Полностью Только текст
Сегодня
пятница, 24 января 2025 г.

Погода в Брянске ночью
Облачно, без осадков, -3 -5 oC
Ветер юго-восточный, 0-2 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / История / "Партизанская республика" 

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ПАРТИЗАНСКОГО КРАЯ

Часть 1   |   Часть2   |   Часть3   |   Часть4

Т. К. ДАНДЫКИН.
ХОЗЯЙСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В ПАРТИЗАНСКИХ КРАЯХ И ЗОНАХ

(продолжение)

13 апреля 1942 года на бюро Дятьковского райкома партии был рассмотрен вопрос «Об упорядочении взимания гарнцевого сбора за размол зерна» и установлена норма гарнцевого сбора — б процентов от размолотого зерна51. Сельским Советам, правлениям колхозов было поручено обеспечить содержание мельничного хозяйства в полной исправности. Заведующих мельницами предупредили, что расходование и отпуск хлеба без нарядов райуполминзага запрещен. На этом же заседании бюро приняло решение и о государственной закупке 254 тонн картофеля для обеспечения партизанских отрядов на период весенней распутицы. План закупок был доведен до каждого сельского Совета.
Через месяц бюро райкома партии вновь обсуждало продовольственный вопрос. На этот раз были установлены обязательные поставки масла и яиц. Хозяйства, имеющие коров и кур, должны были сдать государству 5 килограммов масла и 75 яиц. Освобождались от поставок хозяйства престарелых мужчин (60 лет) и женщин (55 лет), а также семьи красноармейцев и семьи, имеющие детей в возрасте до 8 лет52.
Заботы о создании продовольственных запасов отнимали немало сил и времени и у Трубчевского райкома партии и райисполкома. В конце апреля 1942 года они приняли решение о заготовке для партизанских отрядов хлеба, мяса, яиц и сливочного масла. Затем последовала большая организаторская работа. В итоге за два месяца от населения поступило 140 тонн хлеба, 490 центнеров мяса, 18 центнеров сливочного масла и 60 тысяч яиц53.

Большое внимание уделялось проведению весеннего сева и уборке урожая, от которых зависела обеспеченность партизанских отрядов и населения продовольствием в будущем.
Бюро Навлинского райкома партии в апреле 1942 гола приняло решение о том, чтобы сельские Советы и колхозы организовали подготовку к весеннему севу. Они провели сбор семян у населения, наладили обработку семенного материала.
Некоторое время спустя райком партии обратился к населению с призывом коллективно провести весенний сев. Во все 56 колхозов был направлен партийный актив. Сев прошел организованно. Колхозы засеяли 6205 га, а индивидуальный сектор — 2085 га54.
В самый разгар сева — 11 мая 1942 года Трубчевский райком партии разобрался с его ходом в Рябчевском и Комягинском сельских Советах. Бюро обязало председателей сельских Советов и колхозов обеспечить повседневное оперативное руководство весенним севом, обратило внимание на регулирование использования тягловой силы и сельскохозяйственного инвентаря. Этим же решением председателей сельских Советов и колхозов обязали засеять участки земли в фонд обороны для обеспечения партизанских отрядов самым необходимым продовольствием 55.
Обсуждение положения дел в Рябчевском и Комягинском сельсоветах натолкнуло на мысль о проведении учета оставшегося колхозного имущества, тягловой силы, транспорта и упряжки, о выявлении наличия скота у колхозников. Колхозы организовали охрану общественных построек, а также сельхозинвентаря. В отличие от навлинцев, трубчане провели сев единолично. Только в трех колхозах Рябчевского сельского Совета эта работа велась коллективно. В районе было посеяно около 10000 га56.
Уборка урожая
Уборка урожая в партизанском крае
велась с применением сельхозтехники.

Не менее важное значение партийные и советские органы придавали подготовке к уборке урожая. В районах организовывали ремонтные мастерские, выделяли кузницы для ремонта сельскохозяйственной техники и инвентаря.
В Навлинском районе к июню 1942 года восстановили 4 трактора, столько же сложных молотилок «МК-1100», обеспечили их горючим, отремонтировали 26 конных молотилок 57.
К началу уборки каждый сельский Совет организовал в лесу ток для обмолота зерновых, подземные зернохранилища, там же подготовили базы для хранения заготовленного хлеба, овощей и сена58.
Райком партии и райисполком обратились к населению с воззванием. В нем говорилось: «Фашистские разбойники хотят голодом задушить партизан и мирных жителей района, но этому не бывать! Фашистские бандиты нашего хлеба не получат. За каждый населенный пункт, за каждый гектар нашего хлебного поля мы будем драться до последней капли крови! Граждане и гражданки, не отдавайте свой хлеб врагу! Готовьтесь к уборке урожая! Славная Красная Армия движется к нам на помощь! Бейте врага везде и всюду, где бы он ни появился...» 59.
А потом во всех населенных пунктах были собрания трудящихся с вопросом о проведении уборки урожая.
Райком комсомола готовил к уборочной страде молодежь. Начал он эту работу с совещания секретарей комсомольских организаций. Оно состоялось 21 июля 1942 года. На нем был выработан план мероприятий по подготовке к уборке. Секретарям комсомольских организаций предстояло выделить людей, знающих сельскохозяйственное производство, чтобы проверить готовность колхозов к уборке урожая, оказать помощь в ремонте инвентаря, транспорта, риг, строительстве зернохранилищ. Решено было силами молодежи организовать вооруженную охрану хлеба. Участники совещания договорились о развертывании социалистического соревнования комсомольцев и молодежи за лучшее участие в уборочных работах 60.

Партизанские косари
Партизанские косари помогают
женщинам на заготовке сена.

…Советские районы организованно приступили к уборке урожая трав и зерновых культур. Задача партийных и советских органов заключалась теперь в том, чтобы закрепить эти темпы, быстро и без потерь убрать урожай, не дать врагу воспользоваться им. С этой целью на уборку было мобилизовано все население партизанских краев.
В Навлинском районе уборочные работы развернули в конце июля 1942 года. Предстояло убрать 3956 га озимых и 1589 га яровых61. Хлеб убирали быстро, его снопами увозили в лес и там, на заранее подготовленных токах, вели обмолот. К 3 сентября 1942 года 90 процентов озимых и яровых посевов было убрано, из них 70 процентов обмолочено62.
Работа на уборке урожая была тогда часто связана со смертельной опасностью, поэтому колхозники некоторых сельских Советов трудились под присмотром вооруженной охраны партизанских отрядов и групп самообороны. Активность населения на уборке была неслыханно высокой. Сотни людей работали днем и ночью. Свыше 1000 га зерновых с полей, граничащих с оккупированными населенными пунктами, были убраны ночью под обстрелом врага. Озимые посевы колхозов: «Путь к коммунизму», «Пахарь», им. Ворошилова, расположенных на расстоянии 500 — 1000 метров от железной дороги и Находившиеся за линией партизанской обороны, также убраны во время и без потерь, несмотря на систематический обстрел63.
Люди проявляли чудеса героизма. Колхозники сельхозартели им. VII съезда Советов сумели убрать зерновые культуры на расстоянии 300 метров от обороны противника. Они увезли 25 возов пшеницы, убранной немецкими оккупантами. Озимые посевы колхоза им. Кирова, находившиеся за линией партизанской обороны, также были убраны и перевезены на территорию партизанского края 64.
Организованное проведение уборки урожая в этом районе позволило выполнить план обязательных поставок государству. Из плана 4306 центнеров на 11 сентября 1942 года было заготовлено 4200 центнеров65. Райисполком полностью обеспечил продовольствием почти 4000 семей бывших рабочих и служащих, а также беженцев из районов, оккупированных врагом. Партизанские отряды получили 6-месячный запас хлеба из расчета по 500 граммов на бойца в день. Остальное зерно (300 тонн), поступившее по зернопоставкам, было вывезено на районные базы, как .резерв. Колхозникам было выдано на трудодень по 3 кг66.
Одновременно с уборкой урожая во второй половине августа райком партии и райисполком развернули сев озимых культур. Под урожай 1943 г. было засеяно 5200 га, то на 1264 га больше, чем было в 1941 году67.
Газета «Советская Россия» писала: «Однажды туристы из одной западноевропейской столицы обратились к председателю колхоза «Красный партизан» Суземского района т. Гапеенко Д. с вопросом: «Скажите, это правда, что Вы руководили в фашистском тылу колхозом?» Он подтвердил, что на втором и третьем году войны на юге Брянщины существовал огромный район, куда фашисты боялись попасть не только ночью, но и днем. Здесь существовали колхозы, совхозы, сельские Советы и райисполком. Советская власть жила и здравствовала».
На вопрос — как же работали ваши колхозники, добровольно или по принуждению? — Д. Гапеенко ответил: «Мы работали только добровольно. Каждый работал за троих-четверых. С приходом оккупантов все мужчины, способные носить оружие, стали народными мстителями. Все приходилось делать вручную, зачастую под бомбежкой и обстрелом вражеских самолетов. И, несмотря на это, мы сеяли рожь, сажали картофель. Выращенные урожаи сдавали по всем правилам, только не на государственные пункты, а представителям партизанской бригады. У всех была одна мечта: поскорее победить врага. Мы верили в наше завтра» 68.
Сказанное тов. Гапеенко было характерно для всех советских районов.
О самоотверженности и активности колхозников в партизанских краях говорит и такой пример. В 1942 году, в период уборки лугов во многих колхозах Навлинского района люди работали даже активнее, чем до войны. На работу выходили старики, инвалиды, дети — все, кто мог что-то делать. Это ли не показатель того, сколь велико было стремление народа приблизить час победы.
Заботы партийных и советских органов о продовольствии в партизанских краях не заслонили, однако, забот по организации и конкретной помощи партизанским отрядам и частям Красной Армии в их вооруженной борьбе.
Одной из важных форм такой помощи стали группы самообороны. Их создавали в освобожденных партизанами населенных пунктах. Они несли караульную службу и были в подчинении теперь уже легальных партийных организаций и сельских Советов. Как правило, группы комплектовались из подростков, женщин, стариков, которые не могли нести службу в боевых партизанских отрядах. И, несмотря на это, никто из посторонних не мог незамеченным проникнуть в населенный пункт партизанских краев. Самооборонцы исправно несли свою службу. И когда оккупанты осмеливались напасть на села партизанского края, становились настоящими воинами, немедленно подключались на помощь партизанам.
Однажды фашистские каратели решили уничтожить группы самообороны в деревнях Святое, Алексеевка, Алешенка и колхозе «Первомайский» Навлинского района. Вооруженные старики, женщины и дети подпустили их на близкое расстояние и наголову разбили69.
Партизанская война — война народная. Поэтому без активной поддержки партизанского движения населением немыслимо было бы не только создание партизанских краев и зон и восстановление советских районов, невозможной была бы и вообще партизанская борьба во вражеском тылу. Только благодаря высокому советскому патриотизму людей, их преданности социалистическому строю стало возможным, что в тылу вражеских армий действовали советские органы власти.
Жители деревень и сел Брянщины вели разведывательную работу, снабжали партизанские отряды продовольствием, одеждой, укрывали партизан и воинов Краевой Армии, лечили раненых.
Сергей Половников, житель деревни Стеклянная Радица Брянского района, предоставлял у себя ночлег партизанским группам до 15 человек. И это в то время, когда в деревне находилось до трехсот немецких солдат. Дочери С. Половникова неоднократно ходили в разведку по заданию партизан и приносили ценные сведения. Даже десятилетний сын сражался с врагом. Он был верным часовым, наблюдал за передвижением немцев по железной дороге и сообщал об этом партизанам70.
Жители села Марочево бывшего Жирятинского района колхозники Дербнев и Сухорукое передали партизанам станковый пулемет, 12 винтовок, 10 ящиков патронов и несколько наганов. В. П. Селютин из села Березовичи этого же района также передал партизанам станковый пулемет и несколько ящиков патронов71.
Оказывал партизанам помощь старый трубчанин В. Н. Коржов, его дочь Дарья. Они ходили в деревни Плюсково, Юрово, Фомчино, добывали сведения о противнике и передавали их народным мстителям.
Помощь отрядам со стороны населения были вынуждены признать и фашистские оккупанты. Итальянская фашистская газета «Коррере-делла сера» 8 января 1943 г. писала: «Население не только помогает партизанам материально, но и доставляет им сведения о передвижении германских войск»72.
Или другой пример. Немецкий генерал фон Гридос запрещал своим солдатам ночевать в селах по одиночке. Боязнь партизан продиктовала решение ночевать в деревнях только большими группами под охраной постов. Солдатам запрещалось даже разговаривать в домах местных жителей 73.

Эти примеры лишний раз подчеркивают тот факт, что население оккупированных районов всецело находилось на стороне партизанских отрядов и оказывало всестороннюю помощь в их вооруженной борьбе против фашистских оккупантов...
Население партизанских краев и зон участвовало в сборе денежных средств в фонд Красной Армии. Эти деньги предназначались на строительство танковой колонны «Орловский партизан». Люди подписывались на военные займы, собирали средства в фонд обороны.
Придавая важное значение этому вопросу, Дятьковский райком партии 13 апреля 1942 года рассмотрел его на заседании бюро. Секретарей партийных организаций, председателей сельских и поселковых Советов обязали на основе массово-политической работы обеспечить максимальное размещение военного займа 1942 года. Для оказания практической помощи в проведении этой работы в первичные партийные организации, сельские и поселковые Советы был командирован партийный актив 74.
Результаты массово-политической работы не замедлили сказаться. Только в рабочем поселке Бытошь с января по 18 мая 1942 г. собрали на постройку «Комсомольского танка» 155 тыс. рублей75. На 25 апреля 1942 г. население Дятьковского района подписалось на военный заем и внесло наличными 475 тысяч рублей76. В Трубчевском районе па 1 мая 1942 г. подписка на военный заем составила 145 тысяч рублей наличными, кроме того население сдало облигаций на сумму 373 тыс. рублей77. В Комаричском районе военный заем 1942 г. реализовали на 250 тыс. рублей, половину из них внесли наличными78. В Суземском — в фонд обороны собрали наличными 261425 руб., подписались на военный заем на сумму 648205 рублей. 79
Активно участвовало в сборе денежных средств в фонд обороны и население Навлинского района. Оно собрало 128838 рублей. Только на постройку танковой колонны «Ленинского комсомола» молодежь района собрала 15186 рублей, подписка на военный заем 1942 года составила 378990 рублей 80.

Далее...



50. БПА, ф. 1659, on. 1. д. 1, л. 4.
51. Партизаны Брянщины, 1962, стр. 104.
52. БПА, ф. 1659, оп. 1, д. 1, л. 55.
53. БПА, ф. 1672. оп. 1, д. 7, л. 42.
54. Там же. ф. 1650, оп. 1, д. 178. л. 49.
55. Партизаны Брянщины, 1970. стр. 140.
56. БПА, ф. 1672. оп. 1, д. 7, л. 42.
57. Там же. л. 223.
58. Там же. ф. 1650, оп. 8, д. 5, л. 23.
59. Там же. л 23.
60. Архив ЦК ВЛКСМ, ф. «Брянских партизан», оп. 1. д. 34, л. 1.
61. БПА, ф. 1672, оп. 2. д. 7, л. 223.
62. Там же, л. 5.
63 Там же, л. 25.
64. БПА. ф. 1672, оп. 2, д. 7, л. 25.
65. Там же, л. 26.
66. Там же, л. 224.
67. Там же.
68. «Советская Россия». 1969, 9 мая
69. БПА, ф. 1672, on. 2, д. 7, л.
70. БПА, ф. 1650. он. 8, д. 170. л. 5
71. Там же, д. 20, л. 16.
72 Та м ж е.
73. Лесные богатыри, стр. 64.
74. БПА, ф. 1659, оп. 1, д. 1, л. 13.
75. Там же, ф. 1650, оп. 2, д. 702, л. 88.
76. Партизаны Брянщины, 1970, стр. 130.
77. БПА, ф. 1672, оп. 1, д. 7, л. 42.
78. Там же, л. 179.
79. Партизаны Брянщины, 1970, стр. 153.
80. БПА, ф. 1672, оп. 2, д. 7, л. 214.

В начало раздела "Партизанская республика"
Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100