Полностью Только текст
Сегодня
четверг, 25 апреля 2024 г.

Погода в Брянске днём
Облачно, без осадков, +18 +20 oC
Ветер юго-западный, 0-2 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Градостроительная деятельность /  

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

15. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

15.1. Общие требования

15.1.1. При планировке и застройке городских округов и поселений Брянской области следует выполнять требования по обеспечению экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривать мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды. На территории городских округов и поселений необходимо обеспечивать достижение нормативных требований и стандартов, определяющих качество атмосферного воздуха, воды, почв, а также допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений и других факторов природного и техногенного риска.

15.1.2. Раздел «Охрана окружающей среды» разрабатывается на всех стадиях подготовки градостроительной, предпроектной и проектной документации с целью обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности территории и населения на основе достоверной и качественной информации о природно-климатических, ландшафтных, геологических, гидрологических и экологических условиях, а также антропогенных изменениях природной среды в процессе хозяйственной деятельности.

Сравнение и выбор вариантов проектных решений следует производить с учетом объемов работ по рекультивации и компенсации экономического ущерба от загрязнения окружающей среды и нарушения экосистем и природных комплексов.

15.1.3. При проектировании необходимо руководствоваться Водным, Земельным, Воздушным и Лесным кодексами Российской Федерации, Федеральными законами от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 4.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 15.02.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», утв. приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 29.12.1995 № 539, законодательством Брянской области в сфере охраны окружающей среды и другими нормативными правовыми актами, согласно которым одним из основных направлений градостроительной деятельности является рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, защита территорий от опасных природных явлений и техногенных процессов и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

15.1.4. Разработка природоохранных мероприятий должна осуществляться с учетом перспектив развития населенных пунктов и обеспечения благоприятной экологической обстановки.

Природоохранные мероприятия должны предусматривать:

оптимальный выбор транспортных коридоров;

оборудование полигонов твердых отходов, утилизацию твердых бытовых и производственных отходов, в том числе на мусороперерабатывающих предприятиях;

совершенствование (организацию) очистки сточных вод, в том числе путем оборудование населенных пунктов канализацией и очистными сооружениями;

запрещение сброса сточных вод (промышленных, хозяйственно-бытовых) на рельеф;

рекультивацию нарушенных земель;

исключение или сведение к минимуму вредного воздействия, в том числе на состояние атмосферного воздуха, от производственных объектов и их групп;

внедрение системы экологического мониторинга и контроля за состоянием природной среды на территории Брянской области.

15.2. Рациональное использование и охрана природных ресурсов

15.2.1. Выбор территории для строительства новых и развития существующих городских округов и поселений следует предусматривать в соответствии с требованиями градостроительного, земельного, водного, санитарного, природоохранного и другого законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Брянской области.

15.2.2. Использование и охрана территорий природного комплекса, флоры и фауны осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 15.02.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», законодательством Брянской области и другими нормативными правовыми документами.

15.2.3. Территорию для строительства новых и развития существующих населенных пунктов следует предусматривать на землях, не пригодных для сельскохозяйственного использования.

Изъятие сельскохозяйственных угодий с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях в установленном законом порядке.

15.2.4. Проектирование и развитие населенных пунктов, промышленных комплексов и других объектов осуществляется после получения от соответствующих территориальных геологических организаций заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр (Федерального агентства по недропользованию) или его территориальных органов в установленном порядке только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

При необходимости извлечения полезных ископаемых из недр под ранее застроенными площадями (подработка объектов) меры по обеспечению наиболее полного извлечения запасов полезных ископаемых и безопасности подрабатываемых объектов должны устанавливаться в соответствии с требованиями СНиП 2.01.09-91, нормативных документов Ростехнадзора, регламентирующих порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых.

Пригодность нарушенных земель для различных видов использования после рекультивации следует оценивать согласно ГОСТ 17.5.3.04-83, ГОСТ 17.5.1.02-85.

15.2.5. Размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается:

на землях особо охраняемых природных территорий, в том числе на землях рекреационных зон, если это противоречит целевому использованию данных земель и может нанести ущерб природным комплексам и их компонентам;

на землях зеленых зон, если проектируемые объекты не предназначены для отдыха, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства;

в зонах охраны гидрометеорологических станций;

в зонах санитарной охраны источников водоснабжения и площадок водопроводных сооружений, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией источников;

на землях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, а также на территориях, прилегающих к водным объектам, имеющим высокое рыбохозяйственное значение, за исключением объектов, указанных в п. 11.3.16 настоящих нормативов;

в зонах санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией природных лечебных средств курортов;

в зонах отвалов породы горнодобывающих и горно-перерабатывающих предприятий;

в зонах возможного проявления оползней и других опасных факторов природного характера;

в зонах возможного затопления (при глубине затопления 1,5 м и более), не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты;

в охранных зонах магистральных трубопроводов.

15.2.6. В пределах пригородных зон городов и поселков городского типа на землях лесного фонда следует предусматривать формирование зеленых и лесопарковых зон. Зеленые и лесопарковые зоны относятся к категории защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. Режимы использования и охраны данных зон устанавливаются в соответствии с требованиями раздела «Зоны особо охраняемых территорий» (подраздел «Земли природоохранного назначения») настоящих нормативов.

Вокруг населенных пунктов, расположенных в безлесных и малолесных районах, следует предусматривать создание защитных лесных полос (ветрозащитных, берегоукрепительных и др.), озеленение склонов холмов, оврагов и балок.

Ширину защитных лесных полос следует принимать, м, не менее:

для крупных городских населенных пунктов – 500;

для средних городских населенных пунктов – 100;

для малых городских населенных пунктов и сельских населенных пунктов – 50.

Изъятие под застройку земель лесного фонда, находящихся в собственности Брянской области, допускается в исключительных случаях в соответствии с требованиями Земельного и Лесного кодексов Российской Федерации, федерального законодательства.

15.2.7. На территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов не допускается размещение промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека.

Для действующих объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, разрешается проведение реконструкции или перепрофилирование производств при условии снижения всех видов воздействия на среду обитания до предельно допустимой концентрации (ПДК) при химическом и биологическом воздействии и предельно допустимого уровня (ПДУ) при воздействии физических факторов с учетом фона.

15.2.8. Для промышленных объектов, производств и сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и настоящих нормативов.

15.2.9. Для обеспечения устойчивого функционирования природных комплексов и оздоровления окружающей среды необходимо:

создание системы природных территорий, подлежащих охране и хозяйственному использованию в особом режиме;

минимизация площади нарушенных территорий путем применения щадящих технологий во всех видах хозяйственной деятельности;

охрана атмосферного воздуха, водных объектов, почв от загрязнения.

15.2.10. В территориальных границах городских населенных пунктов и их пригородных зон следует предусматривать формирование единого природного каркаса на базе гидрографической сети с учетом геоморфологии и рельефа, включая: особо охраняемые природные территории, городские леса и лесопарки, другие зоны рекреационного назначения, естественные экосистемы, земли сельскохозяйственного назначения, зоны с особыми условиями использования территории (зоны охраны объектов природного и культурного наследия, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения), ценные леса (государственные защитные лесные полосы, противоэрозионные, имеющие научное или историческое значение, запретные полосы вдоль водных объектов, нерестоохранные полосы и др.), особо защитные участки лесов (берегозащитные, почвозащитные участки вдоль водных объектов, склонов оврагов, заповедные лесные участки, места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и др.).

Параметры и режимы регулирования градостроительной и хозяйственной деятельности следует устанавливать с учетом требований Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, нормативных правовых актов Брянской области и настоящих нормативов.

15.3. Охрана атмосферного воздуха

15.3.1. При проектировании застройки должны быть проведены оценка состояния и прогноз изменения качества атмосферного воздуха путем расчета уровня загрязнения атмосферы от всех источников загрязнения (промышленных, транспортных и др.), учитывая аэроклиматические и геоморфологические условия, ожидаемые загрязнения атмосферного воздуха с учетом существующих и планируемых объектов, предельно допустимые концентрации (ПДК) или ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для каждого из загрязняющих веществ, также должны быть разработаны предупредительные действия по исключению загрязнения атмосферы, включая неорганизованные выбросы и вторичные источники.

Соблюдение гигиенических нормативов – ПДК атмосферных загрязнений химических и биологических веществ обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.

15.3.2. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе на территории населенного пункта принимаются в соответствии с требованиями ГН 2.1.6.1338-03, ГН 2.1.6.2309-07 и СанПиН 2.1.6.1032-01.

Максимальный уровень загрязнения атмосферного воздуха на различных территориях принимается по таблице 110 настоящих нормативов.

15.3.3. Жилые, общественно-деловые и рекреационные зоны следует размещать с наветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к источникам загрязнения атмосферного воздуха, а также объектам, представляющим повышенную пожарную опасность.

В жилых зонах и местах массового отдыха населения запрещается размещать объекты I и II классов по санитарной классификации.

Объекты, требующие особой чистоты атмосферного воздуха, не следует размещать с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к соседним объектам с источниками загрязнения атмосферного воздуха.

15.3.4. Животноводческие и птицеводческие предприятия, склады по хранению ядохимикатов, биопрепаратов, удобрений, пожаровзрывоопасные склады и производства, ветеринарные учреждения, объекты и предприятия по утилизации отходов, котельные, очистные сооружения, навозохранилища открытого типа следует располагать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к жилым, общественно-деловым и рекреационным зонам, а также другим объектам производственной зоны в соответствии с действующими нормативными документами.

15.3.5. Запрещается проектирование и размещение объектов, если в составе выбросов присутствуют вещества, не имеющие утвержденных ПДК или ОБУВ.

15.3.6. Площадки для размещения и расширения объектов, которые могут быть источниками вредного воздействия на здоровье населения и условия его проживания, выбираются с учетом аэроклиматической характеристики, рельефа местности, закономерностей распространения промышленных выбросов в атмосфере, а также потенциала загрязнения атмосферы.

Обязательным условием проектирования таких объектов является организация санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и настоящих нормативов.

Примечание: Производственные объекты с источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами I и II классов опасности не следует размещать в районах с преобладающими ветрами со скоростью до 1 м/с, с длительными или часто повторяющимися штилями, инверсиями, туманами (за год более 30-40 %, в течение зимы 50-60 % дней).

15.3.7. Потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) – способность атмосферы рассеивать примеси. ПЗА определяется по среднегодовым значениям метеорологических параметров в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01.

Размещение предприятий I и II класса на территориях с высоким и очень высоким ПЗА решается в индивидуальном порядке Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем.

При размещении предприятий на территории, характеризующейся условиями застоя атмосферы, высоким ПЗА, а также неблагоприятной медико-демографической ситуацией, размеры санитарно-защитных зон следует увеличивать.

15.3.8. Охрану атмосферного воздуха от загрязнения следует осуществлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01.

15.4. Охрана водных объектов

15.4.1. Охрана водных объектов необходима для предотвращения и устранения загрязнения поверхностных и подземных вод, которое может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, ухудшению условий водопользования или его ограничению для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей.

15.4.2. Качество воды водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, рекреационного водопользования, а также в границах населенных пунктов должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.5.980-00, ГН 2.1.5.1315-03, ГН 2.1.5.2307-07.

15.4.3. Мероприятия по защите водных объектов (водоемов и водотоков) необходимо предусматривать в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов Брянской области, санитарных и экологических норм, утвержденных в установленном порядке, а также настоящих нормативов. При этом необходимо обеспечивать предупреждение загрязнения водных объектов с соблюдением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, отдыха населения, рыбохозяйственных целей, а также расположенных в границах населенных пунктов, в центрах рекреации, в том числе санаторно-курортных зонах.

15.4.4. Жилые, общественно-деловые, смешанные, рекреационные и курортные зоны следует размещать выше по течению водотоков относительно сбросов всех категорий сточных вод, включая поверхностный сток с территории населенных пунктов. Размещение указанных зон ниже сбросов допускается при соблюдении требований СНиП 2.04.03-85 и СанПиН 2.1.5.980-00.

15.4.5. В декоративных водоемах и в замкнутых водоемах, расположенных на территории населенных пунктов и используемых для купания, следует предусматривать периодический обмен воды за осенне-летний период в зависимости от площади их зеркала. В декоративных водоемах при площади зеркала до 3 га – 2 раза, более 3 га – 1 раз; в замкнутых водоемах, используемых для купания – соответственно 4 и 3 раза, а при площади более га – 2 раза.

В замкнутых водоемах, расположенных на территории населенных пунктов, глубина воды в весенне-летний период должна быть не менее 1,5 м, а в прибрежной зоне, при условии периодического удаления водной растительности, не менее 1 м. Площадь водного зеркала и пляжей водоемов следует принимать в соответствии с требованиями раздела «Рекреационные зоны» (подраздел «Зоны отдыха») настоящих нормативов.

15.4.6. В целях поддержания благоприятного гидрологического режима, улучшения санитарного состояния, рационального использования водных ресурсов рек, озер и водохранилищ устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Требования к водоохранным зонам и прибрежным защитным полосам водных объектов приведены в разделе «Зоны особо охраняемых территорий» (подраздел «Водоохранные зоны, прибрежные защитные и береговые полосы») настоящих нормативов.

Размещение производственных объектов в прибрежных зонах водных объектов следует осуществлять в соответствии с требованиями п. 6.2.6 настоящих нормативов.

15.4.7. Для охраны объектов, имеющих рыбохозяйственное значений, устанавливаются рыбоохранные и рыбохозяйственные заповедные зоны в соответствии с разделом «Земли природоохранного назначения» (подраздел «Рыбоохранные и рыбохозяйственные заповедные зоны») настоящих нормативов.

15.4.8. Склады минеральных удобрений и химических средств защиты растений следует располагать на расстоянии не менее 2 км от рыбохозяйственных водоемов. При необходимости допускается уменьшать указанные расстояния при согласовании с территориальными органами в сфере охраны рыбных и водных биологических ресурсов. Хранение пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.2584-10.

При размещении складов минеральных удобрений и химических средств защиты растений, животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий должны быть предусмотрены необходимые меры, исключающие попадание указанных веществ, навозных стоков и помета в водные объекты.

15.4.9. При определении видов водозаборных устройств и мест их размещения следует учитывать требования к качеству питьевых вод согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.

15.4.10. Эксплуатацию водохранилищ и их нижних бьефов, используемых или намечаемых к использованию в качестве источников хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, следует осуществлять с учетом санитарных и экологических требований к проектированию, строительству и эксплуатации водохранилищ.

В сложившихся и проектируемых зонах отдыха, расположенных на берегах водоемов и водотоков, водоохранные мероприятия должны отвечать требованиям ГОСТ 17.1.5.02-80.

15.4.11. Поверхностные воды с территории предприятий, складских хозяйств, автохозяйств и других объектов должны подвергаться очистке на очистных сооружениях преимущественно с использованием очищенных вод на производственные нужды.

15.4.12. Охрану поверхностных вод от загрязнения следует осуществлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00.

Охрану подземных вод от загрязнения следует осуществлять в соответствии с требованиями СП 2.1.5.1059-01.

15.5. Охрана почв

15.5.1. Требования по охране почв предъявляются к жилым, рекреационным зонам, зонам санитарной охраны водоемов и водотоков, территориям сельскохозяйственного назначения и другим территориям, где возможно влияние загрязненных почв на здоровье человека и условия проживания.

Гигиенические требования к качеству почв устанавливаются с учетом их специфики, почвенно-климатических особенностей населенных мест, фонового содержания химических соединений и элементов.

15.5.2. Оценка состояния почв на территории Брянской области проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1287-03, СанПиН 2.6.1.2523-09 (НРБ-99/2009), МУ 2.1.7.730-99 и направлена на выявление участков устойчивого сверхнормативного (реликтового и современного) загрязнения, требующих проведения санации для соответствующих видов функционального использования.

15.5.3. В почвах на территории населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должны превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами и гигиеническими нормативами.

Гигиенические требования к качеству почв территорий жилых зон устанавливается в первую очередь для наиболее значимых территорий (зон повышенного риска): детских и образовательных учреждений, спортивных, игровых, детских площадок жилой застройки, площадок отдыха, зон рекреации, зон санитарной охраны водоемов, водоохранных зон и прибрежных защитных полос, санитарно-защитных зон.

Для категории чрезвычайно опасного загрязнения почв рекомендуется вывоз и утилизация почв на специализированных полигонах.

15.5.4. Выбор площадки для размещений объектов проводится с учетом:

физико-химических свойств почв, их механического состава, содержания органического вещества, кислотности и т.д.;

природно-климатических характеристик (роза ветров, количество осадков, температурный режим района);

ландшафтной, геологической и гидрологической характеристики почв;

их хозяйственного использования.

Требования к качеству почвы должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения территории (жилые, общественно-деловые, производственные территории) и характера использования (городские почвы, почвы сельскохозяйственного назначения, прочие).

15.5.5. Качество почв на территории Брянской области в зависимости от их функционального назначения и использования должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03.

15.5.6. Почвы, где годовая эффективная доза радиации не превышает 1 мЗв считаются не загрязненными по радиоактивному фактору.

При обнаружении локальных источников радиоактивного загрязнения с уровнем радиационного воздействия на население:

от 0,01 до 0,3 мЗв/год – необходимо проведение исследования источника с целью оценки величины годовой эффективной дозы и определения величины дозы, ожидаемой за 70 лет;

более 0,3 мЗв/год – необходимо проведение защитных мероприятий с целью ограничения облучения населения. Масштабы и характер мероприятий определяются с учетом интенсивности радиационного воздействия на население по величине ожидаемой коллективной эффективной дозы за 70 лет.

15.5.7. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых зданий, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и других работ определяется в соответствии с действующим законодательством.

15.5.8. Охрану почв от загрязнения следует осуществлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1287-03, ГОСТ 17.4.3.04-85, ГОСТ 17.4.3.02-85.

15.6. Защита от шума и вибрации

15.6.1. Планировку и застройку территорий населенных пунктов следует осуществлять с учетом обеспечения допустимых уровней шума.

Меры по защите от акустического загрязнения следует предусматривать на всех стадиях проектирования в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и особенностями градостроительной ситуации.

15.6.2. Объектами защиты от источников внешнего шума являются помещения жилых и общественных зданий, территории жилой застройки, рабочие места производственных предприятий.

15.6.3. Предельно допустимые уровни шума на территории жилой застройки, а также на прилегающих территориях следует принимать в соответствии с требованиями СП 51.13330.2011 и СН 2.2.4/2.1.8.562-96.

15.6.4. На вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэропортов и на существующих территориях жилой застройки вблизи вновь проектируемых аэропортов, аэродромов,вертодромов уровни авиационного шума не должны превышать значений, установленных ГОСТ 22283-88.

15.6.5. Значения максимальных уровней шумового воздействия на человека на различных территориях представлены в таблице 110 настоящих нормативов.

15.6.6. Оценку состояния и прогноз уровней шума, определение требуемого их снижения, разработку мероприятий и выбор средств шумозащиты в помещениях жилых и общественных зданий, на территории жилой застройки, рабочих местах производственных предприятий следует проводить в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

Мероприятия по шумовой защите городских округов и поселений следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 51.13330.2011.

15.6.7. Инфразвук – звуковые колебания и волны с частотами, лежащими ниже полосы слышимых (акустических) частот – 20 Гц. Техногенными источниками инфразвука могут являться: оборудование, работающее с частотой менее 20 циклов за секунду, транспорт, промышленные установки аэродинамического и ударного действия, подводные и подземные взрывы и др.

Нормы допустимых значений инфразвука регламентируются СН 2.2.4/2.1.8.583-96.

Наиболее эффективным методом борьбы с инфразвуком является его снижение в источнике путем изменения режимов работы технологического оборудования, снижения интенсивности аэродинамических процессов (ограничение скоростей транспорта, систем сброса пара тепловых электростанций, др.). Снижение инфразвука на его пути распространения возможно путем применения глушителей интерференционного типа.

15.6.8. Территории нового строительства и реконструкции должны оцениваться по параметрам вибрации..

Источниками вибрации в жилых и общественных зданиях, на территории жилой застройки могут являться инженерные сети и сооружения, установки и оборудование производственных предприятий, транспортные средства, создающие при работе большие динамические нагрузки, которые вызывают распространение вибрации в грунте и строительных конструкциях.

Вибрации могут являться причиной возникновения шума.

15.6.9. Уровни производственной вибрации не должны превышать значений, установленных СанПиН 2.2.4/2.1.8.566-96.

15.6.10. Мероприятия по защите от вибраций предусматривают:

удаление зданий и сооружений от источников вибрации;

использование методов виброзащиты при проектировании зданий и сооружений;

меры по снижению динамических нагрузок, создаваемых источником вибрации.

При проектировании новых и реконструкции существующих зданий, расположенных ближе 50 м от края основной проезжей части магистральных улиц с грузовым движением обязательна проверка уровня шума и вибрации на участке застройки.

15.6.11. Предельно допустимые уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука не территорий жилой застройки, а также в помещениях жилых зданий определяются в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10.

15.7. Защита от электромагнитных полей, излучений и облучений

15.7.1. Для защиты жилых территорий от воздействия электромагнитных полей, а также при установлении размеров санитарно-защитных зон электромагнитных излучателей следует руководствоваться действующими нормативными документами. Установление величины санитарно-защитных зон для передающих радиотехнических объектов осуществляется в соответствии с действующими нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методиками расчета интенсивности радиочастот.

Специальные требования по защите от электромагнитных полей, излучений и облучений устанавливают для:

всех типов стационарных радиотехнических объектов (включая радиои телецентры, радиои телевизионные станции, ретрансляторы, радиолокационные и радиорелейные станции, в том числе метеорологические, земные станции спутниковой связи, объекты транспорта с базированием мобильных передающих радиотехнических средств при их работе в штатном режиме в местах базирования, башни и мачты с установленными на них антеннами);

промышленных генераторов, воздушных линий электропередачи высокого напряжения и других объектов, излучающих электромагнитную энергию;

элементов систем сотовой связи и других видов подвижной связи.

15.7.2. Уровни электромагнитного поля, создаваемые ПРТО на территории жилых и общественно-деловых зон, в местах массового отдыха населения, внутри жилых, общественных и производственных помещений, подвергающихся воздействию внешнего электромагнитного поля радиочастотного диапазона, не должны превышать предельно допустимых уровней (ПДУ) для населения, установленных СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03, СанПиН 2.1.6.1032-01, СанПиН 2.1.2.2645-10.

15.7.3. Максимальные значения уровней электромагнитного излучения от радиотехнических объектов на различных территориях приведены в таблице 110 настоящих нормативов.

При одновременном облучении от нескольких источников должны соблюдаться условия СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03.

15.7.4. Размещение антенн радиолюбительских радиостанций диапазона 3-30 МГц и радиостанций гражданского диапазона частот 26,5-27,5 МГц осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.

15.7.5. В целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых антеннами ПРТО, устанавливаются санитарно-защитные зоны и зоны ограничения застройки с учетом перспективного развития ПРТО (за исключением случаев размещения одной стационарной радио-станции с эффективной излучаемой мощностью не более 10 Вт вне здания).

Границы санитарно-защитной зоны определяются в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.

Зона ограничения застройки представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни электромагнитных полей превышают ПДУ. Внешняя граница зоны ограничения застройки определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень электромагнитных полей не превышает ПДУ.

Для ПРТО с мощностью передатчиков более 100 кВт, расположенных на территории жилой застройки, границы санитарно-защитной зоны устанавливаются решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя в установленном порядке.

Примечание: При определении границ санитарно-защитных зон и зон ограничения следует учитывать необходимость защиты от воздействия вторичного электромагнитного поля, переизлучаемого элементами конструкции здания, коммуникациями, внутренней проводкой и т. д.

15.7.6. Санитарно-защитная зона и зона ограничения застройки не могут использоваться в качестве территории жилой застройки, для размещения дачных, садовых, огороднических объединений или индивидуальных участков, площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т. п., а также не могут рассматриваться как резервная территория предприятия и использоваться для расширения промышленной площадки.

15.7.7. В целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи (ВЛ), устанавливаются санитарные разрывы. Границы санитарных разрывов вдоль трассы ВЛ следует принимать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03.

Для ВЛ устанавливаются также охранные зоны, в границах которых запрещается размещать жилые и общественные здания, площадки для стоянки и остановки всех видов транспорта, машин и механизмов, предприятия по обслуживанию автомобилей, автозаправочные станции, спортивные площадки, площадки для игр, стадионы, рынки, устраивать свалки, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ.

Размеры санитарных разрывов и охранных зон ВЛ приведены в п.п. 8.8.23-8.8.24 настоящих нормативов.

15.7.8. Предельно допустимые уровни напряженности электрического поля создаваемого высоковольтными воздушными линиями электропередачи тока промышленной частоты нормируются для населения в соответствии с требованиями СанПиН 2971-84.

15.7.9. Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 Гц в помещениях жилых и общественных зданий и на территориях жилых и общественно-деловых зон устанавливаются в соответствии с требованиями ГН 2.1.8/2.2.4.2262-07.

15.7.10. В качестве мероприятий по защите населения от электромагнитных полей, излучений и облучений следует предусматривать:

рациональное размещение источников электромагнитного поля и применение средств защиты, в том числе экранирование источников;

уменьшение излучаемой мощности передатчиков и антенн;

ограничение доступа к источникам излучения, в том числе вторичного излучения (сетям, конструкциям зданий, коммуникациям).

На территории жилой застройки, где уровень электромагнитного излучения превышает предельно допустимые уровни, необходимо предусматривать проведение архитектурно-планировочных и инженерно-технических мероприятий (ограничение мощности радиопередающих объектов, изменение высоты установки антенны и направления угла излучения, вынос радиопередающего объекта за пределы жилой зоны или жилых зданий из зоны влияния радиопередающего объекта).

15.8. Радиационная безопасность

15.8.1. Радиационная безопасность населения и окружающей природной среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности и требования радиационной защиты, установленные Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», СанПиН 2.6.1.2523-09 (НРБ-99/2009) и СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ 99/2010).

Требования по обеспечению радиационной безопасности населения распространяются на следующие источники ионизирующего излучения:

техногенные источники за счет нормальной эксплуатации техногенных источников излучения;

техногенные источники в результате радиационной аварии;

природные источники;

медицинские источники.

15.8.2. Радиационная безопасность населения обеспечивается:

созданием условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям СанПиН 2.6.1.2523-09 (НРБ-99/2009) и СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ 99/2010);

организацией радиационного контроля;

эффективностью планирования и проведения мероприятий по радиационной защите населения, а также объектов окружающей среды – воздуха, почвы, растительности и др. в нормальных условиях и в случае радиационной аварии;

организацией системы информации о радиационной обстановке.

15.8.3. Перед отводом территорий под строительство необходимо проводить оценку радиационной обстановки в соответствии с требованиями СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ 99/2010), СП 2.6.1.1292-03 и СП 11-102-97.

Участки застройки квалифицируются как радиационно-безопасные и их можно использовать под строительство жилых зданий и зданий социально-бытового назначения при совместном выполнении условий:

отсутствие радиационных аномалий;

значения мощности дозы гамма-излучения на участке не превышают 0,3 мкГр/ч (33 мкР/ч) и плотность потока радона с поверхности грунта не более 80 мБк/м2c.

Участки застройки под промышленные объекты квалифицируются как радиационно безопасные при совместном выполнении условий:

отсутствие радиационных аномалий;

значения мощности дозы гамма-излучения на участке не превышают 0,3 мкЗв/ч (33 мкР/ч) и плотность потока радона с поверхности грунта не более 250 мБк/м2с.

15.8.4. Участки застройки с выявленными в процессе изысканий радиоактивными загрязнениями подлежат в ходе инженерной подготовки дезактивации (радиационной реабилитации).

При отводе для строительства здания участка с плотностью потока радона более 80 мБк/(м2с) в проекте здания должна быть предусмотрена система защиты от радона (монолитная бетонная подушка, улучшенная изоляция перекрытия подвального помещения и др.). Необходимость радонозащитных мероприятий при плотности потока радона с поверхности грунта менее 80 мБк/(м2с) определяется в каждом отдельном случае по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора.

15.8.5. На всех стадиях строительства, реконструкции и эксплуатации жилых зданий и зданий социально-бытового назначения должен осуществляться производственный радиационный контроль. Производственный радиационный контроль проводится для проверки соответствия зданий действующим нормативам. В случаях обнаружения превышения нормативных значений должен проводиться анализ связанных с этим причин и осуществляться необходимые защитные мероприятия, направленные на снижение мощности дозы гамма-излучения и (или) содержания радона в воздухе помещений. До снижения мощности дозы гамма-излучения и объемной активности радона в воздухе помещений строящегося, реконструируемого или капитально ремонтируемого здания до нормативных значений, здание или его часть не подлежат приему в эксплуатацию территориальными органами Роспотребнадзора.

Производственный радиационный контроль жилых зданий и зданий социально-бытового назначения осуществляют организации, аккредитованные в установленном порядке.

15.8.6. Каждый источник централизованного питьевого водоснабжения населения должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям радиационной безопасности. Контроль за содержанием радионуклидов в питьевой воде осуществляет организация, обеспечивающая водоснабжение населения. Порядок контроля устанавливается по согласованию с органами Роспотребнадзора.

При содержании радионуклидов в воде действующих источников водоснабжения выше уровней вмешательства следует принять меры по изысканию альтернативных источников. Органы исполнительной власти Брянской области, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Новые источники водоснабжения вводятся в эксплуатацию, как правило, при условии, что удельная активность радионуклида в воде не превышает принятых уровней вмешательства (приложение 2 СанПиН 2.6.1.2523-09 (НРБ-99/2009)).

15.8.7. Допустимое значение эффективной дозы (основной предел доз), обусловленной суммарным воздействием техногенных источников излучения при нормальной эксплуатации, для населения устанавливается 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год.

Основные пределы доз не включают в себя дозы от природного и медицинского облучения, а также дозы вследствие радиационных аварий. На эти виды облучения устанавливаются ограничения в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.2523-09 (НРБ-99/2009).

15.8.8. При проектировании защиты от объекта ионизирующего излучения МЭД для населения вне территории объекта не должна превышать 0,06 мкЗв/ч, а для персонала и населения в помещениях и на территории объекта устанавливается в соответствии с таблицей 3.3.1 СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ 99/2010).

15.8.9. Площадки для размещения радиационных объектов должны соответствовать требованиям СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ 99/2010).

15.8.10. Объекты для захоронения радиоактивных отходов следует размещать в соответствии с требованиями раздела «Зоны специального назначения» (подраздел «Зоны размещения специализированных организаций по обращению с радиоактивными отходами») настоящих нормативов.

15.8.11. В случае возникновения радиационной аварии должны быть приняты практические меры для восстановления контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.2523-09 (НРБ-99/2009).

15.9. Разрешенные параметры допустимых уровней воздействия на человека и условия проживания

15.9.1. Предельные значения допустимых уровней воздействия на среду и человека устанавливаются в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и приведены в таблице 110.

Таблица 110

Зона Максимальный уровень шумового воздействия, дБА Максимальный уровень загрязнения атмосферного воздуха Максимальный уровень электромагнитного излучения от радиотехнических объектов Загрязненность сточных вод *
Жилые зоны: малоэтажная застройка многоэтажная застройка ночное время суток (23.00-7.00) 55 55 45 1 ПДК 1 ПДУ Нормативно очищенные на локальных очистных сооружениях Выпуск в городской коллектор с последующей очисткой на городских КОС
Общественно-деловые зоны 60 То же То же То же
Производственные зоны Нормируется по границе объединенной СЗЗ 70 Нормируется по границе объединенной СЗЗ 1 ПДК Нормируется по границе объединенной СЗЗ 1 ПДУ Нормативно очищенные на локальных очистных соо-ружениях с самостоятельным или централизованным выпуском
Рекреационные зоны, в том числе места массового отдыха населения, территории лечебно-профилакти-ческих учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации 70 (с 7.00 до 23.00) 60 (с 23.00 до 7.00) 0,8 ПДК 1 ПДУ Нормативно очищенные на локальных очистных соо-ружениях с возможным самостоятельным выпуском
Зона особо охраняемых природных территорий 65 0,8 ПДК 1 ПДУ Нормативно очищенные на локальных очистных сооруже-ниях с самостоятельным или централизованным выпуском
Зоны сельско-хозяйственного использования 70 0,8 ПДК – дачные, садоводческие, огороднические объединения 1 ПДК – зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения 1 ПДУ То же

* Норматив качества воды устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00.

Примечания:

1. Предельные значения допустимых уровней мощности дозы гамма-излучений приведены в подразделе «Радиационная безопасность».

2. Значение максимально допустимых уровней относятся к территориям, расположенным внутри зон. На границах зон должны обеспечиваться значения уровней воздействия, соответствующие меньшему значению из разрешенных в зонах по обе стороны границы.

15.10. Регулирование микроклимата

15.10.1. При планировке и застройке территории Брянской области необходимо обеспечивать нормы освещенности помещений проектируемых зданий.

Брянская область по ресурсам светового климата относится ко 2 группе субъектов Российской Федерации. Ориентация световых проемов по сторонам горизонта и значения коэффициента светового климата для данной группы приведены в таблице 111.

Таблица 111

Световые проемы Ориентация световых проемов по сторонам горизонта Коэффициент светового климата
В наружных стенах зданий С, СВ, СЗ, З, В 0,9
ЮВ, ЮЗ, Ю 0,85
В прямоугольных и трапециевидных фонарях С-Ю, В-З, СВ-ЮЗ, ЮВ-СЗ 0,9
В фонарях типа «Шед» С 0,9
В зенитных фонарях - 0,9

Примечания:

1. С – север; СВ – северо-восток; СЗ – северо-запад; В – восток; З – запад; С-Ю – север-юг; В-З – восток-запад; Ю – юг; ЮВ – юго-восток; ЮЗ – юго-запад.

2. Ориентацию световых проемов по сторонам света в лечебных учреждениях следует принимать согласно СанПиН 2.1.3.2630-10.

15.10.2. Продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых и общественных зданий устанавливается дифференцированно в зависимости от типа и функционального назначения помещений, планировочных зон населенного пункта, географической широты районов Брянской области не менее 2,0 часов в день с 22 марта по 22 сентября.

Расчет продолжительности инсоляции помещений и территорий выполняется по инсоляционным графикам в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.

15.10.3. На территориях детских игровых площадок, спортивных площадок жилых зданий; групповых и физкультурных площадок дошкольных организаций; спортивной зоны, зоны отдыха общеобразовательных школ и школ-интернатов; зоны отдыха лечебно-профилактических учреждений стационарного типа продолжительность инсоляции должна составлять не менее 3 часов на 50 % площади каждого участка (площадки).

15.10.4. Для определения минимальных разрывов между зданиями, обеспечивающих нормативную инсоляцию, необходим расчет продолжительности инсоляции помещений и территорий, который осуществляется с учетом географической широты, расположения и размеров затеняющих объектов.

15.10.5. Для жилых помещений, дошкольных организаций, учебных помещений общеобразовательных школ, школ-интернатов, других учреждений образования, лечебно-профилактичес-ких, санаторно-оздоровительных учреждений, учреждений социального обеспечения, имеющих юго-западную и западную ориентации световых проемов, должны предусматриваться меры по ограничению избыточного теплового воздействия инсоляции.

Защита от перегрева должна быть предусмотрена не менее чем для половины игровых площадок, мест размещения игровых и спортивных снарядов и устройств, мест отдыха населения.

Меры по ограничению избыточного теплового воздействия инсоляции не должны приводить к нарушению норм естественного освещения помещений.

15.10.6. В целях улучшения условий жизнедеятельности населения следует проектировать организацию снегои ветрозащиты жилых территорий.

Необходимая степень ветрозащиты определяется в зависимости от скорости ветра абсолютной преобладающей вероятности (75 % и более).

Регулирование снегоотложений обязательно на территориях, где суммарный снегоперенос (по всем румбам) составляет 600 м3/м и более.

15.10.7. Для обеспечения инсоляции жилых помещений ветрозащитных зданий широтной ориентации допускается отклонение корпусов от широтного направления в пределах 60º.

15.10.8. Детские площадки, площадки для отдыха, пешеходные трассы должны размещаться на защищенных от ветра и инсолируемых площадках.

15.10.9. Планировочная структура населенных пунктов должна предусматривать систему аэродинамических комплексов, снеговых каналов и специальных территорий для естественного отложения снега. Защита от снегонесущих потоков в жилой застройке осуществляется расположением зданий на пути снежных потоков, проектированием и сооружением специальных снегоотбойных щитов, снегозащитных ограждений и снеговыдувающих щитов.

Охрана окружающей среды
Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100