Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.
14. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
14.1. Общие требования
14.1.1. Защита населения и территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляет собой совокупность мероприятий направленных на обеспечение защиты территории и населения Брянской области от опасностей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
14.1.2. Мероприятия по гражданской обороне разрабатываются органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
14.1.3. Мероприятия по защите населения и территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разрабатываются органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с учетом требований ГОСТ Р 22.0.07-95.
14.1.4. Подготовку генеральных планов городских округов и поселений, в том числе имеющих группу по гражданской обороне, а также развитие застроенных территорий с учетом реконструкции объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 22-02-2003, СНиП 2.01.51-90, СНиП II-11-77, СНиП 21-01-97*, СНиП 2.01.02-85*, ППБ 01-03, СП 11-112-2001, СП 11-107-98, «Положения о системе оповещения населения», утвержденного совместными приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.06.2006 № 422/90/376 и от 12.09.2006 № 8232 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 № 1544-р, а также разделов 8.2, 8.3 и 8.4 настоящих нормативов.
14.2. Инженерная подготовка и защита территории
14.2.1. Общие требования
14.2.1.1. При планировке и застройке населенных пунктов следует предусматривать, при необходимости, инженерную защиту от действующих факторов природного риска в соответствии с действующими нормативными документами (СНиП 22-01-95, СНиП 11-02-96, СНиП 33-01-2003, СНиП 2.06.15-85 и др.) и «Общей схемой инженерной защиты территории России от опасных процессов». Мероприятия по инженерной подготовке следует осуществлять с учетом прогноза изменения инженерно-геологических условий, характера использования и планировочной организации территории.
14.2.1.2. На территории Брянской области наблюдаются опасные геологические и гидрологические явления и процессы оползни, обвалы, овражная эрозия, карстовые процессы, в том числе карстово-суффозионные процессы, просадка лессовых грунтов, подтопление, затопление, наводнение, половодье, паводок, русловая эрозия.
14.2.1.3. Инженерная подготовка территории должна обеспечивать возможность градостроительного освоения территорий, подлежащих застройке.
Инженерная подготовка и защита проводятся с целью создания благоприятных условий для рационального функционирования застройки, системы инженерной инфраструктуры, сохранности ландшафтных и водных объектов, а также зеленых массивов.
14.2.1.4. Необходимость инженерной защиты определяется в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации в части развития территорий Брянской области:
для вновь застраиваемых и реконструируемых территорий – в документах территориального планирования (схемах территориального планирования муниципальных районов, генеральных планах городских округов и поселений), документации по планировке территории с учетом вариантности планировочных и технических решений и снижения возможных неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
для застроенных территорий – в документации по планировке территории, проектной документации на осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта с учетом существующих планировочных решений и снижения возможных неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
14.2.1.5. Принятие градостроительных решений должно основываться на результатах тщательного анализа инженерно-геологической обстановки с учетом действующих геологических, инженерно-геологических и гидрологических процессов и явлений. Окончательное решение следует принимать после технико-экономического сравнения вариантов, учитывая комплексную стоимость мероприятий по инженерной подготовке, конструктивных решений и эксплуатационных расходов, а также степень надежности и эффективности принятого варианта.
14.2.1.6. При проектировании инженерной защиты следует обеспечивать (предусматривать):
предотвращение, устранение или снижение до допустимого уровня отрицательного воздействия на защищаемые территории, здания и сооружения действующих и связанных с ними возможных опасных процессов;
производство работ способами, не приводящими к появлению новых и (или) интенсификации действующих геологических процессов;
сохранение заповедных зон, ландшафтов, исторических объектов и т. д.;
надлежащее архитектурное оформление сооружений инженерной защиты;
сочетание с мероприятиями по охране окружающей среды;
в необходимых случаях – систематические наблюдения за состоянием защищаемых территорий и объектов и за работой сооружений инженерной защиты в период строительства и эксплуатации (мониторинг).
14.2.1.7. Сооружения и мероприятия по защите от опасных геологических процессов должны выполняться в соответствии с требованиями СНиП 22-02-2003.
Рекультивацию и благоустройство территорий следует производить с учетом требований ГОСТ 17.5.3.04-83* и ГОСТ 17.5.3.05-84.
14.2.2. Противооползневые и противообвальные сооружения и мероприятия
14.2.2.1. На территории Брянской области оползни, обвалы наблюдаются в долинах рек и оврагов, что влияет на процессы оврагообразования.
14.2.2.2. При проектировании на территории Брянской области новых населенных пунктов, производственных объектов и их групп (промышленных округов), объектов рекреации и др. следует учитывать степень развития склоновых процессов (оползней, обвалов и осыпей) и устанавливать границы зон планировочных ограничений в местах их проявления.
14.2.2.3. Основными причинами риска возникновения оползней и обвалов являются:
особенности геологического и тектонического строения;
высокая крутизна склонов;
естественное и искусственное нарушение равновесия склонов, в том числе эрозионные подрезки склонов (естественные – водотоками, искусственные – связанные с прокладкой дорог, каналов);
утяжеление склона при водонасыщении слагающих его пород, при самовольной застройке;
нарушение растительного покрова (вырубка лесов, распашка склонов, неконтролируемый выпас скота);
повышение уровня подземных вод за счет технических утечек;
техногенная деятельность человека: прокладка дорог, каналов, глубоких скважин, буровзрывные работы при добыче полезных ископаемых, утяжеление склонов за счет накопления отвалов, увлажнение рыхлых пород сбросными водами или пульпой.
14.2.2.4. При проектировании инженерной защиты от оползневых и обвальных процессов следует рассматривать целесообразность применения следующих мероприятий и сооружений, направленных на предотвращение и стабилизацию этих процессов:
изменение рельефа склона в целях повышения его устойчивости (предупреждения и стабилизации процессов сдвига, скольжения, выдавливания, обвалов, осыпей и течения грунтов) – придание соответствующей крутизны и террасирование склона (откоса), удаление или замена неустойчивых грунтов, отсыпка в нижней части склона упорной призмы (контрбанкета);
регулирование стока поверхностных вод с помощью вертикальной планировки территории и устройства системы поверхностного водоотвода – обеспечение беспрепятственного стока поверхностных вод, исключение застаивания вод на бессточных участках и попадание на склон вод с присклоновой территории;
предотвращение инфильтрации воды в грунт и эрозионных процессов – на крутых склонах допускается пропитка грунта вяжущими материалами, на горизонтальных и пологих поверхностях склонов – покрытия из асфальтобетона и битумоминеральных смесей;
искусственное понижение уровня подземных вод (дренирование);
агролесомелиорация (восстановление растительного покрова) – посев многолетних трав, посадка деревьев и кустарников в сочетании с посевом многолетних трав или одерновкой;
закрепление грунтов: армирование – для защиты обнаженных склонов (откосов) от выветривания, образования вывалов и осыпей; цементация, смолизация, силикатизация, электрохимическое и термическое закрепление грунтов – в слабых и трещиноватых грунтах;
устройство удерживающих сооружений для предотвращения оползневых и обвальных процессов – подпорные стены, свайные конструкции и столбы, анкерные крепления, поддерживающие стены, контрфорсы, опояски (упорные пояса), облицовочные стены, пломбы (заделка пустот, образовавшихся в результате вывалов на склонах), покровные сетки в сочетании с анкерными креплениями;
прочие мероприятия (регулирование тепловых процессов с помощью теплозащитных устройств и покрытий, защита от вредного влияния процессов промерзания и оттаивания, виброизоляция сооружений и механизмов, ограничение и запрещение проведения взрывных работ, ограничительные мероприятия, установление охранных зон и т. д.).
14.2.2.5. Если применение мероприятий и сооружений активной защиты, указанных в 14.2.2.4, полностью не исключает возможность образования оползней и обвалов, а также в случае технической невозможности или нецелесообразности активной защиты следует предусматривать мероприятия пассивной защиты:
приспособление защищаемых сооружений к обтеканию их оползнем;
улавливающие сооружения и устройства для защиты объектов от воздействия обвалов, осыпей, вывалов, падения отдельных скальных обломков – стены, сетки, валы, траншеи, полки с бордюрными стенами, надолбы;
прочие мероприятия.
14.2.2.6. Сброс талых и дождевых вод с застроенных территорий, проездов и площадей (за пределами защищаемой зоны) в водостоки, уложенные в оползнеопасной зоне, допускается только при специальном обосновании.
Устройство очистных сооружений в оползнеопасной зоне не допускается.
Выпуск воды из водостоков следует предусматривать в открытые водоемы и реки, а также в тальвеги оврагов с соблюдением требований очистки сточных вод и при обязательном осуществлении противоэрозионных устройств и мероприятий против заболачивания и других видов ущерба окружающей среде.
14.2.2.7. При проектировании противооползневых и противообвальных сооружений и мероприятий на берегах водоемов и водотоков необходимо дополнительно соблюдать требования к берегозащитным сооружениям.
14.2.2.8. При выборе защитных мероприятий и сооружений и их комплексов следует учитывать виды возможных деформаций склона (откоса), уровень ответственности защищаемых объектов, их конструктивные и эксплуатационные особенности.
14.2.2.9. Противооползневые и противообвальные сооружения проектируются в соответствии с требованиями СНиП 22-02-2003.
14.2.3. Берегозащитные сооружения и мероприятия
14.2.3.1. Основными причинами риска возникновения переработки берегов водоемов и водотоков являются:
высокая крутизна склонов;
особенности геологического строения склонов берегов;
гидрологические особенности водоемов и водотоков;
метеорологические особенности;
температурный и ветровой режим;
техногенная деятельность человека.
14.2.3.2. При проектировании на берегах рек и водоемов следует устанавливать границы зон планировочных ограничений в местах, подверженных интенсивному размыву берегов с учетом скорости их разрушения.
14.2.3.3. Для инженерной защиты берегов рек, озер, водохранилищ, используют сооружения и мероприятия, приведенные в таблице 108.
Таблица 108
Вид сооружения и мероприятия |
Назначение сооружения и мероприятия и условия их применения |
1 |
2 |
Волнозащитные |
Вдольбереговые: Подпорные береговые стены (набережные) волноотбойного профиля из монолитного и сборного бетона и железобетона, камня, ряжей, свай) |
На водохранилищах, озерах и реках для защиты зданий и сооружений I и II классов, автомобильных и железных дорог, ценных земельных угодий |
Шпунтовые стенки железобетонные и металлические |
В основном на реках и водохранилищах |
Ступенчатые крепления с укреплением основания террас |
На водохранилищах при крутизне откосов более 15° |
Массивные волноломы |
На водохранилищах при стабильном уровне воды |
Откосные: Монолитные покрытия из бетона, асфальтобетона, асфальта |
На водохранилищах, реках, откосах подпорных земляных сооружений при достаточной их статической устойчивости |
Покрытия из сборных плит |
При волнах до 2,5 м |
Покрытия из гибких тюфяков и сетчатых блоков, заполненных камнем |
На водохранилищах, реках, откосах земляных сооружений (при пологих откосах и невысоких волнах менее 0,5-0,6 м) |
Покрытия из синтетических материалов и вторичного сырья |
То же |
Волногасящие |
Вдольбереговые (проницаемые сооружения с пористой напорной гранью и волногасящими камерами) |
На водохранилищах |
Откосные: Наброска из камня |
На водохранилищах, реках, откосах земляных сооружений при отсутствии рекреационного использования |
Наброска или укладка из фасонных блоков |
На водохранилищах при отсутствии рекреационного использования |
Искусственные свободные пляжи |
На водохранилищах при пологих откосах (менее 10°) в условиях слабовыраженных вдольбереговых перемещений наносов и стабильном уровне воды |
Пляжеудерживающие |
Вдольбереговые: Подводные банкеты из бетона, бетонных блоков, камня |
На водохранилищах при небольшом волнении для закрепления пляжа |
Загрузка инертными на локальных участках (каменные банкеты, песчаные примывы и др.) |
На водохранилищах при относительно пологих откосах |
Поперечные (молы, шпоры (гравитационные, свайные и др.) |
На водохранилищах, реках при создании и закреплении естественных и искусственных пляжей |
Специальные |
Регулирующие: Сооружения, имитирующие природные формы рельефа |
На водохранилищах для регулирования береговых процессов |
Перебазирование запаса наносов (переброска вдоль побережья, использование подводных карьеров и т. д.) |
На водохранилищах для регулирования баланса наносов |
Струенаправляющие: Струенаправляющие дамбы из каменной наброски |
На реках для защиты берегов рек и отклонения оси потока от размывания берега |
Струенаправляющие дамбы из грунта |
На реках с невысокими скоростями течения для отклонения оси потока |
Струенаправляющие массивные шпоры или полузапруды |
То же |
Склоноукрепляющие (искусственное закрепление грунта откосов) |
На водохранилищах, реках, откосах земляных сооружений при высоте волн до 0,5 м |
14.2.3.4. Выбор вида берегозащитных сооружений и мероприятий или их комплекса следует производить в зависимости от назначения и режима использования защищаемого участка берега с учетом в необходимых случаях требований судоходства, лесосплава, водопользования.
14.2.3.5. Берегозащитные сооружения проектируются в соответствии с требованиями СНиП 22-02-2003.
14.2.4. Противоэрозионные сооружения и мероприятия
14.2.4.1. На территории области процессы эрозии, в том числе овражной имеют локальный характер проявления и наблюдаются в средне и сильно-расчлененных равнинах на лессовидных суглинках.
Овражная сеть на территории региона относится к слабоветвящимся с различной длиной оврагов (2-4) км и с заболоченными днищами. Площади распространения – г.о. Ьрянск, г.п. Выгоничи, населенный пункт Лопуш Выгоничского района.
Русловая эрозия наблюдается в боковом подмыве склонов в долинах крупных рек Десны, Ипути, Судости, Навли, Сев, Вабля. Интенсивность бокового подмыва обычно незначительна, но в местах, где русло резко меняет свои направления, она возрастает (правый берег р. Болва).
14.2.4.2. Основными причинами риска возникновения эрозионных процессов, в том числе русловой эрозии, являются:
нарушение растительного покрова;
ветровой режим (выдувание почв);
гидрологические особенности водоемов и водотоков (вымывание почв, подмыв склонов);
техногенная деятельность человека (уничтожение растительности, распашка склонов «вдоль», а не «поперек» и т. д.).
14.2.4.3. Для инженерной защиты территорий от овражной эрозии применяют следующие виды сооружений и мероприятий:
вертикальную планировку территории (сплошная засыпка или замыв оврага или его отвершков, частичная засыпка с повышением отметок дна оврага, уполаживание или террасирование склонов оврага);
упорядочение поверхностного стока;
искусственное понижение уровня подземных вод (дренажные системы для понижения или перехвата грунтовых вод);
предотвращение вырубки лесов, кустарника;
агро-, лесо-, фитомелиорация – восстановление растительного покрова путем почвозащитного чередования сельскохозяйственных культур, создания защитных лесных полос, создание насаждений на слабых грунтах и др.;
сооружения механической защиты для остановки движения почв.
В отдельных случаях допускается полная или частичная ликвидация оврагов путем их засыпки с прокладкой по ним водосточных и дренажных коллекторов.
14.2.4.4. Для инженерной защиты территорий от водной эрозии применяют следующие виды сооружений и мероприятий:
водозадерживающие сооружения – валы по берегам рек, вокруг водоемов;
водоотводящие сооружения (валы, нагорные каналы и канавы) для перехвата поверхностных (дождевых и талых) вод и отвода их в водоемы и водотоки;
водосборные сооружения (прудов, запруд и др.);
фито и лесомелиорация – создание защитных лесных полос вокруг оврагов, балок, водоемов, по берегам водотоков, по откосам и днищам оврагов и балок;
террасирование (насыпная часть террас используется для посадки деревьев, посева трав и сельскохозяйственных культур).
14.2.4.5. Почвоукрепительные насаждения (в том числе защитные лесные полосы) проектируются не только на территории, подверженной эрозионным процессам, но и на потенциально опасных участках, а также на участках зарождения и формирования стока, при необходимости они применяются в комплексе с инженерными сооружениями и мероприятиями.
14.2.4.6. Защитные лесные полосы создаются также для защиты транспортных коммуникаций, земель сельскохозяйственного назначения, водных объектов от проявлений эрозионных процессов (переноса поверхностного слоя почвы), в том числе:
полезащитные лесные полосы – на мелиоративных системах (площадь лесополос должна составлять не более 4 % площади орошения, длина лесополосы – не менее 60 % длины канала). Продольные (основные) полосы располагаются поперек преобладающих ветров на расстоянии не более 800 м друг от друга, поперечные (вспомогательные) – перпендикулярно продольным на расстоянии не более 2000 м друг от друга, на песчаных почвах – 1000 м;
защитные насаждения вокруг водных объектов следует проектировать из одного, двух или трех поясов:
берегоукрепительный (первый пояс) – в зоне расчетного подпорного уровня;
ветроломный, дренирующий (второй пояс) – между отметками расчетного и форсированного подпорных уровней;
противоэрозионный (третий пояс) – выше форсированного уровня.
14.2.4.7. Расстояния от границ жилой застройки, водных объектов, сельскохозяйственных угодий, автомобильных дорог, железнодорожных путей и сооружений на них до защитных насаждений принимаются в соответствии с действующими правилами и нормами.
14.2.5. Мероприятия по защите от карстово-суффозионных проявлений
14.2.5.1. Карстовые, в том числе карстово-суффозионные процессы, на территории Брянской области развиты довольно широко. На поверхности карстовые процессы проявляются в виде суффозионно-карстовых и провальных воронок. Размеры воронок разнообразны, от нескольких метров до 20-30 м. При наличии повышенной трещиноватости в мелах, распространенных на территории области, и несоблюдении мер по охране окружающей среды (сброс активных, по отношению к карстующимся породам, промышленных сбросов и т.д.) возможна активизация карстовых процессов.
14.2.5.2. Основными причинами риска возникновения карстово-суффозионных проявлений являются:
особенности геологического строения: наличие растворимых горных пород (известняки, доломиты, мел, обломочные грунты с карбонатным цементом, гипсы, ангидриты, каменная соль);
действие поверхностных и подземных вод.
14.2.5.3. Противокарстовые мероприятия следует предусматривать при проектировании зданий и сооружений на территориях, в геологическом строении которых присутствуют растворимые горные породы и имеются карстово-суффозионные проявления на поверхности (воронки, котловины, карстово-эрозионные овраги и др.) и (или) в глубине грунтового массива (разуплотнения грунтов, полости, пещеры и др.).
14.2.5.4. Для инженерной защиты зданий и сооружений от карстово-суффозионных проявлений применяются следующие мероприятия или их сочетания:
планировочные (специальная компоновка функциональных зон, трассировка магистральных улиц и сетей с максимально возможным обходом участков с карстово-суффозионных проявлением и размещением на них зеленых насаждений; расположение зданий и сооружений на менее опасных участках за пределами участков I-II категорий устойчивости относительно интенсивности карстовых провалов, а также за пределами участков с меньшей интенсивностью (частотой) образования провалов, но со средними их диаметрами больше 20 м (категория устойчивости А); защита территорий от техногенного влияния строительства на развитие карста);
водозащитные и противофильтрационные (сокращение инфильтрации поверхностных вод в грунт, в том числе борьба с утечками промышленных и хозяйственно-бытовых вод; предотвращение повышения уровней подземных вод, резких колебаний уровней и увеличения скоростей движения вод трещинно-карстового и вышезалегающих водоносных горизонтов, а также других техногенных изменений гидрогеологических условий, которые могут привести к активизации карстово-суффозионных проявлений; вертикальная планировка и устройство дождевой канализации с отводом вод за пределы застраиваемых участков);
геотехнические (укрепление оснований, тампонирование карстовых полостей и трещин, обнаруженных на земной поверхности; в котлованах и горных выработках, закрепление закарстованных пород и (или) вышезалегающих грунтов инъекцией цементационных растворов или другими способами; опирание фундаментов на надежные незакарстованные или закрепленные грунты);
конструктивные (отдельно или в комплексе с геотехническими);
технологические (повышение надежности технологического оборудования и коммуникаций, их дублирование, контроль за утечками из них, обеспечение возможности своевременного отключения аварийных участков и т.д.);
эксплуатационные (мониторинг состояния грунтов, деформаций зданий и сооружений).
Мероприятия по защите от карстово-суффозионных проявлений следует выбирать в зависимости от характера выявленных и прогнозируемых карстово-суффозионных проявлений и требований, определяемых особенностями проектируемой защиты и защищаемых территорий и сооружений.
14.2.5.5. Мероприятия должны:
предотвращать активизацию, а при необходимости и снижать активность карстовых и карстово-суффозионных процессов;
исключать или уменьшать в необходимой степени карстовые и карстово-суффозионные деформации грунтовых толщ;
предотвращать повышенную фильтрацию и прорывы воды из карстовых полостей в подземные помещения и горные выработки;
обеспечивать возможность нормальной эксплуатации территорий, зданий и сооружений при допущенных карстово-суффозионных проявлениях.
14.2.5.6. Противокарстовые мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями СНиП 22-02-2003.
14.2.6. Сооружения и мероприятия для защиты от подтопления
14.2.6.1. На территории Брянской области наблюдаются локальные случаи подтопления подземными водами (населенные пункты Шемякино и Тарасовка Брасовского района, ж/д станция п. Выгоничи).
14.2.6.2. Основными причинами риска возникновения подтопления являются:
особенности геологического строения: слабая проницаемость грунтов, набухающие при увлажнении грунты и др.;
близкое к поверхности залегание грунтовых вод;
сток поверхностных вод с окружающих территорий;
метеорологические особенности;
техногенная деятельность человека: подпор грунтовых вод при создании водохранилищ, регулировании рек, сельскохозяйственном освоении территорий, в том числе орошении, изменение условий поверхностного стока при осуществлении вертикальной планировки, утечки из водонесущих коммуникаций и сооружений, др.
14.2.6.3. При необходимости инженерной защиты от подтопления следует предусматривать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение подтопления территорий и отдельных объектов в зависимости от требований строительства, функционального использования и особенностей эксплуатации, охраны окружающей среды и/или устранения отрицательных воздействий подтопления.
14.2.6.4. Защита от подтопления должна включать:
защиту населения от опасных явлений, связанных с пропуском паводковых вод в весенне-осенний период, при половодье;
локальную защиту зданий, сооружений, грунтов оснований и защиту застроенной территории в целом;
защиту сельскохозяйственных земель и природных ландшафтов, сохранение природных систем, имеющих особую научную или культурную ценность;
водоотведение;
утилизацию (при необходимости очистки) дренажных вод;
систему мониторинга за режимом подземных и поверхностных вод, за расходами (утечками) и напорами в водонесущих коммуникациях, за деформациями оснований, зданий и сооружений, а также за работой сооружений инженерной защиты.
14.2.6.5. Защита от подтопления должна обеспечивать:
бесперебойное и надежное функционирование и развитие застроенных территорий, производственно-технических, коммуникационных, транспортных объектов и их отдельных сооружений;
нормативные санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности населения;
нормативные санитарно-гигиенические, социальные и рекреационные условия защищаемых территорий.
14.2.6.6. В зависимости от характера подтопления (локальный – отдельные здания, сооружения и участки; площадный) проектируются локальные и/или территориальные системы инженерной защиты.
Локальная система инженерной защиты должна быть направлена на защиту отдельных зданий и сооружений, включает дренажи, противофильтрационные завесы и экраны.
Территориальная система должна обеспечивать общую защиту застроенной территории (участка), включать перехватывающие дренажи, противофильтрационные завесы, вертикальную планировку территории с организацией поверхностного стока, прочистку открытых водотоков и других элементов естественного дренирования, дождевую канализацию, регулирование режима водных объектов, улучшение микроклиматических, агролесомелиоративных и других условий.
Дождевая канализация должна являться элементом территориальной системы и проектироваться в составе общей системы инженерной защиты или отдельно.
14.2.6.7. Система инженерной защиты от подтопления является территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов. При этом она должна быть увязана со схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами городских округов и поселений, а также с документацией по планировке территории.
14.2.6.8. На территориях с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей, в соответствии с требованиями подраздела «Дренажные системы» настоящих нормативов.
На территории малоэтажной застройки, а также на озелененных территориях общего пользования, территориях спортивных плоскостных сооружений допускается проектировать открытую осушительную сеть.
14.2.6.9. На участках залегания торфа, подлежащих застройке, наряду с понижением уровня грунтовых вод следует предусматривать пригрузку их поверхности минеральными грунтами, а при соответствующем обосновании допускается выторфовывание. Толщина слоя пригрузки минеральными грунтами устанавливается с учетом последующей осадки торфа и обеспечения необходимого уклона территории для устройства поверхностного стока.
14.2.6.10. Для территорий, подлежащих защите от подтопления, рекомендуется принимать следующие нормы осушения, м:
для многоэтажной застройки – 3;
для остальной застройки – 2;
для зеленых насаждений – 1-2 (в зависимости от типа растительности и минерализации подземных вод).
14.2.6.11. При осуществлении инженерной защиты территории от подтопления не допускается снижать рекреационный потенциал защищаемой территории и прилегающей акватории.
Использование защищаемых подтопленных прибрежных территорий рек и водоемов для рекреации следует рассматривать наравне с другими видами природопользования и создания водохозяйственных комплексов.
14.2.6.12. Сооружения и мероприятия для защиты от подтопления проектируются в соответствии с требованиями СНиП 22-02-2003 и СНиП 2.06.15-85.
14.2.7. Сооружения и мероприятия для защиты от затопления
14.2.7.1. На территории Брянской области в результате обильных осадков, интенсивного таяния снегов и сброса воды с водохранилищ (Людиновского Калужской области и Десногорского Смоленской области) возможен разлив рек Десна, Болва, Снежеть, Судость, Ипуть, Беседь, Снов, Нерусса, Ветьма. При затоплении (наводнении, половодье, наводнении) максимальный уровень паводковых вод в районе г. Брянска может достигать 6,20 м. В период весеннего половодья подвержены затоплению (подтоплению):
городские округа Брянск и Сельцо;
районы Дубровский, Суражский, Гордеевский, Трубчевский.
В случае прорыва плотины на крупных гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Брянской области, зон катастрофических затоплений не возникает.
14.2.7.2. Основными причинами риска возникновения затопления являются:
климатические и метеорологические особенности (аномальное количество осадков, температурный режим, ветровой режим и др.);
разрушение гидротехнических сооружений в результате проявления опасных геологических процессов (обвалов, оползней и др.), техногенной деятельности человека: неправильной эксплуатации сооружений, разрушения (утечки, аварии) водонесущих коммуникаций и сооружений;
недостаточная пропускная способность водоотводов.
14.2.7.3. При проектировании на территории Брянской области следует учитывать районы, подверженные затоплению в период весеннего снеготаяния, ливневых паводков.
На территориях, подверженных затоплению и подтоплению, размещение новых населенных пунктов и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается.
14.2.7.4. Территории населенных пунктов, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалованием. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне. Превышение гребня дамбы обвалования над расчетным уровнем следует устанавливать в зависимости от класса сооружений согласно СНиП 2.06.15-85 и СНиП 33-01-2003.
За расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью: один раз в 100 лет – для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями; один раз в 10 лет – для территорий плоскостных спортивных сооружений.
14.2.7.5. В качестве основных средств инженерной защиты от затопления следует предусматривать:
обвалование территорий со стороны водных объектов;
искусственное повышение рельефа территории до незатопляемых планировочных отметок;
аккумуляцию, регулирование, отвод поверхностных сбросных и дренажных вод с затопленных, временно затопляемых территорий и низинных нарушенных земель;
сооружения инженерной защиты, в том числе: дамбы обвалования, дренажи, дренажные и водосбросные сети, водохранилища многолетнего регулирования стока крупных рек и другие.
Проектирование дренажных систем следует осуществлять в соответствии с требованиями подраздела «Дренажные системы» настоящих нормативов.
В качестве вспомогательных (некапитальных) средств инженерной защиты следует:
использовать естественные свойства природных систем и их компонентов, усиливающие эффективность основных средств инженерной защиты;
предусматривать:
увеличение пропускной способности русел рек, их расчистку, дноуглубление и спрямление;
расчистку водоемов и водотоков;
мероприятия по противопаводковой защите, включающие: выполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийнной и каменной наброской на наиболее проблемных местах.
В состав проекта инженерной защиты территории следует включать организационно-тех-нические мероприятия, предусматривающие пропуск весенних половодий и дождевых паводков.
14.2.7.6. Инженерная защита осваиваемых территорий должна предусматривать образование единой системы территориальных и локальных сооружений и мероприятий.
14.2.7.7. При устройстве инженерной защиты от затопления следует определять целесообразность и возможность одновременного использования сооружений и систем инженерной защиты в целях улучшения водообеспечения и водоснабжения, эксплуатации промышленных и коммунальных объектов, а также в интересах энергетики, транспорта, рекреации и охраны природы, предусматривая в проектах возможность создания вариантов сооружений инженерной защиты многофункционального назначения.
14.2.7.8. Сооружения и мероприятия для защиты от затопления проектируются в соответствии с требованиями СНиП 22-02-2003 и СНиП 2.06.15-85.
14.2.8. Дренажные системы
14.2.8.1. Дренажные системы являются одним из основных средств инженерной защиты от затопления и подтопления.
При выборе систем дренажных сооружений должны быть учтены форма и размер территории, требующей дренирования, характер движения грунтовых вод, геологическое строение, фильтрационные свойства и емкостные характеристики водоносных пластов, область распространения водоносных слоев с учетом условий питания и разгрузки подземных вод, определены количественные величины составляющих баланса грунтовых вод, составлен прогноз подъема уровня грунтовых вод и снижения его при осуществлении защитных мероприятий.
При проектировании дренажных систем для предотвращения или ликвидации подтопления территорий следует выполнять требования СНиП 2.06.15-85, СНиП 2.06.14-85 и СНиП 2.06.03-85, с учетом пособия к СНиП 2.06.15-85 «Прогнозы подтопления и расчет дренажных систем на застраиваемых и застроенных территориях».
14.2.8.2. При расчете дренажных систем необходимо соблюдать требования СНиП 2.06.15-85 и определять рациональное их местоположение и заглубление, обеспечивающее нормативное понижение грунтовых вод на защищаемой территории.
На защищаемых от подтопления территориях в зависимости от топографических и геологических условий, характера и плотности застройки, условий движения подземных вод со стороны водораздела к естественному или искусственному стоку следует применять одно-, двух-, многолинейные, контурные и комбинированные дренажные системы.
14.2.8.3. Перехват инфильтрационных вод в виде утечек из водовмещающих наземных и подземных емкостей и сооружений (резервуаров, отстойников, шламохранилищ, накопителей стока системы внешних сетей водопровода, канализации и т. д.) следует обеспечивать с помощью контурных дренажей. Предупреждение распространения инфильтрационных вод за пределы территорий, отведенных под водонесущие сооружения, должно обеспечиваться устройством не только дренажных систем, но и противофильтрационных экранов и завес, проектируемых в соответствии со СНиП 2.02.01-83*.
Защиту от подтопления подземных сооружений (подвалов, подземных переходов, тоннелей и т.д.) следует обеспечивать защитными гидроизоляционными покрытиями или устройством фильтрующих призм, пристенных и пластовых дренажей.
Защиту зданий и сооружений с особыми требованиями к влажности воздуха в подземных и наземных помещениях (элеваторы, музеи, книгохранилища и т.д.) следует обеспечивать устройством вентиляционных дренажей, специальных изоляционных покрытий подземной части сооружений, а также проведением мероприятий фитомелиорации, обеспечивающих устранение последствий конденсации влаги в подвальных помещениях.
14.2.8.4. При реконструкции и усилении существующих систем защитных сооружений от подтопления необходимо учитывать эффект осушения, достигаемый существующими дренажными устройствами.
14.2.8.5. Дренажная система должна обеспечивать на защищаемой территории понижение уровней грунтовых вод до требуемых величин. При защите от подтопления подвальных частей зданий и сооружений, а также подземных коммуникаций величина требуемого понижения определяется их заглублением и принимается в соответствии с нормой осушения (вертикальным расстоянием от поверхности планировки до уровня грунтовых вод), м, для:
территорий крупных производственных зон и комплексов – до 15;
производственных и коммунально-складских зон городских населенных пунктов – 5;
жилых и общественно-деловых зон – 3:
рекреационных зон – 2.
Под зданиями и сооружениями уровень грунтовых вод должен располагаться ниже отметки заложения подошвы фундаментов не менее чем на 0,5 м. При этом защита фундаментов и подвалов от капиллярной влаги осуществляется путем устройства соответствующей гидроизоляции.
14.2.8.6. Дренажная система должна обеспечивать требуемый по условиям защиты уровенный режим грунтовых вод: на территориях населенных пунктов – в соответствии с требованиями СНиП 2.06.15-85, а на сельскохозяйственных землях – в соответствии с требованиями СНиП 2.06.03-85.
14.2.8.7. Сброс дренажных вод в дождевую канализацию допускается, если пропускная способность дождевой канализации определена с учетом дополнительных расходов воды, поступающей из дренажной системы. При этом подпор дренажной системы не допускается.
14.2.9. Сооружения и мероприятия по защите на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах (лессовых)
14.2.9.1. На территории Брянской области имеются месторождения полезных ископаемых, в том числе:
минеральное сырье федерального значения – титан-циркониевые пески, фосфоритовые руды, стекольное сырье.
минеральное сырье регионального значения – цементное сырье, тугоплавкие глины, формовочные пески, мел для стекольной промышленности, трепел, торф, сапропель, органоминеральные отложения, подземные минеральные воды и крупные водозаборы пресных подземных вод.
минеральное сырье местного значения – строительные материалы (кирпично-черепичное сырье, керамзитовое сырье, строительные пески, ПГМ, мел для строительных работ), карбонатные породы для известкования кислых почв.
Минерально-сырьевой комплекс области более развит в северо-восточной части Брянской области, в Брянском и Дятьковском районах, где расположены наиболее крупные горнодобывающие и перерабатывающие минеральное сырье предприятия, что предопределяет наличие просадочных грунтов.
14.2.9.2. На территории Брянской области просадки в грунтах развиты на большей части водоразделов, там, где широко развиты лессовидные суглинки и лессы. Западины распространены неравномерно на всей территории области. Из-за низких фильтрационных характеристик пород, слагающих западины, они становятся накопителями атмосферных осадков и паводковых вод. Просадки достигают значительных размеров на территории городского округа Брянск, Мглинского района, городского поселения Рогнедино.
14.2.9.3. При проектировании зданий и сооружений на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах следует предусматривать:
планировочные мероприятия;
конструктивные меры защиты зданий и сооружений;
мероприятия, снижающие неравномерную осадку и устраняющие крены зданий и сооружений с применением различных методов их выравнивания;
горные меры защиты, предусматривающие порядок горных работ, снижающий деформации земной поверхности;
инженерную подготовку строительных площадок, снижающую неравномерность деформаций основания;
водозащитные мероприятия на территориях, сложенных просадочными грунтами;
мероприятия, обеспечивающие нормальную эксплуатацию наружных и внутренних инженерных сетей, лифтов и другого инженерного и технологического оборудования в период проявления неравномерных деформаций основания;
инструментальные наблюдения за деформациями земной поверхности, а также зданиями и сооружениями, при необходимости и в период строительства.
14.2.9.4. Сооружения и мероприятия по защите на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.01.09-91.
14.2.9.5. При планировке и застройке территории залегания полезных ископаемых необходимо соблюдать требования законодательства о недрах.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов. При этом должны быть предусмотрены и осуществлены мероприятия, обеспечивающие возможность извлечения из недр полезных ископаемых.
14.2.9.6. Под застройку в первую очередь следует использовать территории, под которыми:
залегают непромышленные полезные ископаемые;
полезные ископаемые выработаны и процесс деформаций земной поверхности закончился;
подработка ожидается после окончания срока амортизации проектируемых объектов.
При выборе для застройки территорий с промышленными запасами полезных ископаемых целесообразность намечаемого строительства должна быть подтверждена расчетами сравнительной экономической эффективности возможных вариантов размещения зданий и сооружений.
14.2.9.7. При разработке документации по планировке территории в ее состав необходимо включать схемы горно-геологических ограничений, выполненные в масштабе основных чертежей. На схемах должны быть указаны категории территорий по условиям строительства: пригодные, ограниченно пригодные, непригодные, временно непригодные для застройки жилых районов и микрорайонов.
Деление территорий на категории следует осуществлять в соответствии с приложением 9 СНиП 2.01.09-91 (таблица 1 приложения 25 настоящих нормативов).
14.2.9.8. При планировке и застройке территорий городских округов и поселений, включающих подрабатываемые территории с величинами деформаций большими, чем для III и IVк групп (таблицы 1 и 2 СНиП 2.01.09-91, таблицы 2 и 3 приложения 25 настоящих нормативов), следует предусматривать наиболее эффективное использование территорий, пригодных для застройки.
На площадках с различным сочетанием групп территорий, как правило, следует учитывать размещение функциональных зон и отдельных зданий (сооружений), строительство которых может быть обеспечено с применением строительных мер защиты.
14.2.9.9. Проектирование зданий и сооружений на подрабатываемых территориях, где по прогнозу возможно образование провалов, а также на участках, где возможно оползнеобразование, не допускается.
На подрабатываемых территориях, где по прогнозу ожидаются деформации земной поверхности, превышающие предельные по группам I и Iк (таблицы 1 и 2 СНиП 2.01.09-91, таблицы 2 и 3 приложения 25 настоящих нормативов), проектирование зданий и сооружений может быть допущено в исключительных случаях по заключению специализированной организации и наличии соответствующего технико-экономического обоснования.
Проектирование зданий и сооружений в районах со старыми горными выработками, пройденными на глубине до 80 м, допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании необходимости строительства и при возможности прогнозирования деформаций земной поверхности по действующим нормативным документам. Если в рассматриваемых условиях расчет ожидаемых деформаций основания не может быть произведен, проектирование допускается только по заключению специализированной организации.
14.2.9.10. Территории, отводимые по застройку, предпочтительно располагать на участках с минимальной глубиной просадочных толщ, с деградированными просадочными грунтами, а также на участках, где просадочная толща подстилается малосжимаемыми грунтами.
14.2.9.11. При рельефе местности в виде крутых склонов планировку застраиваемой территории следует осуществлять террасами.
14.2.9.12. Здания и сооружения с мокрыми технологическими процессами следует располагать в пониженных частях застраиваемой территории. На участках с высоким расположением уровня подземных вод, а также на участках с дренирующим слоем, подстилающим просадочную толщу, указанные здания и сооружения следует располагать в соответствии с требованиями п. 3.10 СНиП 2.01.09-91.
14.2.10. Сооружения и мероприятия по защите в районах с сейсмическим воздействием.
14.2.10.1. Интенсивность сейсмических воздействий в баллах (сейсмичность) для районов строительства на территории Брянской области принимается на основе комплекта карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации ОСР-97. Указанный комплект карт отражает 10 %-ную (карта А), 5 %-ную (карта В) и 1 %-ную (карта С) вероятности возможного превышения в течение 50 лет указанных на картах значений сейсмической активности.
Указанным значениям вероятностей соответствуют следующие средние интервалы времени между землетрясениями расчетной интенсивности: 500 лет (карта А), 1000 лет (карта В), 5000 лет (карта С).
14.2.10.2. Список населенных пунктов Брянской области, расположенных в сейсмических районах, с указанием расчетной сейсмической интенсивности в баллах шкалы МSК-64 для средних грунтовых условий и трех степеней сейсмической опасности – А (10 %), В (5 %), С (1 %) в течение 50 лет приведен в таблице 109.
Таблица 109
Название населенных пунктов |
Карты ОСР-97 |
А |
В |
С |
Вышков |
- |
- |
6 |
Злынка |
- |
- |
6 |
Чуровичи |
- |
- |
6 |
14.2.10.3. В соответствии с требованиями СП 14.13330.2011 «Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*» сейсмически опасными являются районы строительства, интенсивность сейсмических воздействий (сейсмичность) которых составляет 7 и более баллов.
Учитывая незначительную сейсмическую опасность, осуществление антисейсмических мероприятий при строительстве объектов на территории Брянской области не предусматривается.
14.3. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций при градостроительном проектировании
14.3.1. Техногенная чрезвычайная ситуация, техногенная ЧС – состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
14.3.2. На территории Брянской области расположены техногенные источники возникновения чрезвычайных ситуаций потенциально опасные объекты экономики внешний трубопроводный транспорт и гидротехнические сооружения, на которых возможны промышленные аварии и катастрофы.
К ним относятся:
химически опасные объекты, использующие в производстве хлор и аммиак;
крупнейший специализированный арсенал Министерства обороны РФ, на котором хранится химическое оружие и крупный объект по хранению фосфорорганических отравляющих веществ;
пожароопасные и взрывоопасные объекты экономики, использующие в производстве, осуществляющие хранение или транспортировку взрыво-, пожароопасных веществ. Это химический завод, нефтебазы, станции по хранению и транспортировке нефтепродуктов, газонаполнительные станции;
внешний трубопроводный транспорт (нефтепроводы «Дружба-1», «Дружба-2», нефтеперекачивающие станции, нефтепроводы по транспортировке бензина и дизельного топлива, магистральные газопроводы), которые являются потенциальными источниками чрезвычайных ситуаций (разлив нефтепродуктов и пожары, утечка газа, взрывы и пожары);
гидротехнические сооружения (на территории Брянской области расположено 62 гидротехнических объекта, которые могут представлять потенциальную опасность. В зону возможного подтопления попадают 162 дома с населением 437 человек);
14.3.3. На территории области отсутствуют радиационно-опасные объекты, но в непосредственной близости расположена Смоленская АЭС, при возникновении крупномасштабной аварии на которой часть Рогнединского района Брянской области может оказаться в зоне возможно опасного радиоактивного загрязнения.
14.3.4. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций при градостроительном проектировании следует осуществлять в соответствии с требованиями подраздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций при градостроительном проектировании» настоящих нормативов и нормативно-правовых и нормативно-технических актов, приведенных в данном разделе.
14.3.5. Территориальное развитие городских округов и поселений Брянской области в системе расселения, в том числе категорированных городов, не следует предусматривать в направлении размещения других категорированных городов и объектов.
14.3.6. Новые промышленные предприятия, узлы и территории не должны проектироваться в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, в зонах возможного катастрофического затопления, а также на территориях населенных пунктов, где строительство и расширение промышленных предприятий, округов и территорий запрещены или ограничены, за исключением предприятий, необходимых для непосредственного обслуживания населения, а также для нужд промышленного, коммунального и жилищно-гражданского строительства.
Дальнейшее развитие действующих промышленных предприятий, узлов и территорий, находящихся в категорированных городах, а также объектов особой важности должно осуществляться за счет их реконструкции и технического перевооружения без увеличения производственных площадей предприятий, численности работников и объема вредных стоков и выбросов.
14.3.7. Группы новых промышленных предприятий (промышленные округа) и отдельные категорированные объекты следует проектировать в экономически перспективных населенных пунктах, расположенных от границ застройки категорированных городов и объектов особой важности на расстоянии:
не менее 60 км – для городов особой и первой групп по гражданской обороне;
не менее 40 км – для городов второй группы по гражданской обороне;
не менее 25 км – для городов третьей группы и объектов особой важности по гражданской обороне (в том числе атомных станций).
14.3.8. Центры межрайонных и районных систем расселения, развиваемых на базе застроенных территорий малых и средних населенных пунктов (некатегорированные), должны проектироваться от границ категорированных городов на расстояниях, указанных в п. 14.3.3 настоящих нормативов, а максимальную численность населения этих центров и минимальные средние расстояния между границами их застройки следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 (таблица 3).
14.3.9. При проектировании новых аэропортов гражданской авиации, приемных и передающих радиоцентров, вычислительных центров, а также животноводческих комплексов и крупных ферм, птицефабрик их размещение следует проектировать вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. Кроме того, перечисленные объекты следует проектировать на безопасном расстоянии от объектов, которые могут быть источниками вторичных факторов поражения (химические предприятия, атомные станции, хранилища сильнодействующих ядовитых веществ, нефти, нефтепродуктов, газов и т. п.).
14.3.10. Проектирование базисных складов для хранения сильно действующих ядовитых веществ, взрывчатых веществ и материалов, горючих веществ, складов государственного резерва следует осуществлять в соответствии с требованиями п. 7.1.2 настоящих нормативов.
Базисные склады нефти и нефтепродуктов, проектируемые у берегов рек на расстоянии 200 м и менее от уреза воды (при максимальном уровне), должны размещаться ниже (по течению рек) населенных пунктов, гидротехнических сооружений, железнодорожных мостов и водопроводных станций, на расстоянии не менее 100 м.
14.3.11. Предприятия по переработке легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также базисные склады указанных жидкостей (наземные склады 1-й группы согласно нормам проектирования складов нефти и нефтепродуктов) следует размещать ниже по уклону местности относительно жилых и производственных зон населенных пунктов и объектов, автомобильных и железных дорог с учетом возможности отвода горючих жидкостей в безопасные места в случае разрушения емкостей.
14.3.12. Продовольственные склады, распределительные холодильники и склады непродовольственных товаров первой необходимости регионального значения, а также хранилища товаров, предназначенных для снабжения населения категорированных городов, должны проектироваться вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
Проектирование в одном месте (концентрированно) продовольственых складов, снабжающих население категорированных городов основными видами продуктов питания, не допускается.
14.3.13. При подготовке генеральных планов городских округов и поселений следует учитывать:
численность населения планировочных и жилых районов населенных пунктов при проектировании должна соответствовать требованиям СНиП 2.01.51-90 (таблица 4);
максимальная плотность населения жилых районов и кварталов (микрорайонов) населенного пункта, чел./га, при проектировании должна соответствовать требованиям СНиП 2.01.51-90 (таблица 5);
при застройке жилых и общественно-деловых зон населенных пунктов этажность зданий не должна превышать 10 этажей.
14.3.14. При подготовке документации по планировке территории, а также при развитии застроенных территорий разрабатывается план «желтых линий» с учетом зонирования территории по возможному воздействию современных средств поражения и их вторичных поражающих факторов, а также характера и масштабов возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, удалению от других населенных пунктов, а также объектов особой важности.
Разрывы от «желтых линий» до застройки определяются с учетом зон возможного распространения завалов от зданий различной этажности в соответствии с требованиями приложения 3 СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны».
Расстояния между зданиями, расположенными по обеим сторонам магистральных улиц, принимаются равными сумме их зон возможных завалов и ширины незаваливаемой части дорог в пределах «желтых линий».
Ширину незаваливаемой части дороги в пределах «желтых линий» следует принимать не менее 7 м.
14.3.15. При подготовке генеральных планов городских округов и поселений, проектов планировки, застройки зеленые насаждения (парки, сады, бульвары) и свободные от застройки территории (водоемы, спортивные площадки и т. п.) следует связывать в единую систему, обеспечивающую членение территории населенных пунктов противопожарными разрывами шириной не менее 100 м на участки площадью не более 2,5 км2 при преобладающей застройке зданиями и сооружениями I, II, III степеней огнестойкости и не более 0,25 км2 при преобладающей застройке зданиями IV, V степеней огнестойкости.
14.3.16. Система зеленых насаждений и незастраиваемых территорий должна вместе с сетью магистральных улиц обеспечивать свободный выход населения из разрушенных частей городского населенных пунктов (в случае его поражения) в парки и леса пригородных зон.
14.3.17. Магистральные улицы населенных пунктов должны проектироваться с учетом обеспечения возможности выхода по ним транспорта из жилых и производственных зон на загородные дороги не менее чем по двум направлениям.
14.3.18. Проектирование внутренней транспортной сети населенного пункта должно обеспечивать надежное сообщение между отдельными жилыми и производственными зонами, свободный проход к магистралям устойчивого функционирования, ведущим за пределы населенного пункта, а также наиболее короткую и удобную связь центра, жилых и производственных зон с железнодорожными и автобусными вокзалами, грузовыми станциями и аэропортами.
14.3.19. Стоянки для автобусов, грузовых и легковых автомобилей, производственно-ремонтные базы уборочных машин, троллейбусные депо следует проектировать рассредоточено и преимущественно на окраинах населенного пункта.
Помещения автостоянок зданий пожарных депо при проектировании должны обеспечивать размещение 100 % резерва основных пожарных машин.
14.3.20. Проектирование лечебных учреждений восстановительного лечения для выздоравливающих, онкологические, туберкулезные и психиатрические больницы, а также пансионаты (за исключением пансионатов для престарелых и профилакториев для трудящихся), дома и базы отдыха, санатории, туристические базы и приюты, детские, спортивные и молодежные лагеря круглогодичного и кратковременного функционирования, подсобные хозяйства промышленных предприятий, а также дачные, садоводческие, огороднические объединения, как правило, должны проектироваться в пригородной зоне.
Развитие сети указанных хозяйств, учреждений, дачных, садоводческих, огороднических объединений в пригородной зоне должно осуществляться с учетом использования их в военное время для размещения населения, эвакуируемого из населенных пунктов, и развертывания лечебных учреждений.
При размещении эвакуируемого населения в пригородной зоне его обеспечение жильем осуществляется из расчета 2,5 м2 общей площади на одного человека.
14.3.21. Вновь проектируемые и реконструируемые системы водоснабжения, питающие отдельные населенные пункты или несколько населенных пунктов, а также объекты особой важности, должны базироваться не менее чем на двух независимых источниках водоснабжения, один из которых следует предусматривать подземным.
14.3.22. В целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2006 № 703 «Об утверждении Правил резервирования источников питьевого водоснабжения».
14.3.23. При проектировании суммарную мощность головных сооружений следует рассчитывать по нормам мирного времени. В случае выхода из строя одной группы головных сооружений мощность оставшихся сооружений должна обеспечивать подачу воды по аварийному режиму на производственно-технические нужды предприятий, а также на хозяйственно-питьевые нужды для численности населения мирного времени по норме 31 л в сутки на одного человека.
Для гарантированного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя всех головных сооружений или заражения источников водоснабжения следует проектировать резервуары в целях создания в них не менее 3-суточного запаса питьевой воды по норме не менее 10 л в сутки на одного человека.
14.3.24. При проектировании в категорированных городах и на объектах особой важности, расположенных вне категорированных городов, нескольких самостоятельных водопроводов (коммунального и промышленного) следует предусматривать возможность передачи воды от одного водопровода к другому с соблюдением санитарных норм и правил.
14.3.25. Пожарные гидранты, а также задвижки для отключения поврежденных участков водопровода категорированного города или объекта особой важности, расположенного вне категорированного города, следует располагать на незаваливаемой при разрушении зданий и сооружений территории.
14.3.26. Существующие и проектируемые для водоснабжения населения и сельскохозяйственных животных шахтные колодцы и другие сооружения для забора подземных вод должны быть защищены от попадания в них радиоактивных осадков и капельно-жидких отравляющих веществ.
Все существующие водозаборные скважины для водоснабжения населенных пунктов и промышленных предприятий, а также для полива сельскохозяйственных угодий должны иметь приспособления, позволяющие подавать воду на хозяйственно-питьевые нужды путем разлива в передвижную тару, а скважины с дебитом 5 л/с и более должны иметь, кроме того, устройства для забора воды из них пожарными автомобилями.
14.3.27. В категорированных городах и на отдельно стоящих объектах особой важности необходимо проектировать устройство искусственных водоемов с возможностью использования их для тушения пожаров. Эти водоемы следует проектировать с учетом имеющихся естественных водоемов и подъездов к ним. Общую вместимость водоемов необходимо принимать из расчета не менее 3000 м3 воды на 1 км2 территории города (объекта).
На территории категорированных городов через каждые 500 м береговой полосы рек и водоемов следует предусматривать устройство пожарных подъездов, обеспечивающих забор воды в любое время года не менее чем тремя автомобилями одновременно.
14.3.28. Мероприятия по подготовке к работе городских систем водоснабжения и канализации в условиях возможного применения оружия массового поражения должны осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых органами жилищно-коммунального хозяйства в установленном порядке.
14.3.29. При проектировании газоснабжения категорированных городов от двух и более самостоятельных магистральных газопроводов подачу газа следует предусматривать через ГРС, подключенные к этим газопроводам и размещенные за границами застройки указанных городских городов.
14.3.30. При проектировании новых и реконструкции действующих газовых сетей категорированных городов следует предусматривать возможность отключения городов и их отдельных районов (участков) с помощью отключающих устройств, срабатывающих от давления (импульса) ударной волны, в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90.
14.3.31. Наземные части газораспределительных станций (ГРС) и опорных газораспределительных пунктов (ГРП) в категорированных городах, а также ГРП объектов особой важности, расположенных вне категорированных городов, следует проектировать с учетом оборудования подземными обводными газопроводами (байпасами) с установкой на ниx отключающих устройств.
Подземные байпасы должны обеспечивать подачу газа в систему газоснабжения при выходе из строя наземной части ГРС или ГРП.
14.3.32. В категорированных городах необходимо проектировать подземную прокладку основных распределительных газопроводов высокого и среднего давления и отводов от них к объектам, продолжающим работу в военное время.
Сети газопроводов высокого и среднего давления в категорированных городах и на объектах особой важности, расположенных вне категорированных городов, должны быть подземными и закольцованными.
14.3.33. ГНС сжиженных углеводородных газов и газонаполнительные пункты категорированных городов и объектов особой важности, расположенных вне категорированных городов, следует размещать на территории пригородных зон.
14.3.34. При проектировании систем электроснабжения категорированных городов необходимо предусматривать их электроснабжение от нескольких независимых и территориально разнесенных источников питания, часть из которых должна располагаться за пределами зон возможных разрушений. При этом указанные источники и их линии электропередачи должны находиться друг от друга на расстоянии, исключающем возможность их одновременного выхода из строя. Системы электроснабжения должны учитывать возможность обеспечения транзита электроэнергии в обход разрушенных объектов за счет сооружения коротких перемычек воздушными линиями электропередачи.
14.3.35. Электроснабжение проектируемых перекачивающих насосных и компрессорных станций магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов) должно, как правило, осуществляться от источников электроснабжения и электроподстанций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушении, с проектированием в необходимых случаях на них автономных резервных источников.
14.3.36. Проектирование теплоэлектроцентралей, подстанций, распределительных устройств и линий электропередачи следует осуществлять с учетом требований СНиП 2.01.05-90.
14.3.37. Радиационная обстановка на территории Брянской области в меньшей степени определяется естественными, техногенными и аварийными источниками ионизирующего излучения и в первую очередь обусловлена аварией на Чернобыльской АЭС 1986 г. и Основным дозообразующим компонентом на радиационно-загрязненных территориях после аварии на Чернобыльской АЭС является цезий-137.
14.3.38. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 определены следующие зоны радиоактивного загрязнения, а также районы и населенные пункты, относящиеся к ним:
1) зона отчуждения (плотность загрязнения более 40 Ки/км2, площадь 310 км2) Красногорский район;
2) зона отселения (плотность загрязнения от 15 до 40 Ки/км2, площадь 2130 км2) Гордеевский район, Злынковский район, Клинцовский район, Красногорский район, Новозыбковский район;
3) зона проживания с правом на отселение (плотность загрязнения от 5 до 15 Ки/км2, площадь 2628 км2) Гордеевский район, Клинцовский район, Красногорский район, Новозыбковский район;
4) зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (плотность загрязнения от 1 до 5 Ки/км2, площадь 6450 км2). В зону попадают все районы области за исключением Брянского, Жуковского, Жирятинского, Дубровского, Клетнянского, Почепского.
14.3.39. При градостроительном проектировании следует осуществлять мероприятия по защите от радиационной опасности в соответствии с требованиями подраздела «Радиационная безопасность» настоящих нормативов.