусматривать в границах поселения с пешеходно-транспортной доступностью не более 60 мин. или в центре муниципального района – основном центре концентрации учреждений и предприятий периодического обслуживания.

Радиус обслуживания районных центров принимается в пределах транспортной доступности не более 60 мин. При превышении указанного радиуса необходимо создание подрайонной системы по обслуживанию сельского населения необходимым по составу комплексом учреждений и предприятий периодического пользования в пределах транспортной доступности 30-45 мин.

3.5.21. Радиусы обслуживания (пешеходной доступности) в сельских поселениях принимаются:

дошкольных организаций – 500 м, для сельских районов допускается радиус пешеходной доступности до 1 км;

общеобразовательных учреждений: для учащихся I ступени обучения – не более 2,0 км, для учащихся II и III ступеней обучения – не более 4,0 км.

Примечания:
1. При расстояниях свыше указанных, для учащихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание специально выделенным транспортом до общеобразовательного учреждения и обратно. Радиус транспортной доступности (в одну сторону) не должен превышать 30 мин.
2. Оптимальный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке не должен превышать 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
3. Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий, рекомендуется предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении из расчета 10 % мест общей вместимости учреждения.

предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания – 2000 м;

поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек – не более 30 мин пешеходно-транспортной доступности.

Амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты и аптеки следует размещать в каждом населенном пункте, независимо от его величины.

Для организации обслуживания помимо стационарных зданий необходимо предусматривать передвижные средства и сооружения сезонного использования, для которых следует проектировать соответствующие площадки.

3.5.22. Условия безопасности при размещении учреждений и предприятий обслуживания по нормируемым санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям обеспечиваются в соответствии с требованиями разделов «Охрана окружающей среды» и «Пожарная безопасность» настоящих нормативов.

3.5.23. Минимальные расстояния от стен зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний в сельских населенных пунктах следует принимать на основе требований санитарного законодательства в соответствии с установленными или ориентировочными размерами санитарно-защитных зон или санитарных разрывов, расчетов инсоляции и освещенности, соблюдения противопожарных и бытовых разрывов. Ориентировочные размеры санитарно-защитных зон и санитарных разрывов приведены в таблице 32. 

Таблица 32

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м
до красной линии до границ территории жилого дома до границ земельных участков общеобразовательных школ, дошкольных организаций и лечебных учреждений
Дошкольные организации и общеобразовательные школы (стены здания) 10 По нормам инсоляции, освещенности и противопожарным требованиям
Приемные пункты вторичного сырья - 20 50
Пожарные депо 10, 15 * 15 30
Кладбища традиционного захоронения площадью, га:      
до 10 6 100 500
от 10 до 20 6 300 500
от 20 до 40 6 500 500
Крематории:      
без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью 6 500 500
при количестве печей более одной 6 1000 1000
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, колумбарии, кладбища для погребения после кремации 6 50 50

* В зависимости от типа пожарного депо.

Примечания:
1. Участки дошкольных организаций не должны примыкать непосредственно к улицам и проездам.
2. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.
3. Участки вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.
4. В сельских поселениях расстояние от кладбищ до границ территорий жилых домов, границ земельных участков дошкольных организаций и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с органами Роспотребнадзора, но принимать не менее 100 м.

3.5.24. На производственных территориях должны предусматриваться предприятия обслуживания закрытой и открытой сети.

Предприятия общественного питания закрытой сети размещаются на территории промышленных предприятий и рассчитываются согласно СП 44.13330.2011 с учетом численности работников, в том числе:

при численности работающих в смену более 200 человек следует предусматривать столовую, работающую на полуфабрикатах (при обосновании допускается предусматривать столовые, работающие на сырье);

при численности работающих в смену до 200 человек – столовую-раздаточную;

при численности работающих в смену менее 30 человек допускается предусматривать комнату приема пищи.

3.5.25. Учреждения открытой сети, размещаемые на границе территорий производственных зон и жилых районов, рассчитываются согласно приложению 10 на население прилегающих районов с коэффициентом учета работающих по таблице 33. В состав сети на таких территориях включаются объекты торгово-бытового назначения, спорта, сбербанки, отделения связи, а также офисы и объекты автосервиса. 

Таблица 33

Соотношение: работающие (тыс. чел.) жители (тыс. чел.) Коэффициент Расчетные показатели (на 1000 жителей)
Торговля, м2 торговой площади Общественное питание, мест Бытовое обслуживание, рабочих мест
продовольственные непродовольственные
0,5 1 70 30 8 2
1 2 140 60 16 4
1,5 3 210 90 24 6

 

Общественно-деловые зоны
Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100